Промышленные объекты как художественная форма
Промышленная архитектура в своем развитии отличалась приорите- том функциональных, технологических задач. Это обстоятельство всегда обостряло вопрос присутствия в ней художественной составляющей. В на- чале XX в. рядом исследователей допускалась даже замена термина про- мышленная архитектура термином утилитарная архитектура, что в опре- деленной степени отрицало возможность применения понятия «красивого» к промышленным объектам. Прагматичность производственных зданий вызывала формирование определенных стереотипов в отношении к промышленному зодчеству, как архитектуре второго сорта. Данные стереотипы и сегодня могут встречать- ся в обыденном сознании. Однако с профессиональной точки зрения про- мышленная архитектура как отдельная область зодчества не может нахо- диться вне категории художественного, реализация которой здесь имеет свои особенности. Эти особенности раскрываются в трех аспектах: – как решаются художественные вопросы промышленного проектиро- вания, в том числе какие стили используются; – что инициирует разработку этих вопросов; – в какой степени профессиональные архитекторы участвуют в проек- тировании. Рассмотрим эти аспекты в исторической ретроспективе. Уже в первом историче- ском периоде становления про- мышленной архитектуры худо- жественное осмысление ее объ- ектов решалось в трех разных направлениях. В соответствии с первым Репозиторий БНТУ направлением внешний вид по- строек отличался резко выра- женной новизной, и был цели- ком основан на утилитарном подходе (рис. 3.41). Это были гигантские по тем временам строения с аскетичными фаса- Рис. 3.41. Типовой фасад фабричного здания дами, где пропорции объема и деталей, число и расположение окон и про- емов определялись исключительно функциональными соображениями. Фабричные здания были на- столько похожи друг на друга, на- столько необычны для традиционно- го сельского ландшафта, где они и размещались, настолько велики, что производили сильное впечатление на современников (рис. 3.42). «Чудо нового времени – маши- ны и здания для них, называемые Рис. 3.42. Рисунок фабричной набережной фабриками… Больших, некоторые Манчестера немецкого архитектора колоссальных размеров… они были К. Ф. Шинкеля прямоугольными кирпичными зда- ниями, без каких-либо притязаний на архитектурные формы… Голые сте- ны и проч., и так одинаково во всех частях Англии», – так описывал пер- вые фабрики В. Фэирбеирн [48]. Не- мецкий архитектор К. Ф. Шинкель, посетив Великобританию в 1826 г., сравнил по размерам фабрику «Се- джервик» в Манчестере, построен- ную в 1818–1820 гг., с королевским дворцом в Берлине, однако в каче- стве отличий отметил, что она сдела- Рис. 3.43. Фабрика «Седжервик» на «…из красного кирпича и без вся- в Манчестере, Великобритания кой архитектуры» [53] (рис. 3.43). В соответствии со вторым направлением внешний вид промышлен- ных объектов основывался на художественном стиле. Это был классицизм, и его использование обусловливалось практическими и идеологическими посылками (рис. 3.44). Классическая традиция с ее рациональными построениями хорошо соотносилась с прямо- угольными объемами фабрич- ных зданий, и это приводило Репозиторий БНТУ к применению как деталей деко- ра (руст, венецианские окна, башни с часами и пр.), так и не- которых приемов планировки (осевые построения, симметрич- ный план). Идеологические по- Рис. 3.44. Кожевенный завод в Петербурге, сылки основывались на ассоци- Россия, архитектор В. Беретти ациях промышленников с процветающим итальянским предприниматель- ством XVI в. Использование формальных клише палладианской архитек- туры становилось свидетельством успешного финансового положения. Промышленные постройки внешне полностью копиро- вали гражданскую архитек- туру (рис. 3.45). В стиле «палаццо» часто выполня- лись многоэтажные склады, которые украшались в боль- шей степени, чем производ- ственные корпуса. Некото- рые складские здания име- ли очень пышные фасады. Рис. 3.45. Фабрика «Вэй» в Миллерс-Дэйл, Например, выполненный в Великобритания классическом стиле склад «Лидс Роад» в Лондоне (Великобритания) был так похож на общественное здание, что профессиональный журнал «Стро- итель» («Thе Builder») рекомендовал переоборудовать его только под тор- говлю [46]. В то же время в производственных постройках более орга- нично, чем в гражданских, наблюдалось соединение новых конструкций и классических приемов. Особенно это прослеживалось в интерьерах с тщательно прорисованными классическими профилями чугунных колонн, деталями трансмиссий, арочными сводами. Третье направление художественно- го осмысления объектов промышленной архитектуры было ориентировано на ис- пользование местных традиций, что про- являлось в материалах, формах крыши и оформлении проемов (рис. 3.46). Наибо- лее выразительными были крупные по масштабу арочные проемы для вододей- ствующего колеса, выполненные из нату- рального камня , его обработка и сопри- косновение с водой придавали особую фактуру основанию здания. Большое вли- яние местной традиции можно объяснить тем, что вододействующие фабрики, имею- Репозиторий БНТУ щие тесную связь с рекой, размещались Рис. 3.46. Складское здание «Латур» преимущественно в сельской местности. в Филадельфии, США
Участие архитекторов в промышленном проектировании было незна- чительным, их деятельность ограничивалась только декоративным оформ- лением фасадов, не было ни одного случая, когда архитектор касался функционально-планировочной структуры здания.
