Здавалка
Главная | Обратная связь

Шестая стадия – ближайшее последствие КТД.



На общем сборе, в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились.

Педагогу все это необходимо взять на заметку, что бы использовать в дельнейшей работе.

Известно, что далеко ни все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт.

Поэтому сразу же после подведения итогов КТД, необходимо приложить максимум усилий, для того чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые КТД.

Приемы, использующиеся на всех стадиях КТД

Необходимо выделить некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД:

1) необходимо четко обозначить (поставить) проблему или задачу. Проблема или задача должна быть определена самими детьми. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям.

2) создание микроколлектива (групп, бригад, звеньев) для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания.

3) мозговой штурм: школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы (задачи).

4) отбор идей: необходимо из множества возможных решений, вариантов выбрать 1-2. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем (т.е., участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием).

5) когда выбор осуществить сложно используется прием – защита идей. Каждый член коллектива защищает свой вариант, подводит итог этого поиска и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия:

1. Нельзя нарушать последовательность стадий при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу.

2. Подготовка и проведение любого КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

3. Необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе, ранее используемые формы.

4. Реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях и близких людях, окружающем мире.

Таким образом, коллективная творческая деятельность – это уникальное и в то же время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива.

Как педагогическая технология, КТД или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы.

Методы порождение идей КТД

Мозговой штурм

«Мозговой штурм» относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди.

Педагогическое проектирование и педагогические технологии 223 Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а именно:

1. Условие задачи формулируется перед «штурмом» в общих чертах.

2. Группа «генераторов идей» за отведенное время (20-40 мин) выдвигает максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фантастические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах 2 мин, доказательств не требуется. Все идеи протоколируются или записываются на магнитофон. На этом этапе запрещена любая критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. Для повышения продуктивности «мозгового штурма» полезно предварительно ввести его участников в состояние мышечной и психической релаксации, снять у них психическую напряженность и мышечные зажимы тела.

3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные гипотезы.

4. Не решенная в процессе «штурма» задача может быть предложена тому же коллективу, но в несколько измененном виде, формулировке.

5. Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» рекомендуется использовать некоторые приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).

6. Гипотезы оцениваются по 10-балльной системе и выводится средний балл по оценкам всех экспертов.

 

Синектика

Синектический метод, методика его использования

Синектика (греч. «совмещение разнородных элементов») - система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы. Методика представляет собой логическое развитие «мозгового штурма». Отличие состоит в том, что последний проводится с людьми, которые могут не иметь опыта творческой деятельности. Синектика же предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразные приемы и т.д.

Синектвческие группы представляют собой объединение людей различных специальностей, научных дисциплин, возраста и т.д. Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.

Сессии синекторов, как правило, начинаются не с точной постановки задачи, а с обсуждения ее признаков. Затем руководитель сессии переключает внимание на обсуждение более конкретных вопросов, постепенно направляя дискуссию в нужное русло. Таким образом, проблема сначала формулируется в общем виде. Сессия синекторов решает задачу вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем. Постепенно участники подходят к пониманию проблемы и формулировке ее в понимании синекторов.

Для решения сформулированной проблемы проводится «экскурсия» по различным научным областям с целью выявления возможных решений, проблем в них. В процессе экскурсии используют 4 вида аналогий (прямую, личную, символическую, фантастическую), с помощью которых производится перенос новых гипотез на проблему, выявляют состоятельность гипотез. Большое значение придается анализу магнитофонных записей заседания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.