Здавалка
Главная | Обратная связь

Промышленных объектов



 

На формирование пространственно-планировочной структуры произ-

водственного здания, включая и архитектурно-художественные аспекты, все-

гда влияет комплекс факторов, которые в отдельные исторические периоды

могут меняться и, кроме того, быть определяющими, доминантными или

стабилизирующими, т. е. только корректировать архитектуру [25, 26]. Рас-

смотрим динамику этих факторов в исторической ретроспективе (рис. 4.1).

 

Репозиторий БНТУ

 

 

Рис. 4.1. Смена доминантных и стабилизирующих факторов

в историческом развитии промышленной архитектуры

Поскольку особенностью промышленной архитектуры является при-

сутствие в ее объектах двух систем – машины и человека, то и все сущест-

вовавшие и существующие сегодня факторы можно условно разделить на

эти две большие группы.

В первый период развития промышленной архитектуры определяю-

щим было влияние факторов, связанных с системой машины. Среди основ-

ных факторов следует назвать источник энергии (последовательное введе-

ние энергии воды и пара) и способ ее передачи.

Использование энергии воды началось в 1700-е гг. Ввиду своей эффек-

тивности этот источник вскоре вытеснил все остальные: мускульную силу

людей и животных, ветряные установки. Получаемая мощность (от 10 до

150 л. с.) зависела от силы водяного потока и конструкции колеса. Послед-

нее развивалось от простого устройства, использующего энергию бегущего

потока, к более сложному, где сила воды возрастала за счет ее падения на

лопасти колеса либо увеличивалась системой накапливающих воду шлю-

зов, и, заканчивая водяной турбиной, где энергия воды использовалась с мак-

симальной эффективностью (рис. 4.2, 4.3).

 

Рис. 4.2. Типы водяных колес

Рис. 4.3. Устройство вододействующей

фабрики

 

Параметры колес были внушительными, их устанавливали в нижнем

этаже, а само здание располагали так, чтобы оно перегораживало русло ре-

Репозиторий БНТУ

ки или канала. Так, диаметр колеса на заводе «Цифарфа» в Южном Уэльсе

(Великобритания, 1780–1790) составлял 15 м, ширина – 1,8 м, вес – 100 т.

На территории Беларуси ранним примером крупного вододействующего

предприятия можно назвать Малоритскую металлургическую мануфактуру,

действующую с 1768 по 1790 г. в урочище Рудня.

 

Энергия пара стала применяться в 1770–

1780-е гг. Для наиболее эффективного распре-

деления энергии паровая машина располага-

лась преимущественно в центральной части

нижнего этажа здания (рис. 4.4). Увеличение

числа станков, их мощности, размеров и веса

инициировало разработки строительных кон-

струкций большей несущей способности. Было

ликвидировано обязательное условие размеще-

ния фабрик у воды и частично сняты ограниче-

ния с размеров производственного здания, од-

нако в целом смена источника энергии не из-

менила подходы к его объемно-пространствен-

ному построению. На белорусских землях пер-

Рис. 4.4. Фабрика Алберта

вым примером использования паровых машин

в Локвуде, Великобритания

можно назвать строительство в 1818 г. лесо-

пильни в имении Н. Румянцева в Гомеле, к началу 1830-х гг. здесь действо-

вали три паровые винокурни.

Эффективность энергии воды и пара к кон-

цу первого исторического периода развития

промышленной архитектуры была практически

одинаковой, поскольку производительность во-

дяных колес достигла своего максимума, а про-

изводительность паровых машин еще только

начинала наращиваться.

Наибольшее воздействие на организацию

внутреннего пространства объектов оказала

шафтовая система передачи энергии, изобре-

Рис. 4.5. Шафтовая система

тенная в Великобритании Аркрайтом (рис. 4.5).

передачи энергии

Вращение водяного коле-

са передавалось вертикальному

стержню (деревянному, позднее –

металлическому), а на каждом

этаже – горизонтальному, к нему

подключались движущиеся части

станков (рис. 4.6).

