Производственное сооружение
Термин «сооружение» в промышленной архитектуре имеет иное толко- вание, чем в архитектуре гражданских зданий. Здесь под ним понимается возводимый строительными методами объем, предназначенный для про- изводственных процессов, в которых человек непосредственно не прини- мает участия [1, 17, 25] (рис. 4.60). Последнее обстоятельство обуслов- ливает отсутствие в архитектуре про- изводственного сооружения любых элементов, связанных с человеком, – окон, лестничных клеток, козырьков, галерей и проч. К термину «соору- жение» могут добавляться опреде- ления «производственное», «техни- ческое», «инженерное» сооружение, что не меняет сути объекта, но мо- жет уточнять характер проходящих Рис. 4.60. Производственные сооружения процессов. на заводе по переработке сточных вод В то же время производственные сооружения следует отличать от Репозиторий БНТУ технологического и инженерного оборудования, а также зданий инженер- ного назначения. Оборудование, хотя по формам иногда и может напоми- нать производственные сооружения, не является объектом прямой деятель- ности архитектора, оно производится на машиностроительных заводах и монтируется из готовых элементов, т. е. возводится методами машино- строения (рис. 4.61). Здания инженерного назначения выполняют те же, что и сооружения, функции по обслуживанию производства, например, здания насосных, ко- тельных, компрессорных, но здесь в производственном процессе задейст- вованы люди, и это обусловливает существенно разные подходы при их архитектурном формировании (рис. 4.62). Типологически эти здания рас- сматриваются как производственные одно- или двухэтажные.
Рис. 4.61. Инженерное оборудование – Рис. 4.62. Здания инженерного назначения – подъемные механизмы бойлерная на мебельной фабрике в порту Гданьска, Польша в Бад-Мюндер, Германия, архитектор Г. Херцог
Производственные сооружения всегда присутствуют в застройке про- мышленных предприятий, их удельный вес на площадке зависит от отрас- левой направленности предприятия и потому очень разный. На заводах химической, топливной и энергети- ческой отраслей он может дости- гать 80 %, а стоимость сооружений составлять 50 % полной стоимости строительно-монтажных работ все- го предприятия (рис. 4.63). Там же, где производственных сооружений не много, они все равно достаточ- но заметны в общей композиции благодаря своим, не свойственным Репозиторий БНТУ традиционной архитектуре, ориги- Рис. 4.63. Производственные сооружения нальным формам. Не случайно од- на металлургическом заводе, Германия ной из специфических черт про- мышленной архитектуры является наличие технических форм, которые слу- жат и как источник формообразования, и как прямое присутствие в компо- зиции застройки. Последнее обстоятельство обеспечивается как раз произ- водственными сооружениями. Существует достаточно обширная классификация производственных сооружений, в основу которой положены функциональные, конструктивные, архитектурно-композиционные и прочие подходы. С архитектурной точки зрения важна функциональная и архитектурно-композиционная классифика- ция. Следуя ей, все сооружения делят на четыре группы: сооружения для опирания и размещения технологического оборудования, их иногда называют сооружениями конструктивного назначения; сооружения для коммуникаций и транспорта; емкостные сооружения и специальные сооружения. Последовательно рассмотрим эти группы. Сооружения для опирания или кон- структивные – это постаменты, отдель- ные опоры, этажерки и подпорные стен- ки. Их размеры, форма и используемые материалы зависят от размещаемого на них оборудования, а также художествен- ного замысла архитектора (рис. 4.64). Как правило, такие сооружения вы- полняются в железобетонных и металли- ческих конструкциях, кирпич и дерево ис- пользуются только в особых случаях, ко- гда застройку необходимо увязать с тра- диционной архитектурой местности. На- Рис. 4.64. Подпорные стенки пример, использование кирпича и дерева в архитектуре исследовательского для подпорной стенки и галереи имело комплекса, Германия место в промышленном комплексе Брауна в Мельсунгене, Германия (архи- текторы Стирлинг и Вильфорд). Деревянные пересекающиеся крест-накрест балки составили пространственную конструкцию стены, что напоминало фахверковые структуры, типичные для средневековых немецких городов, каким и является Мельсунген. Комплекс был построен в долине, недалеко от горо- да, проходящий рядом старый виадук та- ким образом нашел формальную рефлек- сию в новом производственном сооруже- нии (рис. 