Промышленная архитектура на белорусских землях
В системе знаний о развитии промышленной архитектуры и ее типов важное место должна занимать практика своего региона, т. е. Беларуси. Этому и посвящен настоящий раздел. Особенностью развития промышленной архитектуры на белорусских землях можно считать затянувшийся период мануфактурного строительства, обусловленный историческими реалиями существования крепостного права, препятствовавшего развитию здесь капиталистических отношений [2]. Ма- нуфактурные постройки, например, «стеклянные гуты», полотняная и сукон- ная мануфактуры Радзивиллов в Налибоках, Уречье, Несвиже, 1717–1732 гг., не представляли новую область, каковой уже являлась промышленная ар- хитектура (рис. 3.65). Однако в отличие от предшествующей аналогичной европейской прак- тики они уже включали в себя элементы машинного производства и в той или иной степени демонстрировали отдельные приемы фабрично-завод- ской архитектуры: бровар Бонифаторов в Гродно, суконные мануфактуры Скирмунта в имениях Хомск, Поречье, Альбертин, 1790–1798 гг., виноку- ренный завод в имении Илово, 1832 г. (рис. 3.66).
Репозиторий БНТУ
Рис. 3.65. Белорусская стекольная Рис. 3.66. Сахарный завод в имении Поречье, мануфактура (гута) XVIII в. рисунок Н. Орды
В связи с запаздыванием в становлении промышленного производства типы территориальных объектов ( промышленное поселение и предприятие) на белорусских землях также не строились. В то же время некоторым про- образом промышленного поселения могут служить Городница и Лососня, построенные специально для мануфактурных комплексов А. Тызенгауза (1760–1770 гг.). Они включали различные мануфактуры и типовое жилье для рабочих и мастеров. Небольшие производственные постройки были за- вершениями расходящихся от овальных площадей улиц. Определенные ана- логии с новым, сложившимся в Европе типом промышленного поселения Лососня и Городница имели по составу проживающих, занятых исключи- тельно в производстве. Что же касается пространственного построения, то обязательного атрибута нового типа – промышленной зоны, здесь не было, множество мелких мануфактур входили в планировочную структуру посе- ления как любые другие строения. Тем не менее в белорусской практике это был первый пример задуманного (архитекторы И. Мозер и Дж. Сакко) и во- площенного поселения, основанного только на производственной функции. Первые образцы действительно промышленной архитектуры появи- лись только во втором периоде ее развития – 1830–1910 гг. В это время бе- лорусские земли входили в состав Российской империи, поэтому экономи- ческое развитие и соответственно становление промышленного производ- ства как основы промышленной архитектуры шло в русле исторических процессов Российской империи, для которой важным событием стала ре- форма 1861 г. К концу периода общее количество предприятий на бело- русских землях составило около 2000 [2, 14, 37]. Тип многоэтажного здания получил достаточно широкое примене- ние, особенностью стало его использование преимущественно в пищевой промышленности, а не в текстильной, как это было в Европе. Этажность и планировочные параметры этого здания сразу же были при- ближены к мировым образцам, хотя конструк- тивная система полного каркаса не применя- лась: как и в России, использовался только внутренний каркас (рис. 3.67). В 1830-е гг. в Могилевской и на юге Мин- ской губернии появилось новое производство – сахарное, здесь сразу стали возводиться четы- рехэтажные корпуса (сахарные заводы в име- Репозиторий БНТУ нии Николаевка Чериковского уезда, в деревне Поречье Пинского уезда). Трех-четырехэтаж- ными строились корпуса спиртзавода в Лын- тупах, винокуренного завода в Молодово, пи- воваренных заводов в Пинске и Гродно, дрож- жевого и дрожжепаточного заводов в Минске Рис. 3.67. Пивоваренный завод (1870–1880-е гг.). в Гродно, Беларусь Тип одноэтажного здания получил меньшее распространение и толь- ко отдельными разновидностями, как, например, базиликальным зданием. Его можно найти в металлообрабатывающей отрасли, где использовались преимущественно зарубежные технологии и оборудование (чугунолитей- ный и металлообрабатывающий завод «Гигант», 1907, Кошарский чугуно- и меднолитейный завод, 1881, в Минске) (рис. 3.68, 3.69).
