Здавалка
Главная | Обратная связь

Промышленная архитектура на белорусских землях



 

В системе знаний о развитии промышленной архитектуры и ее типов

важное место должна занимать практика своего региона, т. е. Беларуси.

Этому и посвящен настоящий раздел.

Особенностью развития промышленной архитектуры на белорусских

землях можно считать затянувшийся период мануфактурного строительства,

обусловленный историческими реалиями существования крепостного права,

препятствовавшего развитию здесь капиталистических отношений [2]. Ма-

нуфактурные постройки, например, «стеклянные гуты», полотняная и сукон-

ная мануфактуры Радзивиллов в Налибоках, Уречье, Несвиже, 1717–1732 гг.,

не представляли новую область, каковой уже являлась промышленная ар-

хитектура (рис. 3.65).

Однако в отличие от предшествующей аналогичной европейской прак-

тики они уже включали в себя элементы машинного производства и в той

или иной степени демонстрировали отдельные приемы фабрично-завод-

ской архитектуры: бровар Бонифаторов в Гродно, суконные мануфактуры

Скирмунта в имениях Хомск, Поречье, Альбертин, 1790–1798 гг., виноку-

ренный завод в имении Илово, 1832 г. (рис. 3.66).

 

Репозиторий БНТУ

 

 

Рис. 3.65. Белорусская стекольная

Рис. 3.66. Сахарный завод в имении Поречье,

мануфактура (гута) XVIII в.

рисунок Н. Орды

 

В связи с запаздыванием в становлении промышленного производства

типы территориальных объектов ( промышленное поселение и предприятие)

на белорусских землях также не строились. В то же время некоторым про-

образом промышленного поселения могут служить Городница и Лососня,

построенные специально для мануфактурных комплексов А. Тызенгауза

(1760–1770 гг.). Они включали различные мануфактуры и типовое жилье

для рабочих и мастеров. Небольшие производственные постройки были за-

вершениями расходящихся от овальных площадей улиц. Определенные ана-

логии с новым, сложившимся в Европе типом промышленного поселения

Лососня и Городница имели по составу проживающих, занятых исключи-

тельно в производстве. Что же касается пространственного построения, то

обязательного атрибута нового типа – промышленной зоны, здесь не было,

множество мелких мануфактур входили в планировочную структуру посе-

ления как любые другие строения. Тем не менее в белорусской практике это

был первый пример задуманного (архитекторы И. Мозер и Дж. Сакко) и во-

площенного поселения, основанного только на производственной функции.

Первые образцы действительно промышленной архитектуры появи-

лись только во втором периоде ее развития – 1830–1910 гг. В это время бе-

лорусские земли входили в состав Российской империи, поэтому экономи-

ческое развитие и соответственно становление промышленного производ-

ства как основы промышленной архитектуры шло в русле исторических

процессов Российской империи, для которой важным событием стала ре-

форма 1861 г. К концу периода общее количество предприятий на бело-

русских землях составило около 2000 [2, 14, 37].

Тип многоэтажного здания получил достаточно широкое примене-

ние, особенностью стало его использование преимущественно в пищевой

промышленности, а не в текстильной, как это

было в Европе. Этажность и планировочные

параметры этого здания сразу же были при-

ближены к мировым образцам, хотя конструк-

тивная система полного каркаса не применя-

лась: как и в России, использовался только

внутренний каркас (рис. 3.67).

В 1830-е гг. в Могилевской и на юге Мин-

ской губернии появилось новое производство –

сахарное, здесь сразу стали возводиться четы-

рехэтажные корпуса (сахарные заводы в име-

Репозиторий БНТУ

нии Николаевка Чериковского уезда, в деревне

Поречье Пинского уезда). Трех-четырехэтаж-

ными строились корпуса спиртзавода в Лын-

тупах, винокуренного завода в Молодово, пи-

воваренных заводов в Пинске и Гродно, дрож-

жевого и дрожжепаточного заводов в Минске Рис. 3.67. Пивоваренный завод

(1870–1880-е гг.).

в Гродно, Беларусь

Тип одноэтажного здания получил меньшее распространение и толь-

ко отдельными разновидностями, как, например, базиликальным зданием.

