Специальные производственные здания⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Многообразие видов производственной деятельности человека, изменя- ющиеся условия жизни и, соответственно, потребности людей формируют особые типы производственных зданий. Их можно разделить на две группы. Первая группа – это нечасто встречающиеся объекты, специфика, оригиналь- ность которых диктуется необычными условиями их эксплуатации: на воде, под землей, в особой среде, в движении [25]. Вторая группа – это, наоборот, очень распространенные объекты, которые имеются на каждом предприятии, и их специфика заключается в общности, единстве условий формирования их пространственной структуры для совершенно разных производств. Это складские объекты [4]. Рассмотрим эти группы последовательно. Наиболее распространенными производственными объектами на воде сегодня являются платформы по добыче нефти и газа на континентальном шельфе. Открытие в 1970-х гг. новых месторождений в северных морях значительно расширило область применения такого рода объектов, совер- шенствовало их объемно-пространственные, конструктивные и технические решения. Сегодня установлено, что запасы нефти и газа на шельфе такие же, как и на суше, причем в будущем, в связи с истощением месторождений на суше, они станут основными источниками добычи этого сырья. Морская нефтедобывающая платформа – это автономный производ- ственный комплекс с вахтовым методом работы. Как правило, он делится на четыре функциональных модуля – буровой и эксплуатационный, энер- гетический и жилой. Платформы, обеспечивающие добычу нефти с неболь- ших глубин (20–30 м), уже насчитывают столетнюю историю своего суще- Репозиторий БНТУ ствования, например, промышленный комплекс «Нефтяные камни» в Кас- пийском море, Азербайджан. Такие платформы возводятся в основном из стальных конструкций, опорные части крепятся ко дну анкерами и прочи- ми устройствами. Из-за относительной близости к берегу добываемая нефть транспортируется на сушу посредством трубопроводов. Глубоководные нефтедобывающие платформы способны обеспечивать технологический процесс бурения скважины и добычи нефти с глубин до 250–300 м. Эти сложные в техническом отношении сооружения состоят из следующих элементов: подводное нефтехранилище, лежащее непосредствен- но на грунте; надводная платформа с размещением оборудования, жилых помещений и служб и опоры-коммуникации, связывающие первое и вто- рое. Устойчивость объекта обеспечивается действием силы тяжести за счет веса конструкции, оборудования и хранящейся нефти. Материалом для конструкций нефтедобывающих платформ являются металл и железобетон. Первый начал использоваться раньше, но в послед- нее время железобетон получил более широкое распространение. Одним из главных его преимуществ применительно к морским условиям эксплуата- ции является значительная масса сооружения, способствующая его устой- чивости и обеспечивающая его установку непосредственно на дно без до- полнительного анкерения. Помимо этого железобетон по сравнению с ме- таллом обладает высокой коррозионной стойкостью против агрессивного воздействия морской среды и нефтепродуктов. Железобетонные платфор- мы лучше сопротивляются состояниям, вызываемым волной, качкой, под- водными течениями, и имеют по сравнению со стальными платформами более высокую степень огнестойкости, что очень важно для нефтяных и газовых промыслов. Монтаж и сборка платформ частично обеспечиваются на берегу в сухих доках и непосредственно на месте из объемных блок- модулей заводской готовности, вес которых 500–1300 т. Нефтедобывающие платформы могут группироваться по типу про- мышленного узла. В этом случае происходит функциональное разделение всех платформ на основе узкой специализации: платформы для бурения и добычи, подготовки и переработки нефти, централизованного энергоснаб- жения, проживания и социального обслуживания. Такие комплексы созда- ются в случае освоения крупных, высокопродуктивных месторождений. Объемно-пространственное решение платформы – результат