СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
Публичная библиотека, по определению, является общедоступным учреждением, предназначенным для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения. Причем, право на библиотечное обслуживание в этих библиотеках относится к базовым правам человека. Общедоступная библиотека — это институт, предоставляющий информацию, но, в отличие от других информационных учреждений, не в препарированной, а в наиболее демократической форме, давая возможность выбора самому пользователю. Между тем в современной социокультурной ситуации, со всеми особенностями переходного периода, публичная, то есть массовая, общедоступная библиотека в нашей стране оказалась на самой грани выживания. Существует целый ряд причин такого ненормального положения, когда состояние «де-факто» не совпадает со статусом «де-юре», и декларируемая на государственном уровне библиотечная политика в Российской Федерации не всегда соответствует действительности. Понятие «библиотечная политика» утвердилось в профессиональном библиотечном лексиконе лишь во второй половине 90-х годов. И до настоящего времени государственная библиотечная политика во многом исходит из идеальных или субъективных представлений о роли и месте публичных библиотек, а не из анализа их реального существования в конкретной социальной среде. Во многом такому положению способствует принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». В связи с перераспределением общефедеральной государственной собственности по уровням субъектов Федерации сначала де-юре, а затем и де-факто происходит ликвидация системы библиотек Министерства культуры России. Общий процесс децентрализации государственных институ- 38_____ Публичная библиотека в современной социокультурной ситуации тов привел к тому, что ответственность за работу публичных библиотек целиком легла на муниципальные органы. Хотя по традиции местные библиотеки поддерживаются не только областной или краевой библиотечной системой, но и бюджетами субъектов Федерации, этого явно недостаточно для их нормального функционирования. Между тем, в структуре федеральных расходов на культуру библиотечная сфера занимает далеко не первое место, уступая, например, музеям (их доля —48% бюджетных расходов на культуру), исполнительским искусствам (13,3%), образованию (10,9%). Расходы на библиотеки составляют только 8,7%, что в 5,5 раза меньше, чем расходы на содержание музеев. На региональном и местном уровнях расходы на библиотеки (17% бюджета субъектов Федерации) меньше, чем финансирование клубной системы (24,1 %) и образования (22,2%). Можно сделать вывод, что местное самоуправление не может пока в полной мере обеспечить нормальное функционирование сети общедоступных библиотек. Они фактически уже выпали из общефедеральной сферы, но еще не стали приоритетным направлением в формировании местной политики субъектов Федерации. Этому есть много доказательств, но ограничимся лишь некоторыми цифрами, которые приведены в официальном справочном издании, подготовленном ГИВЦ Министерства культуры РФ. Статистика свидетельствует, что общее количество публичных библиотек в нашей стране в 1990 г. составляло 63 018, в 1995 г. — 54 384, в 1998 г. — 52 177, то есть неуклонно сокращалось. Эта же тенденция прослеживается по совокупному библиотечному фонду: 1990 г. — 1153 млн, 1995 г. — 1098 млн, 1998 г. — 1053 млн экземпляров, а также по общему числу читателей массовых библиотек: 1990 г. — 71,8 млн, 1995 г. — 60.5 млн, 1998 г. — 59,3 млн человек. Уменьшение количества публичных библиотек наблюдается на всех уровнях, включая муниципальные библиотеки и их филиалы во всех субъектах Российской Федерации. При этом следует отметить, что 79% всех публичных библиотек находится в сельской местности. Однако, как выясняется, не соответствует действительности мнение о закрытии преимущественно сельских массовых библиотек. Так, с 1994 по 1998 г. были закрыты 2804 библиотеки, то есть около 5%, но из них в сельской местности —только 1,4%. Это можно объяснить тем, что сельская библиотека часто является единственным бесплатным учреждением в сфере культуры, которое открыто и доступно. для всех местных жителей, в то время как сельские клубы в последнее время в основном отказались от предоставления бесплатных услуг населению. Именно в сети сельских общедоступных библиотек наблюдается поэтому противоположная, положительная динамика по числу читателей: 1990 г. — 53,7 млн, 1995 г. — 54 млн, 1998 г. —55,6 млн человек, то есть число читателей в 1998 г. возросло по отношению к 1990 г. на 3,4%, а по отношению к 1995 г. — на 2,8%. Однако в целом эта положительная тен- Публичная библиотека в современной социокультурной ситуации____ 39 денция читательской посещаемости сельских библиотек не меняет общего неутешительного положения публичных