Здавалка
Главная | Обратная связь

Список аббревиатур организаций и учреждений, упоминаемых в книге



БАЕ — Библиотечная ассамблея Евразии

БЕН РАН — Библиотека по естественным наукам Российской академии наук

ВГБИЛ — Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино

ВИНИТИ — Всероссийский институт научной и технической информации

ВНИИКИ — Всероссийский научно-исследовательский институт терминологии и информации по стандартам и качеству

ГИВЦ — Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации

ГНПБ — Государственная научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского

ГПИБ — Государственная публичная историческая библиотека

ГОПБ — Государственная общественно-политическая библиотека

ГПНТБ — Государственная публичная научно-техническая библиотека России

ГРДБ — Государственная российская детская библиотека

ГПНТБ СО РАН — Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук

ГЦНМБ — Государственная центральная научно-медицинская библиотека

ИНИОН РАН — Институт научной информации по общественным наукам Россий­ской академии наук

ИФЛА — Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений

МБИ — Международный библиографический институт

МФД — Международная федерация по документации

ПБО — Петербургское библиотечное общество

РБА — Российская библиотечная ассоциация

РГБ — Российская государственная библиотека

РГБИ — Российская государственная библиотека по искусству

РГБС — Российская государственная библиотека для слепых

РГЮБ — Российская государственная юношеская библиотека

РКП — Российская книжная палата

РНБ — Российская национальная библиотека

ЦКНБ — Центральный коллектор научных библиотек

ЦНСХБ РАСМ — Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Рос­сийской академии сельскохозяйственных наук


ПРЕДИСЛОВИЕ

На суд библиотечного сообщества предлагается второе, исправлен­ное и дополненное издание Справочника (первое издание вышло в свет в конце 2000 г.). Причинами его подготовки явились:

— значительный интерес, проявленный сотрудниками библиотек;

— изменения, происшедшие в библиотечно-библиографической дея­тельности в самое последнее время;

— ценные пожелания, замечания и предложения, высказанные спе­циалистами после ознакомления с первым изданием.

В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле», принятом 29 де­кабря 1994 г., библиотека определена как «информационное, культурное, образовательное учреждение». Эти законодательно зафиксированные фун­кции свидетельствуют о многом: о признании особой и все возрастающей роли библиотек в современном обществе; о необходимости их развития одновременно во всех трех указанных направлениях; о разноплановости, многогранности повседневного библиотечного труда и, как следствие, об усложнении библиотечной профессии.

Нахождение в многомерном информационном, культурном и образо­вательном пространстве, а точнее — на пересечении этих пространств, определяет специфику деятельности библиотек. Во-первых, они наследу­ют все проблемы и противоречия каждой из перечисленных выше сфер. Среди этих проблем достаточно назвать такие глобальные, как противоре­чие между свободой доступа к информации и цензурой, призванной обес­печивать соблюдение этических и культурных норм общественной жизни; между доступностью информации для любого гражданина и постоянным повышением ее стоимости как стратегического ресурса; между ограничен-



Предисловие


ными возможностями одного, отдельно взятого индивида и неограничен­ным социально-технологическим развитием общества, приводящим к «от­ставанию человека от человечества>>.

Во-вторых, в каждой из сфер библиотека сталкивается с учреждения­ми, специализирующимися только на каком-либо одном направлении дея­тельности — средствами массовой информации, информационно-аналити­ческими центрами, средними и высшими учебными заведениями, театрами и музеями. Поэтому неизбежно возникают чрезвычайно сложные задачи нахождения своего сегмента в этом многомерном пространстве, предостав­лении таких конкурентоспособных и востребованных обществом услуг, которые не предлагаются другими организациями.

В-третьих, библиотека выступает как связующее звено, объединяю­щее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. И в этом также проявляется уникальность и одновременно слож­ность библиотечно-библиографической деятельности.

Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, ее миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью. Как правило, читатели не догадываются, а библиотекари не умеют или не считают нужным показать, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же его части находятся процессы комплектования, а значит, поиска, оценки и отбора документов на традиционных и электронных носителях; классифи­кации, то есть сопряжения знаний; формирования поисковых систем, со­вместимых в рамках корпоративных библиотечных систем; уточнения чи­тательских запросов в ситуациях, когда люди, сталкиваясь с новыми для себя задачами, не могут точно выразить собственные потребности; сохра­нения информации для обеспечения возможности ее многократного и многоцелевого использования.

В результате в общественном сознании складывается стереотип про­стоты библиотечного труда. С внедрением информационных технологий к подобным представлениям добавился еще и миф о виртуальной библиоте­ке, способной заменить традиционные. Приходится признать, что боль­шой объем повторяющихся рутинных операций, раздробленность техно­логического процесса, характерная для деятельности крупных библио­тек, приводят к тому, что и сами библиотечные работники не всегда соот­носят свою деятельность с миссией библиотеки, ее генеральными целями, ролью в обществе как одновременно информационного и просветитель­ского учреждения. И тогда отсутствие в фонде или справочном аппарате нужных читателю материалов рассматривается как недочет, брак, имею­щий место в любой работе, и никак не соотносится с нарушением прав личности на доступ к информации.