совмест- ной работы технолога, конструктора и архитектора. Последний отвечает за организацию надводной части. Он должен суметь разместить большое ко- личество технических и жилых помещений на ограниченной площади, обес- печить приемлемые условия труда и проживания рабочих, сформировать интересный, выразительный силуэт этого сложного объекта, восприятие которого осуществляется в необычных для человека условиях. Производственными объектами на воде являются также электростан- ции, работающие на сжигании добываемого со дна газа (проект норвеж- ских и шведских специалистов в Северном море), преобразовании в элек- Репозиторий БНТУ трическую энергию разности температур воды на поверхности и на глу- бине (станция «Мини-Отес» у Гавайских островов), преобразовании энер- гии приливов (у французского берега пролива Ла-Манш в бухте Ранс), и не- которые заводы по переработке водорослей, морепродуктов и проч. [38]. Строительство производственных объектов под землей известно доволь- но давно. Первыми были шахты для выработки полезных ископаемых и склады, использующие преимущества такого способа хранения, поскольку на глубине 7 м и более температура грунта всегда постоянна (13). Эта особенность использовалась, в частности, для винных заводов, где обяза- тельным условием получения высококачественного продукта являлась его долговременная выдержка при постоянных температурах. Число подземных объектов существенно расширилось за счет возве- дения линий метро и участков железнодорожных путей в крупных городах Европы и Америки в конце XIX в. В то же время основные производствен- ные составляющие этих транспортных комплексов – депо и вагоноремонт- ные мастерские – продолжали оставаться на поверхности земли. В годы Второй мировой войны под землей стали размещать целые за- воды, выпускающие боеприпасы и военную технику. Такая практика стро- ительства некоторой части стратегических объектов производственного на- значения сохраняется и в настоящее время. Сегодня широкое распространение получило строительство подземных гаражей-стоянок в городах. Это дает возможность освобождать затесненные городские центры от автомобилей, использовать дорогостоящую городскую землю для объектов социальной сферы и жилья. Множество примеров строи- тельства подземных гаражей можно найти во многих городах мира. Подзем- ными строятся также склады и хранилища. Так, в Норвегии недалеко от г. Осло, в выработанном каменном карьере сооружен крупнейший в Европе механизированный склад. Его глубина 18 м, на крыше построено админи- стративное здание, связь со складскими площадями осуществляется через штольню, специально пробитую с одной стороны карьера и ведущую непо- средственно из подземного хранения к окружной скоростной дороге. Возведение любой постройки под землей, а производственной особенно, связано с большими материальными затратами и необходимостью решать дополнительно возникающие технические задачи. Производство – это всегда источник шума, вибрации, тепловыделений, технологических выбросов. Многократно отраженные в подземных цехах звуковые волны способны со- здать акустический дискомфорт даже в сравнительно бесшумных производ- ствах. То же касается вопросов отопления, поскольку без строгого контроля и специальных мер регулирования микроклимата перегрев среды наступает до- статочно быстро. Даже незначительные тепловыделения от работающих станков и осветительного оборудования в случае подземного размещения це- хов становятся серьезной проблемой. Усложняются и вопросы пожаро- и взрывобезопасности помещений, эвакуации рабочих в аварийных ситуациях. И, конечно, большую важность приобретает формирование нормально- Репозиторий БНТУ го психологического климата в производственных зонах. Промышленная архитектура в силу своей специфики способна формировать отрицательные психофизиологические реакции у работающих. Размещение производствен- ных объектов под землей усугубляет эту особенность. Преодоление чувства замкнутости пространства, оторванности от привычного окружения, невоз- можности