Здавалка
Главная | Обратная связь

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ



Публичная библиотека, по определению, является общедоступным учреждением, предназначенным для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения. Причем, право на библиотечное обслуживание в этих библиотеках относится к базовым правам человека. Общедоступная библиотека — это институт, предоставляющий информа­цию, но, в отличие от других информационных учреждений, не в препари­рованной, а в наиболее демократической форме, давая возможность выбо­ра самому пользователю.

Между тем в современной социокультурной ситуации, со всеми осо­бенностями переходного периода, публичная, то есть массовая, общедос­тупная библиотека в нашей стране оказалась на самой грани выживания.

Существует целый ряд причин такого ненормального положения, ког­да состояние «де-факто» не совпадает со статусом «де-юре», и декларируе­мая на государственном уровне библиотечная политика в Российской Фе­дерации не всегда соответствует действительности.

Понятие «библиотечная политика» утвердилось в профессиональном библиотечном лексиконе лишь во второй половине 90-х годов. И до насто­ящего времени государственная библиотечная политика во многом исхо­дит из идеальных или субъективных представлений о роли и месте публич­ных библиотек, а не из анализа их реального существования в конкретной социальной среде.

Во многом такому положению способствует принятый в 1995 г. Феде­ральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния». В связи с перераспределением общефедеральной государственной собственности по уровням субъектов Федерации сначала де-юре, а затем и де-факто происходит ликвидация системы библиотек Министерства куль­туры России. Общий процесс децентрализации государственных институ-


38_____ Публичная библиотека в современной социокультурной ситуации

тов привел к тому, что ответственность за работу публичных библиотек целиком легла на муниципальные органы. Хотя по традиции местные биб­лиотеки поддерживаются не только областной или краевой библиотечной системой, но и бюджетами субъектов Федерации, этого явно недостаточно для их нормального функционирования. Между тем, в структуре феде­ральных расходов на культуру библиотечная сфера занимает далеко не первое место, уступая, например, музеям (их доля —48% бюджетных рас­ходов на культуру), исполнительским искусствам (13,3%), образованию (10,9%). Расходы на библиотеки составляют только 8,7%, что в 5,5 раза меньше, чем расходы на содержание музеев. На региональном и местном уровнях расходы на библиотеки (17% бюджета субъектов Федерации) мень­ше, чем финансирование клубной системы (24,1 %) и образования (22,2%).

Можно сделать вывод, что местное самоуправление не может пока в полной мере обеспечить нормальное функционирование сети общедоступ­ных библиотек. Они фактически уже выпали из общефедеральной сферы, но еще не стали приоритетным направлением в формировании местной по­литики субъектов Федерации.

Этому есть много доказательств, но ограничимся лишь некоторыми цифрами, которые приведены в официальном справочном издании, подго­товленном ГИВЦ Министерства культуры РФ. Статистика свидетельству­ет, что общее количество публичных библиотек в нашей стране в 1990 г. составляло 63 018, в 1995 г. — 54 384, в 1998 г. — 52 177, то есть неук­лонно сокращалось. Эта же тенденция прослеживается по совокупному библиотечному фонду: 1990 г. — 1153 млн, 1995 г. — 1098 млн, 1998 г. — 1053 млн экземпляров, а также по общему числу читателей массовых биб­лиотек: 1990 г. — 71,8 млн, 1995 г. — 60.5 млн, 1998 г. — 59,3 млн чело­век. Уменьшение количества публичных библиотек наблюдается на всех уровнях, включая муниципальные библиотеки и их филиалы во всех субъектах Российской Федерации.

При этом следует отметить, что 79% всех публичных библиотек на­ходится в сельской местности. Однако, как выясняется, не соответствует действительности мнение о закрытии преимущественно сельских массо­вых библиотек. Так, с 1994 по 1998 г. были закрыты 2804 библиотеки, то есть около 5%, но из них в сельской местности —только 1,4%. Это мож­но объяснить тем, что сельская библиотека часто является единственным бесплатным учреждением в сфере культуры, которое открыто и доступно. для всех местных жителей, в то время как сельские клубы в последнее время в основном отказались от предоставления бесплатных услуг населе­нию. Именно в сети сельских общедоступных библиотек наблюдается по­этому противоположная, положительная динамика по числу читателей: 1990 г. — 53,7 млн, 1995 г. — 54 млн, 1998 г. —55,6 млн человек, то есть число читателей в 1998 г. возросло по отношению к 1990 г. на 3,4%, а по отношению к 1995 г. — на 2,8%. Однако в целом эта положительная тен-


Публичная библиотека в современной социокультурной ситуации____ 39

денция читательской посещаемости сельских библиотек не меняет общего неутешительного положения публичных библиотек в нашей стране.

