Здавалка
Главная | Обратная связь

Промышленной архитектуры



 

Всю совокупность объектов промышленной архитектуры в зависимо-

сти от уровня их пространственной организации можно разделить на две

группы – объемные объекты и объекты территориальные.

Первая группа включает в себя отдельные здания и сооружения про-

изводственного назначения. Существенным является то, что использова-

ние термина «сооружение» в промышленной архитектуре отличается от

принятого в гражданском строительстве. Здесь под ним понимают совер-

шенно определенный строительный объем, предназначенный для техноло-

гической операции основного или вспомогательного назначения, в которой

не предусматривается постоянное участие человека. В этом заключается

отличие сооружения от здания, где в производственном процессе человек

задействован постоянно. А то что сооружение – это объем, воздвигнутый

строительными методами, объясняет его отличие от оборудования, которое

возводится методами машиностроения [4, 16, 17].

Сегодняшняя типология объемных объектов объединяет следующие

типы:

тип I – многоэтажное здание с ярусным построением пространства;

тип II – одноэтажное здание с плоскостной организацией простран-

ства;

тип III – производственное сооружение;

тип IV – здание с двухуровневой организацией пространства;

тип V здание по обслуживанию работающих на производстве;

тип VI – специальное здание.*

Как видно, количество типов достаточно ограничено, что демонстри-

рует одну из изложенных в главе 2 закономерностей развития промышлен-

ной архитектуры.

Приведенные типы определены в зависимости от способа организации

пространства, поскольку именно способ организации пространства для

двух систем – машины и человека, выделил и идентифицировал промыш-

ленную архитектуру как новую, особую область зодчества [26].

Для объемных объектов способ организации пространства напрямую

Репозиторий БНТУ

отождествляется со структурой этого пространства, его морфологией и

геометрией.**

 

* Приведенные типы объемных объектов промышленной архитектуры подробно

разбираются в главе 4.

** В типологических построениях в любой области знаний, в том числе и в архи-

тектуре, используются разные критерии, что объясняет многообразие типов в научной

и учебной литературе.

Для территориальных объектов промышленной архитектуры способ

организации пространства выходит за рамки его структуры. Территори-

альные объекты представляют собой систему более высокого порядка по

сравнению с объемными объектами, поскольку они включают в себя по-

следние. Поэтому отличительные признаки составляющих элементов яв-

ляются лишь частью аналогичных признаков для системы, в которую они

входят. Для формирования пространства таких объектов имеет значение не

только расстановка объемов на площадке, но и их характеристики – что

это за объемы и какие связи существуют между ними. Поэтому для терри-

ториальных объектов способ организации пространства помимо структур-

ного построения включает предметное наполнение и качественную харак-

теристику внутренних взаимосвязей между составляющими элементами.

С этой точки зрения территориальными объектами промышленной

архитектуры являются: промышленное предприятие, промышленный район,

промышленная зона, зона смешанного использования. До середины ХХ в.

территориальные объекты промышленной архитектуры включали и такой

тип, как промышленное поселение, сегодня уже не строящееся, но сохра-

нившееся в некоторых странах как памятник промышленного строитель-

ства, а также родоначальник многих населенных мест.

Промышленное предприятие (фабрика или завод) представляет собой

комплекс нескольких, иногда большого числа, зданий и сооружений, рас-

положенных на одной площадке и взаимосвязанных технологическим про-

цессом. Размеры территории варьируются от 0,5–1 га (например, станция

технического обслуживания автомобилей, швейная фабрика) и до 150–200 га

и больше (машиностроительный, химический завод). Промышленное пред-

приятие – это первый градостроительный объект промышленной архитек-

туры, элемент архитектурно-пла-

нировочной структуры поселе-

ния, исходная объемно-планиро-

вочную единица его производ-

ственных территорий (рис. 3.1).