Эта система основывалась

Репозиторий БНТУ

на прямой связи источника энер-

гии со всеми этажами и хорошо

работала в вертикальном направ-

Рис. 4.6. Внутренний вид фабрики

лении, что сразу же определило

с шафтовой системой передачи энергии

появление многоэтажных зданий

(пять-восемь этажей) с ярусной организацией внутреннего пространства.

Большие потери энергии, до 30 %, и невозможность ее передачи горизон-

тально далее чем на 30 м обусловили стро-

ительство узких зданий небольшой длины.

Система требовала мощной поддержки, ко-

торую выполняли несущие конструкции

здания, находившиеся в тесной связи с ис-

пользуемым оборудованием: колонны име-

ли специальные консоли для пропуска го-

ризонтальных шафтов (рис. 4.7).

В производственных зданиях исполь-

зовалась система внутреннего каркаса.

Строительными материалами были дере-

во, позднее – чугун для внутренних ко-

лонн, кирпич для сводов и наружных

стен. Основной причиной активного и бо-

лее быстрого по сравнению с граждан-

ским строительством введения чугуна бы-

ла необходимость сделать производствен- Рис. 4.7. Конструктивные элементы

ные здания менее уязвимыми для огня. для поддержки шафтовой системы

Возгораемость первых фабрик была чрез-

передачи энергии

вычайно высока, потому что наиболее массово представлявшее новые зда-

ния прядильное производство создавало легко возгораемую пыль, для

освещения использовался открытый огонь – лампы и свечи, и, кроме того,

к фабричному труду в большом количестве привлекались дети начиная

с пятилетнего возраста.

Что же касается факторов, связанных с присутствием человека, то их

влияние на формирование первых фабричных зданий практически не от-

мечалось. Так, строительство фабрик в сельской местности на берегах рек

делало ненужным учет градостроительной ситуации, поскольку не здание

встраивалось в планировочную структуру поселения, а поселение развива-

лось вокруг него. Природно-климатические факторы и связанные с ними

условия труда не принимались во внимание, здания не отапливались, не

имели никаких помещений для рабочих, в том числе санитарных узлов, хо-

тя постройки были многоэтажными и значительными по размерам. Эсте-

тические воззрения общества не отражались на промышленных построй-

ках, которые были исключительно утилитарными и еще только завоевыва-

ли свое место среди объектов архитектуры.

Таким образом, доминантными в первый период развития промыш-

Репозиторий БНТУ

ленной архитектуры можно назвать факторы системы «машины–источник

энергии» и способ ее передачи, применяемое оборудование. Стабилизиру-

ющими были также факторы этой группы – конструкции, оборудование,

освещение.

Во втором периоде группа доминантных факторов расширилась, веду-

щими стали технологические и строительные факторы. В группе стабили-

зирующих впервые наряду с техническими появились факторы системы

человека: градостроительные и природно-климатические условия, внут-

ренняя среда.

Источник энергии и способ ее подведения продолжали оказывать су-

щественное влияние на формообразование. Основным источником стал пар,

хотя водяная энергия еще применялась вплоть до 1860-х гг. Особенно дол-

го вододействующие фабрики возводились в США, чему способствовало

наличие там большого количества быстрых рек. На белорусских предприя-

тиях установка паровых двигателей отставала от европейской практики

очень незначительно, на 20–30 лет, притом что в целом промышленное

производство отставало гораздо существеннее, примерно на 100 лет. Это

можно объяснить постоянно расширяющимися экономическими связями

в рамках сопредельных территорий, способствующими обмену техниче-

скими новшествами. Кроме того, в природных условиях Беларуси исполь-

зование водяной энергии было малоэффективным, многочисленные, но

маловодные, не отличающиеся быстрым течением реки не могли обеспе-

чить большую мощность работающим станкам, что и обусловливало отно-

сительно быстрый переход на паровую энергию.

Шафтовый способ передачи

энергии сменился веревочной пере-

дачей. Ее изобрели в 1850-е гг.

в Великобритании, а внедрение в

промышленное производство нача-

лось в 1860-е гг. в США (рис. 4.8).

