Здавалка
Главная | Обратная связь

Соотношение государственной власти и нравственного закона в трагедии Софокла «Антигона».



Софокл разработал этот сюжет под углом зрения конфликта между человеческими законами и «неписаными законами» религии и морали. Вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали «неписаные законы» «богоустановленными» и нерушимыми в противоположность изменчивым законам людей. Консервативная в религиозных вопросах афинская демократия также требовала уважения к «неписаным законам».

В прологе трагедии Антигона сообщает своей сестре Исмене о запрете Креонта и о своем намерении похоронить брата, несмотря на запрет. Драмы Софокла обычно строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы. Этой экспозиционной цели служат прологи; пролог к «Антигоне» содержит и другую черту, очень частую у Софокла, – противопоставление суровых и мягких характеров: непреклонной Антигоне противопоставляется робкая Исмена, сочувствующая сестре, но не решающаяся действовать вместе с ней. Антигона уверенно защищает правоту своего поступка, ссылаясь на кровный долг и нерушимость божественных законов. Активный героизм Антигоны, ее прямота и правдолюбие оттенены пассивным героизмом Исмены; Исмена готова признать себя соучастницей преступления и разделить судьбу сестры. Креонт обрекает ее на смерть в каменном склепе.

Центральная часть — спор между Креонтом и Антигоной. Этот спор — самая важная часть трагедии. Но перед ним звучит очень необычный хор, в котором мы находим позицию Софокла, хоть он открыто и не высказывает ее в трагедии. Хор поет гимн человеку, в котором говорится, что человек должен почитать законы страны и божественную правду, что сила человеческого разума ведет как к добру, так и ко злу.

Когда встречаются два главных протагониста, Креонт начинает с упреков, он набрасывается на Антигону с нападками. Связанная Антигона на самом деле перед ним почти робеет, слушая брань и крики Креонта, и ответ ее становится неким странным признанием. Она говорит: «Я думаю о другом. Брат мой, возлюбленный брат мой, я должна была оказать ему почесть».

Антигона повесилась в склепе, а Гемон на глазах отца пронзил себя мечом у тела своей невесты. А когда подавленный горем Креонт возвращается с трудом Гемона, он получает известие о новом несчастье: Эвридика лишила себя жизни, проклиная мужа как детоубийцу. Хор заключает трагедию краткой сентенцией о том, что боги не оставляют нечестия неотомщенным.

Герои «Антигоны» – люди с ярко выраженной индивидуальностью, и поведение их всецело обусловлено их личными качествами. Очень легко было бы предоставить гибель дочери Эдипа как осуществление родового проклятия, но об этом традиционном мотиве Софокл упоминает лишь вскользь. Движущими силами трагедии служат у Софокла человеческие характеры. Однако побуждения субъективного свойства, например любовь Гемона к Антигоне, занимают второстепенное место; Софокл характеризует главных действующих лиц показом их поведения в конфликте по существенному вопросу полисной этики.

В этой драме побеждает умершая Антигона, на стороне которой оказался закон гуманности. Именно в трагедиях Софокла проявляется удивительная особенность греческого искусства — катарсис, способ очищения человеческих душ. Фактически, трагедия Софокла пробуждает гордость за человека, который защищает свои идеалы ценой жизни. И пусть герой погиб, он всем своим существом выступил за справедливость, и в это величайший оптимизм греческой трагедии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.