Здавалка
Главная | Обратная связь

Представления о непроизвольной инициации произвольных действий



Еще У. Джемс отмечал, что, как предполагают некоторые психологи, помимо представления о движении нужна «идея» (представление) о степени иннерва­ции, необходимой для сокращения мышц. «Нервный ток, идущий при разряде из двигательного центра в двигательный нерв, порождает своеобразное ощуще­ние, отличающееся от всех других ощущений. С центробежными токами связа­но чувство иннервации, и ни одно движение не предваряется нами мысленно без того, чтобы это чувство не предшествовало ему. При этом иннервационное чув­ство указывает на степень силы, с которой должно быть произведено данное дви­жение, и на то усилие, при помощи которого его всего удобнее выполнить. Но мно-


4.1. Представления о непроизвольной инициации произвольных действий 91

гие психологи отвергают существование иннервационного чувства, и, конечно, они правы, так как нельзя привести прочных доводов в пользу его существова­ния», — писал У. Джемс [1991, с. 316].

У. Джемс считал, что в состав волевого акта может входить некоторый элемент согласия на то, чтобы акт совершился, — решение «да будет!». Именно этот эле­мент и характеризует, по У. Джемсу, сущность волевого акта. Однако в отноше­нии роли этого элемента позиция У. Джемса не столь уж определенная, так как далее он писал, что в простейших актах вмешательство дополнительного психи­ческого акта в виде решения о запуске произвольного движения не требуется, оно осуществляется по механизму, который У. Карпентер назвал «идеомоторным актом»: возникновение мысли (представления) о движении вызывает произволь­ное движение непосредственно, без вмешательства воли.

Для доказательства этого У. Джемс приводил следующий пример: «Во время разговора я замечаю булавку на полу или пыль у себя на рукаве. Не прерывая раз­говора, я поднимаю булавку или стираю пыль. У меня не возникает никаких реше­ний по поводу этих действий, они совершаются просто под впечатлением извест­ного восприятия и проносящейся в сознании моторной идеи» [там же, с. 322]. Возникает вопрос: а почему появилась моторная идея? И почему не могло с такой же быстротой пронестись в сознании и остаться не зафиксированным в памяти решение, что надо стереть пыль или поднять булавку?

Рассматривая запуск произвольного движения с помощью идеомоторного акта, У. Джемс пытался доказать, что в тех случаях, когда за идеомоторным актом дей­ствие не следует, в сознании имеется какая-нибудь другая идея, парализующая активность первой. «Но даже и в этом случае, — писал он, — действие совершает­ся отчасти: наблюдая за фехтующими, мы производим руками слабые аналогич­ные движения, и т. п.». Все это при сильных эмоциональных переживаниях дей­ствительно может иметь место. И все же, по моему мнению, У. Джемс слишком гипертрофировал роль предпусковых влияний (идеомоторики) для запуска про­извольных движений. Ведь их инициация в большинстве случаев осуществляет­ся с помощью пускового импульса, а предпусковые влияния в этих случаях лишь облегчают этот запуск, ускоряют его.

Рассматривал этот вопрос и Г. Мюнстерберг. В частности, он писал: «Я думаю о том, что возьму книгу, прежде чем протягиваю руку к ней; и, опять-таки, основ­ным фактом является то, что предшествующее представление о цели соответству­ет конечному результату. Однако возникает сомнение, не опущено ли при этом самое существенное. Может быть, здесь [имеет место] промежуточный процесс — чувство внутреннего импульса, акт решения — между моей мыслью о книге и дви­жениями, когда я встаю и достаю ее? Не заключена ли и не скрыта ли именно здесь вся тайна воли?.. Тщательный анализ может расчленить и переживание, даваемое таким импульсом. Легко показать, что в действительности здесь играет роль только предшествующее представление о первом движении, которое должно быть выпол­нено для того, чтобы была достигнута конечная цель» [1997, с. 183]. Таким обра­зом, волевой (внутренний) импульс Г. Мюнстерберг сводил к представлению о первом движении, направленном на достижение цели. «Это представление о пер­вом движении, предшествующее самому движению, и является содержанием того,


92Глава 4. Самоинициация произвольных действий

что мы обыкновенно называем чувством импульса. Действительно, ему принад­лежит решающий характер, так как это представление о первом движении ведет к выполнению самого движения» [там же, с. 183–184].

Нетрудно заметить, что представление у Г. Мюнстерберга играет роль услов­ного сигнала, а само действие носит чисто условно-рефлекторный характер: сто­ит только возникнуть представлению о цели, а затем представлению о первом дви­жении к цели, как действие осуществится само собой. Воля (произвольность) сведена этим автором, по существу, к преднамеренной актуализации образа цели — к представлению, и не больше.