Таким образом, первый период развития промышленной архитектуры демонстрировал незначительное внимание к решению ее художественных вопросов и практическое отсутствие мотиваций для такого решения. Это- му способствовали малоразмерность фабрик и малый капитал их владель- цев, размещение в сельской местности, в окружении жилых домов рабо- чих, построенных также без какого-либо участия архитектора, неподготов- ленность архитектора решать чисто технические вопросы и недостаточный культурный уровень основной массы владельцев фабрик. Последнее об- стоятельство объясняет тот факт, что промышленные предприятия, чьими владельцами были представители аристократии, в том числе правящих фа- милий, проектировались с участием архитектора и соответственно с долж- ной проработкой художественных вопросов. В России во времена Петровских реформ возведение промышленных объектов стало государственным делом. И это обстоятельство обусловило широкое привлечение архитекторов: Д. Трезини, И. Матарнови, Фонарму- са, позднее – А. Захарова, Ю. Фельтена, Тома-де-Томона, В. Стасова, В. Ба- женова, А. Ринальди, Ф. Демерцова. В 1806 г. в штат заводских работников по Главному управлению горных заводов Урала была включена должность архитектора для руководства строительством производственных объектов, а также заводских поселков и городов [22, 29]. Многие промышленные объекты действительно стали шедеврами классического стиля: кожевен- ный завод в Петербурге, Адмиралтейский завод в Кронштадте, Ропшин- ская бумажная и гранильная фабрика в Петергофе, Провиантские склады в Москве и др. Показательно, что и первый архитектурный конкурс был проведен на промышленный объект – пивоварню. Во втором историческом периоде промышленная архитектура стала ре- альной, признаваемой частью материальной среды, и это трансформировало отношение к ее художественным аспектам. Если в предыдущий период не было ясной мотивации в разработке художественных вопросов, кроме осо- знания промышленных объектов как каменных построек, которые традици- онно следует украшать, то сейчас появилось несколько побуждающих при- чин. Во-первых, объективная необходимость утверждать любыми средства- ми, в том числе архитектурой, престиж фирмы, что требовалось для развития в условиях свободного рынка и в предыдущий период выглядело лишь как субъективные, личные амбиции владельцев. Во-вторых, необходимость учи- тывать новую реальность – рабочий класс – с точки зрения его потребностей. Это обусловливалось как чисто практическими соображениями владельцев Репозиторий БНТУ по привлечению рабочих на свои фабрики, созданию условий для эффектив- ного производства, нейтрализации социальных конфликтов и контролю рабо- чего движения, так и имевшими в то время место теоретическими поисками нового общественного устройства мира, в котором машины и техника играли существенную роль. Материальной основой, позволившей реализацию моти- ваций, стало перемещение предприятий в города и концентрация капитала, сосредоточившая в руках промышленников большие денежные средства. С точки зрения разработки архитектурно-художественных вопросов все постройки этого периода можно разделить на две примерно равные по численности группы: первая, в которой художественные стили использо- вались как внешнее украшение, декорация, и вторая, в которой шли поиски собственного художественного языка [26]. Объекты первой группы иллюстрировали полное разделение и авто- номию архитектурного и инженерного труда. Пространственная и плани- ровочная структура здания решалась инженером на основе технологиче- ских, технических и конструк- тивных требований и доволь- но часто представляла собой рационально сконструирован- ный объем. Деятельность архи- тектора сводилась к внешнему оформлению фасадов. Распро- странение эклектики в странах Европы, России и США при- вело к тому, что развитие по- лучили формальные приемы практически всех историче- Рис. 3.47. Складское здание в Манчестере, ских стилей (рис. 3.47). Великобритания По-прежнему основными являлись неоклассические, большей частью итальянские реминисценции. Романтическая среда, в которой развивался неоклассицизм, способствовала проявлению интереса к Древнему Египту, хотя эти мотивы были не очень распространены в фабричных постройках. Наиболее показательным примером явилась фабрика Маршалла в Лидсе, Великобритания, 1838–1840 (архитектор И. Бономи). Одноэтажное шедо- вое здание было украшено колон- нами с капителями в виде листь- ев папируса, тема продолжалась трубой в форме обелиска, а при- строенное административное зда- ние было оформлено как египет- ский храм (рис. 3.48). В качестве примера букваль- ного воспроизведения итальян- ских образцов можно привести Репозиторий БНТУ английские фабрики Тэмплетон в Глазго, 1889–1892 (архитектор Рис. 3.48. Фабрика Маршалла в Лидсе, В. Лепер), и Т. Солта в Солтаире, Великобритания 1851–1853 (архитекторы Г. Лок- вуд и В. Моусон) (рис. 3.49, 3.50). Первая внешне повторяла дворец Дожей в Венеции, вторую в иллюстрированном журнале «Строитель» («The Builder») называли промышленным дворцом.
