Здавалка
Главная | Обратная связь

Волевые качества, связанные с целеустремленностью



В учебном пособии «Психология спорта высших достижений» [1979] целеустрем­ленность определяется как сознание важнейших жизненных целей, их четкое и ясное представление, вера в эти цели, умение вникнуть в их сущность. Сходное определение дали Н. П. Гуменюк и В. В. Клименко: «Целеустремленность лично­сти спортсмена характеризуется предвидением в сознании продукта своей дея­тельности, на который она направлена» [1987, с. 267]. При таком понимании це­леустремленность является не волевым, а мотивационным свойством личности, ее направленностью. Более адекватное понимание целеустремленности дается в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова [1985]: целеустремленного человека автор определяет не только как имеющего ясную и определенную цель, но и стре­мящегося к ее достижению.

Когда говорят об устремленности к чему-то, то при этом, как правило, имеют в виду наличие удаленной цели, хотя явно это и не обозначают. Однако для иллю­страции целеустремленности и силы воли приводят примеры, связанные именно с долговременностью достижения цели. Недаром А. С. Макаренко отмечал, что человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть чело­век самый слабый.

Н. Д. Левитов [1958] считал, что целеустремленность может быть как близкой (направленной на ближайшие цели), так и перспективной (когда ставятся отда­ленные, последовательно достигаемые цели). Близкое к этому определение дала и В. И. Жуковская — как «умение человека ставить ближайшие и отдаленные цели своей деятельности и жизни, подчинять им свое поведение» [1970, с. 334].

С моей точки зрения целеустремленность — это сознательная направленность личности на достижение ближайшей или отдаленной по времени цели. Целеустрем­ленность может быть связана с увлеченностью своим делом, вследствие чего она поддерживается интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельности; а отсутствие интереса связано с отсутствием целеустремленности, что прекрасно описано А. С. Пушкиным в поэме «Евгений Онегин»:


8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью 173

Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать — но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его...

... И снова, преданный безделью, Томясь душевной пустотой, Уселся он — с похвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а всё без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет; На всех различные вериги; И устарела старина, И старым бредит новизна. Как женщин, он оставил книги, И полку с пыльной их семьей, Задернул траурной тафтой.

Физиологическим механизмом целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой инерционной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом человека, тормозя другие влечения и интересы. Вследствие этого целеустремленный человек не разменивается на ме­лочи, не тратит свое время и силы на второстепенные для него цели. Он ясно пред­ставляет себе то, к чему он стремится и за что борется. Такую целеустремленность называют одержимостью.

Целеустремленность присуща многим великим деятелям искусства и науки. Р. Роллан описывал, как исступленно работал Микеланджело над росписью Сик­стинской капеллы. Ярким примером целеустремленности является творческая жизнь И. Е. Репина. К. И. Чуковский отмечал его удивительную силу воли, при­сущую ему настойчивость: «…когда к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисть, он сейчас же стал учиться писать левой, чтобы ни на минуту не оторваться от живописи. А когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру, он повесил ее, как камень, на шею при помощи особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи» [1969, с. 35]. Фанатичной целе­устремленностью отличался И. П. Павлов, который позволил себе прекратить за­нятия наукой на длительное время только один раз — после женитьбы. Неслучай­но он призывал молодежь, избравшую родом своих занятий науку, к страстности в ее изучении.

Однако практика показывает, что всегда на каком-то этапе достижения отда­ленной или близкой цели возникают трудности, прежде всего субъективного по-


174Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств

рядка (утомление, пресыщение, разочарование при неудаче и т. п.), которые пре­одолеваются в основном волевым усилием. Поэтому целеустремленным может быть только тот, кто проявляет терпеливость, упорство и настойчивость.

И неслучайно в учебнике «Психология» [1984] целеустремленность определя­ется как проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомер­ностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыс­лей и чувств на непреклонном стремлении к достижению поставленной цели. Целеустремленный человек ясно видит перспективную цель, сосредоточен на ре­шении близких и далеких задач, мобилизует волевые усилия на преодоление все­го, что мешает достижению намеченной цели.

В то же время не всякое проявление целеустремленности можно относить к во­левой регуляции.

Терпеливость.В психологии в качестве волевого проявления чаще всего рас­сматривается терпение. Однако терпение проявляется во многих несходных ситуациях и потому получает различное наименование: выдержка, стойкость, упорство и т. д. Поэтому терпение и терпеливость нередко отождествляют, да и саму терпеливость понимают по-разному: о ней часто говорят как о длительно­сти поддержания волевого усилия (В. К. Калин [1983]), о специальной выдерж­ке (К. Л. Бабаян [1977]).