библиотек в нашей стране. Это относится и к уровню заработной платы библиотечных работников. Если в целом среднемесячная заработная плата сотрудников учреждений культуры общефедерального подчинения составляла в 1998 г. 842 рубля, то в сети библиотек того же уровня — только 772 рубля. У сотрудников учреждения культуры местного подчинения среднемесячная заработная плата в том же 1998 г. составляла 536 рублей, в то время как у сотрудников библиотек местного уровня — лишь 432 рубля. При этом нужно учитывать и то обстоятельство, что в анализируемом здесь 1998 г. в сфере культуры всего было занято 733 587 сотрудников, из них в библиотеках работало 133 527, то есть '/5 часть, а их доля в совокупной заработной плате составляла 1/7 часть. До настоящего времени снижается не только количество библиотек, а следовательно, и доступность библиотечного обслуживания, но и количество информации в работающих библиотеках в результате сокращения совокупного библиотечного фонда. Эта тенденция сокращения источников информации в первую очередь прослеживается по филиалам муниципальных библиотек, которые не могут обеспечить себе никаких новых поступлений. При крайне ограниченной подписке филиалы, как правило, перестали заказывать профессиональную периодику и специальную литературу. Кроме того, во многих субъектах Федерации на местном уровне библиотеки лишены средств коммуникации, не имеют телефонов (не говоря уже о более современных средствах связи, в частности компьютерах). При этом во многих местах фактически ликвидирована система межбиблиотечного абонемента, отсутствуют полностью или частично новые поступления в библиотечные фонды, затруднен внутрисистемный обмен. В результате муниципальные библиотеки, и в первую очередь их филиалы, оказались в критическом положении. В ряде библиотек подписка на периодику обеспечивается за счет политических партий и движений, что иногда приводит к деформации, односторонней подаче информации. В результате общедоступные библиотеки часто бывают не способны в полной мере осуществлять свои основные функции — информационную и образовательную. В основном муниципальные библиотеки и их филиалы комплектуются литературой релаксационного и, в пределах школьной программы, образовательного содержания, которая является и наиболее востребованной у читателей этих библиотек. Можно констатировать, что продекларированная на государственном уровне библиотечная политика далека от реального положения дел в библиотечной сфере. Чтобы оценить реально существующую библиотечную политику в нашей стране в современный переходный период, нужно учитывать, во-первых, ее результаты — совокупный библиотечный ресурс, 40_____ Публичная библиотека в современной социокультурной ситуации предлагаемые услуги, ценностные ориентации — как в профессиональной, так и в читательской среде. Во-вторых, нужно рассматривать средства библиотечной политики — организацию управления, нормативно-правовое и финансовое обеспечение. Как видно из приведенных выше данных, реальная библиотечная политика в нашей стране должна быть откорректирована как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов Российской Федерации. 23 ноября 1994 г. Государственная Дума РФ приняла федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документа». Впервые в нашей стране появляются законодательные акты, гарантирующие гражданам право на информацию, образование и культуру посредством общедоступных библиотек. Эти законы соответствуют принятым международным нормативным актам, в том числе Манифесту ЮНЕСКО о публичных библиотеках, который был принят еще в 1949 г., а в современной редакции (после обсуждения Секцией публичных библиотек, в рамках ИФЛА) был утвержден в 1994 г. Триаде Манифеста ЮНЕСКО — информационные, образовательные и культурные функции — должна соответствовать и общероссийская практика работы в сфере публичных библиотек. При этом Манифест ЮНЕСКО, не ущемляя две другие функции, отдает предпочтение информационной деятельности, так как только «хорошо информированные граждане способны осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе». В Манифесте говорится, что фонды и услуги должны содержать «всевозможные подходящие носители информации и современные технологии». Между тем традиционная черта российских публичных библиотек — догматика книгоцентризма, который является краеугольным камнем профессионального мировоззрения библиотечных работников в нашей стране. Поэтому не только бедные библиотечные фонды (особенно на местном уровне), отстающие от последних публикаций на 5-7 лет, но и наш профессиональный менталитет, тяготеющий прежде всего к формам культурно-массовой работы, способствует отставанию российских публичных библиотек от современного международного уровня. Библиотека по своей сути — это полифункциональный социальный институт, что