иметь визуальную связь с внешним миром через оконные прое- мы, опасность возникновения аварийных ситуаций при действующем тех- нологическом процессе – все это требует специальных архитектурных при- емов организации интерьера производственных помещений. Поэтому подземное строительство производственных объектов долж- но быть серьезно обосновано. Его, как правило, используют для возведе- ния объектов, не требующих постоянного присутствия людей, – хранилищ, гаражей-стоянок, заводов-автоматов, и для объектов, использующих пре- имущества подземного размещения – поддержание особого внутреннего режима: полной тишины, постоянной температуры и влажности воздуха, а также для стратегических объектов. Все подземные объекты делятся на полностью или частично заглуб- ленные, их возводят тоннельным или засыпным (открытым) способами. Объемно-планировочные и конструктивные решения этих построек зави- сят от конкретных технологических характеристик производства, геологи- ческих условий места строительства и могут быть очень разнообразными. Производственные объекты в особой среде – это промышленные ком- плексы по добыче и переработке ископаемых на Крайнем Севере, в усло- виях пустыни, на других планетах. С недавних пор к ним присоединились научно-производственные комплексы, размещение которых предусматри- вается в загрязненной радионуклидами зоне Чернобыльской атомной стан- ции (рис. 4.87, 4.88). Эти объекты являются, как правило, эксперименталь- ными и в настоящее время находятся в стадии проектных разработок.
Рис. 4.87. Научно-производственный комплекс Рис. 4.88. Научно-производственный в 30-км зоне Чернобыльской АЭС, комплекс в 30-км зоне дипломный проект Л. Братенниковой, БНТУ, Чернобыльской АЭС. План Беларусь. Общий вид
Репозиторий БНТУ Движущиеся производственные объекты, их иногда называют мобиль- ными, представляют собой перемещающиеся самостоятельно либо с по- мощью отдельных транспортных средств, по воде и по суше (по автомо- бильной или железной дороге) небольшие заводы и фабрики. Обычно это перерабатывающие предприятия, которые приближены к источникам сырья: рыбоперерабатывающие, деревообрабатывающие заводы, либо приближе- ны к потребителю: заводы строительных материалов. Так, при сооружении нефтедобывающих платформ используются заводы по производству бето- на, в Японии при строительстве протяженного моста длиной 13 км исполь- зовался плавающий завод по производству цементного раствора. Сущест- вуют проектные разработки перемещаемого по сибирским рекам метал- лургического (переделочного) завода, который будет перерабатывать метал- лический лом, использованные конструкции, накопившиеся в этом регионе за долгий период его освоения. Движущиеся промышленные предприятия нельзя назвать в полном смысле слова архитектурными объектами. Однако в разработке их плани- ровочной схемы, организации производственных и жилых помещений при- нимают участие архитекторы, от которых зависят условия труда и прожи- вания рабочих, формирование полноценной производственной среды, внеш- ний облик и восприятие этих объектов. Складские объекты имеют достаточно обширную классификацию, ос- нованную на особенностях обслуживаемого ими производства, виде храня- щегося материала и способах его хранения, приемах объемно-планировоч- ного построения самих зданий [4]. Если все три подхода попытаться сов- местить, то складские объекты можно разделить на две большие группы: склады производственные, находящиеся в составе какого-либо предприя- тия, и склады распределительные как самостоятельные комплексы, где функ- ция хранения является основной и сама по себе производственной. Вся по- следующая классификация применима и к первой, и ко второй группе, хотя, конечно, распространенность отдельных архитектурных подтипов в двух приведенных группах будет неодинакова. Склады, входящие в состав любого предприятия, являются его непре- менным составляющим элементом. Они делятся на склады сырья и мате- риалов, промежуточные, комплектовочные и склады готовой продукции. Кроме