Здавалка
Главная | Обратная связь

Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления



Многие авторы определяют волю как сознательное и преднамеренное регулирова­ние своего поведения и деятельности. Еще И. М. Сеченов писал, что всякие произ­вольные действия должны отчетливо отражаться в сознании человека: «Произволь­ное движение есть всегда сознательное» [1953, с. 113].


3.3. Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления 77

Естественным свойством человека является способность осознанно делать то, что требует природа.

В. Швёбель

У. Джемс рассматривал волевые акты как произвольные, преднамеренные, от­ражающие объект желаний (т. е. целесообразные и целенаправленные). Произ­вольным движениям предшествует мысль, которая воспроизводит представления об ощущениях, характеризующих намечаемый двигательный акт (кинестетиче­ские или моторные идеи). Среди произвольных актов У. Джемс выделял обдуман­ные действия, связанные с выбором объекта мысли из множества таковых; одни объекты вызывают движение, а другие задерживают его. В результате образуется внутреннее чувство беспокойства, называемое нерешительностью. Пока это состо­яние продолжается, мы заняты обдумыванием; когда же первоначальное стрем­ление одерживает верх или окончательно подавляется противодействующими элементами мысли, то мы решаемся — принимаем то или иное волевое решение. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствую­щие ему, Джемс называл основаниями или мотивами данного решения.

В противоположность этим взглядам Э. Торндайк [1935] полагал, что произ­вольные реакции образуются без участия сознания, слепо, путем «проб и ошибок». Движения, которые случайно приводят к успеху, вследствие «закона эффекта» закрепляются, а ошибочные — более не задействуются.

По мнению А. В. Запорожца [1960], критикующего эту позицию, для закреп­ления движений по «закону эффекта» необходим аппарат, оценивающий действия субъекта; оценка же без участия сознания невозможна. Следовательно, образова­ние произвольных действий нуждается в работе сознания.

Экспериментальное подтверждение своей точки зрения о необходимости осо­знания при произвольном управлении А. В. Запорожец видел в данных, получен­ных его сотрудницей М. И. Лисиной [1957], которая превращала непроизвольные вегетативные реакции (сужение и расширение кровеносных сосудов в ответ на температурные раздражители) в «произвольные»: сосудистые реакции могли происходить по желанию самого испытуемого, под влиянием его команд.

Условиями перехода непроизвольных реакций в «произвольные» были:

а) совпадение индифферентного раздражителя с безусловным и образование
условного рефлекса;

б) наличие ориентировочной реакции со стороны испытуемого на этот раздра­
житель: испытуемый должен был осознавать изменения сосудистых реак­
ций. Без этого условия превращения непроизвольных реакций в «произ­
вольные» не происходило.

Однако считать этот эксперимент бесспорным доказательством возможности перехода непроизвольных реакций в произвольные нельзя по той причине, что полученный автором эффект достигался с помощью косвенных приемов: неуло­вимых движений (идеомоторики) и создания особого эмоционального состояния. И то, и другое способно само по себе привести к изменению сосудистой реакции. По существу, в эксперименте проявилось произвольное управление эмоциональ­ным состоянием, а вегетативные реакции стали лишь бесстрастными регистрато­рами изменений в эмоциональной сфере испытуемого.


78Глава 3. Психофизиологические механизмы произвольного управления поведением...