Я рассматриваю терпеливость как волевое качество, являющееся одним из ви­дов проявления терпения. Выделяя это волевое качество (Е. П. Ильин [1980]), я руководствовался следующими соображениями. Во-первых, термин «терпели­вость» постоянно употребляется тренерами для характеристики воли спортсме­нов, деятельность которых связана с выносливостью при нагрузках, при этом понятие «терпеливость» не отождествляется с понятием «выносливость». Во-вто­рых, терпеливость отражает специфическое проявление волевых усилий, направ­ленных на преодоление состояний, препятствующих продолжению физической работы (утомление, недостаток кислорода в крови и т. п.).

В моем понимании терпеливость — это свойство человека длительное время тер­петь с помощью волевого усилия неблагоприятные, в основном — физиологические состояния: усталость, гипоксию, голод, жажду, боль. Терпеливость проявляется и в ситуации ожидания желаемого (см. приводимую ниже цитату из Х. Хекхаузена; авторы экспериментов установили значимость ситуативных факторов для прояв­ления терпения, но, к сожалению, не показали индивидуальные различия в обна­ружении этого качества).

Особого рода препятствия создают конкурирующие тенденции действия, особенно если они возникают прямо на пути готовой к реализации интенции. Для изучения подобных явлений ис­пользуется парадигма «отсрочки удовлетворения» (delay gratification), которая была разработа­на Мишелем [Mischel, 1974]. Эксперимент проводился следующим образом: детям было ска­зано, что они получат сладости только в том случае, если будут терпеливо дожидаться экспериментатора. Дети получали большее вознаграждение, если они дожидались прихода экспериментатора, и меньшее, если, не дождавшись, начинали звать его, пытаясь ускорить его приход [Mischel, Ebbsen, 1970]. В эксперименте ставился следующий вопрос: при каких усло-


8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью 175

виях дети могут лучше противостоять напряжению, связанному с желанием как можно быстрее получить вознаграждение, и терпеливо дожидаться возвращения экспериментатора?

Первые результаты эксперимента показали, что если предмет вознаграждения отсутствует в поле зрения, то это помогает легче перенести напряжение, связанное с отсрочкой получе­ния вознаграждения.

В последующем оказалось, что решающее значение имеет не физическое присутствие вознаграждения, а его когнитивная репрезентация. Способность ждать повышалась, если испытуемый пытался представить себе вознаграждение в виде картины, изображения [Mischel, Moore, Zeiss, 1976] или если его внимание было направлено на те аспекты награ­ды, которые не были связаны с ее потреблением [Mischel, Baker, 1975]. При непищевых сти­мулах способность к ожиданию усиливалась, если награда постоянно находилась перед гла­зами [Yates, Mischel, 1979].

…Начиная с 5-летнего возраста у детей появляются метаволевые знания о том, какие контрольные стратегии распределения внимания и переработки информации следует при­менять для того, чтобы получать большее вознаграждение.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. С. 316

Длительность волевой активности зависит от энергетики активности: чем больше энергетические ресурсы организма, тем дольше человек может сохранять волевое напряжение. В отличие от настойчивости, как отмечает В. К. Калин, при проявлении терпеливости мобилизация ресурсов осуществляется по механизмам инициативной регуляции.

Е. П. Щербаков [1986] утверждает, что введенное мною в теорию физического воспитания волевое качество «терпеливость» (почему только в теорию физиче­ского воспитания?) не отражает характера деятельности в физическом воспитании и спорте, поскольку, по Д. Н. Ушакову, терпеливый — это тот, кто не жалуясь, без­ропотно переносит, мирится и т. п. «Смысл “терпеть” не носит главного назначе­ния в физическом воспитании и спорте», — пишет Е. П. Щербаков [там же, c. 22]. Поэтому данный термин, полагает этот автор, будет иметь место в системе принуж­дения, в деятельности без активного самовыражения. При усталости в спортив­ной деятельности главными являются активные действия, а не терпение, считает он. С его точки зрения, это важно в методологическом и идеологическом плане. Сосредоточение внимания на тягостях и физиологических ощущениях приводит, по мнению Е. П. Щербакова, к усугублению состояния. «В советской системе физического воспитания отсутствуют виды спорта, в которых основное назначе­ние, как цель и как результат, было бы связано с болями, тягостями, страхом. Для материалиста, свободного раскрепощенного человека, волевое качество “терпели­вость” не дает полного сознательного самовыражения собственного “я”. Назначе­ние советского спорта — воспитание не терпеливых исполнителей, а активных строителей коммунизма, способных воплощать в жизнь идеи КПСС, потребнос­ти своего общества», — заключает автор.

