КОНСУЛЬТАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЯМ
Консультирование библиотекарей является одной из традиционных форм методической помощи. Оно осуществляется как внутри библиотеки через консультации опытных библиотечных специалистов менее сведущим коллегам, так и для библиотекарей сети библиотек, методическую помощь которым оказывает библиотека-методический центр. В последнем случае в оказании консультационной помощи участвуют не только методисты, но и квалифицированные специалисты других структурных подразделений центральной библиотеки. 346___________ Методическое обеспечение библиотечной деятельности По форме проведения консультации могут быть устными (при посещении методистом библиотеки или библиотекарем методического центра, а также по телефону) и письменными — в форме различных видов методических пособий для библиотек. Своеобразной формой консультирования является практический показ, то есть практическое применение конкретных новшеств и т. п. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. При проведении последних важно сформировать группу библиотекарей с примерно одинаковым уровнем образования и опыта работы. Групповые консультации могут быть как самостоятельной формой методического обеспечения библиотечной деятельности, так и входить составной частью в программы курсов, семинаров библиотечных работников. Консультации проводятся как по инициативе самих библиотекарей, по их просьбе, так и по инициативе методического центра, в чем и проявляется принцип активности в методическом обеспечении библиотечной деятельности. Основным путем такого активного консультационно-методического влияния является подготовка, издание и распространение методических рекомендаций. В систему методических изданий для библиотек входят разнообразные по характеру и целевому назначению материалы. Методические пособия и практические руководства имеют своей целью дать библиотекарям советы по различным участкам библиотечной деятельности, подробно изложить методику и организацию работы по этому направлению. Они ориентированы, чаще всего, на библиотекарей, имеющих специальное библиотечное образование, и служат руководством для повышения квалификации и переподготовки. Методические письма — это консультации по конкретным вопросам библиотечной работы, которые недостаточно освещены в специальной литературе и являются новыми или малоизвестными библиотекарям. Методические разработки — это материалы в помощь подготовке и проведению конкретных работ в библиотеке (организация выставок, проведение массовых мероприятий), имеющие целью облегчить труд библиотекаря по самостоятельной разработке методических материалов и обеспечить их более высокое качество. Чтобы избежать излишней регламентации работы библиотекаря, «рецептурности» предлагаемой методики, методические разработки должны давать не готовые схемы и тексты, а методические советы в помощь их самостоятельной разработке. Инструктивно-методические материалы имеют своей целью дать библиотекарям консультацию по применению на практике тех или иных регламентирующих документов (стандартов, инструкций, норм, правил и т.д.). Основные требования к методическому консультированию заключаются в том, чтобы методические рекомендации содержали ответ не только Консультационно-методическая помощь библиотекарям_________________ 347 на вопрос «что делать», но и на вопрос «как это сделать», то есть содержали подробное изложение методики и организации работы по теме консультации. В методических консультациях каждое предложение, совет, рекомендация должны быть методически обоснованы, показывать, почему данный способ, прием, форма работы наиболее целесообразны и приемлемы в данных условиях. Нельзя допускать разработки рекомендаций, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной практики, умозрительных и абстрактных. Методические консультации должны строиться дифференцированно, в зависимости от типов и видов библиотек (например, не давать одни и те же рекомендации библиотекарям детских и школьных библиотек, исходя из того, что они обслуживают читателей одного возраста), уровня образования и практического опыта библиотекарей, с учетом местных условий и особенностей. Так, если начинающим библиотекарям необходимо дать конкретные указания, что и как делать, то основное содержание методических рекомендаций для более подготовленных сотрудников библиотеки должен составлять показ новшеств, применяемых в библиотеках. Методические консультации должны не только давать те или иные советы, но и отсылать к соответствующей литературе, стимулируя тем самым профессиональное самообразование библиотекарей. В совокупности все виды методических консультаций составляют ту систему методического обеспечения, опираясь на которую библиотеки могут определять направления и конкретные позиции своего плана работы, обеспечивать его выполнение. Поэтому отсутствие или устарелость методических пособий в значительной мере затрудняет методическое обеспечение деятельности библиотек. В последние годы появилось стремление отказаться от активной методической помощи библиотекам и перевести ее на договорную основу и заказ библиотеками консультационно-методических услуг и продажу этих услуг библиотекам. Представители этой позиции убеждены, что при такой организации к методической помощи будут обращаться те библиотекари, которым эта помощь необходима и которые поэтому будут готовы оплатить консультации и советы методистов. Однако при реализации такого подхода от методической помощи будет отрезан большой массив библиотек, не имеющих возможности оплатить консультационно-методические услуги методического центра. Библиотеки - методические центры не в праве переводить бесплатные методические услуги в платные. Платная консультационно-методическая помощь допустима лишь при издании методических пособий, требующих от библиотеки-методического центра дополнительных затрат, а также при оказании методической помощи библиотекам других ведомств, не имеющим своих методических служб, на договорной основе. 348_____________ Методическое обеспечение библиотечной деятельности ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|