того, на площадке предприятия встречаются специальные склады – производственных отходов, горючесмазочных материалов и проч. Эти объ- екты могут выделяться в самостоятельные объемы, а могут быть и состав- ными частями производственных корпусов. Распределительные склады, их иногда называют базисными, – это самостоятельные объекты, назначе- ние которых – временно хранить и перераспределять разные, в основ- ном готовые, продукты и материалы Репозиторий БНТУ (рис. 4.89). Они классифицируются также в зависимости от хранящего- ся, но с несколько другим подхо- дом: склады пищевых и непищевых продуктов, комбинированные, пред- Рис. 4.89. Типовые складские здания полагающие хранение и тех и дру- в промышленном районе Бруклина, гих. Примерами таких складов явля- Нью-Йорк, США ются городские холодильники, элеваторы, торговые базы, портовые и же- лезнодорожные грузовые терминалы. Казалось бы, нет ничего проще складского объекта – навес, укрытие для продукта, вот, вроде бы, и все. Однако современный склад – это непро- стой организм (рис. 4.90). Во-пер- вых, потому, что помимо склади- рования и хранения сюда переда- ется ряд производственных опе- раций: проводят подготовку и первичную обработку материала, сортировку, комплектацию, упа- ковку пр. Во-вторых, нужно уметь Рис. 4.90. Складские здания в комплексе хранить много на ограниченной Буш-Терминал, Нью-Йорк, США. площади, а принимать, складиро- вать и отправлять грузы – быстро. Качество организации складского хо- зяйства свидетельствует об уровне развития всего производства, его тех- нической оснащенности, использовании механизированных и автоматизи- рованных процессов. Склады обоих групп, и распределительные, и входящие в состав пред- приятий, по способу хранения материала делятся на объекты бестарного и тарного хранения. В первом случае склады часто представляют собой от- крытые площадки, полузакрытые склады-навесы, емкости – силосы, бун- кера, относящиеся уже к инженерным сооружениям. Открытые и полуза- крытые склады обязательно оснащаются подъездными путями, крановым оборудованием: козловыми, автомобильными, железнодорожными крана- ми, укладочными машинами, переносными конвейерами. Форма навеса мо- жет повторять естественный уклон складируемых сыпучих материалов. Перекрытые большепролетными конструкциями, часто с использованием тентовых материалов, полузакрытые склады-навесы своим причудливым абрисом разнообразят застройку производственных площадок, придавая общему силуэту выразительность и остроту. При тарном хранении материала строятся закрытые склады, которые могут быть одноэтажными и многоэтажными. Здесь пространственная и планировочная организация складского объема зависит от способа приема, хранения и отправки грузов. Хранить можно в контейнерах и на поддонах, укладывать груз в штабеля или на стеллажи. Штабель – это поставленные друг на друга при помощи подъемных Репозиторий БНТУ устройств (передвигающихся кранов, автопогрузчиков-штабелеров и др.) под- доны со штучными грузами (рис. 4.91). Такая система позволяет формировать компактные объемы грузов, довольно рационально использовать внутреннее пространство, а также не требует никакого оборудования кроме погрузочных устройств. Однако достать груз с нижележащих ярусов, не сняв предвари- тельно верхние, невозможно, это существенный недостаток такой системы складирования. Ее применяют при хранении одинаковых материалов. Для стеллажного хранения необ- ходимо специальное оборудование – стеллажи, на которых, как на полках, расставлены грузы. Достать каждый можно в любое время, но при этом не столь эффективно используется площадь склада, увеличивается пло- щадь проходов-проездов. Стеллажи бывают разных типов – полочные, рамные, специальные, с регулируе- мой и нерегулируемой высотой яче- ек и проч., мобильные и гравитаци- онные. Мобильные стеллажи стоят Рис. 4.91. Штабельное хранение на рельсах, вплотную друг к другу, без разделительных проходов-про- ездов. Доступ к нужному стеллажу обеспечивается откатыванием впереди стоящих, таким