Основной принцип, исполь-

зуемый сегодня при классифи-

кации предприятий, это диффе-

ренциация по отраслям промыш-

ленного производства. По при-

Рис. 3.1. Промышленное предприятие

нятой в нашей стране классифи-

Репозиторий БНТУ

кации их более 180. Тем не менее архитектурная типология все многообра-

зие промышленных предприятий сводит к 10 основным группам:

1) предприятия горнодобывающей и горнообогатительной промыш-

ленности;

2) предприятия металлургической промышленности;

3) предприятия нефтехимической и химической промышленности;

4) предприятия машиностроения;

5) предприятия приборостроения и радиоэлектроники;

6) деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия;

7) предприятия строительной индустрии;

8) предприятия текстильной и легкой промышленности;

9) предприятия пищевой промышленности;

10) энергетические предприятия.

Наряду с отраслевой типологией для архитектора важна классификация

предприятий по экологическим или санитарно-гигиеническим требованиям.

Все предприятия в зависимости от выделяемых ими вредностей и возмож-

ности устранения этих вредностей техническими устройствами разбиты на

пять классов [4, 20, 38]. Каждому классу установлена минимальная ширина

санитарно-защитной зоны, т. е. специальной территории, отделяющей пред-

приятие от жилых и прочих участков города. Предприятия I класса вредно-

сти должны находиться не ближе чем в 1000 м от жилых зданий, II класса –

500 м, III класса – 300 м, IV класса – 100 м, V класса – 50 м.

Если сопоставить эту классификацию с приведенной выше отрасле-

вой, то можно отметить, что предприятия горнодобывающей, металлурги-

ческой, нефтехимической промышленности, как правило, относятся к I–III

классам по санитарной классификации, тогда как предприятия легкой, пи-

щевой, приборостроительной промышленности – к IV–V классам. Однако

отраслевая принадлежность далеко не всегда определяет санитарный класс.

Мясокомбинат с полным циклом производства и фабрика по изготовлению

мясных консервов относятся к одной отраслевой группе, но по санитарно-

гигиеническим требованиям стоят на разных полюсах – от I до V класса

соответственно. Текстильная фабрика с красильным производством может

быть более вредным объектом по сравнению с заводом бытовой химии*.

Особенности проектирования предприятий разных отраслей излага-

ются в специальной литературе и в учебниках по типологии промышлен-

ных предприятий.

Промышленный район – следующее за промышленным предприятием

градостроительное образование, представляющее собой достаточно обо-

собленную часть города, где размещаются предприятия и связанные с ними,

 

* В зарубежной практике отраслевую и экологическую классификацию часто сов-

мещают. Так, промышленные предприятия делят на основные (basic) и обслуживающие

(service), первые в свою очередь – на тяжелые (heavy) и легкие (light). Нечто подобное

есть в нашей экономической классификации, где промышленность подразделяется на

добывающую и обрабатывающую, производящую средства производства (группа А) или

Репозиторий БНТУ

предметы потребления (группа Б). В городе промышленные предприятия классифици-

руются на легкие(light industrial buildings), не использующие твердое топливо, не загряз-

няющие среду; специальные (special industrial buildings), в свою очередь делящиеся на

вредные (электростанции, котельные, дубильные производства и проч.), извлекающие

(шахты, кирпичные заводы, строительные материалы и проч.) и тяжелые (металлургиче-

ские и металлообрабатывающие), и на промышленные (industrial buildings), находящиеся

между первой и второй группой и приближающиеся к тем или другим по размерам, по-

требляемым ресурсам, выбросам (автозаводы, текстильные фабрики и проч.) [25, 47].

сопутствующие им объекты как производственного, так и непроизводствен-

ного профиля (рис. 3.2 и 3.3) [21]. Степень концентрации производственных

функций в промышленном районе варьируется от 50–60 до 85–95 %.

 

Рис. 3.2. Промышленный район Брук Холлоу в Далласе,

США

 

Рис. 3.3. Промышленный район Хиллингтон в Глазго,

Великобритания

 

В первом случае на территории района могут располагаться жилые

и общественные здания. Такие районы складываются исторически на про-

тяжении длительного времени, взаимосвязи между входящими в район

предприятиями имеют место, но достаточно ограничены и часто не оказы-

Репозиторий БНТУ

вают существенного влияния на автономность каждого предприятия.

