Здавалка
Главная | Обратная связь

Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах



Среди психологов вообще и в особенности среди спортивных психологов рас­пространен метод выявления уровня развития воли и волевых качеств путем наблюдения и самонаблюдения и оценки этого уровня в баллах. Естественно, возникает вопрос — насколько отражают эти оценки и самооценки реальный


158Глава 7. Волевые качества личности



Лица с высокой степенью смелости Лица с низкой степенью смелости


I II III

Рис. 7.4.Изменение тремора при неожиданном звуковом раздражителе:

По вертикали — изменение тремора (в условных единицах); по горизонтали: I — исходный уровень тремора,

II— после неожиданного раздражителя, III — после ожидаемого раздражителя

уровень развития волевой сферы. Поводом для сомнения послужили три обсто­ятельства: 1) несовпадение самооценок с оценками со стороны; 2) высокие кор­реляции между оценками различных волевых качеств, которые испытуемый дает другим, а также между оценками собственных волевых качеств и 3) частое несовпадение самооценок с уровнем волевых качеств, выявляемым эксперимен­тальным путем.

Доказательством первого положения являются результаты исследования, про­веденного Н. М. Сараевой [1979]. Они свидетельствуют о том, что оценки соб­ственных волевых качеств у подростков выше, чем оценки тех же качеств, данные воспитателями. А. Высоцкий [1973] показал, что оценка своих волевых качеств у студентов совпала с оценкой этих качеств, данной товарищами по группе, только в 40% случаев; завышенные самооценки отмечались в 21% случаев, а заниженные — в 39% случаев. Расхождения в собственной оценке своей силы воли и оценках силы воли, данных одноклассниками, зафиксированы и в работе В. Е. Гурина [1970б]: безвольными назвали себя 26% старшеклассников, в то время как оценки со сто­роны выявили слабоволие только у 4% учащихся.

Данные, доказывающие второе положение, имеются в работах Б. Н. Смирнова, Е. С. Махлах и И. А. Раппопорт, А. И. Высоцкого и др. Например, обобщенность поставленных тренерами оценок волевых качеств своих учеников обнаружена


7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах 159

Б. Н. Смирновым [1986]. Так, оценка смелости имеет тесные корреляции с оцен­ками выдержки и самообладания (0,771), инициативности и самостоятельности (0,766), настойчивости и упорства (0,528). В работе Е. С. Махлах и И. А. Раппо­порт [1976] приводятся высокодостоверные корреляции между данными друг другу учащимися 9-го класса оценками таких волевых проявлений, как ответ­ственность, целеустремленность, организованность, настойчивость, умение вла­деть собой и принципиальность. Наличие высокой корреляции между различ­ными волевыми качествами выявил и А. И. Высоцкий [1974].

В исследовании В. И. Абраменко [1974] было показано, что количество взаи­мосвязей между волевыми качествами определяется уровнем развития волевой регуляции: чем он выше, тем теснее связи (у школьников со слабым уровнем раз­вития волевой регуляции таких связей вообще не было). Правда, из работы не ясно, как объективно оценивался уровень развития волевой регуляции.

В исследовании Е. К. Фещенко выявлены высокодостоверные связи между оценками своей настойчивости, упорства и терпеливости во всех изученных воз­растных группах — от первоклассников до студентов. Совпадает и возрастная динамика изменения оценок этих трех волевых качеств у себя: некоторое возрас­тание самооценок от 1-го к 5-му классу, а затем снижение к 8–9-м классам и не­большое их повышение в старших классах и у студентов (рис. 7.5). Заметим, что снижение уровня самооценок свидетельствует о повышении критичности стар­ших подростков и юношей; это, по данным В. Е. Гурина [1970б], приводит даже к занижению оценки своих волевых качеств. 56% старшеклассников заявили, что они не обладают достаточной силой воли.

Таким образом, если верить самооценкам школьников, то самыми волевыми оказываются учащиеся младших классов. Естественно, поверить в это трудно. Вероятно, более высокие самооценки у этих учащихся связаны не с большей си­лой воли, а со слабо развитой самокритичностью. При повышении самокритич­ности с возрастом уровень самооценок становится ниже и, очевидно, адекватнее.