образом экономится площадь этажа, но, конечно, из-за наличия специальных устройств и оборудования удорожаются строитель- ство и эксплуатация здания склада. Гравитационные стеллажи имеют наклонные поверхности, по которым грузы скользят под действием силы тяжести. На место отправленного автоматически передвигается следую- щий, и поэтому, как и в штабельном хранении, достать груз из середины стеллажа невозможно. Помимо перечисленных существует система подвижного хранения – роторные склады. Этажерки или поддоны объединены в кольцевой поезд, развивающийся по вертикали, прокручивание всего кольца позволяет под- вести нужный поддон или этажерку к месту загрузки и выгрузки. Подве- шенные этажерки всегда сохраняют строго вертикальное положение, вся система напоминает хорошо знакомый с детства развлекательный аттрак- цион – «чертово колесо». Технологические схемы функционирования складских зданий тоже име- ют несколько разновидностей. Наиболее распространены три схемы, условно выразить сущность которых можно следующим образом: хранить одина- ковое с одинаковым, хранить по принципу «первый принят – первый вы- дан» и хранить на свободном месте. Не вдаваясь в подробности каждой схемы, следует отметить, что сама технология хранения постоянно разви- вается, как развиваются и обеспечивающие ее технические устройства. Помимо способа и технологии хранения на формообразование склад- Репозиторий БНТУ ских объемов влияние оказывает уровень механизации и автоматизации процесса складирования. Механизированные склады предполагают при- сутствие человека на всех уровнях и этажах, поэтому они имеют лестницы, лифты, проезды и проходы, санитарные и административно-бытовые по- мещения. Полностью автоматизированные склады – это, как правило, вы- сотные объемы, без оконных проемов, с крупномасштабными членениями.
Одноэтажные складские здания часто перекрывают большепролетными конструкциями, обеспечивая этим гибкость безопорного внутреннего про- странства. Соответственно такое большепролетное покрытие мо- жет иметь сложную форму, вно- сящую интересный акцент в про- мышленную застройку площадки (рис. 4.92). Высота одноэтажного здания бывает довольно значи- Рис. 4.92. Одноэтажные склады мебельной тельной, а грузы внутри распола- фабрики в Бад-Мюндер, Германия, гаются в несколько ярусов. инженер Отто Фрэй Так, интересным примером является одноэтажный склад за- вода Брауна в Германии, постро- енный по проекту архитектора Стирлинга (рис. 4.93). Эллиптическое по форме здание выполнено в металле, име- ет рампу на 24 грузовых авто- мобиля, одновременно обслужи- вающих склад. Большие размеры здания, изумрудно-зеленый цвет Рис. 4.93. Складское здание промышленного медных листов облицовки, мяг- комплекса Брауна в Мельсунгене, Германия кая линия крыши дополняют ар- хитектуру этого современного комплекса, ставшего эталоном предприятия эпохи «просвещенного капитализма». Производство здесь на многих опе- рациях не только автоматизировано, но и робототизировано. Связывающие все складские и производственные корпуса самодвижущиеся тележки пере- мещаются по тем же проходам, что и рабочие, останавливаясь автоматиче- ски перед каждым человеком, пересекающим их путь. Многоэтажные механизированные склады – это значительные по ши- рине объемы, высотой четыре–шесть этажей, с небольшим количеством бо- кового остекления и развитой системой вертикальных коммуникаций – лиф- тов и подъемников, а поскольку в технологическом процессе задействованы люди, то и лестниц. Для вертикального перемещения грузов используются и пандусы, производительность транспортных операций при этом довольно высока, но сами пандусы из-за небольших уклонов очень громоздки, Репозиторий БНТУ усложняют конструктивную систему здания, и их рекомендуется применять в зданиях не выше двух-трех этажей. Сегодня существуют и постоянно со- вершенствуются системы вертикального подъема грузов с помощью пло- скопараллельных подъемников – эскавейеров, подвесных монорельсовых конвейеров. Расстановка внутренних опор в этих зданиях осуществляется по пролетной или ячейковой схеме, в железобетонном или металлическом каркасе, с размерами сетки колонн 12 9 м, 12 12 м и более.