Во втором случае высокая степень концентрации производственной

функции в промышленном районе делает его состоящим только из про-

мышленных объектов, присутствие жилых зданий исключается, а обще-

ственные здания предназначены для обеспечения социальных функций

предприятий района – торговые, лечебные, спортивные учреждения для

работающих, выставочные залы, научно-исследовательские институты.

Кооперация предприятий значительная, она охватывает все технические

вопросы их функционирования (транспорт, электро-, газо-, водоснабжение

и проч.) и может распространяться на

производственный цикл (предприятия

увязаны технологически в одну це-

почку). Такие районы имеют относи-

тельно короткий период формирова-

ния (8–15 лет), их характерным пред-

ставителем является достаточно распро-

страненный в отечественной практике

промышленный узел (рис. 3.4 и 3.5)

[4, 5, 10, 21].

Отличительной чертой промыш-

ленного узла помимо кооперации объ-

ектов является общий архитектурно-

планировочный замысел. В условиях

плановой экономики это достигается

Рис. 3.4. Промышленный узел Северный разработкой единого проекта застрой-

в Гродно, Беларусь

ки промышленного узла и обязатель-

ного следования этому проекту. Для системы свободного рынка это воз-

можно первоначальным устройством одним владельцем транспортных

коммуникаций и технологических подводок на всем участке, а затем одно-

временным возведением в пределах разбитых площадок производственных

объектов разными застройщиками.

Преимущества размещения предприятий в виде промышленных узлов

заключаются в экономии городской территории в среднем на 9–10 %,

сокращении протяженности

железных дорог на 18–20 %,

автомобильных дорог – на

10–11 %, количества зда-

ний – на 20–25 %, числа за-

нятых во вспомогательном

производстве рабочих –

на 20 %, сроков строитель-

ства – на 10 %.

Типологически

про-

мышленные узлы классифи-

Рис. 3.5. Застройка промышленного узла Северный

Репозиторий БНТУ

цируются на многоотрас-

в Гродно, Беларусь

левые, в состав которых входят предприятия разных отраслей промышлен-

ности, и специализированные, формирующиеся из объектов одной или род-

ственных отраслей. Специализированные промышленные узлы представ-

ляют более широкие возможности кооперации предприятий, здесь легче

обеспечить очистку технологических выбросов, так как родственные про-

изводства имеют и похожий состав загрязняющих веществ. Труднее все

эти вопросы решаются в многоотраслевых промышленных узлах. Однако

такие градостроительные образования более гибкие – здесь проще осу-

ществляется замена одного предприятия другим, достигается равная в чис-

ленном отношении занятость мужчин и женщин. Несмотря на большую

эффективность специализированных промышленных узлов в вопросах ко-

операции, более распространенными все же являются многоотраслевые.

По размерам промышленные узлы с учетом специфики промышлен-

ного комплекса нашей республики можно разделить на малые – площадь

до 25–30 га, средние – до 50–60 га, и большие – 100–150 га.

Отдельной разновидностью про-

мышленного района является про-

мышленно-селитебный район, соеди-

няющий на одной территории про-

мышленную и жилую застройку, при-

чем последняя предназначена для рас-

селения работающих на предприя-

тиях и их семей (рис. 3.6) [4, 10, 21].

Промышленная и жилая зоны

имеют единую транспортную инфра-

структуру, систему обслуживающих

объектов, пешеходных связей, общую

архитектурно-планировочную орга-

низацию всей застройки. Такой рай-

Рис. 3.6. Промышленно-селитебный район он застраивается объектами производ-

в Гродно, Беларусь

ства, относящимися к III–V классам

вредности. Объекты расположены компактно, в одной зоне, площадь кото-

рой составляет не менее 30 % общей территории района.

