Здавалка
Главная | Обратная связь

Тенденции развития на современном этапе



Сегодня промышленная архитектура находится в периоде своего ди-

намического состояния, т. е. в фазе преобразований, когда происходит ка-

чественный скачок в развитии. Такое ее положение в связи с обостривши-

мися негативными процессами в промышленном строительстве расценива-

ется даже как кризисное явление. Однако кризисные состояния всегда

сопровождают развитие цивилизации, кризис – это закономерный процесс

динамики любой сложной эволюционизирующей системы, к которой в том

числе относится и промышленная архитектура. Поэтому важным на со-

временном этапе является знание тенденций ее развития, направлений, по

которым она движется в настоящее время [26].

Первой тенденцией является неуклонная и последовательная поля-

ризация промышленной архитектуры, разделение ее объектов на две

группы – объекты, полностью зависящие в своем формообразовании

и структурно-пространственной организации от технических со-

ставляющих производства, и объекты, ориентированные прежде всего

на человека.

Взаимодействие двух систем – машины и человека – всегда лежало

в основе формообразования промышленной архитектуры. Как писал ита-

льянский исследователь Дж. Алои, разрешение проблемы «человек-машина

является… компасом в истории промышленной архитектуры» [42]. Влия-

ние обеих систем на производственное пространство находилось в посто-

янном взаимодействии с явным преобладанием системы машины. В то же

время присутствие в промышленных объектах человека постепенно усили-

вало свою значимость, и сегодня можно констатировать некоторый до-

стигнутый здесь паритет.

Однако далее влияние системы машины и системы человека не будет

одинаковым, оно разделится по объектам, и можно предположить, что эти

объекты будут предназначены для обеспечения либо системы машины, ли-

бо системы человека.

Наличие этих двух полюсов

приведет к тому, что промыш-

ленная архитектура, особенно

в ее объемных объектах, будет

развиваться в двух расходящих-

ся друг от друга направлениях.

Репозиторий БНТУ

Первый полюс будет тяготеть

к зданиям-машинам, зданиям-ко-

робкам, оболочкам для машин,

Рис. 2.19. Электростанция на биотопливе

в Суффолке, архитектор Л. Давидсон,

механизмов и производственных

Великобритания

процессов (рис. 2.19).

 

Второй полюс – это здания, все более

приближающиеся к гражданской архитек-

туре, поскольку их не будут отличать ни

особый масштаб, ни особые требования

к построению пространства, диктуемые

системой машины(рис. 2.20). Для таких

объектов грань между промышленным

и гражданским будет все более размы-

ваться, и вполне вероятно, что эти объек-

ты перестанут представлять промышлен-

ную архитектуру.

Оставшиеся в промежутке между дву-

мя полюсами объекты составят довольно

значительную по объему группу, представ-

ляющую традиционный подход к промыш-

ленному проектированию. Их дальнейшее Рис. 2.20. Трансформаторная станция

развитие будет осуществляться в направле- в Берлине, Германия, архитекторы

нии первого или второго полюса (рис. 2.21).

М. и К. Дюдлеры

 

Рис. 2.21. Мусороперерабатывающий завод в Рейн-Майн-Депонье, Германия,

архитекторы Джордан и Мюллер

 

Второй тенденцией, связанной с первой и выступающей ее продолже-

нием, является еще одна поляризация объектов промышленной архи-

тектуры по своей пространственно-планировочной структуре на про-

Репозиторий БНТУ

стые и сверхсложные. Сегодня происходит очевидное разделение объек-

тов промышленной архитектуры на уникальные, совершенные во всех

отношениях, в том числе и с художественной точки зрения, объекты и объ-

екты рядовые, действительно только утилитарные.*Поэтому часть объек-

тов может быть образцом архитектурной формы, стиля, детали. Здесь

 

* Подобное явление можно видеть и в других областях архитектуры.

уместно использование понятия архитектурно-художественной компози-

ции. Другая часть, напротив, будет представлять утилитарные, экономич-

ные и, вполне возможно, недолго живущие «коробки», к созданию кото-

рых архитектор может не привлекаться (рис. 2.22 и 2.23).