Итак, исходя из анализа самооценок, получается, что если у субъекта име­ется высокий уровень развития одного волевого качества, то и все остальные качества развиты у него хорошо, и наоборот, если у него имеется низкий уро­вень развития одного волевого качества, то и остальные волевые качества раз­виты у него плохо. Если это так, то можно говорить о волевых и безвольных людях, а также о решающей роли в проявлении любого волевого качества ка­кого-то единого фактора, например морального компонента воли или мотива­ции достижения. Так, Е. К. Фещенко обнаружил тесные связи мотивации до­стижения у студентов со всеми тремя рассматриваемыми волевыми качествами, у 10-, 11-классников — с двумя качествами, а у 9-классников — только с настой­чивостью (табл. 7.2).

Таким образом, допустимо говорить о том, что, во-первых, чем старше учащи­еся, тем большую роль может играть мотивация достижения в проявлении ими волевых качеств, связанных с достижением цели, т. е. в проявлении целеустрем­ленности; во-вторых, мотивация достижения, очевидно, имеет разное значение для проявления настойчивости, упорства и терпеливости. Это видно как по тес­ноте связей, так и по уровню значимости (р). Осторожность, с которой я выска-


160Глава 7. Волевые качества личности


 


14 13 12 11


У



1 2 3 4 5


6 7 8 9 10–11... Студенты Возраст, классы


Рис. 7.5.Изменение с возрастом оценки своих волевых качеств (по данным Е. К. Фещенко) Сплошная линия — настойчивость, пунктирная — упорство, штрихпунктирная — терпеливость

зываю эти предположения, обусловлена тем, что данные связи выявлены между субъективными показателями — оценками своих волевых качеств и своей потреб­ности в достижении. Насколько адекватны эти самооценки, неизвестно, хотя на­личие их связи с типологическими особенностями свойств нервной системы дает основание для оптимизма.

Еще одним общим фактором, определяющим обобщенный характер самооце­нок волевых качеств, как по моим данным, так и по данным Е. К. Фещенко, могут быть типологические особенности свойств нервной системы. Так, лица, высоко оценивающие у себя терпеливость, упорство и настойчивость, отличаются выра­женным типологическим комплексом терпеливости (см. предыдущий параграф),

Таблица 7.2.Коэффициенты корреляции оценок своего уровня мотивации достижения

с оценками своих волевых качеств

 

 

 

Волевые качества Школьники Студенты (n = 65)
9-й класс (n = 38) 10-й класс (n = 32) 11-й класс (n = 30)
Терпеливость 0,22 0,28 0,30 0,29 р < 0,03
Упорство 0,29 0,36 p < 0,04 0,37 p < 0,05 0,40 p < 0,01
Настойчивость 0,32 p < 0,05 0,41 p < 0,02 0,43 p < 0,02 0,44 p < 0,01

7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах 161

в то время как у лиц, низко оценивших у себя настойчивость, упорство и терпели­вость, величина, характеризующая выраженность этого комплекса, отрицательна, т. е. у них типологические особенности свойств нервной системы не способству­ют проявлению терпеливости (табл. 7.3).

Таблица 7.3.Величина выраженности типологического комплекса терпеливости у лиц с высоким

и низким уровнем самооценки волевых качеств

 

 

Волевые качества Величина выраженности типологического комплекса (усл. ед.)
высокий уровень качества низкий уровень качества
Терпеливость +66,7 -87,5
Упорство +41,6 -62,5
Настойчивость +28,9 0,0

Правда, нельзя не отметить, что типологический комплекс терпеливости по-разному связан с самооценками различных волевых качеств: он больше выра­жен у лиц, дающих высокую оценку своей терпеливости, чем у лиц, высоко оце­нивающих свое упорство; а у последних — больше, чем у лиц, дающих высокую оценку своей настойчивости. И наоборот, антикомплекс терпеливости меньше выражен у лиц, дающих низкую оценку своей настойчивости, больше — у лиц, низко оценивающих свое упорство, и еще больше — у лиц, дающих низкую оцен­ку своей терпеливости. Вероятнее всего это означает, что данный типологи­ческий комплекс больше всего обусловливает проявление терпеливости, мень­ше — упорства; и еще меньше — настойчивости. То, что этот типологический комплекс оказался одинаковым для всех трех волевых качеств, можно объяс­нить их «родством», так как все они связаны с терпением, проявляемым в раз­личной форме.

