МЕТОДИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БИБЛИОТЕКАХ
Методический мониторинг — это система слежения за изменениями в библиотечном деле. Она призвана обеспечить информацию о деятельности библиотек, анализ которой позволял бы судить об уровне их работы; о новшествах в библиотечном деле и их распространении по сети библиотек. Смысл методического мониторинга заключается в непрерывном наблюдении за изменениями, за появлением новых сведений о деятельности библиотек. Объектами методического мониторинга являются: • динамика показателей деятельности библиотек; • движение библиотечных кадров; • выявление и распространение библиотечных новшеств; • документальный поток по библиотечному делу. Методический мониторинг. Аналитическая деятельность..._________ 343 Оперативное получение этих данных, наблюдение за их динамикой позволяет оценивать состояние и уровень библиотечной деятельности и на этой основе разрабатывать методические рекомендации по совершенствованию работы библиотеки или сети библиотек. Источниками получения сведений о работе библиотек являются различная библиотечная документация (отчетная, плановая, информационная и др.); материалы совещаний, конференций, семинаров библиотечных работников; публикации в местной периодической печати и т. п. Однако основным методом, позволяющим получать и анализировать сведения, является непосредственное ознакомление с работой библиотеки и/или структурных подразделений (филиалов, отделов), обследование их деятельности. В отличие от проверки работы библиотеки как метода контроля, основанного на принципе «проникновения без предупреждения», задачей обследования является изучение практики работы библиотеки в целях выявления новшеств, анализа и оценки сильных и слабых сторон ее деятельности. Обследование сопровождается оказанием коллективу библиотеки консультационной и практической помощи и проводится, разумеется, с предварительного согласия руководства обследуемой библиотеки. Обследования могут быть фронтальными, когда изучается работа библиотеки (или сети библиотек) по всем участкам ее деятельности, и тематическими, когда исследуется определенное направление в работе библиотек. Обследование может проводиться как одним специалистом (чаще всего методистом), так и бригадой, в которую входят, как правило, сотрудники разных отделов библиотеки, проводящей обследование. Непосредственная связь методистов с библиотеками осуществляется не только в целях обследования их деятельности, но и для оказания методической помощи, участия в мероприятиях библиотеки, изучения и/или внедрения в ее практику конкретного новшества. Обследование библиотеки требует тщательной подготовки, которая начинается с составления плана его проведения. В плане намечаются узловые вопросы обследования, его объекты, сроки проведения и методы. Основным методом обследования является метод непосредственного наблюдения за работой библиотекарей. Наряду с ним используются методы изучения документации библиотеки, беседы с библиотекарями и читателями, их анкетный опрос. Все эти методы используются в сочетании, взаимно дополняя друг друга. Собранный фактический материал подвергается анализу и оценке, на основе которых делаются выводы об уровне работы библиотеки, об успехах и недостатках в ее деятельности. Итоги отражаются в справке, в которой особое внимание обращается на новшества, выявленные в деятельности библиотеки; отмечаются существенные недостатки, анализируются их причины и способы устранения. В заключение даются конкретные рекомендации по улучшению работы библиотеки. Методическое обеспечение библиотечной деятельности Восходящий от библиотек поток информации, выявленные сведения об их работе кумулируются в информационной базе методического мониторинга, в информационно-поисковом аппарате, позволяющем оперативно вводить и извлекать необходимые данные. Кумулирование сведений в системе методического мониторинга осуществляется на базе сравнительных статистических таблиц и различного рода картотек: социально-экономического профиля региона обслуживания; библиотечной сети; библиотечных кадров; библиотечных новшеств и др. Наряду с традиционными картотеками используются базы данных, включающие как «электронное досье» на каждую библиотеку (ее реквизиты; фактографические данные о ее деятельности, в том числе статистические; сведения о кадрах, описания нововведений), так и постоянно пополняемые итоговые статистические показатели по сети библиотек, фактографические и библиографические сведения о новшествах и их распространении по сети библиотек. Автоматизированная ИПС, объединяя сведения обо всех объектах методического мониторинга, позволяет следить за всеми параметрами библиотечной системы и изменениями в ней для принятия методических решений. В основе принятия таких решений лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ состояния работы библиотеки или сети библиотек. На ее основе осуществляется методическое влияние на библиотеки в целях методического обеспечения их деятельности, разработка методических рекомендаций, консультационно-методическая помощь библиотекам и т. д. Анализ библиотечной практики включает выявление существенного и типичного в собранном фактическом материале о деятельности библиотек. Он должен вести к обобщенным выводам об уровне работы библиотеки, к выявлению конкретных недостатков в ее деятельности и выработке практических рекомендаций по совершенствованию библиотечной практики. Анализ библиотечной практики — это анализ работы библиотеки в совокупности содержания, методов и результатов деятельности. В нем используются в сочетании методы количественного и качественного анализов. Количественный анализ библиотечной практики опирается на методы, выработанные библиотечной статистикой1. Задачи качественного анализа заключаются в том, чтобы оценить как совокупность фактов деятельности библиотеки, так и отдельные, индивидуальные факты, отражающие новое в ее практике. Он помогает разобраться в массе накопленных фактов, отделить основное, существенное от случайного и малозначимого; выделить конкретное, своеобразное в работе библиотеки. 1 См. об этом в разделе «Управление библиотекой». Консультационно-методическая помощь библиотекарям________________ 345 В качественном анализе библиотечной практики используются различные методы. Среди них наиболее распространенными являются методы структурно-функционального анализа, при котором объект изучения рассматривается как система, соответственно расчлененная на части, причем определяются функции каждой; анализа по аналогии, то есть сравнения фактов деятельности библиотек; причинно-следственного анализа, который позволяет раскрыть взаимодействие фактов, показать, как один факт (причина) влияет на другой факт (следствие). Применение различных методов анализа позволяет всесторонне рассмотреть явления библиотечной практики и оценить их. Важным этапом аналитической деятельности является систематизация фактического материала, предполагающая известную упорядоченность ряда фактов, их группировку. Одним из средств такого перехода от непосредственных данных анализа к их систематизации является представление их в статистических сводках, диаграммах и графиках. Другим итогом аналитической деятельности является составление текстовых отчетов и обзоров деятельности библиотек. Они могут охватывать как все стороны работы библиотек, так и отдельные направления их деятельности. Обзоры разрабатываются на основе отчетов о работе библиотек, материалов непосредственного ознакомления с их деятельностью, документов библиотек, материалов местной периодической печати и других источников информации о работе, выявленных в методическом мониторинге. В обзорах отражаются как наиболее типичные факты деятельности библиотек, так и передовой опыт отдельных библиотек. Отмечаются достижения и типичные недостатки, вскрываются их причины, даются конкретные рекомендации о дальнейшей работе библиотек. Рекомендации, разработанные по итогам аналитической деятельности, составляют научно-методическую программу использования результатов анализа в совершенствовании библиотечной практики. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|