Отличие этой системы заклю-

чалось в возможности подведения

энергии как в вертикальной, так и

в горизонтальной плоскостях на

большие расстояния (до 4500 м)

и подведения более гибкого, инди-

видуального. Поломка механизма

отключала только часть станков,

а не все, как это могло быть при

шафтовой системе. Все это способ-

ствовало появлению и развитию

одноэтажного здания большой пло-

щади, а также обеспечило рост пла-

нировочных параметров много-

Репозиторий БНТУ

этажным зданиям, у которых в тор-

це на высоту здания возводилась

Рис. 4.8. Веревочная (ременная)

наклонная пристройка для разме-

передача энергии

щения механизмов подводки энер-

гии (рис. 4.9). Веревочная передача на фабрике «Хоутхорн» в Чаддертоне

(Великобритания, 1878) была типичной. Она включала колесо диаметром

7,8 м и 28 веревок, двигавшихся с большой скоростью в пространстве вы-

сотой 21 м, где были установлены лестни-

цы и подмости для обслуживания переда-

ющих устройств. Каждая веревка переда-

вала движение подвешенному к потолку

на этаже горизонтальному шафту, а от не-

го – к станкам.

Внедрение мостового крана в 1840–

1870-х гг. открыло еще один формообра-

зующий фактор в производственных объек-

тах – подъемно-транспортное оборудова-

ние. Благодаря влиянию мостового крана

в зданиях разной этажности начали оформ-

ляться пролеты как самостоятельные про-

странственные элементы (рис. 4.10).

С 1840-х гг. на смену внутреннему кар- Рис. 4.9. Пристройка к фабричному

касу пришел полный, причем он впервые зданию для размещения системы

был апробирован в промышленных объек-

веревочной передачи энергии

тах. Полнокаркасные здания по-

явились в США и Европе (Фран-

ция) практически одновременно:

1849 г. – литейная мастерская в

Нью-Йорке (инженер Дж. Богар-

дус); 1850–1854 гг. – типографии

«Сан-Айрон билдинг» в Балти-

море, «Харпер и Бразос» в Нью-

Йорке (инженер Дж. Богардус,

архитектор Р. Хатфилд и Дж. Кор-

лис); 1858–1860 гг. – кузница «Бо-

атхаус»

Рис. 4.10. Ручной мостовой кран, США

на территории морских

доков в Ширнесси (инженер К. Грин); 1864–1865 гг. – складские здания

«Санкт-Куин докс» в Париже) (рис. 4.11, 4.12).

 

Репозиторий БНТУ

 

 

Рис. 4.11. Литейная мастерская

Рис. 4.12. Кузница «Боатхаус» в Ширнесси,

в Нью-Йорке, США

Великобритания, инженер К. Грин

В США инженерами Дж. Богардусом и

Д. Баджером была разработана идея соеди-

нения каркаса со сборным строительством:

здание возводилось целиком из готовых чу-

гунных несущих и ограждающих элемен-

тов, включая элементы декора (так называ-

емые чугунные фасады) (рис. 4.13).

В Европе полный каркас использовался

совместно с кирпичным заполнением для на-

ружных стен, первым зданием такого типа

стала шоколадная фабрика Менье в Нойзел-

сур-Марне, Франция (архитектор Дж. Сул-

ниер, 1869–1872) (рис. 4.14). Внедрение пол-

ного каркаса сопровождалось освоением

новых строительных материалов – стали, бе-

тона, железобетона. Конструктивные новше-

ства существенно изменили внешний облик

Рис. 4.13. Полнокаркасные здания зданий [9, 28, 31].

из чугунных элементов

Освобождение стены от нагрузки обу-

в Балтиморе, США

словило вынесение элементов каркаса на фа-

сад, особенно при использовании железобетона, а также позволило увеличить

размеры и количество окон в простенке между колоннами, сам простенок

сделать тоньше. Каркасные системы и связанные с ними строительные техно-

логии наиболее быстро внедрялись в США, поскольку здесь ранее, чем в Ев-

ропе, процесс разработки

производственного здания

стал синтетическим и объ-

единил усилия многих спе-

циалистов: архитекторов,

инженеров, технологов [50].