Странно, но Е. П. Щербаков не учел, что кроме выделенного им значения сло­ва «терпеливый» есть и другое, при котором терпеливый описывается как обла-


176Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств

дающий настойчивостью, упорством и выдержкой («Толковый словарь русского языка»). Именно ввиду наличия такого значения термин «терпеливость» повсе­местно употреблялся в спортивной практике даже в советское время и именно в таком значении он отвечает сущности волевого проявления, которое должен обо­значать. Терпеливость действительно связана с принуждением, но только с осо­бым его видом — самопринуждением, которое и есть одна из форм активного са­мовыражения личности. Е. П. Щербакову нравится обозначать терпеливость как настойчивость. Но от этого идейность этого качества не повышается: настойчиво можно стремиться к осуществлению и неблаговидных целей.

Вообще, понимание волевых качеств и их места в спортивной деятельности у Е. П. Щербакова весьма своеобразное. Например, гибкость тела, управление мышцами, наблюдение за расходом энергии он связывает с проявлением самооб­ладания, ловкость — с инициативностью, быстроту — с самообладанием, реши­тельностью и настойчивостью, максимальное проявление силы — с решимостью. В качестве показателя решительности он почему-то рекомендует использовать теппинг-тест (количество движений за первые 5 с). В целом же волевое качество Е. П. Щербаков понимает как отражение элементов модели функциональной струк­туры воли, в которую у него входят мотивы, цель, состояние, действия и оценка.

Но вернемся к волевому качеству терпеливости.

Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек встречается с внутренним препятствием физиологического характера (неблагоприятным состо­янием), начинает испытывать какое-либо внутреннее затруднение и переживать это затруднение. Таким переживанием при физической или умственной работе является чувство усталости. Я остановлюсь на его рассмотрении более подробно в связи с тем, что оно служит важным показателем для определения волевого каче­ства терпеливости. Ведь если это чувство необъективно, то становятся необъектив­ными и все методики, использующие его для измерения терпеливости.

Некоторые исследователи с недоверием относятся к субъективным пережива­ниям человека, причем чаще в роли недоверчивых оказываются психологи, напри­мер В. Шевчук [Szewczuk, 1961] и А. Н. Шадрин [1982]. Между тем физиологи рассматривают усталость как объективное явление, связанное с возникающим состо­янием утомления (А. А. Ухтомский [1927], Д. И. Шатенштейн [1939], В. В. Розен-блат [1961], Р. А. Шабунин [1969]). А. А. Ухтомский писал по этому поводу: «Мы оказались бы в довольно карикатурном положении, если бы задались правилом пренебрегать “субъективными” проявлениями утомления и до тех пор не верить человеку, что он устал, пока он не даст нам доказательств в виде отрицательной плетизмограммы или в виде чрезмерного дыхательного коэффициента. Так назы­ваемые “субъективные” показатели столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать. Физиолог, более чем кто-либо, знает, что за всяким субъективным переживанием кроется физико-химическое событие в организме» [1952, с. 134]. В. В. Розенблат, видный специалист по утом­лению, отмечал, что хотя ощущение усталости и является, как всякое вообще ощущение, фактором субъективного мира, оно в основе своей имеет определен­ные физиологические сдвиги в мозгу, и в этом смысле так же объективно, как любое другое физиологическое явление.


8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью 177

C этим мнением совпадает и высказывание В. И. Рождественской и И. А. Ле-вочкиной [1972], что полное игнорирование чувства усталости, с чем нередко при­ходится сталкиваться, неправильно; это обедняет результаты многих исследо­ваний.

Действительно, в ряде исследований показано, что появление чувства устало­сти отражает в большинстве случаев момент возникновения состояния утомления. Ощущение мышечного утомления вначале локализуется в области работающих мышц и часто сопровождается болевыми ощущениями. По мнению болгарского физиолога Д. Матеева, накопление неокисленных продуктов метаболизма, гипо­ксия и другие сдвиги, развивающиеся при утомлении во внутренней среде рабо­тающей мышцы, являются причиной того, что афферентные импульсы, порож­денные мышечной работой, становятся при ее продолжении все более и более сильными. Эта увеличивающаяся по силе афферентация представляет собой фи­зиологическую сторону чувства усталости, которое при продолжении работы ста­новится все более выраженным и даже может перерасти в острую боль, заставля­ющую человека прекратить работу.

Э. А. Голубева и В. И. Рождественская выявили возрастание дельта-ритма электроэнцефалограммы по мере нарастания чувства усталости, а по данным Р. А. Шабунина появление чувства усталости совпадает по времени со следующи­ми изменениями физиологических показателей: увеличением суммарной элек-тромиограммы (что свидетельствует о включении за счет дополнительного во­левого усилия в одновременное сокращение сразу многих мышечных волокон), увеличением частоты сердечных сокращений и изменением глубины дыхания. Сходные данные получены Г. И. Мызаном [1976]: при появлении чувства уста­лости у работавших наблюдалось кратковременное уменьшение частоты пульса и дыхания (парасимпатическая реакция на желание прекратить работу), вслед за которым оба эти показателя резко увеличились (симпатическая мобилизаци­онная реакция, связанная с поддержанием работы на заданном уровне, несмотря на возникающие трудности). Это сопровождалось и усилением потоотделения (рис. 8.1).