В предлагаемом вниманию профессионального библиотечного сооб­щества справочнике авторский коллектив, объединивший сотрудников


Предисловие



Российской национальной библиотеки и Санкт-Петербургского государ­ственного университета культуры и искусств, стремился показать те тен­денции развития и те проблемы, которые характерны в настоящее время для деятельности большинства публичных (массовых) библиотек России. Мы попытались в предельно лаконичной форме отразить те существенные изменения, которые претерпели библиотеки в современной социокуль­турной и экономической ситуации, а также сформировавшиеся в обществе взгляды на миссию и роль библиотеки. Собственно, на этой базе строятся все разделы справочника.

Принципиальные изменения библиотечного труда связаны с широко­масштабным внедрением информационных технологий и компьютерных сетей связи, без которых уже не мыслится качественное обслуживание читателей. Этот аспект также присутствует в большинстве разделов, свя­занных с каталогизацией, созданием справочно-библиографического ап­парата, с обслуживанием читателей.

Самое пристальное внимание было обращено на освещение проблем управления библиотекой и развития персонала. Нам представляется, что в библиотечном мире уделяется недостаточно внимания мотивации сотруд­ников, и мы стремились исправить это положение. Дело в том, что на дея­тельность любого специалиста влияют две группы факторов: факторы ус­ловий (размер заработной платы, режим работы, социальные гарантии и льготы и т. п.) и факторы роста ( участие в принятии стратегических реше­ний, ощущение собственной необходимости, возможность самореализа­ции и повышения профессионального уровня, расширение и усложнение обязанностей и др.). В нашей стране факторы условий труда библиотека­ря обеспечены недостаточно, и поэтому факторы роста могут выступать как некоторая компенсация, повышающая удовлетворенность трудом за счет его психологической комфортности.

Специальные разделы справочника посвящены маркетингу и эконо­мике библиотечного дела, то есть направлениям управленческой деятель­ности, обеспечивающим жизнеспособность библиотек, их востребован­ность обществом, конкурентоспособность предоставляемых услуг. Как и в разделе «Библиотечно-библиографическое обслуживание», мы стреми­лись подчеркнуть, что библиотека является не единственным учреждени­ем, предлагающим населению информационные и образовательные услуги и обеспечивающим любительское творчество и досуг. Поэтому залогом успеха библиотечной деятельности и расширения сферы социального вли­яния является умение руководителей библиотеки найти свой сегмент рын­ка и своего потребителя, оперативно реагировать на внешние изменения, взаимодействовать с самыми разными учреждениями культуры, образова­ния, науки и бизнеса.

Сам жанр справочного издания, ориентированного на практических работников, ставит перед авторами противоречивые задачи: с одной сто­роны, необходимо отразить все наиболее актуальные, животрепещущие



Предисловие


вопросы библиотечной деятельности, а с другой — из имеющегося матери­ала отобрать лишь наиболее апробированные, подтвержденные практикой положения. Понимая, что страницы справочника — не место для дискус­сий, мы пытались базироваться на устоявшихся мнениях, но отсылать практических работников к публикациям, где данные вопросы рассматри­ваются либо более подробно, либо в других ракурсах. Списки литературы приводятся в конце каждого раздела.

Справочник ориентирован прежде всего на руководителей публич­ных (массовых) библиотек и структурных подразделений этих учрежде­ний. Однако как базовый он может быть полезен и сотрудникам библиотек других типов (учебных, научно-технических, медицинских и т. д.). Спра­вочник адресован также преподавателям и студентам старших курсов биб­лиотечно-информационных факультетов высших и средних специальных учебных заведений страны.

Предыдущий справочник подобного рода был выпущен в 1985 г. 1Мы стремились учесть ценный опыт предшественников прежде всего в плане отбора наиболее актуального и одновременно апробированного материа­ла. Однако принципиальные изменения, происшедшие в последние годы, потребовали разработки новой структуры и содержания.

Коллектив авторов с благодарностью примет отзывы, замечания и предложения коллег относительно полноты охвата проблем, структуры и достаточности приведенных сведений, точности их изложения. Отзывы и предложения просим направлять по адресу:

Издательство «Профессия», 191002,Санкт-Петербург,а/я 600

или по электронной почте: professija@yahoo.com

1 Справочник библиотекаря / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; сост.: С. Г. Анто­нова, Г. А. Семенова. — М.: Книга, 1985. — 303 с.


БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы искренне благодарят специалистов, откликнувшихся на пуб­ликацию первого издания Справочника отзывами и предоставивших в рас­поряжение редколлегии предложения и замечания:

Р. У. Багаеву (Национальная библиотека республики Татарстан)

И. В. Денисенко (директор библиотеки Сибирской академии физи­ческой культуры);

д-ра пед. наук, проф. Т. И. Ключенко (Казанская академия культуры и искусств);

д-ра пед. наук, проф. И. Г. Моргенштерна (Челябинская академия культуры и искусств);

проф. Е. М. Смирнова (Омский государственный университет);

д-ра пед. наук, проф. А. В. Соколова (Санкт-Петербургский государ­ственный университет культуры и искусств);

доц. А. Г. Стрельникову (Санкт-Петербургский государственный уни­верситет культуры и искусств);

канд. пед. наук, вед. науч. сотр. Э. Р. Сукиасяна (Российская госу­дарственная библиотека).


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.