Рис. 3.68. Металлообрабатывающий Рис. 3.69. Кошарский завод в Минске, завод «Гигант» в Минске, Беларусь Беларусь
Подтип круглого здания, как и в мировой практике, использовался для производственных мастерских железной дороги, причем эта разновидность была более распространена в Беларуси, чем в других областях Российской империи. Интересным явлением стало соединение приемов строительства мно- гоэтажного и одноэтажного базиликального здания в двухэтажный корпус, что было обусловлено имевшими место ограниченными техническими воз- можностями. Характерным примером является льнопрядильная фабрика «Двина», построенная под Витебском в 1900 г. Главный корпус был двух- этажным, П-образной формы в плане, длиной около 200 м. На крыше раз- мещался фонарь верхнего освещения, полученный за счет более высокого центрального пролета (рис. 3.70). Тип производственного сооруже- ния развивался в соответствии с ев- ропейским подходом, согласно кото- Рис. 3.70. Льнопрядильная фабрика Репозиторий БНТУ рому сооружению придавалось подо- «Двина» в Витебске, Беларусь бие здания. В имении Рыбники Пру- жанского уезда кольцевая кирпичеобжигательная печь была обстроена трех- нефным зданием со сложной стропильной фермой (1898). Декорировались водонапорные башни (водонапорные башни в Минске, Витебске, Гродно, Могилеве, Волковыске, Бобруйске) и дымовые трубы, последние строились из кирпича и имели круглое, квадратное, восьмиугольное сечения (рис. 3.71). Развитие промышленной архитек- туры в художественном плане шло в русле мировых тенденций, хотя ввиду экономического отставания региона объ- екты были небольшими и в основной своей массе технически несовершенны- ми. Кроме того, в связи с льготами по налогообложению большое количество предприятий возводилось в сельской местности, а это не способствовало должной проработке художественной Рис. 3.71. Водонапорная башня составляющей проектов. в Бобруйске, Беларусь С целью простого украшения промышленных построек распространя- лись классические мотивы и элементы неорусского стиля. Использование последнего в значимых объектах поддерживалось идеологическими по- сылками русификации белорусских земель. В стилистике классицизма вы- полнялись производственные объекты военного ведомства (склады и ма- стерские, пороховые погреба в Бобруйской и Брест-Литовской крепостях, 1810–1832), провиантские склады в гу- бернских и уездных городах (рис. 3.72). Неорусский стиль и модерн активно применялись в объектах железной до- роги и городского хозяйства – депо, мастерских, электростанциях, объектах водохозяйства и водопровода (электро- станция в Витебске, 1897–1898 гг.; по- жарное депо в Минске, 1885 г.; водо- напорные башни в Гродно, Минске, Рис. 3.72. Соляные склады в Витебске, Беларусь 1890-е гг.) [14].
Наиболее распространенным было использование неоготики и кир- пичного стиля, что соответствовало поиску специфического художествен- ного языка для промышленной архитектуры, имевшему место в мировой практике (рис. 3.73, 3.74). Подавляющее большинство предприятий част- ного капитала в той или иной мере демонстрировало декоративные эле- менты этих стилей: винокуренные заводы в Жабчицах Пинского уезда, Остроглядах Речицкого уезда, Савейках Слуцкого уезда, пивоваренные за- воды в Гродно (1872), Минске, Вокзальный и Кошарский заводы в Мин- Репозиторий БНТУ ске, Добрушская бумажная фабрика (1871) [37]. Следует отметить, что от- личающие мировую практику, особенно американскую, поиски средств художественного выражения с точки зрения «функциональной красоты» на белорусских землях не имели места.