 

Рис. 2.22. Фабрика косметики «Ло-Реаль»

Рис. 2.23. Корпус лакокрасочной

в Олни-су-Буа, Франция,

фабрики «Фарбен», Германия,

архитекторы Д. Валоде и Ж. Пистре

фирма «Хилд и Партнеры»

 

Следующей, третьей тенденцией можно выделить тотальную уни-

фикацию производственного пространства. Промышленная архитектура

на начальных этапах развивалась в соответствии с производственными

процессами, что, кстати, сразу же было отражено в терминах, которые со-

здавались исходя из процесса (кузница, плавильня и проч., см. п. 1.2). Та-

кое развитие не могло быть продуктивным, поскольку растущее многооб-

разие процессов неминуемо требовало расширения числа форм их архи-

тектурно-пространственной интерпретации, т. е. зданий и сооружений. Это

завело бы промышленную архитектуру в тупик, поскольку все возрастаю-

щее многообразие форм не имело бы предела. Кроме того, практически

сразу же обнаружилась потребность в изменении, приспособлении зданий

к постоянно развивающейся технологии производства.

В связи с этим уже в XIX в. началась унификация процессов, состав-

ляющих их операций и, соответственно, производственного пространства

для них. Именно тогда изменился и принцип формирования терминов – от

функционального, предполагающего создание термина по назначению про-

текающего в объекте процесса, к пространственному, формирующему тер-

мин на основе объемно-планировочных критериев. Тем не менее развива-

Репозиторий БНТУ

ющаяся унификация замыкалась в рамках отраслевой принадлежности

объектов: для каждой отрасли существовали свои унифицированные тех-

нологические, технические и архитектурно-строительные элементы.

Сегодняшняя тенденция тотальной унификации производственного

пространства ломает эти отраслевые рамки. Объекты всех отраслей долж-

ны будут представлять собой унифицированное пространство, где смогут

размещаться различные по содержанию процессы. Общая линия развития

этой тенденции выглядит так: от объекта – укрытия для машин и механиз-

мов в XVIII–XIX вв. – через объект, вмещающий конкретный технологи-

ческий процесс в XX в., к объекту-оболочке, способной разместить разные

процессы в XXI в. (рис. 2.24)ю

Унификация производственно-

го пространства взаимосвязана со

следующими тенденциями, опре-

деляющими развитие типов объек-

тов. Попытки представить, какими

будут типы промышленной архи-

тектуры в XXI в., делались еще в

1950–1970-е гг. Они касались как

объемных, так и территориальных

объектов. Например, предполага-

лось, что к 2000 г. будет преобла- Рис. 2.24. Распределительный центр завода

дать многоэтажное здание (до 50 %

строительных изделий в Опмеере,

от числа всех промышленных зда-

Нидерланды,

ний), в территориальных объектах архитекторы – фирма в «Бентем Кроуэл»

основной формой группового размещения станет промышленный район

(узел). Кроме того, размеры промышленных объектов будут неуклонно

наращиваться, появятся комплексы, в том числе здания, длиной до 18–20 км,

высотой 30–40 м.

Эти предположения не оправдались. Физический рост параметров

промышленных объектов остановился уже на этапе, когда делались про-

гнозы. Распространенность многоэтажного здания не превысила 30 %, при-

чем к концу столетия она даже снизилась до 17–20 %. Неоправданность

выдвинутых предположений по развитию территориальных объектов была

доказана практически полной остановкой строительства промышленных

районов (узлов) в экономически развитых странах.

Несостоятельность сделанных предположений о будущем типов про-

мышленной архитектуры объясняется тем, что существовавшие ранее ме-

ханизмы формирования типа изменились. Если вначале тип складывался

для одного процесса конкретной технологии, далее — для многих процес-

сов конкретной технологии, то сейчас механизмом формирования является

выход и за конкретную технологию. Таким образом, четвертой тенденцией

развития типов становится адекватность не производственному процес-

су, а его будущим изменениям.

Репозиторий БНТУ

Эта тенденция определяет необходимость возможной трансформации

объемно-планировочного решения объекта и приспособления к любым

технологическим и техническим изменениям. Поэтому разработка приемов

повышения гибкости, универсальности пространства для всех типов объ-

ектов промышленной архитектуры становится приоритетным направлени-

ем в проектно-строительной практике. Среди сегодняшних приемов можно

выделить следующие:

– формирование безопорного пространства за счет увеличения разме-

ров пролетов и шагов несущих конструкций;

– обеспечение независимой от строительных конструкций передачи

крановых нагрузок;

– создание непрерывного, перетекающего пространства за счет груп-

пировки и обособления отдельных функциональных зон, вынесения инже-

нерного оборудования, совершенствования системы горизонтальных и вер-

тикальных коммуникаций;

– модульный принцип организации пространства;

– использование стандартных объемных элементов.