Обстоятельное обоснование связи воли с сознанием дал С. Л. Рубинштейн [1946]. Во-первых, он поставил вопрос о необходимости установления осознан­ной связи между потребностью и предметом ее удовлетворения для возникнове­ния волевого действия. «Лишь тогда, когда осознан предмет, на который направ­ляется влечение, и объективное выражение потребности становится осознанным и предметным желанием, человек начинает понимать, чего он хочет, и может на новой осознанной основе организовать свое действие. Существенной предпосыл­кой возникновения волевого действия является, таким образом, переход к пред­метным формам сознания» [там же, с. 588]. Во-вторых, С. Л. Рубинштейн поста­вил вопрос о том, что в волевом действии должна осознаваться не только цель, но и последствия достижения этой цели, и если возникает конфликт между дости­жением цели и вытекающими из этого последствиями, то такое волевое действие становится более специфическим. Все это вместе взятое приводит к сознательной целесообразности волевых действий, к подчинению непроизвольной импульсив­ности сознательному регулированию, к приобретению человеком свободы по от­ношению к данной ситуации, сложившимся обстоятельствам. При этом С. Л. Ру­бинштейн писал, что «свобода волевого акта, выражающаяся в его независимости от импульсов непосредственной ситуации, не означает, что поведение человека не детерминировано его непосредственным окружением, что оно вообще не детерми­нировано. Волевые действия не менее детерминированы и закономерны, чем не­произвольные — импульсивные, инстинктивные, рефлекторные — движения, но только закономерность и детерминированность их иная. Из непосредственной она становится опосредованной. Волевое действие опосредуется через сознание лич­ности» [там же, с. 590].

Функция воли, отмечал В. И. Селиванов, состоит в сознательном регулирова­нии человеком деятельности и поведения. Этот автор писал: «Воля — это созна­тельное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении це­ленаправленных действий и поступков» [1986, с. 112]. П. А. Рудик [1967] также определял волю как сознательное преднамеренное регулирование.

Близко к этому пониманию воли и определение, которое дал К. Н. Корнилов [1957]: воля представляет собой сознательную устремленность человека на выпол­нение тех или иных действий. Без участия мышления, писал Корнилов, волевое действие было бы лишено сознательности, т. е. перестало бы быть волевым. Воля (целеустремленность) должна быть подчинена сознанию человека.

Приоритет сознательному управлению в понимании сущности воли отдан и Б. Н. Смирновым [1984] в учебнике для техникумов физической культуры, где воля определяется как активная сторона сознания человека, которая, в единстве с разумом и чувствами, регулирует поведение и деятельность человека в затруд­ненных условиях.

Имеется и другой взгляд на соотношение осознанности и воли. Е. О. Смирно­ва [1990], рассматривая произвольность и волю как самостоятельные психологи­ческие феномены, полагала, что развитие произвольности у детей определяется уровнем осознания своего поведения, а развитие воли — содержанием мотивов, побуждающих активность ребенка, и устойчивостью их иерархии. При таком по-


3.3. Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления 79

нимании воля и произвольная регуляция, утверждала Е. О. Смирнова, имеют раз­ное содержание и не совпадают по своим проявлениям. Мотивы ребенка, будучи достаточно устойчивыми и определенными, могут им не осознаваться и не регу­лироваться. Приведя пример Д. Б. Эльконина, писавшего: «Раз сказав “хочу” или “не хочу”, ребенок продолжает настаивать на них, несмотря на предложение бо­лее привлекательного предмета» [1965, с. 258], Е. О. Смирнова без всяких на то оснований считала, что эти действия ребенка не являются произвольными, по­скольку здесь ребенок не контролирует себя, ведет себя непосредственно и не осо­знает своих действий. Но если он их не осознает, то почему же он требует?

Если относительно регуляции мотивов с автором можно согласиться, то с по­зицией осознания мотивов согласиться трудно. Раз мотивы осознаются, то осо­знанность связана не только с произвольностью, но и с волей (хотя, с моей точки зрения и с точки зрения многих авторов, произвольность и воля — одно и то же и их разведение ошибочно).

Соотношение воли и сознания.В ряде работ вопрос о сознательном и пред­намеренном характере произвольных действий перерос в более широкий вопрос о соотношении воли и сознания. Так, В. И. Селиванов [1986] отмечал, что непра­вильно считать сознание свойством воли. Воля «не стоит над личностью» в роли некой внешней по отношению к мотивации силы, а является, как и все сознание, атрибутом личности, реальным и необходимым психическим звеном в единой цепи детерминации. В. И. Селиванов отмечал, что понятие «воля» более узко, нежели понятие «сознание», следовательно, не сознание является свойством воли, а воля является свойством (функцией) сознания.