Рис. 3.49. Фабрика «Тэмплетон» Рис. 3.50. Фабрика Т. Солта в Солтаире, в Глазго, Великобритания Великобритания
В конце XIX в. на смену историзму пришел модерн. Часто в произ- водственных зданиях модерн был более органичен, нежели в жилых, по- скольку это стилистическое направ- ление формировалось на основе но- вых материалов: чугуна, сварного же- леза, железобетона, и именно в про- изводственных постройках эти мате- риалы апробировались в новых кон- струкциях и системах [28] (рис. 3.51). Во второй группе объектов по- иск собственных художественных Рис. 3.51. Броневой завод Адмиралтейских средств для промышленных постро- заводов в Петербурге, Россия, ек развивался в двух направлениях. архитектор И. Мерц Одно, более формальное, заключа- лось в определении приемлемого из всех существующих исторического стиля. Среди стилевых предпочтений рассматривались классицизм и готи- ка. Использование классических, в частности ренессансных, мотивов про- рабатывалось в США, где такое предпочтение обосновывавалось тем, что долгое время именно классические образцы наиболее часто копировались в промышленном строительстве. Использование готики пропагандирова- лось в Европе, обоснованием чему служили труды французского архи- тектора Виоле ле Дюка, рекомендо- вавшего готический стиль в качестве выражения всей современной тогда Репозиторий БНТУ архитектуры, так как этот стиль де- монстрировал работу конструкции. В конечном итоге утвердилась европейская точка зрения и в качестве художественного языка промышлен- ной архитектуры во всех странах бы- Рис. 3.52. Хлебозавод в Петербурге, Россия, архитектор Л. Шмеллинг ла признана готика (рис. 3.52). Пред- почтение готики обосновывалось тесной взаимосвязью пространственной организации промышленных объектов с новой каркасной конструкцией, рационализмом фабричных построек, а также сходством распространенно- го тогда стенового материала – кирпича. Готические приемы касались в основном декора, а не объемно-прост- ранственного построения здания. Тем не менее, как и в оригинальных прото- типах, декоративные детали использовались в специальных местах фасадных плоскостей, демонстрируя узловые точки каркаса и места, подверженные разрушению от возникающей в процессе работы машин вибрации. В США использование готических мотивов было даже аргументировано экономиче- ски: готический орнамент добавлял только 5 % к стоимости здания. Стилистическими интерпретациями, также претендовавшими на роль языка промышленной архитектуры, были сфор- мировавшиеся здесь несколько раньше, чем в гражданской архитектуре, аркад- ный (round-arched style) и кирпичный стиль (рис. 3.53). Второе направление в поиске худо- жественных средств промышленной ар- хитектуры заключалось в формировании Рис. 3.53. Железнодорожное депо «красивого» на основе функции, утили- в Грин Айлэнде, США тарности и технического прогресса. Функциональная красота стала связы- ваться с современным индустриальным духом, в среде промышленников считалось, что производственные здания должны стать моделью индустри- ального века и школой культуры для всех живущих в это время. Формули- ровались общие правила, принципы проектирования промышленных объ- ектов, например, использование ти- пового, стандартного; прямоуголь- ность и регулярность форм; рацио- нальность применения орнамента и проч. (рис. 3.54). Участие профессиональных ар- хитекторов в промышленном проек- тировании расширилось. Среди ра- ботавших специалистов были извест- Репозиторий БНТУ ные зодчие: Т. Амблер, Г. Брэдшоу, Рис. 3.54. Железобетонный элеватор Ю. в Монреале, Гордон, Р. Ивс, Г. Корсон, Канада Дж. Кэй, Г. Локвуд, В. Моусон, Р. Б. Бернгард, В. Р. Бернгард, Н. В. Василь- ев, Ю. И. Дютель, С. С. Козлов, А. В. Кузнецов, Р. И. Кригер, И. А. Мерц, О. Р. Мунц, В. Н. Пясецкий, К. Г. Турский, И. В. Федоров [39, 41, 44]. Это- му способствовал выпуск гражданских инженеров, в подготовке которых соединялись архитектурные и инженерные знания. Возросший образова- тельный уровень промышленников привел к пониманию необходимости