4.65). Высота конструктивных сооружений может быть довольно значительной, напри- мер, высота этажерок, где оборудование Репозиторий БНТУ размещается в три-четыре и более ярусов. Для доступа к оборудованию в такие со- оружения вводят лестницы, маршевые ли- бо стремянки, уклон маршей принимается Рис. 4.65. Промышленный комплекс больше принятого для зданий и может со- Брауна в Мельсунгене, Германия, архитекторы Стирлинг, Вилфорд ставлять 45, 60 градусов. Часто сооруже- и Партнеры ния для опирания сочетаются с емкостны- ми сооружениями. В архитектурной композиции предприятий сооружения этой группы играют существенную роль. Они могут быть акцентами в за- стройке если не всего промышленного комплекса, то его фрагментов, под- порные же стенки участвуют в формировании рельефа, пластики земли. Сооружения для коммуникаций и транспорта – это каналы, тоннели, эс- такады (крановые и разгрузочные), конвейерные галереи (рис. 4.66, рис. 4.67). Каналы и тоннели выполняют подземными, они служат для прокладки ком- муникаций либо проходов людей. Каналы имеют высоту до 2 м и не пред- назначены для прохода людей, в случае ремонта их откапывают и вскры- вают. Тоннели имеют высоту более 2 м, эксплуатация тоннелей предусмат- ривает проход людей. Верх каналов и тоннелей заглубляется в землю не менее чем на 0,3 м, под автомобильным или железнодорожным полотном – не менее чем на 0,5 и 1 м соответственно. Если каналы проходят под зда- нием, то их верх может совпадать с отметкой пола, а у тоннелей все равно должен быть ниже на 0,3 м.
Рис. 4.66. Завод по производству газетной бумаги Рис. 4.67. Трубопрокатный завод в Шклове, Беларусь, архитекторы А. И. Ничкасов, в Челябинске, Россия Е. М. Ковалевский, С. А. Митько и др.
Эстакады – это транспортные устройства, предназначенные для по- грузочно-разгрузочных работ. Существуют крановые эстакады, состоящие из опор и пролетного строения, по которому двигается подъемное обору- дование – мостовой кран. Такая эстакада имеет один или несколько проле- Репозиторий БНТУ тов довольно значительных размеров – пролет 18–30 м, шаг колонн 6–12 м, высота – более 10 м, общая длина эстакады равна длине нескольких желез- нодорожных вагонов или автопоездов, заходящих внутрь пролета. Другим видом эстакад являются разгрузочные железнодорожные, представляющие собой поднятые над землей на 1,8–9 м рельсовые пути и используемые для разгрузки с железнодорожных составов сыпучих материалов, которые мо- гут храниться навалом – каменный уголь, щебень и проч. Галереи – это наземные или надземные наклонные или горизонталь- ные сооружения, связывающие между собой производственные корпуса и служащие для размещения коммуникаций – конвейеров, трубопроводов и др., а также прохода людей. Уклоны и внутренние размеры галерей опре- деляются в зависимости от производства, которое они обслуживают. Ино- гда уклон принимается исходя из возможности передавать материалы са- мотеком, под действием силы тяжести. В зависимости от своей длины га- лерея может опираться на конструкции зданий и таким образом как будто висеть между корпусами либо опираться на специальные опоры. Сооружения для коммуникаций и транспорта могут быть объединяю- щими элементами в застройке промышленных предприятий. Линейные, про- тяженные по форме, они связывают разнообразные объемы производст- венных корпусов в единое композиционное целое. Наиболее интересную с точки зрения архитектуры группу производ- ственных сооружений составляют емкостные – силосы, бункера, резерву- ары для воды и прочих жидких и газообразных материалов. Силос и бункер – это емко- сти для сыпучих материалов: ру- ды, цемента, зерна, гранулиро- ванных материалов, какао, муки и проч. (рис. 4.68). Их назначе- ние – хранение материала, причем силосы, как правило, рассчиты- ваются на более длительное хра- нение. Бункера и силосы загружа- ются сверху и разгружаются, со- Рис. 4.68. Бункер ответственно, снизу. В плане бун- кера бывают прямоугольными, силосы могут быть разных очертаний – круг, квадрат, многоугольник, диаметром 3–9 м, в отдельных случаях при- меняются силосы диаметром 18 и 24 м. Собранные в группы, силосы и бункера формируют целые комплексы, которые выделяются своими фор- мами и довольно внушительными размерами. В таких объемах обязательно присутствует надсилосный и подсилосный этажи, предназначенные для за- грузки и выгрузки материала. Так, приемный склад глинозема и фторсолей Саянского алюминиево- го комбината, Россия, является примером объединения отдельных емкост- ных сооружений в единый комплекс. Железобетонные