Обратимся к третьему положению, вызывающему сомнение в объективности оценок своих волевых качеств, согласно которому результаты определения воле­вых качеств экспериментальным путем часто расходятся с данными, получаемы­ми путем оценки тех же волевых качеств, сделанной самим субъектом.

Е. К. Фещенко не выявил корреляции у школьников младших и средних клас­сов между оценками своей терпеливости и показателями этого волевого качества, полученными при удержании усилия на динамометре. Корреляция возникла толь­ко у старших школьников и у студентов, очевидно, в связи с повышением адекват­ности самооценок (табл. 7.4).

По данным Е. С. Махлах и И. А. Раппопорт [1976], объективный показатель тер­пеливости не обнаружил значимых связей и с оценками различных волевых про­явлений, данными учащимися друг другу. В исследовании Т. И. Шульги [1994а] было показано, что развитие различных волевых качеств не всегда приводит к высокой корреляции между ними. Правда, в некоторых исследованиях такие связи выявляются, но их обилие настораживает. Так, Е. С. Махлах и И. А. Раппо­порт обнаружили высокодостоверные связи между взаимооценками многих воле­вых качеств и оценкой настойчивости (упорства), определенной эксперименталь­ным путем с помощью задач Кооса.


162Глава 7. Волевые качества личности

Таблица 7.4.Коэффициенты корреляции между объективным показателем терпеливости

и оценками своих волевых качеств

 

 

Классы и количество в них учащихся Коэффициенты корреляции
настойчивость упорство терпеливость
1 (л = 44) 0,07 0,08 0,09
2 (л = 43) 0,13 0,12 0,16
3 (н = 53) 0,08 0,02 0,16
5 (л = 44) -0,23 -0,22 0,03
6 (л = 52) 0,22 0,07 0,20
7 (л = 60) 0,10 -0,01 0,22
8 (л = 74) 0,22 -0,07 0,25 (p < 0,04)
9 (л = 38) -0,11 0,05 0,29
10 (л = 32) -0,45 -0,32 0,52 (p < 0,004)
11 (л = 30) -0, 08 -0,18 0,49 (p < 0,01)
Студенты (л = 119) 0,09 0,03 0,35 (p < 0, 001)

Аналогичные связи выявлены в работе Н. И. Александровой и Т. И. Шульги [1987] между оценкой настойчивости (упорства), определявшейся эксперимен­тальным путем, и оценками решительности, самостоятельности, организованности, выдержки, целеустремленности и т. д.

Существенные расхождения имеются в возрастной динамике показателей во­левых качеств, измеренных экспериментальным путем и методом самооценок. По данным, полученным с помощью самооценок, показатель терпеливости к старшим классам снижается, а по экспериментальным измерениям, именно в старших клас­сах он резко возрастает (М. Н. Ильина [1974б]).

Все это ставит перед нами ряд вопросов. Первый: чем обусловлена выявляемая обобщенность оценок у себя различных волевых качеств субъектами? Ответ на него, очевидно, надо искать в том, что и силу воли в целом, и отдельные ее проявления как дети, так и взрослые представляют неадекватно и недифференцированно. В. А. Крутецкий [1957] приводил выдержки из высказываний старших школьни­ков о волевых и безвольных людях. Один учащийся написал, что чуткость — это свойство слабовольных людей, а настоящий мужественный человек должен быть прямым, холодным, непреклонным, грубоватым и резким. Другой написал, что «мужество или смелость — это действие с риском для жизни, когда человек идет на самое опасное дело, все равно ради чего. Важно, что не боится. Глупая смелость лучше, чем умная трусость».

Д. Г. Ребизов [1973] отмечал, что у школьников 5-го класса имеются трудно­сти в раскрытии большинства понятий, связанных с тем или иным волевым ка­чеством. Многие 5-классники допускают грубые ошибки при раскрытии этих понятий, подменяют одно волевое качество другим. Лишь к 7–8-му классам воз­растает количество правильных ответов (до 49–56%).


_________________ 7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах 163

По данным В. Е. Гурина [1970а], старшеклассники важнейшими волевыми качествами называли силу воли (34%), мужество (32%), настойчивость (30%), целеустремленность (28%), готовность к преодолению трудностей (14%), т. е. обобщенные критерии силы воли. Конкретные же волевые качества — смелость, выдержку, решительность — называли только 2-10% учащихся.