Преимущества промышленно-селитебного района могут проявляться

только при условии, что основная масса трудоспособного населения, про-

живающего здесь, работает на предприятиях района. Кроме того, должен

быть обеспечен профессионально-демографический баланс занятости на-

селения, при котором доля женского труда составляет не меньше 40 % об-

щего числа рабочих мест. Если такой баланс нетрудно обеспечить опреде-

ленным подбором предприятий, то вопрос о закреплении проживающих

в местах приложения труда намного сложнее, особенно сегодня, при воз-

можности приватизации жилья. Следовательно, если не предпринимаются

специальные организационные и управленческие меры, промышленно-

Репозиторий БНТУ

селитебный район как градостроительное образование со временем теряет

свои качества.

Промышленный парк и технопарк – еще две разновидности промыш-

ленного района. Отличительной особенностью первого является низкая

плотность застройки и коэффициент освоения территории за счет введения

на площадку промышленного района большого количества озелененных

участков (рис. 3.7) [25, 26].

Технопарк представляет собой

территорию, где наряду с производ-

ственной функцией представлены,

причем в равной степени, научная

и обслуживающая. Концентрация

производственных функций сниже-

на до 30–35 % и охватывает науко-

емкие технологии. Цель такого об-

разования – разработка нового тех-

нологического продукта, его апроба-

ция, промышленное производство

и доставка потребителю – фирмам,

Рис. 3.7. Промышленный парк «Уолтхэм компаниям. Поэтому 30 % всех функ-

ресарч девелопмент» в Массачусетсе, США ций технопарка ориентированы на

обслуживание потребителя – это

гостиницы, банки, выставочные за-

лы, торговые, спортивные и прочие

комплексы (рис. 3.8).

Промышленная зона города

представляет собой совокупность

всех производственных территорий

населенного места: промышленных

районов, отдельных предприятий

и объектов [10]. Величина промыш-

ленной зоны в городе варьируется

от 10–12 до 30–40 % и зависит от

отраслевой принадлежности ее со-

Рис. 3.8. Технопарк, проектное

ставляющих, величины города и его

предложение, Беларусь

административного статуса. Чем вы-

ше этот статус, тем меньше размеры промышленной зоны, город становит-

ся многофункциональным, здесь аккумулируются структуры районного,

республиканского и другого управления, более развитая система учебных

и просветительских, научно-исследовательских, лечебных учреждений и

проч. Например, город Минск, являясь республиканским центром, имеет

около 17 % территорий, находящихся под производственными объектами,

удельный вес занятых кадров – 40 %. Сравнительно небольшой процент

промышленной зоны объясняется не малым количеством предприятий

Репозиторий БНТУ

в городе, а их специализацией – машиностроение и приборостроение, лег-

кая промышленность, для которых потребность в территории небольшая.

Тем не менее в перспективе доля кадров, занятых в производстве, в Мин-

ске будет сокращаться до 25 % к 2030 году, соответственно будет умень-

шаться и производственная зона.

Промышленная зона подвержена изменениям в большей степени, чем

остальные функциональные зоны города. И это закономерно, поскольку ее

составляющие – предприятия и их группы – имеют более короткий период

морального, а часто и физического старения. В то же время при всех изме-

нениях промышленная зона города должна обеспечивать относительно

здоровые санитарно-гигиенические условия проживания и работы, хоро-

шую и по возможности равную доступность населения к местам приложе-

ния труда, нормальное функционирование транспортной системы, возмож-

ности дальнейшего развития как самой производственной зоны, так и осталь-

ных функциональных составляющих города.

Зона смешанного использования – это сравнительно новое территори-

альное образование, которое появилось в середине 1980-х гг. Оно пред-

ставляет собой обособленную многофункциональную городскую террито-

рию, где проживание, работа, обслуживание и отдых располагаются на од-

ной площадке, в пределах пешеходной доступности [25, 26]. Главными

звеньями здесь являются жилые и производственные функции. Кооперация

предприятий в таких зонах практически отсутствует, они представлены

небольшими экологически безопасными объектами с низким показателем

энерго- и ресурсопотребления. Цель такого образования – объединить ме-

ста приложения труда с местами проживания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.