Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема возникновения драмы в Древней Греции. Устройство античного театра.



Театр родился из мистерий в честь Диониса. В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры (изначально их на сцене было всего два, третьего ввёл Софокл) выступали в огромных масках и на котурнах(увеличивали рост актёра, придавали величественность его фигуре). Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).

Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида.

Пьесы той поры: «Ипполит увенчанный», «Прометей прикованный», «Електра» (есть несколько пьес с таким названием — от разных авторов), трилогия «Орестея».

В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), как между спортсменами, в ходе этого действия учитывалось мнение публики. Софокл ни разу не занял последнего места на этих состязаниях.

Века до нашей эры

Аттический(классический) период — период наивысшего арсцвета греческих городов-государств, полисной системы, демократии в Афинах. Но когда какое-то явление достигает апогея, то в нем начинаются первые кризисные явления.

Афины — центр полиса Аттика, отсюда второе название периода.

Драма с буквальном переводе обозначает действие. По Аристотелю, в основе драматического действие лежит диалог, что отличает драму от эпоса и лирики. Древнегреческая драматургия никогда не изображает действие напрямую. Например, классическая трагедия «Эдип-царь» - в ней мы не увидим события, но мы увидим, как Эдип осознает свои поступки, их последствия. Греки совсем не выносили таких вещей, как убийство на сцене, это было, по их мнению, безнравственно. Убийство обычно происходило за закрытыми дверями, а зрителю показывали только результат: трупы на тележках.

Драма — не действие, а проблема действия, философское осмысление действия, поставленное перед зрителем напрямую. Все действия происходили за сценой, а результат выносился зрителями.

Истоки театра. обрядовые игры,. хоры, девичьи и мужские, на похоронах тоже использовали элементы драматических действий. Геродот утверждал, что древние греки позаимствовали драму у культов египетского Озириса, и там были развиты как раз элементы похоронного обрядового действия. Проблема в том, что в Египте была пантомима — действие было мимическим, не было речи, а драма — как раз языковая форма.

Историки утверждают, что драма могла родиться только в Греции, так как греческой культуре присуща борьба с помощью слова, агонистическое начало.

Аристотель, который оставляет нам наиболее раннее свидетельство об истоках драмы, писал в четвертой книге «Поэтики»: «Трагедии и комедии возникли из импровизации, то есть то, что характерно для народного площадного театра, карнавала. Первая трагедия — от зачинателей дифирамба, вторая — от зачинателей фаллических песен, употребимых еще во многих городах».

Дифирамбы — гимны в честь Диониса. Дифирамб представлял собой диалог между хором (например, козлоногих сатиров) и корифея хора (предводителем хора — например, жрецом).

Фаллические песни — обряды через бога Диониса, когда крестьяне с изображением огромного Фалла ходили по полям и оплодотворяли землю.

Дионис и Аполлон, таким образом, покровители трагедии.

Дионису было посвящено 4 праздника:

Сельские дионисии (декабрь-январь)

Линеи, на которых ставились в основном комедии (январь-февраль)

Амфистерии (февраль-март),

Великие дионисии, праздновавшиеся в честь весеннего равноденствия. На них ставились трагедии

Из слияния аполлонизма и дионисийства рождается форма трагедии. Ницше рассматривает хор, как идеального зрителя, который отказался от своей индивидуальности через слияние с чужой природой. Кроме того, он говорит, бурное проявление запретных человеческих качеств — вот она, греческая трагедия.

Второй источник — культ похоронных обрядов, которые тоже были связаны с культом растительных божеств, в частности, с культом Деметры и ее дочери Персефоны. (Эливсинские мистерии)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.