В. И. Селиванов писал, что когда говорят о воле как об активной стороне созна­ния или деятельной стороне разума и нравственного чувства, то этим еще не опре­деляют волю, а лишь относят ее к категории сознательных явлений. Конечно, замечал он, и это приближает нас к пониманию воли, так как уже не надо искать во­левые процессы среди неосознанных форм поведения человека. Определить волю — это, с точки зрения Селиванова, означает раскрыть, в чем заключается «деятельная сторона» сознания, следовательно, выделить специфические признаки воли как особой стороны сознания, признаки, не свойственные другим его сторонам.

Примечательна в этом плане полемика В. И. Селиванова [1975] с А. Ц. Пуни.

А. Ц. Пуни [1973] в любых проявлениях воли выделял три ее структурных ком­понента: познавательный, эмоциональный и исполнительный.

Познавательный компонент выполняет осведомительную функцию, которая заключается в поиске правильных решений, в контроле за их выполнением и са­мооценке результатов волевых действий. При этом человек может использовать самоаргументирование.

Исполнительный компонент проявляется в регуляции фактического выполне­ния решений посредством сознательного самопринуждения.

Эмоциональный компонент усиливает познавательные и исполнительные процессы. Это проявляется, по мнению А. Ц. Пуни, в самомотивировании, т. е. в привлечении моральных мотивов деятельности. При этом человек переживает чувство долга, чести, воодушевления, уверенности и т. п., усиливая тем самым энергию и активность поиска и исполнения решений.


В. И. Селиванов

80Глава 3. Психофизиологические механизмы произвольного управления поведением...

А. Ц. Пуни

Такой подход вызвал критику со стороны В. И. Селиванова [1975]. А. Ц. Пу­ни, по мнению В. И. Селиванова, включает в волю фактически все сознание, что приводит к потере или, по крайней мере, к затушевыванию специфики воли как психического явления.

В. И. Селиванов полагал: это произошло потому, что А. Ц. Пуни чрезмерно акцентировал понимание И. М. Сеченовым воли как деятельной стороны разума и морального чувства.


3.3. Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления 81

В. И. Селиванов считал, что ничего подобного И. М. Сеченов не утверждал, а наоборот, многократно подчеркивал специфические функции воли, которые сво­дятся к вызову, прекращению, усилению и ослаблению движения на любой его фазе, к осознаваемой человеком возможности вмешаться в любую минуту в движе­ние и видоизменить его, подавить импульсы к движению (чиханию, кашлю и пр.) и т. д.

Своеобразное понимание соотношения между сознанием и волей имелось у П. В. Симонова [1980]. Хотя он и отмечал огромное значение социально детер­минированного сознания в механизмах волевого поведения человека, однако это осталось скорее декларацией, нежели руководством к действию, т. е. к анализу соотношения сознания и воли. Под термином «сознание» П. В. Симонов понимал знание, причем только такое, которое может быть передано другому, т. е. совмест­ное, обобществленное. Другой вид знания, запечатленный в структурах мозга в виде энграмм (следов событий, объектов), он выводил за сферу сознания и отно­сил к одному из видов бессознательного, подсознанию. Еще одним видом неосо­знаваемого психического является сверхсознание, надсознание. Если подсознание обогащает творчество запасами впечатлений и навыков, которые хранятся в па­мяти, не будучи осознаваемыми в момент решения творческой задачи, то сам по­иск решения П. В. Симонов относил к надсознанию: ведь в человеческой памяти не может храниться в готовом виде то, что еще предстоит найти.