Рис. 3.73. Бумажная фабрика Рис. 3.74. Бумажная фабрика в Добруше, Беларусь в Добруше, Беларусь
Участие профессиональных специалистов в проектировании расши- рилось по сравнению с предыдущим периодом, характерной особенностью было использование готовых черте- жей, выполненных иностранными ин- женерами на заводах Варшавы, Виль- но, Ревеля, Риги, поставляющих тех- нологическое оборудование (рис. 3.75). Ряд проектов разрабатывался рус- скими гражданскими инженерами, как правило, за пределами территории Беларуси. Так, проекты построек во- Рис. 3.75. Пивзавод «Аливария» енного ведомства и железных дорог в Минске, Беларусь составлялись централизованно в сто- лице Российской империи архитекторами и инженерами для каждой линии отдельно и контролировались Министерством путей сообщения. Получили развитие и территориальные объекты – промышленное по- селение и предприятие. «Промышленные деревни» строились на базе ви- нокуренных, сахарных, лесопильных заводов вблизи городов и имений (Кричев, Шклов, Альбертин, Поречье). Значимость Добрушской бумажной фабрики как второго в Российской империи предприятия отрасли, обусло- вила высокий, соответствующий мировым образцам, архитектурно-плани- Репозиторий БНТУ ровочный уровень поселению при ней. Помимо производства и жилых до- мов для рабочих и служащих в поселение вошли пожарное депо, больница, аптека, оптовый склад продуктов, фабричная школа, фабричное училище, ремесленные классы. Третий период истории промышленной архитектуры был наиболее зна- чительным для белорусской практики, она не только успешно воспринимала типы объектов, формирующиеся за рубежом, но и во второй половине пе- риода (1950–1980 гг.) сама принимала участие в их развитии. За это время в городах республики сложились 80 % их промышленных территорий. С 1920 по 1940-е гг. по-прежнему имело место отставание в промыш- ленном производстве, что не способствовало массовому строительству зда- ний, отвечающих мировым образцам. Однако влияние общих тенденций прослеживалось, это выразилось в смене приоритетов в распространении типов и в строительстве отдельных производственных корпусов, структур- но-пространственная организация которых соответствовала развивающим- ся типам объемных объектов промышленной архитектуры [2, 3]. Пролетное одноэтажное здание получило применение в связи с при- нятым в стране курсом на индустриализацию, инициировавшим становле- ние тяжелой промышленности (рис. 3.76, 3.77).
Рис. 3.76. Завод им. Октябрьской революции Рис. 3.77. Завод им. С. М. Кирова в Минске, Беларусь в Минске, Беларусь
Количество пролетов было еще невелико, из-за сложного экономиче- ского положения использовался только внутренний металлодеревянный каркас, однако планировочные параметры соответствовали среднеевропей- ским. Этот тип здания становился приоритетным, и именно здесь началась работа по унификации планировочных и конструктивных узлов, примене- нию типовых решений, соответствующих подходу стандартное здание в мировой практике. Корпуса пролетного типа были возведены на трубо- литейном заводе (1932–1936), фабрике искусственного шелка (1930) в Мо- гилеве; станкостроительном заводе им. С. М. Кирова (1937), весовом заво- де «Ударник» (1927), хлебозаводе «Автомат» (1940) в Минске; заводе «Красный металлист» (1937) в Витебске; бумажно-лесохимическом заводе (1928), стеклозаводе им. М. В. Ломоносова (1929), ремонтно-подшипнико- Репозиторий БНТУ вом заводе (1938) в Гомеле; льнокомбинатах в Орше и Шклове (1928–1937); картонно-бумажном заводе (1927–1935) в Слониме и др. Первым предпри- ятием Беларуси, где при строительстве в больших объемах были примене- ны бетонные и железобетонные конструкции, явилась спичечная фабрика «Красная Березина» в Ново-Борисове. Тип многоэтажного здания продолжал использоваться довольно широ- ко, хотя в мировой практике область его применения начала сужаться. Столь устойчивую приверженность этому типу можно объяснить специализацией промышленного комплекса республики, в которой продолжали лидировать аграрно-профилированные, ориентированные на переработку местного сырья предприятия. Достаточно показательным примером типа являлся корпус ос- новного производства чулочно-трикотажной фабрики «КИМ» (1928–1932) в Витебске, представлявший собой выполненное в железобетонном каркасе трехэтажное здание, фасады которого имели сплошное остекление, как евро- пейские и американские фабрики дневного света. Близкими к этому типу были корпуса швейной фабрики «Знамя индустриализации» (1928–1930) в Витебске, радиозавода (1940) в Минске, ряд зданий полиграфической и пищевой промышленности в Минске, Гомеле, Могилеве (рис. 3.78, 3.79).