По данным Е. В. Эйдмана [1986], величина волевого компонента при выпол­нении предельного физического усилия обнаруживает значимые связи с пока­зателями кислородного долга (r = 0,45; р < 0,01) и мощности порога анаэробного обмена (ПАНО) (r = 0,42; р < 0,01), что свидетельствует о зависимости этой ве­личины и от анаэробных возможностей человека, мобилизуемых с помощью волевого усилия.

Все эти данные показывают, что чувство усталости возникает не случайно, а является отражением физиологических сдвигов, свидетельствующих о попытке человека преодолеть с помощью волевого усилия возникшее затруднение в под­держании заданного уровня работоспособности. Следовательно, момент появле­ния чувства усталости, при условии удержания испытуемым заданного усилия, может служить исходной точкой измерения времени терпения, по которому су­дят о волевом качестве терпеливости (в спортивной педагогике это время назы­вают фазой компенсированного утомления). Это подтверждают следующие дан­ные, полученные Г. И. Мызаном.


178Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств


чес

чес

150 140 130 120 110 100

70 60


 

30 25 20 15 10

ЧД 45 40 35 30 25 20 15


ПО

180 ГД 160

s.

15' 0


120 140 160 180 200 220 240 Время работы, с


Рис. 8.1.Изменение физиологических показателей во время работы

на велоэргометре у испытуемой Б-вой:

ЧСС — частота сердечных сокращений, ЧД — частота дыхания (число дыханий в минуту),

ГД — глубина дыхания (в миллиметрах при записи на лентопротяжном устройстве),

ПО — потоотделение (в омах). Заштрихованная зона — время появления чувства усталости

Совпадение объективных физиологических изменений с возникновением чув­ства усталости наблюдалось в группе спортсменов в 78% случаев, в группе неспорт­сменов: при первом измерении — в 43% случаев, а при повторном — в 65% случа­ев. Это свидетельствует о том, что причиной такого совпадения или несовпадения является наличие или отсутствие у людей опыта в анализе своих мышечных ощу­щений. Естественно, у спортсменов этот опыт больше, поэтому и процент совпа­дений у них выше.

Существенные факты, доказывающие, что время терпения служит стабильной личностной характеристикой и вследствие этого может рассматриваться как по­казатель уровня проявления терпеливости, получены М. Н. Ильиной [1976]. Было выяснено, что, независимо от вида выполнявшихся физических упражнений, у конкретных субъектов время терпения, выраженное в процентах от общего вре­мени выполнения упражнений, оставалось относительно постоянным. Это озна­чает, что общее время выполнения упражнений, измеренное в секундах, при выполнении разных упражнений различно, а доля фазы компенсированного утом­ления (времени терпения) остается при этом постоянной (рис. 8.2).

У одних эта доля составляла 55–60% от общего времени выполнения упраж­нений, у других — 35–40%. Об относительном постоянстве данного показателя терпеливости свидетельствует и обнаруженная в том же исследовании достаточ­но высокая корреляция между значениями этого показателя при выполнении че­тырех различных физических упражнений. Стабильность проявления терпеливос­ти получила подтверждение и в исследовании Г. И. Мызана, сравнивавшего время терпения в первой и второй попытках: коэффициент корреляции равнялся 0,771 — для спортсменов; и 0,842 — для спортсменок (во всех случаях р < 0,05–0,01).


__________________________ 8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью 179

144,0 с
 

150 140

68,0 с
51%
68% 44,0 с
44%
15,0с
Я
52%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

I II I II

Д Выносливость (время выполнения упражнения до отказа, с), | Время терпения (в процентах от общего времени выполнения упражнения)

Рис. 8.2.Соотношение между показателями выносливости (с) и терпеливости (%) у двух групп

испытуемых при выполнении физических упражнений:

I - приседание, II - удержание в висе

Еще одним доказательством того, что время терпения является личностной волевой характеристикой, служат данные, полученные М. Н. Ильиной [1976] и В. Д. Гавриловым [1979] при исследовании корреляции между временем терпе­ния при выполнении физической работы и временем терпения в пробе с задерж­кой дыхания (началом измерения времени терпения в последней пробе было появление у испытуемых желания сделать вдох). Коэффициенты корреляции оказались довольно высокими. Важно отметить, что желание сделать вдох, по данным А. И. Высоцкого, совпадает с моментом, когда в крови резко снижается содержание кислорода. Следовательно, терпение в данной пробе отражает борь­бу человека с гипоксией, противоборство с помощью волевого напряжения реф­лекторному акту вдоха.

