Тенденции развития на современном этапе
Сегодня промышленная архитектура находится в периоде своего ди- намического состояния, т. е. в фазе преобразований, когда происходит ка- чественный скачок в развитии. Такое ее положение в связи с обостривши- мися негативными процессами в промышленном строительстве расценива- ется даже как кризисное явление. Однако кризисные состояния всегда сопровождают развитие цивилизации, кризис – это закономерный процесс динамики любой сложной эволюционизирующей системы, к которой в том числе относится и промышленная архитектура. Поэтому важным на со- временном этапе является знание тенденций ее развития, направлений, по которым она движется в настоящее время [26]. Первой тенденцией является неуклонная и последовательная поля- ризация промышленной архитектуры, разделение ее объектов на две группы – объекты, полностью зависящие в своем формообразовании и структурно-пространственной организации от технических со- ставляющих производства, и объекты, ориентированные прежде всего на человека. Взаимодействие двух систем – машины и человека – всегда лежало в основе формообразования промышленной архитектуры. Как писал ита- льянский исследователь Дж. Алои, разрешение проблемы «человек-машина является… компасом в истории промышленной архитектуры» [42]. Влия- ние обеих систем на производственное пространство находилось в посто- янном взаимодействии с явным преобладанием системы машины. В то же время присутствие в промышленных объектах человека постепенно усили- вало свою значимость, и сегодня можно констатировать некоторый до- стигнутый здесь паритет. Однако далее влияние системы машины и системы человека не будет одинаковым, оно разделится по объектам, и можно предположить, что эти объекты будут предназначены для обеспечения либо системы машины, ли- бо системы человека. Наличие этих двух полюсов приведет к тому, что промыш- ленная архитектура, особенно в ее объемных объектах, будет развиваться в двух расходящих- ся друг от друга направлениях. Репозиторий БНТУ Первый полюс будет тяготеть к зданиям-машинам, зданиям-ко- робкам, оболочкам для машин, Рис. 2.19. Электростанция на биотопливе в Суффолке, архитектор Л. Давидсон, механизмов и производственных Великобритания процессов (рис. 2.19).
Второй полюс – это здания, все более приближающиеся к гражданской архитек- туре, поскольку их не будут отличать ни особый масштаб, ни особые требования к построению пространства, диктуемые системой машины(рис. 2.20). Для таких объектов грань между промышленным и гражданским будет все более размы- ваться, и вполне вероятно, что эти объек- ты перестанут представлять промышлен- ную архитектуру. Оставшиеся в промежутке между дву- мя полюсами объекты составят довольно значительную по объему группу, представ- ляющую традиционный подход к промыш- ленному проектированию. Их дальнейшее Рис. 2.20. Трансформаторная станция развитие будет осуществляться в направле- в Берлине, Германия, архитекторы нии первого или второго полюса (рис. 2.21). М. и К. Дюдлеры
Рис. 2.21. Мусороперерабатывающий завод в Рейн-Майн-Депонье, Германия, архитекторы Джордан и Мюллер
Второй тенденцией, связанной с первой и выступающей ее продолже- нием, является еще одна поляризация объектов промышленной архи- тектуры по своей пространственно-планировочной структуре на про- Репозиторий БНТУ стые и сверхсложные. Сегодня происходит очевидное разделение объек- тов промышленной архитектуры на уникальные, совершенные во всех отношениях, в том числе и с художественной точки зрения, объекты и объ- екты рядовые, действительно только утилитарные.*Поэтому часть объек- тов может быть образцом архитектурной формы, стиля, детали. Здесь
* Подобное явление можно видеть и в других областях архитектуры. уместно использование понятия архитектурно-художественной компози- ции. Другая часть, напротив, будет представлять утилитарные, экономич- ные и, вполне возможно, недолго живущие «коробки», к созданию кото- рых архитектор может не привлекаться (рис. 2.22 и 2.23).