Рис. 3.78. Трикотажная фабрика «КИМ» Рис. 3.79. Хлебозавод «Автомат» в Витебске, Беларусь в Минске, Беларусь
С точки зрения художественного осмысления промышленной архи- тектуры экономические трудности и сложная политическая ситуация в межвоенное время препятствовали включению объектов промышленного строительства в общемировое движение поиска новых архитектурно- художественных средств. Отсутствие материальных ресурсов и собствен- ных профессиональных кадров обусловливало строительство простых по внешнему виду, утилитарных объектов. В то же время достаточно скром- ная эстетика промышленного строительства развивалась в русле форми- рующегося современного движения, воплотившегося на советской терри- тории в стиле «конструктивизм». В архитектуре предприятий и их корпусов соединялись две, в некото- рой степени противопоставленные друг другу тенденции: с одной стороны, Репозиторий БНТУ обусловленное идеологическими установками и общественным мировоз- зрением стремление выделить, сделать промышленные объекты доминант- ными и выразительными в городе, с другой стороны, требование использо- вать художественные принципы конструктивизма, средства которого отли- чались определенным аскетизмом. Например, в Доме печати (1935, Минск) присутствуют все знаки конструктивистского подхода – свободное, жестко не закрепленное линиями регулирования застройки размещение объекта на площадке, в глубине ее; подчеркнуто простые геометрические объемы; плоская кровля; преобладание горизонтальных составляющих в пластике стены – окна хотя и не ленточные, но формирующие протяженные полосы. В то же время значимость объекта, его доминирование достигнуто поста- новкой в месте соединения производственной и редакционной частей баш- ни, поднимающейся над всем объемом. Башня не несла существенной функциональной нагрузки, внутри располагались всего лишь одна из лест- ниц и небольшое количество слу- жебных помещений. Однако ее ком- позиционная роль очевидна, про- мышленный объект акцентирован, выделен из окружающей среды, он демонстрировал новое отношение к труду и его исполнителю – рабо- чему классу (рис. 3.80). В середине 1930-х гг. в совет- ской архитектуре произошла смена художественной направленности в сторону классики. В промышленном Рис. 3.80. Дом печати в Минске, Беларусь строительстве новые подходы проявились позже, чем в архитектуре обще- ственных зданий. Корпус радиозавода в Минске (1939–1940, архитектор А. Мозгалевский) был еще достаточно близок стилистике конструкти- визма, однако здесь уже использовались и классические приемы, в частно- сти пилястры по всему фаса- ду, упрощенный профильный карниз [14] (рис. 3.81). Послевоенный период можно считать определяющим в становлении промышленной архитектуры Беларуси. Сло- жившийся штат специалистов, широко развернутое строи- тельство промышленных объ- ектов поставили республику Рис. 3.81. Корпус радиозавода в Минске, Беларусь в число лидирующих стран.
Строились практически все разновидности типов объемных объектов. В про- ектировании отдельных типов – пролетного одноэтажного здания, объектов Репозиторий БНТУ обслуживания работающих, промышленного узла – были достигнуты резуль- таты, ставшие определенным вкладом в мировую практику [3, 14]. Пролетное одноэтажное здание стало приоритетным, этому способ- ствовала машиностроительная специализация промышленного комплекса республики. Примером могут служить завод автотракторных прицепов (1968–1975) в Бобруйске, «Автогидроусилитель» (1964–1970) в Борисове, комплекс заводов Минлегпищемаша (1972–1974) в Бресте, заводы автома- тических агрегатов (1968), карданных валов (1958–1961), бытовых прибо- ров (1958) в Гродно, заводы автомобильный и тяжелых кузнечных штам- повок (1970–1974) в Жодино, филиал Минского тракторного завода (1978– 1982) в Сморгони и др. (рис. 3.82, 3.83). Размер рядового пролета для круп- ных объектов принимался 24–36 м, что являлось передовым для Восточной Европы и соответствовало практике западноевропейских стран и США.