Эти данные получили подтверждение и в исследовании Е. П. Щербакова [1986]. В процессе задержки дыхания у испытуемых с помощью оксигемографа и пневмографа регистрировались устойчивость оксигенации и сокращение диаф-


180Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств

рагмы и мышц грудной клетки. Волевой компонент, регистрация которого начи­налась с момента падения содержания кислорода в крови, сокращения мышц груд­ной клетки и диафрагмы, обнаружил достаточно высокую и стабильную связь с общим временем задержки дыхания. Правда, из этих данных автор сделал доволь­но странные выводы, что, во-первых, по времени от начала задержки дыхания до сокращения мышц можно предсказать время окончания задержки, и во-вторых, поскольку это так, значит, волевой фактор проявляет себя не в процессе задерж­ки, а до нее, в период подготовки к ней.

Доказательство правомочности таких заключений Е. П. Щербаков видит в сле­дующих результатах. Испытуемые до задержки дыхания должны были оценить отношение к пробе и назвать время, в течение которого они смогут задерживать вдох. Было выявлено, что лица с положительным настроем на выполнение пробы имели более высокие показатели, чем лица с безразличным и отрицательным от­ношением (удивляться здесь нечему, вспомним рассуждения И. М. Сеченова о холодной и безличной воле: если не хочу терпеть, то и не буду). Поэтому и корре­ляция между ожидавшимся и показанным результатом оказалась положительной, правда, не очень высокой. Эти данные лишь подтвердили, что настрой, отноше­ние к деятельности определяет степень мобилизации человека, приложения им волевых усилий (что отчетливо видно в ситуации соревнования).

При исследовании терпеливости (с использованием удержания усилия) груп­повым методом, и особенно методом соревнования, наблюдаются некоторые осо­бенности. Чешские психологи П. Слепичка и А. Рихтецки [Slepicka, Richtecky, 1977] заметили, что при отрицательных взаимоотношениях между соревнующи­мися начало появления чувства усталости обозначается ими позже. Иногда это не преднамеренное стремление показать бульшую выносливость, а результат большего эмоционального возбуждения, которое может отодвигать появление усталости.

Сопоставление двух компонентов выносливости (времени до усталости и вре­мени терпения) с типологическими особенностями нервной системы (М. Н. Иль­ина [1986]) подтверждает правомерность такого разделения. Так, время до появ­ления чувства усталости больше у лиц со слабой нервной системой, а время терпения больше у лиц с сильной нервной системой. М. Н. Ильиной также уста­новлено, что спортсмены, специализирующиеся в видах деятельности, требующих выносливости, обнаруживают большее время терпения в пробе со статическим усилием, чем специализирующиеся в скоростно-силовых видах спорта. Аналогич­ные данные получены В. П. Умновым [1984] при измерении терпеливости с по­мощью теста с задержкой дыхания. Можно предположить, что эти различия свя­заны не столько с фактором тренировки, сколько с естественным отбором лиц, обладающих высокоразвитым качеством терпеливости, в виды спортивной дея­тельности, требующей выносливости.

Это подтверждают и данные, полученные В. П. Умновым. Используя тест с задержкой дыхания, он показал на студентах, не занимающихся циклическими видами спорта (т. е. не тренирующихся на выносливость), что лица с большей тер­пеливостью имели и лучшие результаты в лыжных гонках.

Упорство и упрямство.Изучению упорства как самостоятельного волевого качества психологи уделили значительно меньше внимания, чем изучению на-


8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью 181

стойчивости, по той причине, что упорство и настойчивость часто рассматрива­ются как одно и то же проявление силы воли. Больше говорят об упрямстве как негативном проявлении упорства.

П. А. Рудик определял упорство как волю к победе. Он акцентировал важную для понимания упорства как особого волевого качества характеристику: упорный человек не пасует перед неудачей.

Мною упорство понимается как стремление достичь «здесь и сейчас», т. е. од­номоментно, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно носит характер приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (оперативной) цели, например когда ученик пытается решить трудную математическую задачу, или когда юный музыкант разучивает гаммы, или когда спортсмен осваивает новый элемент техники спортивного упражнения, и т. п. Про упорство говорят тогда, когда у человека что-то не получается и он пытается это сделать еще и еще раз, но, как говорится, за один присест. Упорство часто характеризует волевые уси­лия при решении интеллектуальных задач, а не только двигательных.

Неудача — пробный камень настойчивости и железной воли. Она или разбивает жизнь, или закаляет ее.