Второй вопрос: действительно ли корреляции между оценками разных волевых качеств у других или между оценками этих качеств у себя свидетельствуют об оди­наковости оценивания субъектами разных волевых качеств?

Исходя из данных Е. К. Фещенко, на этот вопрос можно дать отрицатель­ный ответ. Несмотря на наличие тесных корреляций между оценками своих во­левых качеств, они оценивались школьниками по-разному. У школьников всех классов и у студентов среднегрупповая оценка своего упорства была выше, чем оценка терпеливости. В половине классов выше терпеливости оценивалась и настойчивость (только у юношей 10-11-го классов и у студентов терпеливость оценивалась выше, и, возможно, не случайно, так как все обследованные сту­денты были спортсменами, т. е. отчетливо представляли себе, что такое физи­ческое утомление).

По данным Е. К. Фещенко, упорство чаще оценивалось выше, чем настойчи­вость. Причем чем старше были обследованные, тем отчетливее это проявлялось (рис. 7.6).

35-

Зо-

I

25-20-

15-

10-

5-

0----- '—™---- '—™--- '-- ™---- '-- *

I II III IV

Оценка выраженности своего упорства выше оценки выраженности своей настойчивости Оценка выраженности своей настойчивости выше оценки выраженности своего упорства

Рис. 7.6.Соотношение случаев более высоких оценок выраженности своего упорства и более высоких

оценок выраженности своей настойчивости в разных возрастных группах:

I - школьники младших классов, II - школьники средних классов, III - школьники старших классов,

IV - студенты


164Глава 7. Волевые качества личности

И это тоже нельзя считать случайностью. Проявить упорство легче, чем на­стойчивость, и по мере взросления понимание этого становится, очевидно, все отчетливее. Это, кстати, является основанием для разведения упорства и настой­чивости как разных, хотя и «родственных» волевых качеств.

В другой работе (Е. П. Ильин, Нгуен Ки Тыонг [1999]) выявлено, что оценка уровня своих упорства и настойчивости связана со склонностью субъектов к тому или иному стилю руководства. «Автократами» то и другое волевое качество оце­нивается выше, чем «демократами», а последними — выше, чем «либералами». При этом если у «автократов» разницы между оценками уровня выраженности своего упорства и настойчивости практически не было, то у «демократов», и осо­бенно у «либералов», оценка своего упорства оказалась выше, чем оценка своей настойчивости.

Эти данные тоже свидетельствуют о том, что упорство и настойчивость пред­стают в сознании субъектов как разные волевые проявления.

В пользу возможности дифференцированного оценивания субъектами своих волевых качеств говорит и факт отсутствия корреляции между оценкой своей физической смелости и оценками своих терпеливости, упорства и настойчивости. В то же время оценки своих настойчивости и упорства, в отличие от оценки своей терпеливости, оказались связанными с оценкой своей социальной смелости. И это тоже логично, так как и проявление настойчивости, и проявление упорства во многих ситуациях (например, при противодействии людей, стоящих выше ран­гом) требует проявления именно социальной смелости.

Отмечу, что достоверная связь между оценками своей физической и социаль­ной смелости имела место, но она оказалась не столь высокой, как можно было ожидать.

Таким образом, создается впечатление, что хотя во многих случаях «родствен­ные» волевые качества и дифференцируются внутри группы (например, в одной группе — терпеливость, упорство, настойчивость, а в другой группе — физическая и социальная смелость и, возможно, решительность, т. е. качества, характеризую­щие самообладание) по жизненным проявлениям этих качеств, однако в меньшей степени, чем дифференцируются группы волевых качеств между собой.

Обобщенность же оценивания в основном проявляется в отношении «род­ственных» волевых качеств за счет общей для них нейродинамической основы (комплекса типологических особенностей свойств нервной системы) и связи с одной и той же личностной особенностью (например, с мотивацией достиже­ния). Отсюда и высокие корреляции между собственными оценками этих воле­вых качеств.

Этот вывод можно подкрепить и данными других авторов. Так, Е. С. Махлах и И. А. Раппопорт обнаружили высокие корреляции между взаимооценками целе­устремленности, настойчивости, организованности, ответственности (все они зави­симы друг от друга, а главным образом — от базового мотивационного фактора — целеустремленности). В исследовании Н. И. Александровой и Т. И. Шульги во всех возрастных группах школьников упорство оказалось связанным с дисципли­нированностью, настойчивостью и организованностью, т. е. опять-таки со сходны­ми волевыми проявлениями.