Рис. 3.82. Комплекс заводов Рис. 3.83. Ковровый комбинат в Бресте, Минлегпищемаша в Бресте, Беларусь, Беларусь, архитекторы Н. Шпигельман архитекторы И. Бовт, Н. Шумихин, и И. Бовт В. Цирш, О. Фарафонова
Особенность использования типа многоэтажного здания заключалась в том, что при общей мировой тенденции сокращения этого типа он по- прежнему считался перспективным и в некотором роде олицетворяющим прогресс в промышленном строительстве. Здания с ярусной организацией внутреннего пространства возводились в разных отраслях при условии их размещения в центре города и близких к нему районах, с выходом на важ- ные городские магистрали: полиграфический комбинат, заводы часовой, счетных машин (основная площадка и филиал) (1952–1968), фабрика цвет- ной печати (1982–1984) в Минске, химико-фармацевтический завод в Бо- рисове (1989), фабрика художественных изделий и трикотажа в Пинске (1981–1983) и др. (рис. 3.84–3.86).
Репозиторий БНТУ
Рис. 3.84. Часовой завод в Минске, Беларусь, Рис. 3.85. Гараж-стоянка легковых архитекторы Н. Шпигельман, автомобилей в Минске, Беларусь, С. Ботковский, И. Бовт архитекторы И. Бовт, М. Гродников, А. Малашко
Рис. 3.86. Завод промышленных роботов в Минске, Беларусь, архитекторы И. Бовт, Е. Ковалевский, А. Малашко, Е. Чирвон
Большие успехи были сделаны в разработке административно-быто- вых помещений группы обслуживания работающих на производстве. Эти объекты в силу социально ориентированной политики государства стали одними из лучших в европейской практике. Проходные, бытовые, админи- стративные, лабораторные корпуса гармонично входили в промышленные комплексы, формируя главные фасады и становясь своеобразным «лицом» предприятия: заводы холодильников (1965–1970), медицинских препара- тов, тракторный и моторный (1945–1960) в Минске, молочный завод (1974) в Бресте, метизный завод (1976) в Речице. Были разработаны унифициро- ванные секции для бытовых помещений, уровень комфортности которых, планировочные параметры и технико-экономические характеристики не уступали такого рода объектам в Германии, Австрии, Италии, США. При- чем такие секции входили в состав рядовых предприятий Беларуси, тогда как за рубежом аналогичные решения использовались на известных, круп- ных предприятиях. Распространение классической стилистики продолжилось до 1950-х гг., что поддерживалось двумя мотивациями: с одной стороны – пафосом строи- тельства страны, победившей в войне, с другой стороны – значимостью промышленной архитектуры в структуре социалистического города. С се- редины 1950-х гг. художественная трактовка промышленных зданий опять вернулась к принципам рационализма и индустриальной утилитарности и в дальнейшем развивалась в русле общих архитектурно-художественных Репозиторий БНТУ средств, принятых в мировой практике. В то же время в республике по- прежнему сохранялись подходы к доминированию промышленных объек- тов в городе, размещению их в непосредственной близости к центральным районам. В Минске, например, вдоль главного проспекта было возведено семь предприятий, им придана выразительная, образная трактовка как главным ориентирам, формирующим площади города и въезд в него со стороны Московского шоссе. В архитектуре использовались специальные приемы усиления значимости, дополнительного декоративного украшения фасадов, в целом в это время уже не свойственные промышленной архи- тектуре. Столь пафосное отношение к промышленной архитектуре, не встречавшееся в это время нигде, кроме как на территории СССР, в том числе БССР, в целом можно считать положительным явлением, поскольку эта архитектура была адресована рабочим, в большей своей массе имею- щим относительно невысокий культурный и образовательный уровень. Стремление сделать среду для них красивой должно было способствовать росту общей и бытовой культуры этого большого по численности слоя населения. Никогда ранее такие задачи не ставились. Характерным примером является комплекс предприятий на площади Якуба Коласа в Минске (1952–1958, архитектор