Рис. 2.22. Фабрика косметики «Ло-Реаль» Рис. 2.23. Корпус лакокрасочной в Олни-су-Буа, Франция, фабрики «Фарбен», Германия, архитекторы Д. Валоде и Ж. Пистре фирма «Хилд и Партнеры»
Следующей, третьей тенденцией можно выделить тотальную уни- фикацию производственного пространства. Промышленная архитектура на начальных этапах развивалась в соответствии с производственными процессами, что, кстати, сразу же было отражено в терминах, которые со- здавались исходя из процесса (кузница, плавильня и проч., см. п. 1.2). Та- кое развитие не могло быть продуктивным, поскольку растущее многооб- разие процессов неминуемо требовало расширения числа форм их архи- тектурно-пространственной интерпретации, т. е. зданий и сооружений. Это завело бы промышленную архитектуру в тупик, поскольку все возрастаю- щее многообразие форм не имело бы предела. Кроме того, практически сразу же обнаружилась потребность в изменении, приспособлении зданий к постоянно развивающейся технологии производства. В связи с этим уже в XIX в. началась унификация процессов, состав- ляющих их операций и, соответственно, производственного пространства для них. Именно тогда изменился и принцип формирования терминов – от функционального, предполагающего создание термина по назначению про- текающего в объекте процесса, к пространственному, формирующему тер- мин на основе объемно-планировочных критериев. Тем не менее развива- Репозиторий БНТУ ющаяся унификация замыкалась в рамках отраслевой принадлежности объектов: для каждой отрасли существовали свои унифицированные тех- нологические, технические и архитектурно-строительные элементы. Сегодняшняя тенденция тотальной унификации производственного пространства ломает эти отраслевые рамки. Объекты всех отраслей долж- ны будут представлять собой унифицированное пространство, где смогут размещаться различные по содержанию процессы. Общая линия развития этой тенденции выглядит так: от объекта – укрытия для машин и механиз- мов в XVIII–XIX вв. – через объект, вмещающий конкретный технологи- ческий процесс в XX в., к объекту-оболочке, способной разместить разные процессы в XXI в. (рис. 2.24)ю Унификация производственно- го пространства взаимосвязана со следующими тенденциями, опре- деляющими развитие типов объек- тов. Попытки представить, какими будут типы промышленной архи- тектуры в XXI в., делались еще в 1950–1970-е гг. Они касались как объемных, так и территориальных объектов. Например, предполага- лось, что к 2000 г. будет преобла- Рис. 2.24. Распределительный центр завода дать многоэтажное здание (до 50 % строительных изделий в Опмеере, от числа всех промышленных зда- Нидерланды, ний), в территориальных объектах архитекторы – фирма в «Бентем Кроуэл» основной формой группового размещения станет промышленный район (узел). Кроме того, размеры промышленных объектов будут неуклонно наращиваться, появятся комплексы, в том числе здания, длиной до 18–20 км, высотой 30–40 м. Эти предположения не оправдались. Физический рост параметров промышленных объектов остановился уже на этапе, когда делались про- гнозы. Распространенность многоэтажного здания не превысила 30 %, при- чем к концу столетия она даже снизилась до 17–20 %. Неоправданность выдвинутых предположений по развитию территориальных объектов была доказана практически полной остановкой строительства промышленных районов (узлов) в экономически развитых странах. Несостоятельность сделанных предположений о будущем типов про- мышленной архитектуры объясняется тем, что существовавшие ранее ме- ханизмы формирования типа изменились. Если вначале тип складывался для одного процесса конкретной технологии, далее — для многих процес- сов конкретной технологии, то сейчас механизмом формирования является выход и за конкретную технологию. Таким образом, четвертой тенденцией развития типов становится адекватность не производственному процес- су, а его будущим изменениям. Репозиторий БНТУ Эта тенденция определяет необходимость возможной трансформации объемно-планировочного решения объекта и приспособления к любым технологическим и техническим изменениям. Поэтому разработка приемов повышения гибкости, универсальности пространства для всех типов объ- ектов промышленной архитектуры становится приоритетным направлени- ем в проектно-строительной практике. Среди сегодняшних приемов можно выделить следующие: – формирование безопорного пространства за счет увеличения разме- ров пролетов и шагов несущих конструкций; – обеспечение независимой от строительных конструкций передачи крановых нагрузок; – создание непрерывного, перетекающего пространства за счет груп- пировки и обособления отдельных функциональных зон, вынесения инже- нерного оборудования, совершенствования системы горизонтальных и вер- тикальных