Автоматизированные много- этажные склады выполняются, как правило, в металлическом кар- касе, который служит одновре- менно и стеллажной конструкци- ей (рис. 4.94). Их объемы не рас- считаны на человека, часто имеют глухие поверхности и достигают значительной высоты (30–40 м). Для больших распредели- Рис. 4.94. тельных складских комплексов не Автоматизированный склад, - Германия, архитекторы Шнейдер редко сочетание автоматизиро- и Шумахер ванных и механизированных объ- емов хранения. Помимо основных площадей хранения для всех типов складов преду- сматриваются помещения подсобного назначения – для размещения служб эксплуатации, как, например, специальные помещения компрессорных, ма- шинные отделения холодильных камер, помещения для хранения и обслу- живания напольного транспорта, вентиляционные камеры, ремонтные ма- стерские, пульты управления и проч. Возможны цеха упаковки и сорти- ровки. Неавтоматизированные склады имеют еще и помещения по обслу- живанию людей – бытовые и административные. В состав складов всех типов входят приемные погрузочно-разгрузочные устройства – рампы, де- баркадеры, крытые навесом и оснащенные разными механизмами для сня- тия и погрузки материала с любого вида транспорта – автомобильного, же- лезнодорожного, морского, речного. Складские здания и сооружения занимают свое, достаточно заметное место в промышленной архитектуре. На предприятиях добывающей про- мышленности склады и окружающие их погрузочные устройства нередко становятся доминирующими элементами в архитектурно-пространствен- ной организации всей площадки. Многоэтажные склады на предприятиях легкой и пищевой промышленности порой являются единственной верти- кальной доминантой в застройке фабрик и заводов. Высотные объемы ав- томатизированных складов, имеющие глухие поверхности, предоставляют огромные площади для размещения рекламы производства, яркой окраски фасадов, что способствует внесению разнообразия в среду промышленного района и всего города. Репозиторий БНТУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, рассмотрев объекты промышленной архитектуры в типологиче- ских, временных и пространственных рамках, можно сделать некоторые выводы. Безусловно, промышленная архитектура является определенным фе- номеном, специфической областью зодчества, выделение и идентификация которой были обеспечены становлением ее собственной практики в XVIII в., а также начавшимся в первой половине XIX в. формированием теории и образования. Промышленной архитектуре присущи формальные специфические чер- ты, выделяющие ее объекты из архитектурной среды. Эти качества могут меняться и даже исчезать с течением времени. На сегодняшний день к ним относятся большие линейные размеры, большой масштаб, обусловленность формообразования техническими элементами и подвижность, динамичность композиционного построения. В то же время промышленной архитектуре свойственны и неизменные характеристики, выражающиеся в общих закономерностях ее исторического развития. Именно они определяют феноменологическую сущность промыш- ленной архитектуры, все происходящие во времени изменения формы и структуры, конструктивные и архитектурно-художественные особенности построения производственного пространства. Таким образом, промышлен- ная архитектура в любой географической точке формируется не столько под влиянием факторов и условий, специфичных для конкретной исторической ситуации и региона, сколько в результате действия общих механизмов. Закономерностей развития промышленной архитектуры шесть, и они сформулированы следующим образом: – эволюционность как характер развития с меняющими друг друга фа- зами количественных накоплений и качественных преобразований; – глобальная общность процесса развития, обусловливающая его оди- наковые проявления на разных территориях, в разных странах и регионах; – встраиваемость стран в общий процесс развития