Его можно найти в металлообрабатывающей отрасли, где использовались

преимущественно зарубежные технологии и оборудование (чугунолитей-

ный и металлообрабатывающий завод «Гигант», 1907, Кошарский чугуно-

и меднолитейный завод, 1881, в Минске) (рис. 3.68, 3.69).

 

Рис. 3.68. Металлообрабатывающий

Рис. 3.69. Кошарский завод в Минске,

завод «Гигант» в Минске, Беларусь

Беларусь

 

Подтип круглого здания, как и в мировой практике, использовался для

производственных мастерских железной дороги, причем эта разновидность

была более распространена в Беларуси, чем в других областях Российской

империи.

Интересным явлением стало соединение приемов строительства мно-

гоэтажного и одноэтажного базиликального здания в двухэтажный корпус,

что было обусловлено имевшими место ограниченными техническими воз-

можностями. Характерным примером является льнопрядильная фабрика

«Двина», построенная под Витебском

в 1900 г. Главный корпус был двух-

этажным, П-образной формы в плане,

длиной около 200 м. На крыше раз-

мещался фонарь верхнего освещения,

полученный за счет более высокого

центрального пролета (рис. 3.70).

Тип производственного сооруже-

ния развивался в соответствии с ев-

ропейским подходом, согласно кото-

Рис. 3.70. Льнопрядильная фабрика

Репозиторий БНТУ

рому сооружению придавалось подо-

«Двина» в Витебске, Беларусь

бие здания. В имении Рыбники Пру-

жанского уезда кольцевая кирпичеобжигательная печь была обстроена трех-

нефным зданием со сложной стропильной фермой (1898). Декорировались

водонапорные башни (водонапорные башни в Минске, Витебске, Гродно,

Могилеве, Волковыске, Бобруйске) и дымовые трубы, последние строились

из кирпича и имели круглое, квадратное, восьмиугольное сечения (рис. 3.71).

Развитие промышленной архитек-

туры в художественном плане шло в

русле мировых тенденций, хотя ввиду

экономического отставания региона объ-

екты были небольшими и в основной

своей массе технически несовершенны-

ми. Кроме того, в связи с льготами по

налогообложению большое количество

предприятий возводилось в сельской

местности, а это не способствовало

должной проработке художественной

Рис. 3.71. Водонапорная башня

составляющей проектов.

в Бобруйске, Беларусь

С целью простого украшения промышленных построек распространя-

лись классические мотивы и элементы неорусского стиля. Использование

последнего в значимых объектах поддерживалось идеологическими по-

сылками русификации белорусских земель. В стилистике классицизма вы-

полнялись производственные объекты военного ведомства (склады и ма-

стерские, пороховые погреба в Бобруйской и Брест-Литовской крепостях,

1810–1832), провиантские склады в гу-

бернских и уездных городах (рис. 3.72).

Неорусский стиль и модерн активно

применялись в объектах железной до-

роги и городского хозяйства – депо,

мастерских, электростанциях, объектах

водохозяйства и водопровода (электро-

станция в Витебске, 1897–1898 гг.; по-

жарное депо в Минске, 1885 г.; водо-

напорные башни в Гродно, Минске,

Рис. 3.72. Соляные склады

в Витебске, Беларусь

1890-е гг.) [14].

 

Наиболее распространенным было использование неоготики и кир-

пичного стиля, что соответствовало поиску специфического художествен-

ного языка для промышленной архитектуры, имевшему место в мировой

практике (рис. 3.73, 3.74). Подавляющее большинство предприятий част-

ного капитала в той или иной мере демонстрировало декоративные эле-

менты этих стилей: винокуренные заводы в Жабчицах Пинского уезда,

Остроглядах Речицкого уезда, Савейках Слуцкого уезда, пивоваренные за-

воды в Гродно (1872), Минске, Вокзальный и Кошарский заводы в Мин-

Репозиторий БНТУ

ске, Добрушская бумажная фабрика (1871) [37]. Следует отметить, что от-

личающие мировую практику, особенно американскую, поиски средств

художественного выражения с точки зрения «функциональной красоты»

на белорусских землях не имели места.

 

 

 

Рис. 3.73. Бумажная фабрика

Рис. 3.74. Бумажная фабрика

в Добруше, Беларусь

в Добруше, Беларусь

 

Участие профессиональных специалистов в проектировании расши-

рилось по сравнению с предыдущим периодом, характерной особенностью

было использование готовых черте-

жей, выполненных иностранными ин-

женерами на заводах Варшавы, Виль-

но, Ревеля, Риги, поставляющих тех-

нологическое оборудование (рис. 3.75).