Неосознаваемость определенных этапов творческой деятельности возникла, по мнению П. В. Симонова, в процессе эволюции вследствие необходимости проти­востоять консерватизму сознания. Полная осознаваемость творчества, его волевого регулирования сделали бы творчество невозможным, писал П. В. Симонов. Вот почему процесс формирования гипотез защищен эволюцией от вмешательства воли и от контроля сознания, за которым сохраняется важнейшая функция отбо­ра гипотез, адекватно отражающих реальную действительность.

В то же время механизм сверхсознания делает волю, по мнению автора, отно­сительно свободной от ранее сложившихся стереотипов поведения.

Таким образом, следуя логике рассуждений П. В. Симонова, верховным пра­вителем воли является неосознаваемое психическое в виде сверхсознания: захо­чет — устранит волю в творческом процессе формирования гипотез; а захочет — освободит ее от сложившихся стереотипов поведения, т. е. от консерватизма со­знания.

Неслучайность этих утверждений П. В. Симонова подтверждают многие его высказывания о роли сознания: «Сознание само по себе не является движителем человеческого поведения, в том числе его преобразующей мир деятельности» [1982, с. 1022]; «...Мы все еще находимся в плену традиционных представлений о сознании как верховном регуляторе поведения...» [там же, с. 1021] и др.

В. И. Селиванов [1986] считал, что главным методологическим просчетом П. В. Симонова в толковании воли было неправильное понимание сознания че­ловека. Сознание есть высшая форма психики и в то же время главное среди всех ее проявлений. Оно характеризуется: 1) совокупностью знаний об окружающем мире; 2) отчетливым различением субъекта и объекта; 3) целеполагающей дея­тельностью человека и обеспечением ее регуляции (с этой функцией сознания


82Глава 3. Психофизиологические механизмы произвольного управления поведением...

психологи и связывают волевую активность людей) и 4) отношениями. «П. В. Си­монов, — писал В. И. Селиванов, — решился урезать понятие сознания, оставив за ним только первую характеристику. В итоге сознание как высшее и главное в психике человека оказалось зажатым между двумя сферами неосознаваемого — подсознанием и сверхсознанием. П. В. Симонов допускает вмешательство созна­ния в сферу потребностей и мотивов только в одном случае — когда необходимо информировать субъекта о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей. Выходит, что вся другая внутренняя психическая деятельность (целеполагание, выбор, решение и др.) осуществляется вне сознания на каком-то неосознанном уровне. Но поскольку воля отнесена к категории потребностей [см. об этом параграф 1.7. — Е. И.] и исключается из сферы сознания, она оказыва­ется в роли какой-то слепой силы психики и неизвестно, как она способна «купи­ровать» негативные свойства эмоций ориентировать поведение на легкодостижи­мые цели» [там же, с. 116–117].

В. И. Селиванов считал, что воля — это одна из сторон сознания в целом и со­относится она со всем сознанием, а не с каким-либо частным психическим про­цессом. Эту позицию поддерживал и А. Ц. Пуни, добавляя, что активная (регули­рующая) функция принадлежит всему сознанию.

В то же время нельзя не признать, что при понимании воли только как созна­тельного регулирования термин «воля» в принципе становится необязательным. И не случайно в западной психологии он в настоящее время практически не используется.

Сознательность и осознанность.Говоря о роли сознания в управлении произ­вольными актами, необходимо выделить два аспекта: осознанность и сознатель­ный характер произвольных актов.

Сознательный — значит намеренный, совершенный по здравому размышлению, обдуманный. О разнице между осознанностью и сознательным характером управ­ления писал еще С. Л. Рубинштейн: «…Я могу совершенно не осознавать автома­тизированного способа, которым я осуществил то или иное действие, значит, са­мого процесса его осуществления, и, тем не менее, никто не назовет из-за этого такое действие несознательным, если осознана цель этого действия. Но действие назовут несознательным, если не осознано было существенное последствие или результат этого действия, который при данных обстоятельствах закономерно из него вытекает и который можно было предвидеть» [1946, с. 16].