Из-за начавшегося в

XIX в. перемещения пред-

приятий в города градост-

роительные условия в ряде

случаев стали приниматься

во внимание. Это касалось

Рис. 4.14. Шоколадная фабрика Менье

достаточно пышной деко-

в Нойзел-сур-Марне, Франция,

ративной проработки фаса-

архитектор Ж. Сулнье

Репозиторий БНТУ

дов фабричных зданий, размещаемых в центральных районах города. Не-

которые из них, по замечанию английского исследователя Г. Брокмана, «вы-

глядели как дворцы» [46]. Движение патернализма в среде промышленни-

ков акцентировало внимание на организации среды для рабочих. Появились

специальные помещения: душевые, санитарные узлы, комнаты приема пищи,

совершенно другой масштаб и планировочные параметры которых меняли

пространственную организацию зданий. Начала формироваться группа от-

дельных зданий, предназначенных не для производственного процесса, а для

обслуживания рабочих.

Существенное влияние на формирование производственного здания

оказало освещение. С развитием газового и впоследствии электрического

освещения здания стали все менее рассчитывать на естественное освеще-

ние, которое уже рассматривалось не как главное, а только наравне с ис-

кусственным. Это позволило практически неограниченно увеличивать ши-

рину промышленного корпуса.

Особенностью третьего периода истории промышленной архитектуры

явились существенные изменения доминантных факторов, обусловленные

усилением роли факторов, связанных c присутствием человека. Их влия-

ние в процессе формирования объектов становилось определяющим, хотя

факторы системы машины по-прежнему сохраняли свою значимость.

Революционным в технологической группе факторов был переход про-

мышленного производства на электрическую энергию. Начало ее использо-

вания датируется серединой XIX в., однако массовое применение стало воз-

можным в конце XIX–начале XX в. Введение электрической энергии явилось

важным стимулом для концентрации производства. Размеры фабричных

зданий, рост которых отмечался и до этого, с приходом электродвигателя

начали стремительно увеличиваться, становилось возможным собрать весь

процесс под одной крышей. Использование электромоторов обеспечило

подведение энергии к нужной точке, исчезла необходимость устройства пе-

редающих систем, здания могли строиться не как трансмиссионные, а сво-

бодно следовать за производственным процессом. Длившаяся более двухсот

лет эпоха зависимости формообразования промышленных объектов от ис-

точника энергии и способа ее передачи закончилась.

Организация труда и организация производственного процесса – факто-

ры, относящиеся одновременно к системам машины и человека, выступили

как основные, тесно взаимодействуя друг с другом. Их влияние выдвинулось

на передний план с переходом к массовому производству, главными принци-

пами которого являлись разбивка операций на секции и узкая специализация

рабочего. В 1913 г. на заводе Г. Форда был запущен конвейер – самая эффек-

тивная в то время организационная система, которая потребовала формирова-

ния протяженных, свободных от опор пространств длиной не менее 300 м [52].

Складывался новый подход – создание «рациональной фабрики»*, суть

которого заключалась в понимании того, что хорошо спроектированное

Репозиторий БНТУ

 

* Истоки «рациональной фабрики» лежали в европейской теоретической мысли

XVIII–XIX вв.: дискуссиях французских инженеров о «культуре в науке» (1750-е гг.)

иработах английских ученых А. Смита (1770-е гг.) и А. Уре (1830-е гг.). Идея оформи-

лась в 1920-е гг. в США, ее лучшей реализацией стали заводы «Форд мотор компани»,

в создании которых принимали равное участие архитектор А. Кан и владелец предпри-

ятия Г. Форд. Из США уже воплощенная идея рациональной фабрики возвратилась

в Европу [26, 44].

предприятие – это инструмент и условие максимальной эффективности про-

изводственного процесса [44]. Рабочие рассматривались как придаток ма-

шины или самостоятельная машина, успешность производства зависела не

столько от оборудования, сколько от расположения его и рабочих и их

совместной работы как одного целого. Производственная среда оценива-

лась не с точки зрения комфорта для человека, а с точки зрения продук-

тивности его труда, многие предприятия приглашали на работу врачей

и специалистов для организации условий эффективной работы. Начались

исследования в области научной организации труда (НОТ), вентиляции,

отопления, санитарно-гигиенического обслуживания. Широко строились

объекты обслуживания рабочих – бассейны, клубы, библиотеки, столовые.