Ряд проектов разрабатывался рус-

скими гражданскими инженерами, как

правило, за пределами территории

Беларуси. Так, проекты построек во-

Рис. 3.75. Пивзавод «Аливария»

енного ведомства и железных дорог

в Минске, Беларусь

составлялись централизованно в сто-

лице Российской империи архитекторами и инженерами для каждой линии

отдельно и контролировались Министерством путей сообщения.

Получили развитие и территориальные объекты – промышленное по-

селение и предприятие. «Промышленные деревни» строились на базе ви-

нокуренных, сахарных, лесопильных заводов вблизи городов и имений

(Кричев, Шклов, Альбертин, Поречье). Значимость Добрушской бумажной

фабрики как второго в Российской империи предприятия отрасли, обусло-

вила высокий, соответствующий мировым образцам, архитектурно-плани-

Репозиторий БНТУ

ровочный уровень поселению при ней. Помимо производства и жилых до-

мов для рабочих и служащих в поселение вошли пожарное депо, больница,

аптека, оптовый склад продуктов, фабричная школа, фабричное училище,

ремесленные классы.

Третий период истории промышленной архитектуры был наиболее зна-

чительным для белорусской практики, она не только успешно воспринимала

типы объектов, формирующиеся за рубежом, но и во второй половине пе-

риода (1950–1980 гг.) сама принимала участие в их развитии. За это время

в городах республики сложились 80 % их промышленных территорий.

С 1920 по 1940-е гг. по-прежнему имело место отставание в промыш-

ленном производстве, что не способствовало массовому строительству зда-

ний, отвечающих мировым образцам. Однако влияние общих тенденций

прослеживалось, это выразилось в смене приоритетов в распространении

типов и в строительстве отдельных производственных корпусов, структур-

но-пространственная организация которых соответствовала развивающим-

ся типам объемных объектов промышленной архитектуры [2, 3].

Пролетное одноэтажное здание получило применение в связи с при-

нятым в стране курсом на индустриализацию, инициировавшим становле-

ние тяжелой промышленности (рис. 3.76, 3.77).

 

Рис. 3.76. Завод им. Октябрьской революции

Рис. 3.77. Завод им. С. М. Кирова

в Минске, Беларусь

в Минске, Беларусь

 

Количество пролетов было еще невелико, из-за сложного экономиче-

ского положения использовался только внутренний металлодеревянный

каркас, однако планировочные параметры соответствовали среднеевропей-

ским. Этот тип здания становился приоритетным, и именно здесь началась

работа по унификации планировочных и конструктивных узлов, примене-

нию типовых решений, соответствующих подходу стандартное здание

в мировой практике. Корпуса пролетного типа были возведены на трубо-

литейном заводе (1932–1936), фабрике искусственного шелка (1930) в Мо-

гилеве; станкостроительном заводе им. С. М. Кирова (1937), весовом заво-

де «Ударник» (1927), хлебозаводе «Автомат» (1940) в Минске; заводе

«Красный металлист» (1937) в Витебске; бумажно-лесохимическом заводе

(1928), стеклозаводе им. М. В. Ломоносова (1929), ремонтно-подшипнико-

Репозиторий БНТУ

вом заводе (1938) в Гомеле; льнокомбинатах в Орше и Шклове (1928–1937);

картонно-бумажном заводе (1927–1935) в Слониме и др. Первым предпри-

ятием Беларуси, где при строительстве в больших объемах были примене-

ны бетонные и железобетонные конструкции, явилась спичечная фабрика

«Красная Березина» в Ново-Борисове.

Тип многоэтажного здания продолжал использоваться довольно широ-

ко, хотя в мировой практике область его применения начала сужаться. Столь

устойчивую приверженность этому типу можно объяснить специализацией

промышленного комплекса республики, в которой продолжали лидировать

аграрно-профилированные, ориентированные на переработку местного сырья

предприятия. Достаточно показательным примером типа являлся корпус ос-

новного производства чулочно-трикотажной фабрики «КИМ» (1928–1932)

в Витебске, представлявший собой выполненное в железобетонном каркасе

трехэтажное здание, фасады которого имели сплошное остекление, как евро-

пейские и американские фабрики дневного света. Близкими к этому типу

были корпуса швейной фабрики «Знамя индустриализации» (1928–1930)

в Витебске, радиозавода (1940) в Минске, ряд зданий полиграфической

и пищевой промышленности в Минске, Гомеле, Могилеве (рис. 3.78, 3.79).

