Список аббревиатур организаций и учреждений, упоминаемых в книге
БАЕ — Библиотечная ассамблея Евразии БЕН РАН — Библиотека по естественным наукам Российской академии наук ВГБИЛ — Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино ВИНИТИ — Всероссийский институт научной и технической информации ВНИИКИ — Всероссийский научно-исследовательский институт терминологии и информации по стандартам и качеству ГИВЦ — Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации ГНПБ — Государственная научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского ГПИБ — Государственная публичная историческая библиотека ГОПБ — Государственная общественно-политическая библиотека ГПНТБ — Государственная публичная научно-техническая библиотека России ГРДБ — Государственная российская детская библиотека ГПНТБ СО РАН — Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук ГЦНМБ — Государственная центральная научно-медицинская библиотека ИНИОН РАН — Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук ИФЛА — Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений МБИ — Международный библиографический институт МФД — Международная федерация по документации ПБО — Петербургское библиотечное общество РБА — Российская библиотечная ассоциация РГБ — Российская государственная библиотека РГБИ — Российская государственная библиотека по искусству РГБС — Российская государственная библиотека для слепых РГЮБ — Российская государственная юношеская библиотека РКП — Российская книжная палата РНБ — Российская национальная библиотека ЦКНБ — Центральный коллектор научных библиотек ЦНСХБ РАСМ — Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук ПРЕДИСЛОВИЕ На суд библиотечного сообщества предлагается второе, исправленное и дополненное издание Справочника (первое издание вышло в свет в конце 2000 г.). Причинами его подготовки явились: — значительный интерес, проявленный сотрудниками библиотек; — изменения, происшедшие в библиотечно-библиографической деятельности в самое последнее время; — ценные пожелания, замечания и предложения, высказанные специалистами после ознакомления с первым изданием. В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле», принятом 29 декабря 1994 г., библиотека определена как «информационное, культурное, образовательное учреждение». Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о многом: о признании особой и все возрастающей роли библиотек в современном обществе; о необходимости их развития одновременно во всех трех указанных направлениях; о разноплановости, многогранности повседневного библиотечного труда и, как следствие, об усложнении библиотечной профессии. Нахождение в многомерном информационном, культурном и образовательном пространстве, а точнее — на пересечении этих пространств, определяет специфику деятельности библиотек. Во-первых, они наследуют все проблемы и противоречия каждой из перечисленных выше сфер. Среди этих проблем достаточно назвать такие глобальные, как противоречие между свободой доступа к информации и цензурой, призванной обеспечивать соблюдение этических и культурных норм общественной жизни; между доступностью информации для любого гражданина и постоянным повышением ее стоимости как стратегического ресурса; между ограничен- Предисловие ными возможностями одного, отдельно взятого индивида и неограниченным социально-технологическим развитием общества, приводящим к «отставанию человека от человечества>>. Во-вторых, в каждой из сфер библиотека сталкивается с учреждениями, специализирующимися только на каком-либо одном направлении деятельности — средствами массовой информации, информационно-аналитическими центрами, средними и высшими учебными заведениями, театрами и музеями. Поэтому неизбежно возникают чрезвычайно сложные задачи нахождения своего сегмента в этом многомерном пространстве, предоставлении таких конкурентоспособных и востребованных обществом услуг, которые не предлагаются другими организациями. В-третьих, библиотека выступает как связующее звено, объединяющее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. И в этом также проявляется уникальность и одновременно сложность библиотечно-библиографической деятельности. Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, ее миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью. Как правило, читатели не догадываются, а библиотекари не умеют или не считают нужным показать, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же его части находятся процессы комплектования, а значит, поиска, оценки и отбора документов на традиционных и электронных носителях; классификации, то есть сопряжения знаний; формирования поисковых систем, совместимых в рамках корпоративных библиотечных систем; уточнения читательских запросов в ситуациях, когда люди, сталкиваясь с новыми для себя задачами, не могут точно выразить собственные потребности; сохранения информации для обеспечения возможности ее многократного и многоцелевого использования. В результате в общественном сознании складывается стереотип простоты библиотечного труда. С внедрением информационных технологий к подобным представлениям добавился еще и миф о виртуальной библиотеке, способной заменить традиционные. Приходится признать, что большой объем повторяющихся рутинных операций, раздробленность технологического процесса, характерная для деятельности крупных библиотек, приводят к тому, что и сами библиотечные работники не всегда соотносят свою деятельность с миссией библиотеки, ее генеральными целями, ролью в обществе как одновременно информационного и просветительского учреждения. И тогда отсутствие в фонде или справочном аппарате нужных читателю материалов