силосы, каждый из Репозиторий БНТУ которых имеет диаметр 12 м, собраны в группу, сверху и снизу располага- ются специальные погрузочные этажи, общая высота сооружения 40 м. Объ- ем дополняет отдельно стоящая лестница, обеспечивающая доступ на верх- ний этаж загрузки. Благодаря внушительным размерам и пластической не- расчлененности силосов, их ясной, хорошо читаемой с дальних расстояний форме, все сооружение выглядит монументальным, выделяясь на фоне остальной застройки большого по площади алюминиевого комбината. Резервуары – это цистерны, цилин- дрические, каплевидные, шарообразные баки, предназначенные для хранения жидких и газообразных материалов. Ем- кости для хранения газов получили на- звание газгольдеров (рис. 4.69). Резервуары выполняют, как пра- вило, из металла, их конструкция и тех- ническое решение очень разнообразны и зависят от вида хранящейся жидко- Рис. 4.69. Газгольдер сти или газа. На площадке предприя- тия резервуары могут иметь подземное, полуподземное и надземное раз- мещение. Надземные емкостные сооружения, как правило, не превышают высоты производственных корпусов. Однако их ярко выраженная геомет- рическая форма легко прочитывается в композиции промышленного пред- приятия, привлекает внимание и вызывает интерес. Например, композиция новых корпусов пивоваренного завода в г. Евер, Германия, была построена на пространственной организации трех башен, каждая из которых включала по пять емкостей для брожения и созревания пива. Подымаясь на 34 м над примыкающими зданиями и являясь высот- ными доминантами в застройке этого старого городка, башни олицетворя- ли современность в традиционном процессе пивоварения, формируя новый силуэт не только завода, но и всего населенного места. Историческая пре- емственность и тактичное отношение к окружению заставили архитектора отказаться от открытого применения технических форм емкостей, поэтому башни были облицованы зеркальным стеклом, отражающим окрестности и оптически обеспечивающим слияние нового комплекса с ландшафтом. Примечательно, что башни расположены с лицевой стороны промышлен- ной площадки, рядом со входом и адми- нистративным зданием, они стали визит- ной карточкой старого предприятия. Резервуары для воды составляют осо- бую группу емкостных сооружений, кото- рые называются водонапорными башня- ми (рис. 4.70). Назначение этих сооруже- ний на промышленной площадке – хра- нить запас воды для противопожарных и Репозиторий БНТУ прочих нужд. Водонапорные башни встре- чались и встречаются не только на пред- приятиях. До 1930-х гг. в белорусских го- родах их можно было увидеть в застройке Рис. 4.70. Водонапорная башня разного функционального назначения – в Екатеринбурге, Россия, жилых кварталах, больничных комплексах, архитектор М. Рейшер железнодорожных вокзалах. Сегодня в свя- зи с централизованным водоснабжением они практически перестали стро- иться в городах, но по-прежнему заполоняют сельские ландшафты, в том числе дачные поселки. На территории городских предприятий водонапор- ные башни строятся только в случае больших размеров производственной площадки и особых требований и условий пожарной безопасности. Круп- ные предприятия, размещаемые вне города, обязательно имеют в своем со- ставе одну или несколько водонапорных башен. Облик этих несложных с технологической и технической точки зрения сооружений очень разнообразен: от подчеркивания вертикальной структу- ры объема, до намеренного использования приземистых, массивных форм. Интересные художественные возможности дает размещение водонапорных башен на производственной площадке группами. Сегодняшние водона- порные башни выполняются из сборного и монолитного железобетона и металла. Высота башен достигает отметки 40 и более метров, они нередко становятся композиционным акцентом в застройке предприятия. Таким акцентом, например, стала стальная водонапорная башня научно-ис- следовательского центра компании «Дже- нерал моторс» в Детройте, США (архи- тектор Э. Сааринен). Эллипсообразный, совершенный по форме бак был поднят над водоемом на трех опорах-колоннах (рис. 4.71). Башня, отраженная в воде, зри- тельно увеличивала свою высоту, взмывая ввысь и поднимаясь над застройкой все- го комплекса, расположенного в парко- вом ландшафте. Помимо функциональной Рис. 4.71. Водонапорная башня ей была придана смысловая нагрузка. Из- научно-исследовательского центра вестный историк современной архитек- компании «Дженерал моторс» туры Ю. Едике охарактеризовал это так: в Детройте, США, архитектор «Вековое противопоставление деловых Э.