привлечения профессионалов к проектированию. Тем не менее складыва- лась ситуация, при которой, с одной стороны, промышленные объекты из- за их сложности разрабатывали инженеры, которые не считали архитекто- ра способным постичь технические вопросы и учесть экономическую эф- фективность. С другой стороны, архитекторы не признавали архитектурой здания, спроектированные инженерами. В этом проявлялась специфика промышленной архитектуры – большая потребность в технических знани- ях и необходимость комплексного, синтезированного труда при проек- тировании. Такое положение становилось характерным для всех без ис- ключения стран. Главной особенностью третьего периода развития промышленной ар- хитектуры явилось признание за ней права на решение художественных вопросов и поиск подходов к их разработке. Основной мотивацией стало осознание той роли, которую промышленные объекты выполняют в обще- стве. Сохранились и мотивации предыдущего периода – необходимость в условиях свободного рынка обеспечивать престиж предприятия и учиты- вать рабочий класс как общественную реальность со всеми его потребно- стями. В социалистическом обществе две последние мотивации несколько трансформировались – на первый план вышла необходимость обеспечи- вать эстетически значимую производственную среду для рабочих. Формирование своего собственного аппарата архитектурно-художест- венных средств проходило в русле общих тенденций развития архитекту- ры. Но если в предыдущие годы, несмотря на то, что отдельные стили от- ражались в промышленных постройках, ни один не лежал в основе ее фор- мообразования, то сейчас промышленная архитектура участвовала в форми- ровании стиля, который органично следовал принципам пространственной организации ее объектов. Вклад промышленной архитектуры в формирование художественного мировоззрения, и в том числе архитектурного стиля, получившего назва- ние «современного движения» или «интернационального стиля», общепри- знан. В то же время новая стилистика по-разному складывалась в европей- ских странах и США, хотя общим было распространившееся повсеместно увлечение эстетикой машины, возведение техники и технологии в ранг эс- тетических категорий. В Европе становление новой стилистики шло больше в формальном направлении, заключавшемся в поиске внешней формы, образа промыш- Репозиторий БНТУ ленного здания, основывающегося на осмыслении новых материалов, кон- струкций и их возможностей, причем эти новые материалы часто просто имитировались [19, 30, 32, 39, 41]. Тем не менее формальный подход поз- волил создать в европейских странах промышленные постройки, ставшие произведениями мирового зодчества: Германия – фабрика турбин в Бер- лине (архитектор П. Беренс, 1909), фабрика обувных колодок «Фагус» в Альфельд-на-Лейне (архитекторы В. Гропиус, А. Мейер, 1911–1914), павильон показательной фабрики на выставке Веркбунда в Кельне (архи- тектор В. Гропиус, 1914), фабрика шляп в Люккенвальде (архитектор Э. Мендельсон, 1921–1923); Польша – химический завод в Любани (архи- тектор Х. Пельциг, 1912), водонапорная башня в Познани (архитектор Х. Пельциг, 1911); Голландия – фабрика «Ван-Нелле» в Роттердаме (архи- текторы И. Бринкман, Ван дер Флугт, 1926–1930); Финляндия – целлю- лозная фабрика в Суниле (архитектор А. Аалто, 1935–1939); Великобрита- ния – фабрика «Бемберг» в Данкастере (архитекторы Г. Уоллис, Г. Гил- берт, 1931), фабрика «Бутс» в Бистоне (архитектор О. Вилльямс, 1932), фабрика мороженого в Эктоне (архитекторы О. Вилльямс, Т. Уолл, 1930); Советская Россия – здание МоГЭС в Москве (архитектор И. Жолтовский), машинный зал Днепровской ГЭС (архитекторы В. Веснин, Н. Колли, Г. Ор- лов, С. Андреевский, 1927–1932), фабрика «Красная Талка» в Иваново (ар- хитекторы Б. Гладков, И. Николаев, 1932–1934), мясокомбинат в Ленин- граде (архитекторы Н. Троцкий, Р. Зеликман, Б. Светлицкий, 1931) [23, 24] (рис. 3.55–3.61). Большим вкладом в развитие архитектуры стала серия архитектурных фантазий Я. Чернихова, целиком посвященная промышленной тематике [32, 36] (рис. 3.62).