рассматривается как недочет, брак, имеющий место в любой работе, и никак не соотносится с нарушением прав личности на доступ к информации. В предлагаемом вниманию профессионального библиотечного сообщества справочнике авторский коллектив, объединивший сотрудников Предисловие Российской национальной библиотеки и Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, стремился показать те тенденции развития и те проблемы, которые характерны в настоящее время для деятельности большинства публичных (массовых) библиотек России. Мы попытались в предельно лаконичной форме отразить те существенные изменения, которые претерпели библиотеки в современной социокультурной и экономической ситуации, а также сформировавшиеся в обществе взгляды на миссию и роль библиотеки. Собственно, на этой базе строятся все разделы справочника. Принципиальные изменения библиотечного труда связаны с широкомасштабным внедрением информационных технологий и компьютерных сетей связи, без которых уже не мыслится качественное обслуживание читателей. Этот аспект также присутствует в большинстве разделов, связанных с каталогизацией, созданием справочно-библиографического аппарата, с обслуживанием читателей. Самое пристальное внимание было обращено на освещение проблем управления библиотекой и развития персонала. Нам представляется, что в библиотечном мире уделяется недостаточно внимания мотивации сотрудников, и мы стремились исправить это положение. Дело в том, что на деятельность любого специалиста влияют две группы факторов: факторы условий (размер заработной платы, режим работы, социальные гарантии и льготы и т. п.) и факторы роста ( участие в принятии стратегических решений, ощущение собственной необходимости, возможность самореализации и повышения профессионального уровня, расширение и усложнение обязанностей и др.). В нашей стране факторы условий труда библиотекаря обеспечены недостаточно, и поэтому факторы роста могут выступать как некоторая компенсация, повышающая удовлетворенность трудом за счет его психологической комфортности. Специальные разделы справочника посвящены маркетингу и экономике библиотечного дела, то есть направлениям управленческой деятельности, обеспечивающим жизнеспособность библиотек, их востребованность обществом, конкурентоспособность предоставляемых услуг. Как и в разделе «Библиотечно-библиографическое обслуживание», мы стремились подчеркнуть, что библиотека является не единственным учреждением, предлагающим населению информационные и образовательные услуги и обеспечивающим любительское творчество и досуг. Поэтому залогом успеха библиотечной деятельности и расширения сферы социального влияния является умение руководителей библиотеки найти свой сегмент рынка и своего потребителя, оперативно реагировать на внешние изменения, взаимодействовать с самыми разными учреждениями культуры, образования, науки и бизнеса. Сам жанр справочного издания, ориентированного на практических работников, ставит перед авторами противоречивые задачи: с одной стороны, необходимо отразить все наиболее актуальные, животрепещущие Предисловие вопросы библиотечной деятельности, а с другой — из имеющегося материала отобрать лишь наиболее апробированные, подтвержденные практикой положения. Понимая, что страницы справочника — не место для дискуссий, мы пытались базироваться на устоявшихся мнениях, но отсылать практических работников к публикациям, где данные вопросы рассматриваются либо более подробно, либо в других ракурсах. Списки литературы приводятся в конце каждого раздела. Справочник ориентирован прежде всего на руководителей публичных (массовых) библиотек и структурных подразделений этих учреждений. Однако как базовый он может быть полезен и сотрудникам библиотек других типов (учебных, научно-технических, медицинских и т. д.). Справочник адресован также преподавателям и студентам старших курсов библиотечно-информационных факультетов высших и средних специальных учебных заведений страны. Предыдущий справочник подобного рода был выпущен в 1985 г. 1Мы стремились учесть ценный опыт предшественников прежде всего в плане отбора наиболее актуального и одновременно апробированного материала. Однако принципиальные изменения, происшедшие в последние годы, потребовали разработки новой структуры и содержания. Коллектив авторов с благодарностью примет отзывы, замечания и предложения коллег относительно полноты охвата проблем, структуры и достаточности приведенных сведений, точности их изложения. Отзывы и предложения просим направлять по адресу: Издательство «Профессия», 191002,Санкт-Петербург,а/я 600 или по электронной почте: professija@yahoo.com 1 Справочник библиотекаря / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; сост.: С. Г. Антонова, Г. А. Семенова. — М.: Книга, 1985. — 303 с. БЛАГОДАРНОСТИ Авторы искренне благодарят специалистов, откликнувшихся на публикацию первого издания Справочника отзывами и предоставивших в распоряжение редколлегии предложения и замечания: Р. У. Багаеву (Национальная библиотека республики Татарстан) И. В. Денисенко (директор библиотеки Сибирской академии физической культуры); д-ра пед. наук, проф. Т. И. Ключенко (Казанская академия культуры и искусств); д-ра пед. наук, проф. И. Г. Моргенштерна (Челябинская академия культуры и искусств); проф. Е. М. Смирнова (Омский государственный университет); д-ра пед. наук, проф. А. В. Соколова (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств); доц. А. Г. Стрельникову (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств); канд. пед. наук, вед. науч. сотр. Э. Р. Сукиасяна (Российская государственная библиотека). ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|