Сааринен и индустриальных зон, с одной стороны, и зон отдыха – с другой, здесь разреши- лось в пользу индустриального ландшаф- та, в котором техника и природа обрели равноправное положение» [11]. Репозиторий БНТУ Четвертую группу производственных сооружений составляют специальные. Их основными составляющими являются гра- дирни, дымовые и вентиляционные трубы. Назначение градирен – охлаждение Рис. 4.72. Башенные градирни воды, используемой в производственном на суперфосфатном заводе процессе (рис. 4.72). в Гомеле, Беларусь Существуют три принципиальных типа градирен. Первый – башенные градирни, где за счет большой высоты сооружения и его специальной формы создается воздушная тяга, в результате которой вода и воздух, соприкасаясь, обмениваются теплом. Форма этих градирен, как правило, образована вращением гиперболической кривой относительно вертикальной оси. Такая форма наиболее рациональна с аэродинамической точки зрения, поскольку создает большую тягу воздуха. Размеры башенных градирен достаточно внушительные: высота может достигать 150 м, а диа- метр у основания и у вершины – соответственно 125 и 75 м. Второй тип – это вентиляторные градирни, сооружения прямоугольной формы, в которых воздух движется не вертикально, а горизонтально, через жалюзи в стенах. Тяга создается не естественным, а принудительным путем за счет действия вентиляторов. В обоих типах, башенном и вентиляторном, в процессе водоохлаждения в окружающую среду выделяется пар. Третий тип – сухие градирни, основан на теплоотдаче через стенки ра- диаторов. Таким образом, вода не имеет открытого соприкосновения с воз- духом и, соответственно, не выделяется пар. С экологической точки зрения этот тип градирен является наиболее предпочтительным. Материал для строительства башенных градирен – металл и монолит- ный железобетон, сборный железобетон используется редко, в остальных типах градирен широко применяются также дерево и другие материалы. Дымовые и вентиляционные трубы используются практически на всех производствах, однако они наиболее заметны на предприятиях с большим количеством загрязнений (рис. 4.73, 4.74). Высоту и выходной диаметр трубы рассчитывают, исходя из объема выброса, метеорологических условий мест- ности и экологических стандартов состояния среды. Чем выше труба, тем больше требуется времени на рассеивание загрязнений в течение оседания факела выброса на землю. Наличие дымовых и вентиляционных труб свиде- тельствует об использовании пассивных мер охраны окружающей среды, при которых выбросы не уничтожаются, а только рассеиваются, снижаются их концентрации на производственных и прилегающих к ним площадках.
Репозиторий БНТУ
Рис. 4.73. Мусороперерабатывающий Рис. 4.74. ТЭЦ в Гомеле, Беларусь завод, Италия, архитектор М. Ботта
Дымовые и вентиляционные трубы – это очень активный высотный элемент в застройке предприятия, их высота может достигать 420 м. Одна- ко с развитием технических средств очистки выбросов высота труб снижа- ется. Материалом для строительства производственных сооружений этого типа является кирпич, железобетон, металл и различные искусственные полимеры, в частности стеклопластик. Форма труб принимается цилиндрическая, в виде усеченного конуса либо комбинированная с переменным уклоном наружной поверхности. Тру- бы могут быть самонесущими либо крепиться металлическими растяжками и другими опорными решетчатыми конструкциями. Кроме того, возможно устраивать многоствольные трубы. Так, в Ганновере построена четырех- ствольная, в Висбадене, Германия, – трехствольная труба. Многоствольность трубы может специально подчеркиваться в ее очертаниях, это дает интерес- ные художественные возможности, позволяющие сделать такие инженер- ные сооружения очень пластичными и выразительными. По степени участия в композиции предприятия специальные сооруже- ния относятся к самым активным. Их геометрические размеры, оригиналь- ные формы, возможность окраски практически в любой цвет делают эти сооружения доминантами в застройке больших промышленных районов, а иногда и всего города. Заканчивая обзор типологических особенностей производственных со- оружений, следует сказать, что их многообразие и многовариантность уча- стия в пространственной организа- ции объекта усиливается еще и тем, что они могут строиться не только отдельно стоящими, но и входить в композицию зданий (рис. 4.75). Возведение производственных со- оружений – емкостных (бункера, резервуары, силосы), специальных (градирни) и др. на крышах произ- водственных корпусов является ши- роко распространенной практикой Рис. 4.75. ТЭЦ в Лос Анджелесе, США, во многих отраслях промышленно- архитектор В. Джонс сти. Технические формы производственных сооружений, их масштаб и плас- тика могут способствовать усложнению всего композиционного строя, уси- лению образности и выразительности проектируемого объема. Репозиторий БНТУ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|