Это относится и к уровню заработной платы библиотечных работни­ков. Если в целом среднемесячная заработная плата сотрудников учреж­дений культуры общефедерального подчинения составляла в 1998 г. 842 рубля, то в сети библиотек того же уровня — только 772 рубля. У сотруд­ников учреждения культуры местного подчинения среднемесячная зара­ботная плата в том же 1998 г. составляла 536 рублей, в то время как у сотрудников библиотек местного уровня — лишь 432 рубля. При этом нужно учитывать и то обстоятельство, что в анализируемом здесь 1998 г. в сфере культуры всего было занято 733 587 сотрудников, из них в биб­лиотеках работало 133 527, то есть '/5 часть, а их доля в совокупной зара­ботной плате составляла 1/7 часть.

До настоящего времени снижается не только количество библиотек, а следовательно, и доступность библиотечного обслуживания, но и коли­чество информации в работающих библиотеках в результате сокращения совокупного библиотечного фонда. Эта тенденция сокращения источни­ков информации в первую очередь прослеживается по филиалам муници­пальных библиотек, которые не могут обеспечить себе никаких новых по­ступлений. При крайне ограниченной подписке филиалы, как правило, пе­рестали заказывать профессиональную периодику и специальную литера­туру. Кроме того, во многих субъектах Федерации на местном уровне библиотеки лишены средств коммуникации, не имеют телефонов (не гово­ря уже о более современных средствах связи, в частности компьютерах). При этом во многих местах фактически ликвидирована система межбибли­отечного абонемента, отсутствуют полностью или частично новые поступ­ления в библиотечные фонды, затруднен внутрисистемный обмен. В ре­зультате муниципальные библиотеки, и в первую очередь их филиалы, оказались в критическом положении.

В ряде библиотек подписка на периодику обеспечивается за счет по­литических партий и движений, что иногда приводит к деформации, одно­сторонней подаче информации. В результате общедоступные библиотеки часто бывают не способны в полной мере осуществлять свои основные функции — информационную и образовательную. В основном муници­пальные библиотеки и их филиалы комплектуются литературой релакса­ционного и, в пределах школьной программы, образовательного содержа­ния, которая является и наиболее востребованной у читателей этих биб­лиотек.

Можно констатировать, что продекларированная на государствен­ном уровне библиотечная политика далека от реального положения дел в библиотечной сфере. Чтобы оценить реально существующую библиотеч­ную политику в нашей стране в современный переходный период, нужно учитывать, во-первых, ее результаты — совокупный библиотечный ресурс,


40_____ Публичная библиотека в современной социокультурной ситуации

предлагаемые услуги, ценностные ориентации — как в профессиональ­ной, так и в читательской среде. Во-вторых, нужно рассматривать сред­ства библиотечной политики — организацию управления, нормативно-правовое и финансовое обеспечение.

Как видно из приведенных выше данных, реальная библиотечная по­литика в нашей стране должна быть откорректирована как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов Российской Федерации.

23 ноября 1994 г. Государственная Дума РФ приняла федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре докумен­та». Впервые в нашей стране появляются законодательные акты, гаранти­рующие гражданам право на информацию, образование и культуру посред­ством общедоступных библиотек. Эти законы соответствуют принятым международным нормативным актам, в том числе Манифесту ЮНЕСКО о публичных библиотеках, который был принят еще в 1949 г., а в современ­ной редакции (после обсуждения Секцией публичных библиотек, в рам­ках ИФЛА) был утвержден в 1994 г.

Триаде Манифеста ЮНЕСКО — информационные, образовательные и культурные функции — должна соответствовать и общероссийская прак­тика работы в сфере публичных библиотек. При этом Манифест ЮНЕСКО, не ущемляя две другие функции, отдает предпочтение информационной деятельности, так как только «хорошо информированные граждане спо­собны осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе». В Манифесте говорится, что фонды и услуги должны содер­жать «всевозможные подходящие носители информации и современные технологии».

Между тем традиционная черта российских публичных библиотек — догматика книгоцентризма, который является краеугольным камнем про­фессионального мировоззрения библиотечных работников в нашей стра­не. Поэтому не только бедные библиотечные фонды (особенно на местном уровне), отстающие от последних публикаций на 5-7 лет, но и наш про­фессиональный менталитет, тяготеющий прежде всего к формам культур­но-массовой работы, способствует отставанию российских публичных библиотек от современного международного уровня.