Сделал попытку разобраться в механизме запуска волевых действий и Н. Н. Лан-ге, находившийся под сильным влиянием книги У. Джемса «Принципы психологии», в которой автор изложил приведенную выше точку зрения на волевой запуск дей­ствий. Поэтому нет ничего удивительного, что взгляды Н. Н. Ланге по вопросу о воле сходны с взглядами У. Джемса. В работе «Элементы воли» [1890] Н. Н. Ланге писал: «Обыкновенно волю и волевые явления рассматривают как некоторый совершенно своеобразный и дальнейшим образом неразложимый сознательный импульс к дей­ствиям, по времени им предшествующий. Я намерен, напротив, показать: 1) что тако­го импульса в сознании вовсе не существует, 2) что те сознательные явления, кото­рые именуются волевым усилием, для происхождения самого действия вовсе не существенны и 3) что это усилие даже не предшествует, как то нам кажется, нашим действиям, а за ними следует» [1996, с. 316].

С точки зрения Н. Н. Ланге, движению предшествуют влечения (стремления), под которыми он понимал то, что сейчас называют потребностями. Волевое же усилие (хотение) сопровождает само действие. «Хотения суть влечения, перехо­дящие в действия и сопровождаемые чувством активности этих действий, иначе говоря, то, что отличает деятельную волю от влечений, есть импульс к действию, — писал Н. Н. Ланге. — Поиски ответа на вопрос: что такое этот импульс к действию? — вот в чем состоит весь смысл психологического анализа воли. Мы имеем, с одной стороны, влечения, или чувствования, с другой — действия; между ними и по­мещается то, что психологи именуют волей, т. е. субъективное решение, или им­пульс».

Далее он продолжал: «Вопрос о воле затемняется недостаточным пониманием того, что воля есть именно только импульс к действию» [1996, с. 318].

Этот импульс воли к действию Н. Н. Ланге понимал как волевое решение и как совершенно простой акт усилия, выражаемый словами «я хочу» или «я сделаю».

Показательно, что все импульсы к действию Н. Н. Ланге связывал с идеомото-рикой: «1) все наши представления имеют связь с теми или другими движения­ми: представления зрительные, т. е. о предметах, имеющих некоторую форму, — с движениями глазных мышц, с помощью которых мы воспринимаем эти формы; представления отвлеченные — с выразительными движениями слов, их обознача­ющих; представления о частях нашего тела — с движениями их ощупывания и т. д.; 2) управление нашими представлениями через так называемое сосредоточение внимания совершается именно через слабое воспроизведение этих указанных дви­жений, благодаря чему воспроизводятся и усиливаются и ассоциированные с ними представления. Таким образом, и здесь, в области, по-видимому, крайне


4.2. Представления о сознательной инициации волевых действий 93

далекой от движений, волевое решение есть не что иное, как импульс к движению» [там же, с. 323–324].

Далее Н. Н. Ланге писал: «Итак, мы свели волю на иннервационный импульс, предшествующий сознательному движению. Воля и этот нервный импульс есть по существу одно и то же. Теперь перед нами встает второй главный вопрос ис­следования, а именно следующий: этот нервный импульс к движению протекает ли в сознании, как то обыкновенно думают, или он бессознателен, т. е. представ­ляет один только физиологический процесс?» [там же, с. 324].

Эти рассуждения привели Н. Н. Ланге к следующим выводам: «1) воля есть тот двигательный импульс, который, возникая из чувствований и влечений, предше­ствует движениям; 2) этот импульс нами не осознается, т. е. нет центральных ин-нервационных ощущений, — воля по существу своему бессознательна; 3) созна­ются нами лишь самые движения, как уже исполненные; 4) сознательная сторона волевого процесса, т. е. чувство усилия, есть лишь сумма образных ощущений, сопровождающих уже происходящее движение… [к этим] ощущениям движения присоединяются еще особые ощущения измененного дыхания» [там же, с. 331].

Таким образом, по Н. Н. Ланге, человек не управляет сознательно ни волевым импульсом, ни волевым усилием; последнее он лишь ощущает, а первое лишено и этого. «Сознательное волевое усилие есть лишь второстепенное ощущение, сопро­вождающее уже исполненное действие... сознаваемая воля... есть лишь комплекс периферических ощущений движений», — писал он [там же].

Конечно, трудно согласиться со всеми положениями, высказанными Н. Н. Лан-ге, и прежде всего со сведением воли только к волевому импульсу (если даже при­нять его за основной волевой процесс). Трудно согласиться и с тем, что волевой импульс, а с ним и воля, совсем неосознаваемы. Ведь и у Джемса, и у Ланге воле­вой импульс начинается с согласия, с решения человека: «Да будет!». Поэтому инициация волевого действия не проходит мимо сознания человека. Другое дело — ощущает ли человек этот волевой импульс, инициирующий произвольное дей­ствие? Н. Н. Ланге, по моему мнению, этот вопрос решает правильно: мы его не ощущаем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.