А. Н. Афиногенов

Х. Хекхаузен [2003] понимал упорство как устойчивость тенденции действия (намерения) и выделял несколько уровней его проявления. На первом уровне сво­его выражения упорство проявляется в способности незавершенной тенденции дей­ствия напоминать о себе, если актуальная ситуация не отвлекает внимание на что-то иное и если не имеют место более сильные тенденции. На более высоком уровне упорство проявляется в том, что тенденция действия, будучи незавершенной, спо­собна погасить сильные возбуждающие стимулы, исходящие из окружения. Нако­нец, третий уровень проявления упорства характеризуется тем, что человек может сохранить временное преимущество имеющейся тенденции действия перед вновь появляющейся более сильной тенденцией. Не правда ли, все это напоминает сохра­нение мотива (намерения) по механизму доминанты? Это сходство усиливает и ссылка Хекхаузена на динамическую теорию действия Аткинсона и Берча [Atkinson, Birch, 1970], основная идея которой состоит в том, что в определенный момент многие незавершенные тенденции борются за доступ к действию, но только одна из них в конце концов будет определять действие, а именно та, которая полу­чает подкрепление из внешней ситуации (по А. А. Ухтомскому, это свойство доми­нанты подкрепляться сторонними раздражителями обозначается как эффект сум-мации возбуждения). Хекхаузен причислил к этим подкрепляющим «толкающую силу» внешним стимулам и внутренние: воображение и мышление.

То, о чем говорил Хекхаузен, в отечественной психологии принято обозначать как помехоустойчивость (включая и эмоциональную устойчивость). Характерно, что при описании упорства Хекхаузен ни разу не упоминал о необходимости использовать волевое усилие.

По данным Г. Н. Рыбка [2006], упорство тесно связано с мотивом достижения успеха (коэффициенты корреляции для различных выборок численностью 215, 219 и 231 человек равны 0,194, 0,229 и 0,312 при р < 0,004 и р < 0,001).


182Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств

Упрямство. При рассмотрении упрямства, с моей точки зрения, допускаются две ошибки. Во-первых, нередко упрямство рассматривается как проявление сла­боволия. С. Л. Рубинштейн, например, писал, что «хотя в упрямстве как будто проявляются упорство и настойчивость, все же упрямство и сила воли — нетож­дественные явления» [1946, с. 605]. С этим трудно согласиться. Упрямство — это тоже волевое проявление, но, в отношении его целесообразности в данной ситуа­ции, имеющее негативную направленность или кажущееся таковым (правда, не с точки зрения самого субъекта). Решения, требования и просьбы при упрямстве носят формальный характер, поскольку они выдвигаются человеком вопреки ра­зумным доводам, советам, указаниям других людей.

В быту нередко настойчивость отождествляют с упрямством. Между тем это противополож­ные свойства личности. Настойчивость — целесообразное упорство, необходимое условие для решения поставленной задачи. Человек сознательно идет на трудности, ибо нет других воз­можностей, чтобы завершить нужное дело. Упрямство, напротив, — упорство для того, чтобы избежать трудностей борьбы, упорство ради минутного желания, в силу того, что «я так хочу». Упрямство — это проявление негативизма, которое выражается в тенденции противоречить, действовать наперекор советам других и часто вопреки собственным убеждениям… Иногда упрямство — не что иное, как «эмоциональный бунт» против справедливых требований дру­гих людей, но высказанных в оскорбительной форме.

В какой бы форме ни выражалось упрямство, оно является признаком слабой воли.

Селиванов В. И. Избранные психологические труды. Рязань, 1992. С. 137–138

Правда, нельзя не отметить, что упрямство оценивается как негативное воле­вое проявление не всегда справедливо. Целесообразность прикладываемых для достижения цели усилий — весьма относительна. Многие, наверное, знают прит­чу о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. Одна лягушка, убедившись, что выбраться невозможно, прекратила сопротивление и погибла. Другая продол­жала прыгать и биться, хотя все ее движения казались бессмысленными. Но от ударов лапками сметана загустела, превратившись в плотный комок масла, — и ля­гушка, опершись на него, выбралась из банки. Так что не всегда упрямство озна­чает бесполезность прилагаемых усилий.

Вторая ошибка — упрямство рассматривается как негативное проявление на­стойчивости, в то время как в действительности оно является «бессмысленным» или эгоистичным проявлением упорства. Упрямство противопоставлял настой­чивости С. Л. Рубинштейн, когда писал: от настойчивости оно отличается своей объективной необоснованностью, и субъект упрямствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него (этому соответствует пословица: «Вся рота идет не в ногу, только я один в ногу»).

К. К. Платонов тоже определял упрямство как нецеленаправленную настойчи­вость, которая зависит иногда от инертности нервных процессов, но чаще являет­ся чертой характера.