Рис. 3.55. Фабрика турбин Рис. 3.56. Показательная фабрика на выставке в Берлине, Германия, Веркбунда в Кельне, Германия, архитектор П. Беренс архитектор В. Гропиус
Репозиторий БНТУ
Рис. 3.57. Химический завод Рис. 3.58. Фабрика «Ван-Нэлле» в Роттердаме, в Любани, Польша, Голландия, архитекторы И. Бринкман архитектор Х. Пельциг и Ван дер Флугт
Рис. 3.59. Фабрика «Бэмберг» в Данкастере, Рис. 3.60. Фабрика «Красная Талка» Великобритания в Иваново, СССР, архитекторы
Б. Гладков и И. Николаев
Рис. 3.61. Мясокомбинат в Ленинграде, СССР, Рис. 3.62. Графическая композиция архитектор Н. Троцкий Я. Чернихова
В США при становлении новой архитектуры во главу угла ставились поиск пространства для эффективного производства и рациональное постро- ение объема, при этом осмысление новых материалов являлось вторичным. Ярким представителем такого подхода был архитектор А. Кан, чье плодо- творное сотрудничество с промышленником Г. Фордом привело к созданию производственного здания для массового производства и соответственно Репозиторий БНТУ к появлению новых форм и архитектурной стилистики в рамках этого про- цесса (стекольный завод в комплексе предприятий «Форд Раудж», 1922, ав- томобильный завод «Крайслер» в Детройте, 1936–1937, машиностроительное предприятие «Глен Мартин», 1937, кузнечный цех завода «Крайслер» в Дет- ройте, 1936) [43, 44, 52] (рис. 3.63, 3.64). Стремление к рациональности в ар- хитектуре доводилось в США до абсолюта, во внешнем облике здания стара- лись максимально выразить его функциональное назначение.
Рис. 3.63. Завод грузовиков в промышленном Рис. 3.64. Завод по производству стекол комплексе Форд Раудж, США, для автомобилей компании «Форд моторс» архитектор А. Кан в Диаборне, США, архитектор А. Кан
Разность европейского и американского подходов обусловливалась еще и тем, что в Европе в начале ХХ в. существовало сильное историче- ское движение в искусстве и архитектуре . Причем оно имело под собой как чисто изобразительные основы, так и более сложные основания, свя- занные с традициями, культурными представлениями и даже националь- ной идеей. Так, в Германии в 1900–1918 гг. было распространено движе- ние «Защита родины, родной земли» (Heimatschutz), выдвинувшее требо- вание черпать образцы, в том числе и для промышленной архитектуры, из традиционного деревенского ландшафта. В США, несмотря на использо- вание отдельных исторических стилей, как правило, привнесенных из Ев- ропы, но в то же время в связи с отсутствием культурной традиции исто- рически складывающего ландшафта не было необходимости преодолевать сопротивление такого рода движений. Обобщая специфику формирования новой архитектуры в европейских странах, в том числе Советской России, и США, следует признать, что их вклад в разработку интернационального стиля и в его рамках собственно архитектурно-художественных средств промышленной архитектуры хотя и отличался подходами, но в целом был равным и взаимодополняющим. Его результатом стала выработка единых принципов художественного языка промышленной архитектуры, которые можно определить как художест- венный рационализм в сочетании с индустриальной утилитарностью и которые распространились на практику промышленного строительства повсеместно, начиная с 1920-х гг. Общим для промышленной архитектуры разных стран стала не только общность архитектурно-художественных средств, но кратковременные от- ходы к историзму; выраженный техницизм художественной формы, нали- Репозиторий БНТУ чие обратной связи, проявлявшееся в том, что промышленная архитектура и воспринимала общие направления в развитии художественных вопросов архитектуры и сама влияла на формирование этих направлений, в частно- сти направления конструктивизма, хай-тэка. Участие архитекторов в промышленном проектировании стало при- знанным явлением. В начале периода изменяющееся отношение к машине и индустрии, отождествление социального и культурного прогресса с про- грессом техническим привлекли внимание большого количества известных зодчих, однако уже с 1930-х гг. особенность промышленной архитектуры – потребность в синтезированном труде разных специалистов – привела к фор- мированию практики проектирования ее объектов не одним автором, а це- лым коллективом. Такая практика прочно закрепилась во всем мире. В ряде стран это обусловило создание специализированных проектных бюро, ин- ститутов и организаций промышленного профиля. Появилось понятие – промышленный архитектор.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|