 

Рис. 3.78. Трикотажная фабрика «КИМ»

Рис. 3.79. Хлебозавод «Автомат»

в Витебске, Беларусь

в Минске, Беларусь

 

С точки зрения художественного осмысления промышленной архи-

тектуры экономические трудности и сложная политическая ситуация в

межвоенное время препятствовали включению объектов промышленного

строительства в общемировое движение поиска новых архитектурно-

художественных средств. Отсутствие материальных ресурсов и собствен-

ных профессиональных кадров обусловливало строительство простых по

внешнему виду, утилитарных объектов. В то же время достаточно скром-

ная эстетика промышленного строительства развивалась в русле форми-

рующегося современного движения, воплотившегося на советской терри-

тории в стиле «конструктивизм».

В архитектуре предприятий и их корпусов соединялись две, в некото-

рой степени противопоставленные друг другу тенденции: с одной стороны,

Репозиторий БНТУ

обусловленное идеологическими установками и общественным мировоз-

зрением стремление выделить, сделать промышленные объекты доминант-

ными и выразительными в городе, с другой стороны, требование использо-

вать художественные принципы конструктивизма, средства которого отли-

чались определенным аскетизмом. Например, в Доме печати (1935, Минск)

присутствуют все знаки конструктивистского подхода – свободное, жестко

не закрепленное линиями регулирования застройки размещение объекта на

площадке, в глубине ее; подчеркнуто простые геометрические объемы;

плоская кровля; преобладание горизонтальных составляющих в пластике

стены – окна хотя и не ленточные, но формирующие протяженные полосы.

В то же время значимость объекта, его доминирование достигнуто поста-

новкой в месте соединения производственной и редакционной частей баш-

ни, поднимающейся над всем объемом. Башня не несла существенной

функциональной нагрузки, внутри располагались всего лишь одна из лест-

ниц и небольшое количество слу-

жебных помещений. Однако ее ком-

позиционная роль очевидна, про-

мышленный объект акцентирован,

выделен из окружающей среды, он

демонстрировал новое отношение

к труду и его исполнителю – рабо-

чему классу (рис. 3.80).

В середине 1930-х гг. в совет-

ской архитектуре произошла смена

художественной направленности в

сторону классики. В промышленном Рис. 3.80. Дом печати в Минске, Беларусь

строительстве новые подходы проявились позже, чем в архитектуре обще-

ственных зданий. Корпус радиозавода в Минске (1939–1940, архитектор

А. Мозгалевский) был еще достаточно близок стилистике конструкти-

визма, однако здесь уже использовались и классические приемы, в частно-

сти пилястры по всему фаса-

ду, упрощенный профильный

карниз [14] (рис. 3.81).

Послевоенный

период

можно считать определяющим

в становлении промышленной

архитектуры Беларуси. Сло-

жившийся штат специалистов,

широко развернутое строи-

тельство промышленных объ-

ектов поставили республику Рис. 3.81. Корпус радиозавода в Минске, Беларусь

в число лидирующих стран.

 

Строились практически все разновидности типов объемных объектов. В про-

ектировании отдельных типов – пролетного одноэтажного здания, объектов

Репозиторий БНТУ

обслуживания работающих, промышленного узла – были достигнуты резуль-

таты, ставшие определенным вкладом в мировую практику [3, 14].

Пролетное одноэтажное здание стало приоритетным, этому способ-

ствовала машиностроительная специализация промышленного комплекса

республики. Примером могут служить завод автотракторных прицепов

(1968–1975) в Бобруйске, «Автогидроусилитель» (1964–1970) в Борисове,

комплекс заводов Минлегпищемаша (1972–1974) в Бресте, заводы автома-

тических агрегатов (1968), карданных валов (1958–1961), бытовых прибо-

ров (1958) в Гродно, заводы автомобильный и тяжелых кузнечных штам-

повок (1970–1974) в Жодино, филиал Минского тракторного завода (1978–

1982) в Сморгони и др. (рис. 3.82, 3.83). Размер рядового пролета для круп-

ных объектов принимался 24–36 м, что являлось передовым для Восточной

Европы и соответствовало практике западноевропейских стран и США.

