Здавалка
Главная | Обратная связь

КОНСУЛЬТАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЯМ



Консультирование библиотекарей является одной из традиционных форм методической помощи. Оно осуществляется как внутри библиотеки через консультации опытных библиотечных специалистов менее сведу­щим коллегам, так и для библиотекарей сети библиотек, методическую помощь которым оказывает библиотека-методический центр. В последнем случае в оказании консультационной помощи участвуют не только мето­дисты, но и квалифицированные специалисты других структурных подраз­делений центральной библиотеки.


346___________ Методическое обеспечение библиотечной деятельности

По форме проведения консультации могут быть устными (при посе­щении методистом библиотеки или библиотекарем методического центра, а также по телефону) и письменными — в форме различных видов методи­ческих пособий для библиотек. Своеобразной формой консультирования является практический показ, то есть практическое применение кон­кретных новшеств и т. п.

Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. При про­ведении последних важно сформировать группу библиотекарей с пример­но одинаковым уровнем образования и опыта работы. Групповые консуль­тации могут быть как самостоятельной формой методического обеспече­ния библиотечной деятельности, так и входить составной частью в про­граммы курсов, семинаров библиотечных работников.

Консультации проводятся как по инициативе самих библиотекарей, по их просьбе, так и по инициативе методического центра, в чем и проявля­ется принцип активности в методическом обеспечении библиотечной дея­тельности.

Основным путем такого активного консультационно-методического влияния является подготовка, издание и распространение методических рекомендаций. В систему методических изданий для библиотек входят разнообразные по характеру и целевому назначению материалы.

Методические пособия и практические руководства имеют своей целью дать библиотекарям советы по различным участкам библиотечной деятельности, подробно изложить методику и организацию работы по это­му направлению. Они ориентированы, чаще всего, на библиотекарей, име­ющих специальное библиотечное образование, и служат руководством для повышения квалификации и переподготовки.

Методические письма — это консультации по конкретным вопросам библиотечной работы, которые недостаточно освещены в специальной литературе и являются новыми или малоизвестными библиотекарям.

Методические разработки — это материалы в помощь подготовке и проведению конкретных работ в библиотеке (организация выставок, про­ведение массовых мероприятий), имеющие целью облегчить труд библио­текаря по самостоятельной разработке методических материалов и обес­печить их более высокое качество. Чтобы избежать излишней регламента­ции работы библиотекаря, «рецептурности» предлагаемой методики, ме­тодические разработки должны давать не готовые схемы и тексты, а мето­дические советы в помощь их самостоятельной разработке.

Инструктивно-методические материалы имеют своей целью дать библиотекарям консультацию по применению на практике тех или иных регламентирующих документов (стандартов, инструкций, норм, правил и т.д.).

Основные требования к методическому консультированию заключа­ются в том, чтобы методические рекомендации содержали ответ не только


Консультационно-методическая помощь библиотекарям_________________ 347

на вопрос «что делать», но и на вопрос «как это сделать», то есть содержа­ли подробное изложение методики и организации работы по теме консуль­тации.

В методических консультациях каждое предложение, совет, рекомен­дация должны быть методически обоснованы, показывать, почему данный способ, прием, форма работы наиболее целесообразны и приемлемы в дан­ных условиях. Нельзя допускать разработки рекомендаций, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной практики, умозрительных и абстрактных.

Методические консультации должны строиться дифференцирован­но, в зависимости от типов и видов библиотек (например, не давать одни и те же рекомендации библиотекарям детских и школьных библиотек, исхо­дя из того, что они обслуживают читателей одного возраста), уровня обра­зования и практического опыта библиотекарей, с учетом местных условий и особенностей. Так, если начинающим библиотекарям необходимо дать конкретные указания, что и как делать, то основное содержание методи­ческих рекомендаций для более подготовленных сотрудников библиотеки должен составлять показ новшеств, применяемых в библиотеках.

Методические консультации должны не только давать те или иные советы, но и отсылать к соответствующей литературе, стимулируя тем самым профессиональное самообразование библиотекарей.

В совокупности все виды методических консультаций составляют ту систему методического обеспечения, опираясь на которую библиотеки могут определять направления и конкретные позиции своего плана рабо­ты, обеспечивать его выполнение. Поэтому отсутствие или устарелость методических пособий в значительной мере затрудняет методическое обеспечение деятельности библиотек.

В последние годы появилось стремление отказаться от активной ме­тодической помощи библиотекам и перевести ее на договорную основу и заказ библиотеками консультационно-методических услуг и продажу этих услуг библиотекам. Представители этой позиции убеждены, что при такой организации к методической помощи будут обращаться те библио­текари, которым эта помощь необходима и которые поэтому будут готовы оплатить консультации и советы методистов. Однако при реализации та­кого подхода от методической помощи будет отрезан большой массив биб­лиотек, не имеющих возможности оплатить консультационно-методичес­кие услуги методического центра.

Библиотеки - методические центры не в праве переводить бесплатные методические услуги в платные. Платная консультационно-методическая помощь допустима лишь при издании методических пособий, требующих от библиотеки-методического центра дополнительных затрат, а также при оказании методической помощи библиотекам других ведомств, не имею­щим своих методических служб, на договорной основе.


348_____________ Методическое обеспечение библиотечной деятельности







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.