коммуникаций; – модульный принцип организации пространства; – использование стандартных объемных элементов. Разработка новых приемов и есть путь развития и совершенствования типов объектов промышленной архитектуры на новом историческом этапе. Отсутствие приоритетности в распространении типов, допуска- емость всех формможно определить как пятую тенденцию в их развитии. Все предыдущие исторические периоды промышленной архитектуры ха- рактеризовались наличием приоритетных типов, распространение которых простиралось на все отрасли промышленности, а применение обосновыва- лось экономическими, техническими и социальными преимуществами. Так, XVIII–XIX вв. были временем распространения типа здания с ярус- ным построением пространства (многоэтажного). Его использовали даже там, где это было затруднительным. Например, в четырех-, пятиэтажных корпусах собирали громоздкие и тяжелые локомотивные вагоны. Неред- кими были случаи размещения литейного производства на верхних этажах- ярусах. Характерно, что экономические и технические показатели этого типа во второй половине XIX в. уже не могли оправдать его широкое ис- пользование. Однако тип по-прежнему оставался приоритетным, посколь- ку в общественном сознании он был признан олицетворением престижа и финансовой состоятельности производителя. Развитие горизонтального транспорта, технические достижения в строительстве и эксплуатации зда- ний, по образному выражению Р. Бэнема, «могли бы убить» этот тип, если бы он не представлялся как символ процветания [30]. В XX в. преимущественное развитие получил тип здания с плоскост- ной организацией пространства (одноэтажное). В расчет принимались только технико-экономические показатели, по которым этот тип опережал остальные и соответственно по распространенности составлял 70–80 % всех возводимых производственных зданий в мире. Влияние его распро- странялось даже на гражданскую архитектуру. В США в 1950–1960-е гг. Репозиторий БНТУ ряд общественных зданий (школы, магазины) выполнялся по принципу пространственной организации одноэтажного промышленного здания [45]. Похожие процессы отмечались и в территориальных объектах. Особенно наглядно это проявилось с таким типом, как промышленный район. Его рас- пространение было настолько стремительным и массовым, что не оставило возможности разработки и использования других форм пространственной ор- ганизации территориальных объектов промышленной архитектуры. В странах с плановой экономической системой (СССР, в том числе БССР, страны Во- сточной Европы) использование этого типа как практически единственно возможного было зафиксировано нормативными документами [1, 10]. Приоритетность в использовании типов при их общем ограниченном количестве до определенного периода была прогрессивным, способству- ющим развитию явлением. Она представляла материализацию универсаль- ности подходов и принципов пространственного построения всех форм промышленной архитектуры как закономерности ее развития. В этом реа- лизовывался процесс выхода типов объектов за рамки их отраслевой при- надлежности, процесс развития унификации – от унификации элементов на начальном этапе, далее через унификацию отдельных частей производ- ственного пространства и в конечном итоге к полной унификации. Прио- ритетность в распространении отдельных типов, в определенной степени сужавшая многообразие промышленной архитектуры, формировалась как ответная реакция на противоположное явление – постоянно расширявшее- ся число производственных процессов и технологий. Однако к концу ХХ в. приоритетность в использовании типов стала тормозить развитие. Установка только на несколько вариантов промышлен- ных объектов упрощала и обедняла создаваемую среду, в том числе среду в широком смысле – среду районов, городов, населенных мест, где распола- гались объекты промышленной архитектуры. Кроме того, свойственная промышленным технологиям динамичность обусловливала тот факт, что рациональные с точки зрения технико-экономических показателей типы и их разновидности в условиях постоянных перестроек теряли свою эффек- тивность. Все это выразилось в имеющейся сегодня стагнации в совершен- ствовании существующих и разработке новых типов и их модификаций. «Многообразие форм, путей и средств организации пространства, единство и целостность мира, состоящего из переплетенных между собой частей», – так изложены в Пекинской хартии базовые установки деятельно- сти по формированию всей архитектурно-пространственной среды в XXI в. (Пекинская хартия представлена ХХ Конгрессу Международного союза архитекторов, проходившему в Пекине 23–26 июня 1999 г.). Поэтому тен- денция расширения форм пространственной организации объектов про- мышленной архитектуры, снятие ограничений в их