Очевидно, исходя из такого понимания произвольности, Н. Д. Левитов, напри­мер, писал, что «недостаточно осознанная и поэтому неволевая активность имеет место, когда в распоряжении человека есть время, но никакой определенной про­граммы деятельности нет. Так, в часы досуга человек может бесцельно бродить, читать, потом лежать, опять бродить, ничего в этих действиях не планируя, а лишь проводя время. Такое состояние непреднамеренной активности бывает у челове­ка при длительном ожидании. Обычно это состояние характеризуется нетерпели­востью, и вот для того, чтобы скорее прошло время ожидания, человек выполняет различные, отвлекающие от предмета ожидания действия. Как будто бы эти дей­ствия целенаправленны: их цель — убить время, но чаще всего эта цель человеком не осознается» [1958, с. 156].


3.3. Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления 83

Здесь следует отметить два сомнительных момента. Во-первых, цель все-таки есть: убить время, занять свое сознание чем-то отвлекающим от тягостного пере­живания ожидания. Во-вторых, именно из-за этого тягостного переживания цель не может не осознаваться, о чем говорит и сам Н. Д. Левитов («недостаточно осо­знанная» не означает, что она совсем не осознана). Поэтому считать, что в данном случае проявлялась неволевая активность, нет никаких оснований. Сознательный характер любых произвольных актов определяется прежде всего тем, что им предшествует процесс мотивации, происходящий при большем или меньшем уча­стии разума субъекта.

Если же исходить в определении произвольных действий только из их осознан­ности, то можно сделать ошибочные выводы. Например, безусловно-рефлектор­ные акты, подобные коленному рефлексу, осознаются. Поэтому Л. П. Чхаидзе [1965] причислял их к произвольным движениям. Некоторые авторы относят и отдергивание конечности при болевом раздражении к произвольным движениям, считая, что, за исключением движений, связанных с выполнением вегетативных функций организма (перистальтика кишечника и т. п.), все остальные в той или иной мере следует отнести к произвольным, так как они всегда находятся (или могут оказаться) под контролем высшей нервной деятельности. В этом утвержде­нии осознание человеком непроизвольного движения принимается за самоконт­роль над ним. Но самоконтроль — это проверка правильности содеянного в соот­ветствии с задуманным ранее. Ничего подобного в непроизвольных рефлекторных движениях нет, так как они не планируются. Они лишь отражаются в сознании, но не управляются им.

Очевидное смещение акцента в понимании механизмов произвольного движе­ния с сознательного характера, преднамеренного планирования действия на его осознанность и привело к таким выводам.

Осознание непроизвольных и произвольных актов человеком имеет суще­ственные различия. Непроизвольные акты (движения, внимание) всегда осозна­ются постфактум, после начала действия; произвольные действия начинают осо­знаваться еще до их начала (в виде представления об этом действии). Эту разницу хорошо показал К. Маркс на примере построения пчелой шестигранной ячейки в сотах и возведения зданий архитектором: последний, прежде чем построить дом, должен сначала спроектировать его в своей голове.

В. И. Селиванов отмечал, что в подходе к сознанию наблюдаются две крайно­сти: или сведение высших проявлений активности к низшим (например, к неосоз­нанным побуждениям), или, напротив, умаление значения неосознанной и мало осознанной мотивации в процессе детерминации, сведение всей психической ре­гуляции к произвольной, сознательно-волевой. Этих крайностей следует избегать и при рассмотрении вопроса о связи воли с сознанием. Хотя в осуществлении произвольного, т. е. сознательного, управления ведущая роль принадлежит выс­шим отделам мозга человека — интегративным, второсигнальным и др., — это не означает, что оно оторвано от более простых механизмов управления, относимых к разряду непроизвольных (безусловно- и условно-рефлекторных). Произвольное управление является многоуровневым и включает в себя как высшие, так и низ­шие уровни управления поведением и деятельностью человека.


84Глава 3. Психофизиологические механизмы произвольного управления поведением...







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.