7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах 165

Подводя итог, можно констатировать, что в большинстве случаев оценки сво­их волевых проявлений «по жизненным показателям» (с помощью опросников) довольно объективны, хотя нельзя отрицать и вмешательство в них элемента субъективности и эффекта обобщенности. Это заключение в большей степени относится к школьникам старших классов и взрослым. Именно со старшего школьного возраста, когда начинает проявляться критичность в оценке собствен­ных возможностей, обнаруживаются многие факты, которых не было в более ран­нем возрасте, в частности — совпадение у учащихся оценок своей настойчивости и упорства с оценкой этих волевых качеств, данной учителями, возникновение корреляции между успеваемостью и собственными оценками этих волевых ка­честв (Е. К. Фещенко; см. табл. 7.5).

Таблица 7.5.Связь оценок своих волевых качеств со среднегодовым баллом школьной успеваемости

 

 

Классы и количество в них учащихся Коэффициенты корреляции
настойчивость упорство терпеливость
1 (и = 44) -0,02 -0,07 0,07
2 (и = 43) 0,06 0,07 0,15
3 (и = 53) -0,14 -0,05 0,16
5 (и = 44) 0,14 0,23 -0,02
6 (и = 52) 0,17 0,13 0,13
7 (и = 60) 0,17 0,16 0,19
8 (и = 74) 0,16 0,13 0,13
9 (и = 38) 0,57 (р < 0,001) 0,38 (p < 0,02) 0,23
10 (и = 32) 0,17 0,22 0,41 (p < 0,05)
11 (и = 30) 0,68 (p < 0,002) 0,47 (p < 0,01) 0,37 (p < 0,05)

Полученные в исследованиях данные позволяют сделать заключение и о сте­пени объективности оценки волевых качеств сторонними наблюдателями. Как видно из результатов исследования Е. С. Махлах и И. А. Раппопорт, взаимооценки различных волевых проявлений оказались у учащихся весьма обобщенными, так как между всеми оценивавшимися проявлениями воли обнаружились тесные кор­реляции. Не случайно оценка каждого волевого проявления, данная учащимися, имела тесную связь с суммарной оценкой волевых качеств учащихся, данной учи­телями.

С другой стороны, суммарная оценка волевых качеств учащихся, данная учите­лями, не обнаружила связи с величиной волевого усилия, измерявшегося экспе­риментальным путем (удержание максимального усилия на динамометре). При­чина этого, очевидно, в том, что волевые качества учащихся оценивались по проявлению ими интеллектуальных волевых усилий, а не физических. Учителя просто не наблюдают на уроках физических усилий учащихся. Поэтому и в рабо­те Е. К. Фещенко не была выявлена корреляция между оценкой, данной учителя­ми терпеливости учащихся, и оценкой у себя этого волевого качества учащимися.


166Глава 7. Волевые качества личности

Все это свидетельствует о том, что у учителей нет реального представления о дан­ном волевом качестве.

Хорошей иллюстрацией необъективности и обобщенности оценок волевых качеств со стороны являются полученные А. И. Высоцким [1970] данные о прояв­лении в учении волевых качеств (в основном, по оценкам учителей) учащимися с разным отношением к учению (табл. 7.6).

Таблица 7.6.Проявление в учении волевых качеств учащимися с разным отношением к учению

(в процентах от общего числа изученных учащихся)

 

Волевые качества Занимаются с интересом Учатся по обязанности
Целеустремленность 81,8 12,8
Инициативность 64,7 15,1
Организованность 78,5 17,3
Дисциплинированность 86,5 32,4
Настойчивость 81,8 12,8
Выдержка 73,1 17,7
Решительность 66,1 13,7
Самостоятельность 81,8 21,7
Смелость 65,4 20,0
Исполнительность 85,2 29,7

В этих данных удивляет подавляющее преимущество в оценках проявления всех волевых качеств первой группой учащихся, хотя ряд волевых проявлений (смелость, решительность) не имеют прямого отношения к процессу обучения. Кроме того, еще неизвестно, кто более волевой — тот, кто ходит в школу без осо­бого желания учиться, т. е. постоянно принуждает себя, или тот, кому в связи с интересом к учению и не требуется особого проявления волевых усилий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.