Здавалка
Главная | Обратная связь

От чего зависит уровень проявления волевых качеств



Уровень проявления волевого качества, как уже говорилось, определяется не только константными факторами (способностью к волевому напряжению, кото­рая, к сожалению, не измеряема, типологическими особенностями, устойчивыми свойствами личности), но и ситуативными (интенсивностью потребности, силой эмоции). Поэтому В. А. Иванников указывает на то, что часто трудно или невоз­можно определить, проявляется ли настойчивость или другое волевое качество как личностное (т. е. постоянно актуализируемое) качество или как следствие действия определенного мотива, уровня притязаний, самооценки или внешних обстоятельств.

Многокомпонентность структуры волевых качеств ставит вопрос о том, какую роль играет чисто волевой компонент (волевое усилие) в наблюдаемых нами во­левых проявлениях. В частности, В. К. Калин полагает, что свойства нервной си­стемы и темперамента оказывают влияние не на эффективность волевого регули­рования, а на частоту возникновения ситуаций, требующих такого регулирования. «Поэтому определение уровня эффективности волевого регулирования вряд ли целесообразно проводить без предварительного изучения типологических свойств нервной системы, — пишет В. К. Калин. — В противном случае мы можем при­нять за проявление положительных или отрицательных качеств волевого регули­рования совсем другие свойства (например, низкую эмоциональную возбудимость квалифицировать как хорошую выдержку и т. п.)» [1989б, с. 24].

Вопрос, поставленный В. К. Калиным, задевает самую больную точку в пони­мании механизмов эффективности волевого регулирования. Человека называют смелым, потому что он успешно справился с возникшим состоянием страха, и трусливым — потому что он плохо справился с этим состоянием. Отсюда первый причисляется к лицам с сильной волей, а второй — к лицам со слабой волей. Но может быть, воля здесь ни при чем? Может быть, в силу имеющихся типологи­ческих особенностей свойств нервной системы, у первого развивается менее выраженное состояние страха, а у второго — более выраженное? Тогда при одина­ковом волевом напряжении первому легче справиться с этим состоянием, чем вто­рому. В результате различная эмоциональная реактивность этих двух людей при­нимается нами за разную силу воли.

В настоящее время для окончательного ответа на этот вопрос не имеется доста­точно данных. Приведу результаты исследования Н. Д. Скрябина [1974а] по вы-


7.4. От чего зависит уровень проявления волевых качеств 155

явлению физиологических сдвигов у смелых и трусливых при воздействии на них неожиданного сильного раздражителя, вызывавшего испуг, и при выполнении ими субъективно опасных физических упражнений, вызывавших состояние страха.

Испуг, как говорил К. Д. Ушинский, — это «внезапный страх». Он появляется при неожиданном сильном раздражителе, например при выстреле или при неожидан­ной потере точки опоры. И. М. Сеченов рассматривал испуг как инстинктивное явление, а защитные действия, возникающие под его влиянием, — как непроиз­вольные. И. П. Павлов тоже указывал на то, что испуг надо понимать как безуслов­ный рефлекс, исходящий из подкорковых центров вследствие торможения коры головного мозга. Защитные реакции при этом проявляются в виде вздрагивания, шарахания в сторону, вскрикивания. Также наблюдается реакция вегетативной системы: изменение частоты и ритма сердечных сокращений, увеличение кожно-гальванической реакции (КГР). После резко возросшего уровня активации на­ступает тормозная реакция, приводящая к мышечному расслаблению, к замед­лению простой сенсомоторной реакции, что показали еще в начале ХХ в. В. Вундт и В. В. Срезневский. Так как испуг — явление инстинктивное, уровень смелости человека не играет особой роли в его возникновении: испуг от сильного раздра­жителя случается у всех. Иначе обстоит дело с величиной реагирования у смелого и трусливого на неожиданный сильный раздражитель. Проведенное Н. Д. Скря­биным исследование показало, что неожиданный сильный звук типа выстрела вызывал значительно большее увеличение частоты пульса у лиц с низким уров­нем смелости при наличии, кроме того, у ряда испытуемых аритмии сердечных сокращений — чего у лиц с высоким уровнем смелости не наблюдалось (рис. 7.2).