на любом истори- ческом отрезке времени (сокращение и выпадение временных периодов в истории промышленной архитектуры отдельных стран); – определяющая роль лидирующих субъектов – отдельных стран – как движущая сила развития; – детерминированность развития ограниченным количеством типов Репозиторий БНТУ объектов на всех исторических этапах, устойчивость типов во времени и их развитие за счет расширения видовых модификаций; – универсальность подходов и принципов пространственного постро- ения всех объектов как постоянная характеристика развития. Промышленная архитектура прошла более чем трехсотлетний истори- ческий путь, который можно представить четырьмя периодами: 1710– 1830-е гг. – период формирования, в течение которого были со- зданы два типа объемных (здания с ярусной и плоскостной организацией внутреннего пространства) и два типа территориальных объектов (про- мышленное поселение и промышленное предприятие); 1840– 1910-е гг. – период становления, в течение которого создан один тип объемных объектов (производственное сооружение), расширены раз- новидности, качественные и количественные характеристики уже суще- ствующих типов; 1920– 1970-е гг. – период утверждения (расцвета), в котором созданы один тип объемных объектов (здание с двухуровневой организацией внут- реннего пространства) и два типа территориальных объектов (промышлен- ный район и зона смешанного использования); с 1980-х гг. – период трансформации, который характеризуется сни- жением темпов и масштабов строительства объектов, стагнацией в форми- ровании типов, новыми предпосылками к их развитию и преобразованию. Современная типология объемных объектов промышленной архитек- туры включает четыре основных типа объектов и двенадцать их подтипов, развитие которых обеспечивает дальнейшее поступательное движение этой области зодчества. Наличие общих исторических закономерностей в развитии промыш- ленной архитектуры дает возможность с высокой степенью верификации установить и современные тенденции этого развития, которые определят на перспективу ее теорию и практику. Прежде всего, тенденцией является неуклонная и последовательная поляризация промышленной архитектуры, разделяющая ее объекты на простые и сверхсложные; полностью завися- щие в своем формообразовании и структурно-пространственной органи- зации от технических составляющих производства и ориентированные, прежде всего, на человека. Это определяет развитие промышленной архи- тектуры в двух расходящихся направлениях: технизированные объекты и объекты, приближающиеся к гражданской архитектуре, грань с которой в конечном итоге перестанет существовать. Направлениями развития ста- новятся тотальная унификация производственного пространства; адек- ватность не процессу, а его будущим изменениям; отсутствие приори- тетности в распространении типов; интегративность и полифункцио- нальность объектов. Это обусловливает исчезновение в теории и практике промышленной архитектуры всегда существовавших отраслевых рамок и отмену для всех объектов типологических границ, сближение и взаимо- Репозиторий БНТУ проникновение различных функциональных процессов.
ЛИТЕРАТУРА 1. Архитектура промышленных предприятий, зданий и сооружений : справочник проектировщика / В. А. Дроздов [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Кима. – 2-е изд. – М. : Стройиздат, 1990. – 638 с. 2. Архiтэктура Беларусi: Нарысы эвалюцыi ва ўсходнеславянскiм i еўрапейскiм кантэксце : у 4 т. – Мінск: Беларус. навука, 2006–2009: Архи- тектура промышленных зданий / Е. Б. Морозова, Г. Л. Залеская. – Т. 3, кн. 1. – 2007. – С. 452–481; Архитектура производственных построек вто- рой половины XIX–начала XX в. / Г. Л. Залеская. – Т. 3, кн. 2. – 2007. – С. 488–528; Промышленная архитектура / Е. Б. Морозова. – Т. 4, кн. 2 – 2009. – С. 717–755. 