Разработка новых приемов и есть путь развития и совершенствования

типов объектов промышленной архитектуры на новом историческом этапе.

Отсутствие приоритетности в распространении типов, допуска-

емость всех формможно определить как пятую тенденцию в их развитии.

Все предыдущие исторические периоды промышленной архитектуры ха-

рактеризовались наличием приоритетных типов, распространение которых

простиралось на все отрасли промышленности, а применение обосновыва-

лось экономическими, техническими и социальными преимуществами.

Так, XVIII–XIX вв. были временем распространения типа здания с ярус-

ным построением пространства (многоэтажного). Его использовали даже

там, где это было затруднительным. Например, в четырех-, пятиэтажных

корпусах собирали громоздкие и тяжелые локомотивные вагоны. Неред-

кими были случаи размещения литейного производства на верхних этажах-

ярусах. Характерно, что экономические и технические показатели этого

типа во второй половине XIX в. уже не могли оправдать его широкое ис-

пользование. Однако тип по-прежнему оставался приоритетным, посколь-

ку в общественном сознании он был признан олицетворением престижа и

финансовой состоятельности производителя. Развитие горизонтального

транспорта, технические достижения в строительстве и эксплуатации зда-

ний, по образному выражению Р. Бэнема, «могли бы убить» этот тип, если

бы он не представлялся как символ процветания [30].

В XX в. преимущественное развитие получил тип здания с плоскост-

ной организацией пространства (одноэтажное). В расчет принимались

только технико-экономические показатели, по которым этот тип опережал

остальные и соответственно по распространенности составлял 70–80 %

всех возводимых производственных зданий в мире. Влияние его распро-

странялось даже на гражданскую архитектуру. В США в 1950–1960-е гг.

Репозиторий БНТУ

ряд общественных зданий (школы, магазины) выполнялся по принципу

пространственной организации одноэтажного промышленного здания [45].

Похожие процессы отмечались и в территориальных объектах. Особенно

наглядно это проявилось с таким типом, как промышленный район. Его рас-

пространение было настолько стремительным и массовым, что не оставило

возможности разработки и использования других форм пространственной ор-

ганизации территориальных объектов промышленной архитектуры. В странах

с плановой экономической системой (СССР, в том числе БССР, страны Во-

сточной Европы) использование этого типа как практически единственно

возможного было зафиксировано нормативными документами [1, 10].

Приоритетность в использовании типов при их общем ограниченном

количестве до определенного периода была прогрессивным, способству-

ющим развитию явлением. Она представляла материализацию универсаль-

ности подходов и принципов пространственного построения всех форм

промышленной архитектуры как закономерности ее развития. В этом реа-

лизовывался процесс выхода типов объектов за рамки их отраслевой при-

надлежности, процесс развития унификации – от унификации элементов на

начальном этапе, далее через унификацию отдельных частей производ-

ственного пространства и в конечном итоге к полной унификации. Прио-

ритетность в распространении отдельных типов, в определенной степени

сужавшая многообразие промышленной архитектуры, формировалась как

ответная реакция на противоположное явление – постоянно расширявшее-

ся число производственных процессов и технологий.

Однако к концу ХХ в. приоритетность в использовании типов стала

тормозить развитие. Установка только на несколько вариантов промышлен-

ных объектов упрощала и обедняла создаваемую среду, в том числе среду

в широком смысле – среду районов, городов, населенных мест, где распола-

гались объекты промышленной архитектуры. Кроме того, свойственная

промышленным технологиям динамичность обусловливала тот факт, что

рациональные с точки зрения технико-экономических показателей типы

и их разновидности в условиях постоянных перестроек теряли свою эффек-

тивность. Все это выразилось в имеющейся сегодня стагнации в совершен-

ствовании существующих и разработке новых типов и их модификаций.

«Многообразие форм, путей и средств организации пространства,

единство и целостность мира, состоящего из переплетенных между собой

частей», – так изложены в Пекинской хартии базовые установки деятельно-

сти по формированию всей архитектурно-пространственной среды в XXI в.

(Пекинская хартия представлена ХХ Конгрессу Международного союза

архитекторов, проходившему в Пекине 23–26 июня 1999 г.). Поэтому тен-

денция расширения форм пространственной организации объектов про-

мышленной архитектуры, снятие ограничений в их использовании, ликви-

дация обязательной приоритетности их применения идет в русле общего

направления развития архитектуры.