 

Рис. 3.82. Комплекс заводов

Рис. 3.83. Ковровый комбинат в Бресте,

Минлегпищемаша в Бресте, Беларусь,

Беларусь, архитекторы Н. Шпигельман

архитекторы И. Бовт, Н. Шумихин,

и И. Бовт

В. Цирш, О. Фарафонова

 

 

Особенность использования типа многоэтажного здания заключалась

в том, что при общей мировой тенденции сокращения этого типа он по-

прежнему считался перспективным и в некотором роде олицетворяющим

прогресс в промышленном строительстве. Здания с ярусной организацией

внутреннего пространства возводились в разных отраслях при условии их

размещения в центре города и близких к нему районах, с выходом на важ-

ные городские магистрали: полиграфический комбинат, заводы часовой,

счетных машин (основная площадка и филиал) (1952–1968), фабрика цвет-

ной печати (1982–1984) в Минске, химико-фармацевтический завод в Бо-

рисове (1989), фабрика художественных изделий и трикотажа в Пинске

(1981–1983) и др. (рис. 3.84–3.86).

 

Репозиторий БНТУ

 

 

Рис. 3.84. Часовой завод в Минске, Беларусь,

Рис. 3.85. Гараж-стоянка легковых

архитекторы Н. Шпигельман,

автомобилей в Минске, Беларусь,

С. Ботковский, И. Бовт

архитекторы И. Бовт, М. Гродников,

А. Малашко

 

 

Рис. 3.86. Завод промышленных роботов в Минске, Беларусь,

архитекторы И. Бовт, Е. Ковалевский, А. Малашко, Е. Чирвон

 

Большие успехи были сделаны в разработке административно-быто-

вых помещений группы обслуживания работающих на производстве. Эти

объекты в силу социально ориентированной политики государства стали

одними из лучших в европейской практике. Проходные, бытовые, админи-

стративные, лабораторные корпуса гармонично входили в промышленные

комплексы, формируя главные фасады и становясь своеобразным «лицом»

предприятия: заводы холодильников (1965–1970), медицинских препара-

тов, тракторный и моторный (1945–1960) в Минске, молочный завод (1974)

в Бресте, метизный завод (1976) в Речице. Были разработаны унифициро-

ванные секции для бытовых помещений, уровень комфортности которых,

планировочные параметры и технико-экономические характеристики не

уступали такого рода объектам в Германии, Австрии, Италии, США. При-

чем такие секции входили в состав рядовых предприятий Беларуси, тогда

как за рубежом аналогичные решения использовались на известных, круп-

ных предприятиях.

Распространение классической стилистики продолжилось до 1950-х гг.,

что поддерживалось двумя мотивациями: с одной стороны – пафосом строи-

тельства страны, победившей в войне, с другой стороны – значимостью

промышленной архитектуры в структуре социалистического города. С се-

редины 1950-х гг. художественная трактовка промышленных зданий опять

вернулась к принципам рационализма и индустриальной утилитарности

и в дальнейшем развивалась в русле общих архитектурно-художественных

Репозиторий БНТУ

средств, принятых в мировой практике. В то же время в республике по-

прежнему сохранялись подходы к доминированию промышленных объек-

тов в городе, размещению их в непосредственной близости к центральным

районам. В Минске, например, вдоль главного проспекта было возведено

семь предприятий, им придана выразительная, образная трактовка как

главным ориентирам, формирующим площади города и въезд в него со

стороны Московского шоссе. В архитектуре использовались специальные

приемы усиления значимости, дополнительного декоративного украшения

фасадов, в целом в это время уже не свойственные промышленной архи-

тектуре. Столь пафосное отношение к промышленной архитектуре, не

встречавшееся в это время нигде, кроме как на территории СССР, в том

числе БССР, в целом можно считать положительным явлением, поскольку

эта архитектура была адресована рабочим, в большей своей массе имею-

щим относительно невысокий культурный и образовательный уровень.

Стремление сделать среду для них красивой должно было способствовать

росту общей и бытовой культуры этого большого по численности слоя

населения. Никогда ранее такие задачи не ставились.