Библиотека по своей сути — это полифункциональный социальный институт, что констатирует и Федеральный закон «О библиотечном деле», в ст. 1 которого указывается, что библиотека — это «информационное, культурное, образовательное учреждение». После принятия этого Закона наметились пути выхода из тяжелейшей ситуации, в которой оказались ныне массовые библиотеки в нашей стране. Во все субъекты РФ было ра­зослано «Обращение Российской библиотечной ассоциации», в котором отмечалось, что ликвидация ЦБС и филиалов муниципальных библиотек нарушает Закон РФ «О библиотечном деле», гарантирующий защиту пуб­личных библиотек от неправомочных решений местных властей.


Публичная библиотека в современной социокультурной ситуации_____________ 41

В 1995 г. в нашей стране впервые было признано на государственном уровне, что информатизация библиотечного дела подразумевает макси­мальное расширение доступа граждан ко всем источникам информации, как российским, так и зарубежным.

В 1996 г. на прошедшей в Омске библиотечной конференции в докла­де Е. И. Кузьмина были перечислены главные приоритеты государствен­ной библиотечной политики: информатизация библиотечного дела, и преж­де всего развитие системы Либнет; формирование российской информаци­онной системы Books in Print для налаживания механизма комплектова­ния библиотек в условиях книжного рынка; обеспечение безопасности и сохранности библиотечных фондов; развитие межведомственной коопе­рации российских библиотек, с целью включения их в мировой информа­ционный обмен; реализация и развитие системы правовых и нормативных актов, обеспечивающих развитие библиотечного дела.

После этой конференции Министерство культуры РФ включает в чис­ло приоритетных еще одно направление: организацию деятельности муни­ципальных библиотек в новых условиях.

Сформулированные Министерством культуры совместно с Россий­ской библиотечной ассоциацией (РБА) приоритеты библиотечной поли­тики дали толчок для целевой финансовой поддержки общероссийских библиотечных программ. Так, в 1993-1996 гг. Правительством РФ была принята федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культу­ры и искусства», в которую включен раздел «Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов». В 1996 г. аналогичная федераль­ная целевая программа на период 1997—1999 гг. получила статус прези­дентской, в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федера­ции». В этой программе был выделен раздел «Модернизация библиотечно­го дела и сохранение библиотечных фондов», где указаны основные при­оритетные направления: создание общероссийской информационно-биб­лиотечной сети Либнет с целью внедрения современных библиотечных технологий и обеспечения информационно-библиотечной деятельности на основе компьютерных технологий и средств телекоммуникаций; осуще­ствление проекта «Российские библиотеки в Интернете»; поддержка фор­мирования российской национальной системы информации Books in Print; внедрение новых технологий в процессы реставрации и консервации.

В современной социокультурной ситуации общефедеральная биб­лиотечная политика строится прежде всего на правовом регулировании, целевом финансировании и на формировании определенной идеологии развития сети публичных библиотек. Однако возможности целевого фи­нансирования библиотечной деятельности в современных условиях весь­ма ограничены, а декларирование соответствующей идеологии развития, не подкрепленное реальными позитивными изменениями, может привести


42_____ Публичная библиотека в современной социокультурной ситуации

к нежелательным последствиям. Поэтому в настоящее время альфой и оме­гой государственной политики в сфере функционирования публичных биб­лиотек становится правовое регулирование библиотечного дела.

Для положительного сдвига в этой области необходимо преодолеть ве­домственный подход. Ведь публичная библиотека — это уникальный фено­мен культуры, средство социализации личности, так как она аккумулирует и сохраняет произведенные культурные ценности и информационные ре­сурсы, а также обеспечивает их доступность и распространение, то есть со­четает в себе информационные, образовательные, общекультурные и досу­говые функции.

Перспектива развития социального института публичной библиотеки в нашей стране зависит, прежде всего, от осознания на всех уровнях перво­степенной важности достойного содержания общедоступных библиотек для полноценного существования нации.

Литература

1. Федеральный закон РФ «О библиотечном деле» / / Библиотека и закон. — 1991,—Вып. 1. —С. 42-52.

2. Кузьмин Е. И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государствен­ная политика и управление библиотечным делом: Смена парадигмы. — М.: Либерея, 1999. — 223 с.

3. Фенелонов Е. А. Управление общедоступными библиотеками в современной России: Пособие в помощь самообразованию библиотечных работников. — М.:РГБ, 1997.

4. Фарсов В. Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. — СПб: РНБ, 2000. — 256 с.


БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.