Здавалка
Главная | Обратная связь

Связь произвольного управления с речевыми сигналами



И. С. Беритов [1961а] писал, что произвольные движения человека характеризу­ются наличием сознательных целей, которые намечаются для удовлетворения личных и социальных потребностей путем словесного планирования деятельности. Отсюда характерной особенностью произвольных актов является не только их сознательный характер, но и связь со второй сигнальной системой (по И. П. Пав­лову), т. е. с мышлением и речью.

И. П. Павлов считал, что «непроизвольное можно сделать произвольным, но достигается это теперь при помощи второй сигнальной системы» [Павловские среды, 1949, с. 337]. Человек по принципу условного рефлекса вырабатывает спо­собность по словесному сигналу воспроизвести определенное двигательное пред­ставление и, опираясь на него, — определенный двигательный акт. Л. А. Орбели [1945] замечал в связи с этим, что обезьяна может имитировать действия челове­ка, но объяснить ей, что следует сделать то или иное движение, нельзя.

Большая заслуга в изучении словесного управления произвольными движени­ями принадлежит Л. С. Выготскому. Согласно его представлениям, первоначаль­ная роль речи в управлении произвольными движениями сводится к тому, что ребенок научается подчинять свои действия словесным требованиям взрослых (замечу — не реагировать действиями на слова взрослых, а подчинять свои дей­ствия требованиям других, т. е. самому их организовывать). В дальнейшем уже собственная речь ребенка служит организатором его поведения. При этом речь претерпевает своего рода эволюцию: вначале ребенок организует свою деятель­ность с помощью громкой речи, затем она постепенно свертывается, превращаясь во внутреннюю речь (А. Р. Лурия [1957]), или исчезает совсем (Е. Н. Соколов [1958]).

А. Р. Лурия писал, что у взрослого человека произвольные действия появля­ются как ответная реакция на внешние сигналы через обобщение словесных сиг­налов посредством внутренней речи. Однако у детей 1,5–2,5 лет существуют, по-видимому, более простые формы произвольного поведения, так как внутренняя речь ребенка еще недостаточно созрела, а произвольные действия осуществляют­ся. Правда, при этом ребенок либо не может закончить движение, либо не в состо­янии сделать только одно движение.

Однако в представлениях о связи произвольных реакций с речевыми сигнала­ми имеется еще много неясного. Некоторые ученые вслед за И. П. Павловым по­лагали, что, применяя речевой сигнал вместо первосигнального условного, мож­но произвольно вызвать непроизвольные реакции (А. Г. Иванов-Смоленский [1936]; В. С. Мерлин [1953]; Н. Н. Трауготт, Л. Я. Балонов, А. Е. Личко [1957]). В соответствии с этой точкой зрения П. В. Симонов полагал, что произвольной яв­ляется реакция, которая может быть осуществлена или задержана по словесному сигналу (своему или чужому), обозначающему эту реакцию или ее прекращение.

В то же время М. Н. Валуева [1967] считала такое условие отнесения реакций к разряду произвольных недостаточным. По ее мнению, истинная произвольность


3.5. Представление как компонент произвольного управления 85

возникает при известном отчуждении следов ранее испытанного воздействия от ситуации, в которой это воздействие имело место. Способность использования нервных следов вне той ситуации, где они сформировались, соединение следов в но­вые, ранее не встречавшиеся комбинации делают поведение человека произвольным.

Хотя создание у человека новых комбинаций стимулов происходит при учас­тии внутренней речи, она выступает в роли инструмента мышления, а не в каче­стве заменителя внешнего условного раздражителя. В связи с этим произвольные действия нельзя отождествлять с классическими условными рефлексами (хотя условно-рефлекторный механизм может в них и использоваться), и прежде всего потому, что произвольные действия — это действия мотивированные.

Участие второй сигнальной системы в произвольных реакциях еще не дает повода определять произвольность только как речевое управление поведением (хотя для инициации произвольных действий, «толчков» к их началу или для проявления волевого усилия — самостимулирования — роль второсигнальных команд велика). Во-первых, в онтогенезе речь появляется позже произвольных движений, и именно механизм произвольности служит базой для возникнове­ния речи, а не наоборот. Во-вторых, для произвольности реакций необходимо на­личие и других признаков, в частности — наличие представлений (образа) как ре­гулятора действий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.