использовании, ликви- дация обязательной приоритетности их применения идет в русле общего направления развития архитектуры. В качестве последней, шестой тенденции развития промышленной ар- Репозиторий БНТУ хитектуры на современном этапе следует выделить интегративность и полифункциональность ее объектов. Стремление к планировочной и пространственной изоляции, дистанцированию от гражданской архитек- туры было качеством, изначально присущим этим объектам. Так строилась основная единица – промышленное предприятие, и принцип изоляции со- ответственно отражался на всех типах входящих в его состав объемных объектов (зданиях и сооружениях). В то же время со второй половины ХХ в. многофункциональные объ- екты стали развиваться в различных областях архитектуры. Появились научно обоснованные теории об изначальной полифункциональности ар- хитектурной формы, очевидном несоответствии узкоспециализированных объектов потребностям человека, необходимости интегративного подхода к организации среды обитания. Появление многофункциональных ком- плексов стало расцениваться как принципиально новое направление фор- мирования объектов жизнедеятельности. В промышленной архитектуре открытость и интеграция ее объектов с другими составляющими города и всей его средой начали развиваться с 1970-х гг. Наиболее наглядно это проявилось в территориальных объектах. Возникли предприятия, пространственная организация которых позволила снизить изоляцию от внешнего окружения. Два примера белорусской практики могут проиллюстрировать этот процесс — велозавод и приборостроительный комплекс в Минске. Оба предприятия расположены практически рядом и выходят на один из про- спектов города (Партизанский проспект). Первое предприятие строилось в 1940-е гг., второе – в 1970-е гг. Велозавод ориентирован на организацию и восприятие пространства изнутри, он окружен высоким ограждением, за которым сразу же стоят корпуса, проложена своя система проездов-про- ходов, есть небольшой сквер, фонтан, внутренняя площадь. Приборострои- тельный комплекс обращен к городу предзаводской площадью, именно здесь размещаются ландшафтная скульптура, цветники и прочие элементы благоустройства. Внутри предприятия находится только производственный двор, фасады корпусов обращены на улицу, фронт которой они формируют. Эти два примера демонстрируют разные подходы к организации простран- ства, причем последний пример – преодоление в определенной степени обособленности, замкнутости производственных территорий в городе. В конце 1980-х гг. появились пока еще единичные примеры решения проблемы изолированности промышленных объектов техническими сред- ствами путем замены ограждения на площадке техническими системами наблюдения, слежения и контроля. Например, в промышленном комплексе Брауна в Мелсунгене (Германия) все здания соединены между собой, ра- бочие могут перемещаться из одного цеха в другой по изолированным пе- реходам, куда нет доступа посторонним. В то же время транспортные подъезды подведены прямо к корпусам, без организации традиционных объездов и грузового двора. Вся территория открыта и доступна любому Репозиторий БНТУ посетителю, входы и въезды в здания контролируются техническими си- стемами. Такой подход позволяет включать площадку предприятия в об- щую систему городских территорий, осуществляя всевозможные связи: ви- зуальные, транспортные, а также дает возможность активно вводить про- изводственные объемы в застройку города, открывать их со всех сторон, обеспечивать возможность более широкого использования объектов соци- ального обслуживания рабочих другими категориями городских жителей. Сближение, взаимопроник- новение разных функциональ- ных процессов проявляется в рас- ширении общественных функций промышленного предприятия. Не- которые из них, например элект- рический завод «Миро» в Бра- уншвейге (Германия), фабрика электроники «Томсон» в Конф- лантсе (Франция), уже имеют вы- ставочные залы, офисные и сер- висные службы, открытые для сво- бодного посещения Рис. 2.25. Электрический завод «Миро» [55] (рис. 2.25
и в Брауншвейге, Германия, 2.26). архитектор М. Геркан
Рис. 2.26. Фабрика электроники «Томсон» в Конфлантсе, Франция, архитекторы Д. Валоде и Ж. Пистре
Такого рода помещения, выделенные в отдельно стоящие или при- строенные к производственным объемы, встречались на предприятиях и раньше. Обычно они размещались на предзаводской площади либо неда- леко от входа на предприятие. Принципиальное отличие тенденции инте- гративности и полифункциональности состоит в том, что эти службы тесно интегрируются с производственными, располагаются с ними в одном кор- пусе, взаимосвязаны и достаточно открыты друг для друга.
Репозиторий БНТУ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|