Характерным примером является комплекс предприятий на площади

Якуба Коласа в Минске (1952–1958, архитектор И. Бовт, Н. Шпигельман,

С. Ботковский, Л. Китаева, О. Островская). Четырехэтажные корпуса ос-

новного производства каждого из предприятий занимали угловое положе-

ние на площадках и имели одинаковые объемно-планировочные и компо-

зиционные решения, акцентированные угловыми башнями. В пластике фа-

садов использовались пиляст-

ры, арочные окна, небольшие,

на высоту этажа, колонны, ру-

стованная облицовка первого

этажа, профилированные кар-

низы и лепной декор (рис. 3.87).

Начиная с 1970-х гг. новое

строительство предприятий раз-

вернулось только на окраинах,

в периферийных районах посе-

лений. Это обусловило особое

внимание к разработке предза-

водских площадей, решению

Рис. 3.87. Комплекс предприятий

на площади

выходящих на них и на город-

Якуба Коласа в Минске,

архитекторы Н. Шпигельман, С. Ботковский,

ские магистрали производствен-

О. Островская, И. Бовт, Л. Китаева

ных и административно-быто-

вых корпусов. Архитектура производственных объектов развивалась в со-

ответствии с мировой практикой, однако ограниченность материальных

средств при больших объемах строительства отрицательно сказывалась на

качестве массовой промышленной застройки: корпуса часового завода (архи-

текторы Н. Шпигельман, С. Ботковский, И. Бовт, Н. Китаева), завода холо-

Репозиторий БНТУ

дильников (архитекторы А. Афанасьева, И. Бовт, М. Буйлова, А. Гончаров),

моторного завода (архитектор Е. Глецевич), фабрики цветной печати (архи-

текторы И. Бовт, В. Дудин, Э. Ботян), научно-производственного объедине-

ния «Центр» (архитекторы И. Бовт, Э. Ботян, А. Гончаров, С. Козырева,

С. Шиманский), тракторного завода (архитекторы В. Малышкин, Е. Глеце-

вич, Б. Попов) в Минске, коврового комбината (архитекторы Н. Шпигельман,

И. Бовт), заводов Минлегпищемаша (архитекторы И. Бовт, Н. Шумихин,

В. Цирш, О. Фарафонова) в Бресте, конструкторско-исследовательской базы

БелАЗа (архитекторы И. Бовт, А. Гончаров, М. Малюченко) в Жодино.

В территориальных объектах особыми достижениями было отмечено

формирование разновидности пространственной организации промышлен-

ного предприятия – корпуса-завода. Попытки объединить производствен-

ные участки в один объем имели место еще в 1930-е гг., что при существу-

ющих в то время недостатках подготовки специалистов и скромных техни-

ческих возможностях возведения крупноразмерных зданий было трудно

осуществить. В 1970-е гг. подтип корпуса-завода в полном объеме был во-

площен в ряде предприятий: заводы Минлегпищемаша в Бресте, научно-

производственное объединение «Центр» в Минске, завод «Автогидроусили-

тель» в Борисове, завод легких металлических конструкций в Молодечно.

Серьезным вкладом в мировую практику стала разработка и реализа-

ция промышленного узла как одной из разновидностей типа промышленно-

го района. Белорусская практика строительства была самой большой и

успешной на территории Восточной Европы и СССР, ее масштабы в это

время превосходили практику Великобритании, в которой был создан тип

промышленного района. В БССР 55 промышленных узлов было разрабо-

тано за 30 лет, в Великобритании – 81 промышленный район за 80 лет.

В результате на сегодняшний

день более 75 % общего чис-

ла предприятий республики

находится в составе про-

мышленных узлов (рис. 3.88).

Особенностью белорус-

ской практики стало форми-

рование в крупных городах

(Минск, Гродно, Брест, Ви-

тебск, Могилев) достаточно

редкой в европейском и аме-

Рис. 3.88. Застройка Северного

риканском строительстве ра-

промышленного узла в Гродно

диальной промышленной инфраструктуры. Этот факт уникален еще и тем,

что радиальная инфраструктура сложилась на основе уже существующей

поясной, подвергнув ее достаточно радикальной трансформации.

Утвердившаяся специализация промышленного комплекса Беларуси

определила преимущественное размещение предприятий в городских по-

селениях, к началу четвертого периода в истории промышленной архитек-

Репозиторий БНТУ

туры в них размещалось около 90 % всех промышленных объектов.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.