Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование морального компонента



Силы воли

Проявление силы воли в значительной степени обусловлено нравственными мо­тивами человека. Наличие у человека целостного мировоззрения и стойких убеждений Л. И. Божович связывал не просто с волевой регуляцией, а с волевой организацией личности человека. Отсюда одним из путей формирования воле­вой сферы личности человека считается его нравственное воспитание. П. А. Ру-дик, подчеркивая значимость этого момента, писал: «…Воспитание требуемых (человеку) волевых качеств органически и неразрывно связывается с его нрав­ственным воспитанием. Оно… представляет собою единый педагогический про­цесс, в котором воспитание волевых и моральных сторон личности взаимосвя­заны и не могут протекать раздельно: воспитание волевых качеств не может быть


244Глава 12. Развитие силы воли

осуществлено без одновременного воспитания нравственных черт личности; в то же время моральное воспитание не может быть осуществлено вне волевой дея­тельности» [1962, с. 9–10].

Первая часть утверждения автора цитаты (воспитание волевых качеств невоз­можно без нравственного воспитания) является, в рамках отечественной психо­логии и педагогики, аксиоматичной. Чувство долга, сознание необходимости совершить героический поступок во имя других, преодолеть, казалось бы, непрео­долимую усталость — все это характеризует сформированную в нравственном отношении личность, наличие у нее морального компонента воли. Считается, что именно в формировании нравственного компонента воли педагог должен видеть главную свою задачу в развитии волевой сферы личности ребенка. Во многом это положение справедливо, если рассматривать воспитание силы воли не как само­цель, а как один из путей формирования личности. Ведь известно, что не каждое проявление ребенком силы воли педагогически целесообразно. Важно учиты­вать, какие средства при этом используются и на что направлено волевое усилие. Школьники, например, расценивают упрямство как положительное волевое про­явление, с помощью которого они «закаляют волю». «Прежде чем пробовать волю на больших делах, надо пробовать ее на пустяках», — заявил один школьник. Для них важно победить чужую волю. «Для меня дело не в том, кто прав, а кто настоит на своем» — таков ответ другого учащегося.

Часто дети совершают нелепые, а порой и опасные для жизни и здоровья по­ступки с одной лишь целью — доказать себе и другим, что они «волевые». В одной из школ подростки-мальчики выдумали упражнение: прыгать с балкона четвер­того этажа на балкон третьего этажа — повисали на руках, раскачивались и пры­гали. Директор вызвал ребят в свой кабинет, чтобы узнать, зачем они это делали. Ребята заявили, что это был «экзамен на аттестат смелости»: кто так сделал, тот смельчак, кто не сделал — трус.

А вот как описывает В. Каверин в «Двух капитанах» воспитание воли одним из мальчиков — Саней:

«…Пари заключено — пари, что не закричу и не отдерну руку, если Ромашка полоснет меня по пальцам перочинным ножом. Это — испытание воли. Согласно “правилам для развития воли”, я должен научиться “не выражать своих чувств наружно”. Каждый вечер я твержу эти правила, и вот наконец удобный случай. Я проверяю себя…

— Режь, — говорю я Ромашке.

И этот подлец хладнокровно режет мне палец перочинным ножом. Я не кричу, но невольно отдергиваю руку и проигрываю пари».

Однако сколько бы ребенок ни держал ноги в ледяной воде, сколько бы недель ни отказывался от мороженого, эти поступки не сформируют нравственный ком­понент воли, поскольку они совершаются не ради кого-то, а для того, чтобы укре­пить «волю вообще».

Мотивами проявления воли могут быть не коллективистские, а индивидуали­стические, эгоистические и даже антисоциальные устремления школьников. В свя­зи с этим и подход к проявлению силы воли приобретает у подростков искривлен­ный характер. Один из старших подростков в беседе с директором школы, который


12.2. Формирование морального компонента силы воли 245

требовал от него извиниться перед учительницей, гордо заявил: «Я человек прин­ципиальный: я в жизни никогда и ни перед кем не извинялся!» Безволие субъек­та во многих случаях — результат его плохого воспитания как человека, гражда­нина и не объясняется лишь отсутствием привычки проявлять большое волевое усилие.

Воспитательная работа служит необходимым условием развития волевой сфе­ры человека. Воспитание чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу создает хорошие предпосылки для волевых проявлений. На значе­ние коллектива и коллективистских настроений в воспитании воли указывали многие психологи: А. В. Веденов [1953; 1957], А. Б. Запорожец [1960], К. Н. Кор­нилов [1957], В. А. Крутецкий [1957] и др. Во многих исследованиях установлено, например, что групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный. Обращение педаго­гов, тренеров, товарищей к моральным и нравственным чувствам человека увели­чивает его смелость и решительность.

Таким образом, при воспитании человека и его морально-волевой подготовке в первую очередь необходимо заботиться о формировании целостной личности, у которой хорошо развиты те мотивы, которые имеют общественную направлен­ность.

Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое уси­лие в любой ситуации, независимо от ее специфики. Этот компонент не только сти­мулирует силу воли, но и определяет смысл ее проявления. Задача воспитания состоит в том, чтобы придать волевым усилиям такую направленность, которая по­зволяет человеку, по словам И. М. Сеченова, совершить нравственный подвиг. Тог­да и сами преодолеваемые человеком трудности получают другой эмоциональный оттенок: человек начинает испытывать «приятную усталость», «упоение опасно­стью» и другие эмоции, которые становятся амбивалентными, т. е. отражают два, казалось бы, противоположных переживания.

При этом необходимо формировать волевые умения: приемы самоубеждения, самоободрения, самоприказа.

Признавая роль моральных стимулов в конкретном проявлении силы воли, все же не следует полагать, что развитие волевых качеств непременно должно быть связано неразрывными узами с нравственностью человека. Развивать силу воли можно и из эгоистических побуждений.

У нас у всех один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.

И. С. Тургенев

Обратимся теперь ко второй половине утверждения П. А. Рудика: моральное воспитание не может быть осуществлено вне волевой деятельности. Это его по­ложение не привлекло к себе должного внимания ни психологов, ни педагогов. А между тем оно имеет, с моей точки зрения, принципиальное значение. Пренебре­жение им приводит к тому, что дети хотя и становятся образованными в отноше­нии нравственности, но их представления о ней не выражаются в соответствую­щей волевой деятельности, т. е. у них формируется декларативная нравственность.


246Глава 12. Развитие силы воли

Дело в том, что первые попытки (а во многих случаях — и дальнейшие) осуще­ствления нравственных принципов требуют проявления силы воли. То есть дети становятся нравственными через использование волевого усилия, а не волевыми через использование нравственных принципов. Это потом, когда нравственное по­ведение станет для них нормой, привычкой, оно само будет облегчать совершение волевых поступков. На первых же порах нравственного развития личности все происходит наоборот.

Действительно, что значит для школьника совершить нравственный поступок, связанный с проявлением честности? Это означает, что ему надо побороть жела­ние скрыть свой или чужой проступок. А что значит проявить доброту, альтруизм? Это означает, что надо отказать себе в чем-то (побороть в себе желание оставить что-то для себя, пожертвовать своим временем, оказывая помощь другому, и т. д.). Итак, уповать на то, что если школьники знают, что такое нравственное поведе­ние, то у них уже развита нравственность, — нет никаких оснований. Поэтому в педагогике большое внимание уделяется формированию нравственных привы­чек, т. е. стереотипов поведения, в которых реализуются нравственные прин­ципы. И большую роль в таком тренинге нравственного поведения играет воле­вая регуляция, связанная с проявлением различных сторон силы воли.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.