И. Бовт, Н. Шпигельман, С. Ботковский, Л. Китаева, О. Островская). Четырехэтажные корпуса ос- новного производства каждого из предприятий занимали угловое положе- ние на площадках и имели одинаковые объемно-планировочные и компо- зиционные решения, акцентированные угловыми башнями. В пластике фа- садов использовались пиляст- ры, арочные окна, небольшие, на высоту этажа, колонны, ру- стованная облицовка первого этажа, профилированные кар- низы и лепной декор (рис. 3.87). Начиная с 1970-х гг. новое строительство предприятий раз- вернулось только на окраинах, в периферийных районах посе- лений. Это обусловило особое внимание к разработке предза- водских площадей, решению Рис. 3.87. Комплекс предприятий на площади выходящих на них и на город- Якуба Коласа в Минске, архитекторы Н. Шпигельман, С. Ботковский, ские магистрали производствен- О. Островская, И. Бовт, Л. Китаева ных и административно-быто- вых корпусов. Архитектура производственных объектов развивалась в со- ответствии с мировой практикой, однако ограниченность материальных средств при больших объемах строительства отрицательно сказывалась на качестве массовой промышленной застройки: корпуса часового завода (архи- текторы Н. Шпигельман, С. Ботковский, И. Бовт, Н. Китаева), завода холо- Репозиторий БНТУ дильников (архитекторы А. Афанасьева, И. Бовт, М. Буйлова, А. Гончаров), моторного завода (архитектор Е. Глецевич), фабрики цветной печати (архи- текторы И. Бовт, В. Дудин, Э. Ботян), научно-производственного объедине- ния «Центр» (архитекторы И. Бовт, Э. Ботян, А. Гончаров, С. Козырева, С. Шиманский), тракторного завода (архитекторы В. Малышкин, Е. Глеце- вич, Б. Попов) в Минске, коврового комбината (архитекторы Н. Шпигельман, И. Бовт), заводов Минлегпищемаша (архитекторы И. Бовт, Н. Шумихин, В. Цирш, О. Фарафонова) в Бресте, конструкторско-исследовательской базы БелАЗа (архитекторы И. Бовт, А. Гончаров, М. Малюченко) в Жодино. В территориальных объектах особыми достижениями было отмечено формирование разновидности пространственной организации промышлен- ного предприятия – корпуса-завода. Попытки объединить производствен- ные участки в один объем имели место еще в 1930-е гг., что при существу- ющих в то время недостатках подготовки специалистов и скромных техни- ческих возможностях возведения крупноразмерных зданий было трудно осуществить. В 1970-е гг. подтип корпуса-завода в полном объеме был во- площен в ряде предприятий: заводы Минлегпищемаша в Бресте, научно- производственное объединение «Центр» в Минске, завод «Автогидроусили- тель» в Борисове, завод легких металлических конструкций в Молодечно. Серьезным вкладом в мировую практику стала разработка и реализа- ция промышленного узла как одной из разновидностей типа промышленно- го района. Белорусская практика строительства была самой большой и успешной на территории Восточной Европы и СССР, ее масштабы в это время превосходили практику Великобритании, в которой был создан тип промышленного района. В БССР 55 промышленных узлов было разрабо- тано за 30 лет, в Великобритании – 81 промышленный район за 80 лет. В результате на сегодняшний день более 75 % общего чис- ла предприятий республики находится в составе про- мышленных узлов (рис. 3.88). Особенностью белорус- ской практики стало форми- рование в крупных городах (Минск, Гродно, Брест, Ви- тебск, Могилев) достаточно редкой в европейском и аме- Рис. 3.88. Застройка Северного риканском строительстве ра- промышленного узла в Гродно диальной промышленной инфраструктуры. Этот факт уникален еще и тем, что радиальная инфраструктура сложилась на основе уже существующей поясной, подвергнув ее достаточно радикальной трансформации. Утвердившаяся специализация промышленного комплекса Беларуси определила преимущественное размещение предприятий в городских по- селениях, к началу четвертого периода в истории промышленной архитек- Репозиторий БНТУ туры в них размещалось около 90 % всех промышленных объектов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|