Характерно, что у женщин пульсовая реакция выражена в значительно боль­шей степени, чем у мужчин, независимо от уровня смелости.

Несмотря на то, что по высоте КГР особых различий между лицами с высоким и низким уровнем смелости не выявилось, длительность КГР оказалась больше у последних (рис. 7.3).

У лиц с низкой степенью смелости при неожиданном сильном звуке тремор увеличился больше, чем у лиц с высокой степенью смелости (рис. 7.4).

Существенные различия между лицами с разным уровнем смелости обнаружи­лись в реагировании на тот же звук, когда он ожидался, т. е. когда возникал уже страх, а не испуг. Пульсовая реакция у тех и других изменилась (как в сторону уве­личения, так и в сторону уменьшения частоты сердечных сокращений; последнее наблюдалось только у лиц с низким уровнем смелости). КГР при ожидании звука у лиц с высоким уровнем смелости повысилась весьма незначительно, в то время как у лиц с низким уровнем смелости — весьма существенно. Кроме того, у послед­них длительность этой опережающей звук реакции была большей (рис. 7.3). Нако­нец, у лиц с высоким уровнем смелости тремор при ожидаемом звуке хотя и повы­сился, но меньше, чем при неожиданном звуке. У лиц же с низким уровнем смелости при ожидаемом звуке тремор увеличился еще больше, чем при неожиданном.

Аналогичные результаты были получены при выполнении физических упраж­нений, вызывавших у испытуемых боязнь. У одних лиц с низким уровнем смело­сти частота сердечных сокращений повышалась, причем в значительно большей степени, чем у лиц с высоким уровнем смелости, у других — снижалась (чего не обнаруживалось у лиц с высоким уровнем смелости). Повторное выполнение


156Глава 7. Волевые качества личности

 

/ V ч
/ Л \
- / / \ •
/ •' \ \
- / .' \ •
/ -х \ \
* / 1 VTV.
  /\ V
\ / /
- \ /
\ /
\ /
\ /
   

Рис. 7.2.Изменение частоты сердечных сокращений при неожиданном сильном раздражителе у лиц

с различной степенью смелости

По вертикали — изменение ЧСС (в процентах от исходной частоты), по горизонтали — время, с.

Сплошная линия — реакция лиц с высокой степенью смелости; пунктирная, штрихпунктирная —

различные виды реакций лиц с низкой степенью смелости

упражнения лицами с высоким уровнем смелости приводило к снижению вегета­тивной реакции, в то время как у лиц с низким уровнем смелости реакция возра­стала (Б. Н. Смирнов [1970], Н. Д. Скрябин [1974а]).

Исследование Б. Н. Смирнова, М. А. Брегмана и В. И. Киселёва [1970] тоже выявило, что у боязливых сдвиги ЧСС, тремора и времени реакции при выполне­нии опасного упражнения (падение с высоты 125 см спиной назад на руки страху­ющих) были бульшими, чем у смелых, а это свидетельствует о большей выражен­ности у них астенических переживаний. При повторных попытках у смелых возникало состояние стенического типа — «боевое возбуждение», по Б. М. Тепло-ву, связанное с переживанием приятной взволнованности и даже с удовольстви­ем от выполнения упражнения.

Таким образом, эти данные подкрепляют предположение о том, что разный уровень проявления волевых качеств может зависеть от разного уровня эмоцио­нальной реактивности, обусловленного в свою очередь типологическими особен­ностями свойств нервной системы. У трусливых, имеющих иной, чем у смелых, комплекс типологических особенностей, эмоциональная реактивность выше, что


7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах 157



 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.