8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью 183

Причины проявления упрямства различны. В детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением раз­вивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. В более позднем воз­расте упрямство может явиться следствием стремления к самоутверждению.

Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют неблагоприят­ные условия жизни и воспитания: игнорирование их существенных потребностей, грубое обращение или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным тре­бованиям. Не всегда умея разумно проявить свою самостоятельность, подросток становится неуступчивым по мелочам, начинает отстаивать неразумные решения. Упрямство чаще всего проявляется у эмоционально возбудимых и интеллектуаль­но ограниченных людей.

Упрямство может закрепиться и стать устойчивым отрицательным свойством личности. Преодолеть упрямство трудно, особенно если человек сам этого не хочет.

С. Л. Рубинштейн к волевым проявлениям относил и негативизм. Он прояв­ляется в «немотивированном» волевом противодействии всему тому, что исходит от других людей. С. Л. Рубинштейн полагал, что негативизм характеризует не силу, а слабость воли. Но почему же тогда он проявляется в волевом противодей­ствии? Негативизм чаще всего встречается у детей (например, ребенок не хочет попробовать незнакомый ему фрукт), у подростков и у взрослых истерических субъектов.

Настойчивость.Важность настойчивости для характеристики поведения чело­века признана давно. Еще Мак Дауголл считал настойчивость одним из объектив­ных качеств целенаправленного поведения. Многие видные зарубежные психоло­ги обращались к изучению этого феномена (К. Левин, [Levin, 1922], Дж. Аткинсон и Г. Литвин [Atkinson, Litwin, 1960], Р. Крутчер [Crutcher, 1934], Д. Райанс [Rayans, 1939], А. Кремер [Kremer, 1942], Н. Физер [Feather, 1962] и др.). Однако в понима­нии сущности этого волевого качества имеется ряд спорных моментов.

В отечественной психологии, как и в зарубежной, настойчивость часто под­меняется другим волевым качеством — упорством, а для большинства психоло­гов настойчивость и упорство — это одно и то же. Поэтому во многих определе­ниях не указывается, о какой цели — отдаленной или сиюминутной — идет речь. Примером этому может служить определение настойчивости в «Психологиче­ском словаре» [1983]: настойчивость характеризуется как волевое качество, на­правленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, доби­ваться осуществления цели.

Исследование этого волевого проявления, обозначенного английским словом persistence, стало для зарубежных психологов самостоятельным направлением изучения мотивации, при этом понятию «воля» в американской психологии, на­пример, вообще не нашлось места. Термин «persistence» имеет довольно широ­кое семантическое поле и помимо настойчивости включает в себя упорство, тер­пение, стойкость, последовательность и т. д. Это привело к тому, что фактически под общим названием стали изучаться если и не совсем разные, то по крайней мере не совсем тождественные, с моей точки зрения, волевые проявления: на­стойчивость, упорство, терпеливость.


184Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств

Действительно, в одних случаях феномен настойчивости исследовался с помо­щью сложных интеллектуальных и подчас нерешаемых задач, в других случаях — с помощью тестов на физическую выносливость. Поэтому, очевидно, не случайно корреляции между результатами одного субъекта по различным тестам настойчи­вости получались низкими, практически незначимыми.

В исследовании настойчивости западные психологи выделяют три направле­ния. В одном из них настойчивость рассматривается как черта характера, ста­бильно определяющая поведение человека (отсюда название исследований — «trait studies»). Ситуативные факторы в данном подходе игнорируются, так как считается, что они перекрываются чертами личности. В другом случае настойчи­вость изучается как устойчивость к угасанию: исследуется зависимость проявле­ния настойчивости от ожидания успеха или неудачи. При этом обнаружено — если человек считает, что результат зависит от него самого, а не от «счастливой случай­ности», то он проявляет гораздо большую настойчивость. Имеет значение и опи­сание задачи как трудной или легкой. В первом случае настойчивость проявляется большая, чем во втором (Д. Старнерс и О. Зинсер [Starners, Zinser, 1983]). Нако­нец, еще одно направление изучает настойчивость в контексте проблемы моти­вации: анализируется зависимость настойчивости от мотивации достижения. Как показали Дж. Аткинсон и Г. Литвин, мотив достижения коррелирует с проявлен­ной при решении задачи настойчивостью положительно, а мотив избегания неуда­чи — отрицательно. Таким образом, было выявлено, что так называемая «настой­чивость» (а скорее — упорство) проявляется и ситуативно, и как личностная черта.