В качестве последней, шестой тенденции развития промышленной ар-

Репозиторий БНТУ

хитектуры на современном этапе следует выделить интегративность

и полифункциональность ее объектов. Стремление к планировочной

и пространственной изоляции, дистанцированию от гражданской архитек-

туры было качеством, изначально присущим этим объектам. Так строилась

основная единица – промышленное предприятие, и принцип изоляции со-

ответственно отражался на всех типах входящих в его состав объемных

объектов (зданиях и сооружениях).

В то же время со второй половины ХХ в. многофункциональные объ-

екты стали развиваться в различных областях архитектуры. Появились

научно обоснованные теории об изначальной полифункциональности ар-

хитектурной формы, очевидном несоответствии узкоспециализированных

объектов потребностям человека, необходимости интегративного подхода

к организации среды обитания. Появление многофункциональных ком-

плексов стало расцениваться как принципиально новое направление фор-

мирования объектов жизнедеятельности.

В промышленной архитектуре открытость и интеграция ее объектов

с другими составляющими города и всей его средой начали развиваться с

1970-х гг. Наиболее наглядно это проявилось в территориальных объектах.

Возникли предприятия, пространственная организация которых позволила

снизить изоляцию от внешнего окружения.

Два примера белорусской практики могут проиллюстрировать этот

процесс — велозавод и приборостроительный комплекс в Минске. Оба

предприятия расположены практически рядом и выходят на один из про-

спектов города (Партизанский проспект). Первое предприятие строилось

в 1940-е гг., второе – в 1970-е гг. Велозавод ориентирован на организацию

и восприятие пространства изнутри, он окружен высоким ограждением, за

которым сразу же стоят корпуса, проложена своя система проездов-про-

ходов, есть небольшой сквер, фонтан, внутренняя площадь. Приборострои-

тельный комплекс обращен к городу предзаводской площадью, именно

здесь размещаются ландшафтная скульптура, цветники и прочие элементы

благоустройства. Внутри предприятия находится только производственный

двор, фасады корпусов обращены на улицу, фронт которой они формируют.

Эти два примера демонстрируют разные подходы к организации простран-

ства, причем последний пример – преодоление в определенной степени

обособленности, замкнутости производственных территорий в городе.

В конце 1980-х гг. появились пока еще единичные примеры решения

проблемы изолированности промышленных объектов техническими сред-

ствами путем замены ограждения на площадке техническими системами

наблюдения, слежения и контроля. Например, в промышленном комплексе

Брауна в Мелсунгене (Германия) все здания соединены между собой, ра-

бочие могут перемещаться из одного цеха в другой по изолированным пе-

реходам, куда нет доступа посторонним. В то же время транспортные

подъезды подведены прямо к корпусам, без организации традиционных

объездов и грузового двора. Вся территория открыта и доступна любому

Репозиторий БНТУ

посетителю, входы и въезды в здания контролируются техническими си-

стемами. Такой подход позволяет включать площадку предприятия в об-

щую систему городских территорий, осуществляя всевозможные связи: ви-

зуальные, транспортные, а также дает возможность активно вводить про-

изводственные объемы в застройку города, открывать их со всех сторон,

обеспечивать возможность более широкого использования объектов соци-

ального обслуживания рабочих другими категориями городских жителей.

Сближение, взаимопроник-

новение разных функциональ-

ных процессов проявляется в рас-

ширении общественных функций

промышленного предприятия. Не-

которые из них, например элект-

рический завод «Миро» в Бра-

уншвейге (Германия), фабрика

электроники «Томсон» в Конф-

лантсе (Франция), уже имеют вы-

ставочные залы, офисные и сер-

висные службы, открытые для сво-

бодного посещения

Рис. 2.25. Электрический завод «Миро»

[55] (рис. 2.25

 

и

в Брауншвейге, Германия,

2.26).

архитектор М. Геркан

 

 

Рис. 2.26. Фабрика электроники «Томсон» в Конфлантсе, Франция,

архитекторы Д. Валоде и Ж. Пистре

 

Такого рода помещения, выделенные в отдельно стоящие или при-

строенные к производственным объемы, встречались на предприятиях и

раньше. Обычно они размещались на предзаводской площади либо неда-

леко от входа на предприятие. Принципиальное отличие тенденции инте-

гративности и полифункциональности состоит в том, что эти службы тесно

интегрируются с производственными, располагаются с ними в одном кор-

пусе, взаимосвязаны и достаточно открыты друг для друга.

 

 

Репозиторий БНТУ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.