В СССР, в том числе на территории БССР, идеи рациональной фабри-

ки были трансформированы идеологическими установками социалистиче-

ского общества, где создание производственной среды рассматривалось не

только с точки зрения эффективности процесса, но и благоприятных усло-

вий для работающих.

Влияние конструкций как формообразующего фактора превосходило

влияние новых материалов. Дальнейшее развитие внутреннего транспорта –

мостовых кранов, подвесных конвейеров – позволило размещать разные

технологические процессы в одноэтажном варианте, что явилось более

экономичным, поскольку все связи осуществлялись в одной плоскости.

Это привело к переоценке многоэтажного и одноэтажного зданий в пользу

одноэтажного.

В рассматриваемый период впервые за всю историю существования

промышленной архитектуры проявилось воздействие художественно-миро-

воззренческого фактора. Новое отношение к машине, поэтизация техники,

вера в ее безграничные возможности способствовали новому отношению

в обществе к промышленной архитектуре, признанию за ней права на уча-

стие в художественном формировании среды. В социалистическом обще-

стве добавилась обусловленная идеологическими установками идея форми-

рования гуманной, эстетически и экологически благоприятной и высоко-

художественной производственной среды, призванной обслуживать правя-

щий класс – пролетариат. Все имевшиеся до этого времени единичные

попытки создания хорошей архитектуры для промышленных объектов ини-

циировались индивидуальными действиями промышленников-патерналис-

тов, которыми, по словам американского исследователя Дж. Репса, двигали

«страх и филантропия» [43].

Репозиторий БНТУ

Таким образом, в третий период развития промышленной архитекту-

ры доминантными стали факторы, представляющие обе системы: машины

и человека – технологические, технические и факторы внутренней среды,

стабилизирующие факторы также принадлежали двум системам: строи-

тельные факторы – системе машины, факторы места и времени возведения –

системе человека.

 

Современный, четвертый, период истории промышленной архитекту-

ры был подготовлен технологическими изменениями, знаменовавшими по-

ступательное движение к информационному обществу. Сегодняшнее состоя-

ние промышленной архитектуры характеризуется активизацией влияния

факторов обоих блоков – системы машины и системы человека [25]. Рас-

смотрим их подробнее.

По-прежнему факторы системы машины сохраняют свои доминантные

позиции, и среди них технологическая группа факторов – технология про-

изводства и организация процесса, используемое оборудование и транс-

портные средства. Именно эти факторы, выдвигающие свои, иногда до-

вольно жесткие требования, открывают перечень всему, что определяет

объемно-планировочную организацию производственного здания.

Так, многие здания для разных процессов изначально предопределены

быть многоэтажными, как, например, элеваторы, где вся технология разво-

рачивается по вертикали, поскольку используется сила гравитации для пе-

ремещения зерна. Более того, башня элеватора имеет четко заданную вы-

соту – 60 м. Вертикальное развитие имеют и корпуса обогатительных фаб-

рик, где добываемая порода, также за счет гравитации, самостоятельно

перемещается по наклонным связям (рис. 4.15). Горизонтальное развитие

имеют, например, гидроэлектростанции, чье пространственное построение

также жестко определено технологическим процессом (рис. 4.16).

 

Рис. 4.15. Обогатительная фабрика

Рис. 4.16. ДнепроГЭС, СССР,

архитекторы А. Веснин, Н. Колли, Г. Орлов

 

В то же время одни и те же технологические операции могут по-раз-

ному выстраиваться в процессе производства, и это отражает влияние та-

кого формообразующего фактора, как организация производства. Напри-

Репозиторий БНТУ

мер, расположение технологических операций поточно, в одном направле-

нии, особенно в производствах, имеющих дело с большегабаритной про-

дукций, требует протяженных объемов. Если же удается пространственно

организовать (не изменить) технологические операции иным образом, то и

здание может принять другую, компактную форму. Иллюстрировать это

могут два автомобильных завода фирмы Вольво в Швеции: основанный на

конвейерной сборке завод в г. Торсланд и основанный на стендовой сборке

завод в г. Кальмар. Первый завод представлен протяженными, преимуще-

ственно одноэтажными корпусами. Главный корпус второго завода выгля-

дит иначе. Это компактное двухэтажное здание, имеющее форму трилист-

ника (рис. 4.17).