констатирует и Федеральный закон «О библиотечном деле», в ст. 1 которого указывается, что библиотека — это «информационное, культурное, образовательное учреждение». После принятия этого Закона наметились пути выхода из тяжелейшей ситуации, в которой оказались ныне массовые библиотеки в нашей стране. Во все субъекты РФ было разослано «Обращение Российской библиотечной ассоциации», в котором отмечалось, что ликвидация ЦБС и филиалов муниципальных библиотек нарушает Закон РФ «О библиотечном деле», гарантирующий защиту публичных библиотек от неправомочных решений местных властей. Публичная библиотека в современной социокультурной ситуации_____________ 41 В 1995 г. в нашей стране впервые было признано на государственном уровне, что информатизация библиотечного дела подразумевает максимальное расширение доступа граждан ко всем источникам информации, как российским, так и зарубежным. В 1996 г. на прошедшей в Омске библиотечной конференции в докладе Е. И. Кузьмина были перечислены главные приоритеты государственной библиотечной политики: информатизация библиотечного дела, и прежде всего развитие системы Либнет; формирование российской информационной системы Books in Print для налаживания механизма комплектования библиотек в условиях книжного рынка; обеспечение безопасности и сохранности библиотечных фондов; развитие межведомственной кооперации российских библиотек, с целью включения их в мировой информационный обмен; реализация и развитие системы правовых и нормативных актов, обеспечивающих развитие библиотечного дела. После этой конференции Министерство культуры РФ включает в число приоритетных еще одно направление: организацию деятельности муниципальных библиотек в новых условиях. Сформулированные Министерством культуры совместно с Российской библиотечной ассоциацией (РБА) приоритеты библиотечной политики дали толчок для целевой финансовой поддержки общероссийских библиотечных программ. Так, в 1993-1996 гг. Правительством РФ была принята федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства», в которую включен раздел «Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов». В 1996 г. аналогичная федеральная целевая программа на период 1997—1999 гг. получила статус президентской, в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации». В этой программе был выделен раздел «Модернизация библиотечного дела и сохранение библиотечных фондов», где указаны основные приоритетные направления: создание общероссийской информационно-библиотечной сети Либнет с целью внедрения современных библиотечных технологий и обеспечения информационно-библиотечной деятельности на основе компьютерных технологий и средств телекоммуникаций; осуществление проекта «Российские библиотеки в Интернете»; поддержка формирования российской национальной системы информации Books in Print; внедрение новых технологий в процессы реставрации и консервации. В современной социокультурной ситуации общефедеральная библиотечная политика строится прежде всего на правовом регулировании, целевом финансировании и на формировании определенной идеологии развития сети публичных библиотек. Однако возможности целевого финансирования библиотечной деятельности в современных условиях весьма ограничены, а декларирование соответствующей идеологии развития, не подкрепленное реальными позитивными изменениями, может привести 42_____ Публичная библиотека в современной социокультурной ситуации к нежелательным последствиям. Поэтому в настоящее время альфой и омегой государственной политики в сфере функционирования публичных библиотек становится правовое регулирование библиотечного дела. Для положительного сдвига в этой области необходимо преодолеть ведомственный подход. Ведь публичная библиотека — это уникальный феномен культуры, средство социализации личности, так как она аккумулирует и сохраняет произведенные культурные ценности и информационные ресурсы, а также обеспечивает их доступность и распространение, то есть сочетает в себе информационные, образовательные, общекультурные и досуговые функции. Перспектива развития социального института публичной библиотеки в нашей стране зависит, прежде всего, от осознания на всех уровнях первостепенной важности достойного содержания общедоступных библиотек для полноценного существования нации. Литература 1. Федеральный закон РФ «О библиотечном деле» / / Библиотека и закон. — 1991,—Вып. 1. —С. 42-52. 2. Кузьмин Е. И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: Смена парадигмы. — М.: Либерея, 1999. — 223 с. 3. Фенелонов Е. А. Управление общедоступными библиотеками в современной России: Пособие в помощь самообразованию библиотечных работников. — М.:РГБ, 1997. 4. Фарсов В. Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. — СПб: РНБ, 2000. — 256 с. БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|