Настойчивость по В. К. Калину — это эмоционально-волевое качество, в кото­ром эмоциональные и волевые компоненты на разных этапах деятельности могут быть представлены по-разному. При проявлении настойчивости имеет место вы­раженная сосредоточенность усилий человека на объекте, сознание обращено к предметному плану деятельности, который имеет отчетливую жизненную зна­чимость. В поведении человека проявляется эмоциональная привязанность к цели деятельности. Мобилизация ресурсов происходит с широким использованием механизма эмоций. Замечу, что все это можно отнести не только к настойчивости, но и к таким волевым качествам, как упорство и терпеливость.

В «Психологическом словаре» [1983] настойчивость определяется как каче­ство личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодо­левая при этом внешние и внутренние препятствия. Настойчивость характери­зуется упорным стремлением достичь желаемого. Но и в этом определении не указано, о какой цели идет речь — о ближней или отдаленной по времени. А это при выделении настойчивости в качестве самостоятельного волевого качества имеет принципиальное значение.

Однако другими авторами настойчивость связывается прежде всего с преодо­лением трудностей при достижении отдаленной по времени цели. С. Л. Рубин­штейн писал: «Некоторые люди вносят сразу большой напор в свои действия, но скоро “выдыхаются”; они способны лишь на короткий наскок и очень быстро сда­ют. Ценность такой энергии, которая умеет брать препятствия лишь с налета и спадает, как только встречает противодействие, требующее длительных усилий, невелика. Подлинно ценным качеством она становится, лишь соединяясь с на-


8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью 185

стойчивостью. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение дли­тельного периода [курсив мой. — Е. И.], невзирая на трудности и препятствия». И далее С. Л. Рубинштейн продолжал: «Ненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, которое они делают, или легко воспламеня­ющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв, который человек вносит в борь­бу за достижение поставленной им цели, накален страстью и озарен чувством, он выливается в энтузиазм» [1999, с. 607].

В учебнике «Психология» [1984] настойчивость (вместе с упорством) опреде­ляется как проявление воли, характеризующееся длительным сохранением (неред­ко и повышением) энергии и активности в борьбе за достижение цели, в преодо­лении многих (в том числе неожиданно возникающих) препятствий.

В. В. Богословский [1973] определял настойчивость как волевое свойство лич­ности, которое проявляется в способности длительное время направлять и конт­ролировать поведение в соответствии с намеченной целью.

На свете мало недостижимых вещей; будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.

Ларошфуко

В. В. Медведев [1987] отмечает, что настойчивый человек способен к длитель­ному и неослабному напряжению энергии, неуклонному движению к намеченной цели. В учебнике «Психология» [В. И. Жуковская, 1970] дано следующее описание настойчивости: «Настойчивость проявляется в умении человека в течение длитель­ного времени преодолевать трудности и препятствия, неуклонно идти к цели... На­стойчивые люди проявляют волю не эпизодически, а постоянно и методично. Этим они отличаются от людей энергичных, но ненастойчивых, которым под силу зна­чительные трудности, если их можно преодолеть одним наскоком, но которые от­ступают от намеченной цели, если требуется длительное преодоление препятствий» [с. 335]. Наконец, П. И. Иванов [1967] также характеризует настойчивость с точки зрения преодоления препятствий и трудностей в течение длительного времени.

Настойчивость — необходимая черта характера современного человека. Она выражается в способности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т. е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов.

Ненастойчивые… либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1997. С. 180

Я определяю настойчивость как систематическое проявление силы воли по реали­зации долговременной мотивационной установки, как стремление человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.


186Глава 8. Характеристика отдельных волевых качеств

Проявление настойчивости в значительной мере зависит от: 1) степени уверен­ности человека в достижимости цели; 2) мотивации достижения (стремления к ус-пеху);1 3) уровня притязаний;2 4) наличия волевых установок на преодоление зат­руднений. Роль последних в успешности учения отмечалась А. И. Самошиным [1967]. Реализуется настойчивость через многократное проявление упорства и тер­пеливости, следовательно, наличие у человека этих волевых качеств обусловливает в значительной степени и его настойчивость.

Конечно, на пути достижения отдаленной по времени цели человек может тер­петь и отдельные неудачи. В связи с этим нельзя не коснуться вопроса о наличии у людей фрустрационного порога. Он характеризует быстроту возникновения фрустрационного состояния человека при неоднократно испытываемой неудаче. Кроме того, что разные люди обладают разным фрустрационным порогом (у од­ного состояние фрустрации наступает после двух-трех неудач, у другого — при большем их количестве), они и реагируют на фрустрацию различно. При импу-нитивной форме реагирования человек опускает руки, считая себя не способным преодолеть возникшие трудности. При экстрапунитивном реагировании на неуда­чи человек считает их причинами внешние факторы, случай, и наоборот, стремит­ся доказать, что он может справиться с возникшими трудностями, т. е. усиливает проявление своей настойчивости.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.