Стендовая сборка автомоби-

лей появилась в противовес кон-

вейеру в 1970-х гг. и предусмат-

ривала сборку автомобиля не по-

элементно, а целиком и сразу

с участием специализированной

во всех операциях рабочей бри-

гады. Такой подход противопо-

ставил рабочего конвейера, вы-

полняющего постоянно одну-две

Рис. 4.17. Сборочный корпус автомобильного

операции, рабочему бригады,

завода «Вольво» в Кальмаре, Швеция

умеющему выполнять множество

операций, чей труд более творческий и менее изнуряющий. Соответственно

форма сборочного корпуса радикально изменилась. На смену длинному зда-

нию, скрывающему за своими стенами конвейер, пришло здание компактное,

объем которого отражает наличие стендов и организацию сборки на них.

В производстве прокатного металла, где применяются громоздкие стан-

ки (прокатные станы), на первый план выходит используемое технологиче-

ское оборудование. Его формообразующее влияние можно видеть и в других

областях производства, например,

в стекольном заводе архитектора

В. Гропиуса (рис. 4.18) и в кра-

сильном цехе фабрики шляп архи-

тектора Э. Мендельсона.

Иногда транспортные сред-

ства, применяемые для переме-

щения продукта или сырья внут-

ри здания, оказывают решающее

влияние на выбор его планировоч-

ных параметров. Это могут быть

всевозможные механизированные

устройства: транспортеры, нории,

Рис. 4.18. Стекольный завод в Амберге,

 

Германия,

или устройства для передачи ма-

архитектор В. Гропиус

Репозиторий БНТУ

териала «самотеком»: пандусы, трубопроводы и проч. Наглядно иллю-

стрировать влияние транспортных средств на архитектурно-планировоч-

ную структуру здания могут разные варианты многоуровневых гаражей-

стоянок для автомобилей. Если используется самоходное движение машин

на все этажи, то в архитектуре здания существенное место займут рампы и

пандусы, имеющие достаточно большие размеры и разные варианты своей

пространственной организации. Если подъем на этажи производится лиф-

тами, нориями, автоматизированными подъемниками, то эта система пере-

движения приведет к другим планировочным параметрам и объемному по-

строению. На многих машиностроительных производствах железнодорож-

ный транспорт вводится непосредственно в корпуса. Соответственно фор-

ма и размеры этих зданий должны учитывать такое транспортное средство.

В то же время влияние технологической группы факторов на архитек-

туру производственных зданий, хотя и всегда присутствует, однако может

быть и не столь существенным. Есть много производственных корпусов,

которые в своей планировочной и объемной организации одинаково учи-

тывают все условия, не отдавая столь очевидного предпочтения техноло-

гическим факторам. Это, как правило, здания легкой, пищевой промыш-

ленности, приборостроения или здания, предназначенные для размещения

разных производств. Их называют универсальными.

Важность влияния технологических факторов на архитектурно-плани-

ровочную структуру производственного здания тем не менее не снижает

участия архитектора, хотя, без сомнения, усложняет его задачу. На уровне

компоновочного решения функция определяет основу формы, на уровне

композиционно-художественного решения – становится побудителем опре-

деленного эстетического отношения к объекту. Такие, уже ставшие хресто-

матийными примеры промышленной архитектуры, как Асуанская плотина,

ДнепроГЭС, домна № 6 Новолипецкого металлургического комбината,

форма которой была разработана с использованием пропорций золотого

сечения, созданы «не вопреки утилитарной функции, а благодаря ей».

К факторам системы машины относятся и строительные – материалы,

конструкции, технологии строительства. Эти факторы всегда влияют на

архитектуру объекта любой функциональной принадлежности. Однако мож-

но утверждать, что формообразование производственных зданий в боль-

шей степени, чем гражданских, зависит от них. С одной стороны, строи-

тельные материалы и конструкции определяют величину пролета, высоту

используемой фермы покрытия, абрис арки, рамы и проч. С другой сторо-

ны, утилитарная направленность производственных объектов обусловли-

вает отсутствие невостребованных функционально деталей, в том числе и

декора. В промышленной архитектуре многое зависит от пропорций, фак-

туры поверхностей, формы используемых конструкций. Здесь трудно и не

нужно скрывать и прятать строительные элементы, здесь невозможно

обосновать применение завышенной высоты покрытия, излишней толщи-

ны колонны или стены. Здесь материал «работает» только исходя из своих

Репозиторий БНТУ

конструктивных возможностей, здесь красота достигается рационально-

стью и прагматизмом.

Сегодня в промышленном строительстве используются разные мате-

риалы. Наиболее распространенными являются железобетон и металл, при-

чем преимущества использования металла объясняются возможностью его

утилизации при реконструкции предприятия – переплавки и повторного

использования, что нельзя сделать с железобетонными конструкциями.

Факторы, обусловливающие присутствие в промышленных объектах

человека, включают в себя две группы – место и время возведения ( при-

родно-климатические, градостроительные условия; скорость строитель-

ства, длительность эксплуатации; эстетические воззрения общества),

внутренняя среда ( условия труда, организация производственной среды).

Особенности места строительства: рельеф, температурно-влажностный

режим, преобладающие ветра и т. д. – оказывают влияние на формообразо-

вание любого архитектурного объема. Именно эти условия определяют тра-

диционные, региональные подходы к архитектурному проектированию, что

особенно наглядно прослеживается в жилых зданиях. В производственных

объектах связь пространственной организации с природно-климатическими

условиями резко ослабляется, и чем больше присутствие технической со-

ставляющей производства, тем это заметнее.

Однако полностью исключить этот фактор нельзя, поскольку в промыш-

ленных зданиях наряду с машинами находятся люди, и чем больше будет их

присутствие, тем существенней влияние природно-климатических условий

на архитектуру. Так, при возведении комплекса пищевых предприятий в го-

роде Геленджике, в условиях юга России, избыточное количество солнечной

радиации вызвало появление особого пластического решения стены и стало

основной темой в архитектуре всего комплекса. Необходимость уменьшать

поступление солнечного излучения обусловливает некоторые специальные

приемы размещения зданий на площадке предприятия, их форму, ориента-

цию светоаэрационных фонарей и, конечно, всевозможные солнцезащитные

устройства на фасадах. Такие же ограничения, только своей специфики, на-

кладывают природно-климатические условия Крайнего Севера, где возникает

потребность учитывать снегоперенос, сильные ветры, низкие температуры

и проч. Поэтому предпочтительными становятся компактные планировочные

схемы, выравнивание высот во всех частях здания, гладкие поверхности стен,

уменьшение площади, а иногда и полный отказ от оконных проемов и свето-

аэрационных фонарей, переход к герметичным зданиям.

Совместное влияние природно-климатических и технологических фак-

торов может способствовать созданию уникальных промышленных объек-

тов. Одним из них стал научно-производственный металлургический гелио-

комплекс «Солнце», построенный в 1980-е гг. в предгорьях Тянь-Шаня,

СССР. Комплекс предназначался для получения сверхчистого металла пу-

тем высокотемпературной плавки (3700 ), которая обеспечивалась преоб-

разованной солнечной энергией. Главным в застройке являлось высокое

Репозиторий БНТУ

здание концентратора солнечной энергии, поверхность одной из его сто-

рон имела форму параболоида вращения с зеркальным покрытием площа-

дью 2500 м2. В общую композицию комплекса кроме концентратора вошли

четыре корпуса разного назначения, имеющие гелиоустройства на кровле.

Все здания были связаны между собой непростой технологией преобразо-

вания энергии, имели интересное пространственное решение и создавали

неповторимый ансамбль промышленной застройки (рис. 4.19).

Градостроительными

условиями

при размещении производственного зда-

ния в городе или населенном пункте

в некоторой степени определяются объ-

емное решение и форма плана, ориен-

тация основных входов, наличие и про-

странственная структура предзаводской

площади и проч. Благодаря этому про-

изводственные корпуса становятся не-

отъемлемой составной частью застрой-

ки городских улиц и площадей, свое-

образным ориентиром и даже доминан-

той. Сегодня около 87 % промышлен-

ных объектов размещаются в границах

жилых поселений.

Влияние скорости строительства и

времени эксплуатации на формообра-

зование производственного здания осо-

бенно заметны, когда по условиям стро-

ительства они невелики. Существует ряд

зданий и сооружений, срок службы ко-

Рис. 4.19. Научно-производственный

торых может заканчиваться значитель-

металлургический гелиокомплекс

но раньше, чем их физический износ.

«Солнце», СССР,

Это объекты добывающей промышлен- архитекторы В. Захаров, О. Таушканов

ности, ряд перерабатывающих производств, временные хранилища сырья,

материалов и проч. Создаются и мобильные предприятия, которые разво-

рачиваются на короткое время, три–пять лет, а потом перемещаются на

другое место. Такие производства связаны с источниками сырья, как, на-

пример, кирпичные заводы, металлургические переделочные комбинаты,

лесоперерабатывающие заводы, нефтедобывающие платформы. Их выпол-

няют сборно-разборными, в том числе модульно-секционной сборки, из тен-

товых, пневматических и прочих конструкций. Соответственно и архитек-

тура этих объектов отличается от традиционной.

В группу факторов внутренней среды входят условия труда и органи-

зация производственной среды. Они определяются температурно-влажно-

стными показателями внутренней среды, освещенностью рабочего места,

расположением оборудования, обеспеченностью санитарно-бытовыми по-

Репозиторий БНТУ

мещениями, состоянием воздушной среды с точки зрения наличия токсич-

ных веществ. Последнее обстоятельство становится очень важным для ли-

тейного, химического производств, отдельных видов пищевой промыш-

ленности. Оно обусловливает появление специальных помещений для ме-

ханизмов и устройств очистки воздуха, дезактивации и санитарной обра-

ботки рабочей одежды, расширения состава помещений бытового обслу-

живания рабочих.

Производственные здания в отличие от гражданских далеко не всегда

имеют комфортные для человека температурно-влажностные показатели

внутренней среды. В зависимости от этих показателей здания можно раз-

делить на три вида:

первый – где внутренняя среда за счет тепловых и прочих выделений

имеет показатели выше (или ниже) принятых комфортными для человека,

но для технологического процесса этого не требуется (литейные и кузнеч-

ные цеха);

второй вид – это здания, показатели внутренней среды которых из-за

требований производства являются некомфортными для человека (распре-

делительные холодильники, бродильные отделения хлебозаводов);

третий вид – это здания с обычными, нормальными для человека па-

раметрами среды.

Влияние всех составляющих, формирующих условия труда, отражает-

ся на выборе архитектурно-планировочной структуры производственного

здания. Достаточно вспомнить, что одной из причин возникновения базили-

кального типа одноэтажного производственного здания была необходимость

обеспечивать аэрацию и освещение рабочей зоны. Не случайно, что этот тип

впервые появился в литейном производстве. Возвращение от полностью

герметичных, основанных на искусственном освещении, очень экономичных

производственных зданий, получивших широкое развитие в послевоенное

время, к зданиям с оконными проемами тоже было вызвано условиями тру-

да. Человек плохо чувствует себя в замкнутом, безоконном пространстве,

хотя для производства искусственное освещение более приемлемо, посколь-

ку оно всегда постоянно и поддерживается на одном уровне.

Таким образом, все перечисленные факторы оказывают влияние на

процесс формообразования и разработки архитектурно-планировочной

структуры производственного здания. Это влияние может быть равнознач-

ным или демонстрировать явные преимущества одного или нескольких

факторов по отношению к другим, тем не менее все факторы должны при-

ниматься во внимание.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.