3. Архитектура Советской Белоруссии / В. И. Аникин [и др.] ; под общ. ред. В. И. Аникина. – М. : Стройиздат, 1986. – 319 с. 4. Архитектурное проектирование промышленных предприятий : учеб- ник для вузов / С. В. Демидов [и др.] ; под ред. С. В. Демидова, А. А. Хрус- талева. – М. : Стройиздат, 1984. – 392 с. 5. Архитектурное проектирование промышленных объектов : учебное пособие / В. И. Аникин [и др.]; под общ. ред. В. И. Аникина. – Минск : БГПА, 2000. –205 с. 6. Блохин, В. В. Композиция в промышленной архитектуре / В. В. Бло- хин. – М. : Стройиздат, 1977. – 52 с. 7. Болбас, М. Ф. Помнiкi навукi i тэхнiкi Беларусi / М. Ф. Болбас, А. Л. Кiштымаў. – Мiнск : Полымя, 1990. – 16 с. 8. Булгаков, С. Н. Производственные здания нового поколения / С. Н. Булгаков. – М. : Знание, 1990. – 63 с. 9. Гидион, З. Пространство, время, архитектура / З. Гидион ; пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня. – М. : Стройиздат, 1984. – 455 с. 10. Градостроительство и территориальная планировка : понятийно- терминологический словарь / М-во архитектуры и стр-ва Респ. Беларусь ; редкол. : Г. А. Потаев (отв. ред.), И. А. Иодо, К. К. Хачатрянц, А. И. Нич- касов. – Минск : Минсктиппроект, 1999. – 192 с. 11. Едике, Ю. История современной архитектуры / Ю. Едике ; пер. с нем. Д. Аркиной ; под ред. В. Калиша. – М. : Искусство, 1972. – 246 с. 12. Змеул, С. Г. Архитектурная типология зданий и сооружений : учеб- ное пособие для вузов / С. Г. Змеул, Б. А. Маханько. – М. : Стройиздат, 1999. – 238 с. Репозиторий БНТУ 13. Иван Николаев. Архитектор, ученый, педагог / Моск. архитектурный ин-т (гос. акад.) ; сост. и отв. ред. Г. М. Агранович. – М. : Галарт, 2002. – 255 с. 14. История архитектуры Белоруссии : учебник для вузов: в 2 т. / В. А. Чантурия, А. А. Воинов. – 3-е изд. – Минск : Вышэйшая школа, 1985. – Т. 1: Дооктябрьский период / В. А. Чантурия. – 1985. – 295 с. ; Т. 2: Совет- ский период / А. А. Воинов. – 1987. – 299 с.
15. Саваренская, Т. Ф. История градостроительного искусства. Позд- ний феодализм и капитализм : учебник для вузов / Т. Ф. Саваренская, Д. О. Швидковский, Ф. А. Петров. – М. : Стройиздат, 1989. – 391 с. 16. Ким, Н. Н. Промышленная архитектура / Н. Н. Ким. –2-е изд. – М. : Стройиздат, 1988. – 244 с. 17. Костов, К. Архитектура инженерных сооружений и промышлен- ного интерьера / К. Костов ; пер. с болг. Н. Н. Теневой и Н. М. Рудь ; под ред. В. А. Цветкова и В. В. Блохина. – М. : Стройиздат, 1983. – 309 с. 18. Костов, К. Типология промышленных зданий / К. Костов ; пер. с болг. Ц. М. Симеонова ; под ред. Н. Н. Кима. – М. : Стройиздат, 1987. – 208 с. 19. Коуэн, Г. Дж. Мастера строительного искусства: история проектиро- вания сооружений и среды обитания со времен Древнего Египта до XIX ве- ка / Г. Дж. Коуэн ; пер. с англ. Д. Г. Копелянского ; под ред. Л. Ш. Килим- ника. – М. : Стройиздат, 1982. – 240 с. 20. Красильников, В. А. Промышленное зодчество и экология : справ. пособие / В. А. Красильников. – М. : Стройиздат, 1992. – 210 с. 21. Лотарева, Р. М. Промышленное градостроительство : учебное по- собие / Р. М. Лотарева. – Екатеринбург : Архитектон, 1996. – 176 с. 22. Лотарева, Р. М. Города-заводы / Р. М. Лотарева, Н. С. Алферов // Русское градостроительное искусство. Петербург и другие новые россий- ские города XVIII–первой половины XIX в. ; Науч.-исслед. ин-т теории ар- хитектуры и градостроительства ; под ред. Н. Ф. Гуляницкого. – М. : Строй- издат, 1995. – С. 341–371. 23. Мастера архитектуры об архитектуре / под общ. ред. А. В. Икон- никова. – М. : Искусство, 1972. – 590 с. 24. Мастера советской архитектуры об архитектуре : в 2 т. / под общ. ред. М. Г. Бархина [и др.]. – М. : Искусство, 1975. – Т. 2 : Советская архи- тектура / сост. : М. Г. Бархин и Ю. С. Яралова. – М. : Искусство, 1975. – 584 с. 25. Морозова, Е. Б. Архитектура промышленных объектов : прошлое, настоящее и будущее / Е. Б. Морозова. – Минск : Технопринт, 2003. – 316 с. 26. Морозова, Е. Б. Эволюция промышленной архитектуры / Е. Б. Мо- розова. – Минск : БНТУ, 2006. – 240 с. 27. Николаев, И. С. Профессия архитектора / И. С. Николаев. – М. : Стройиздат, 1984. – 384 с. 28. Очерки истории строительной техники России ХIХ–начала ХХ ве- Репозиторий БНТУ ков / В. В. Большаков [и др.] ; редкол. : Г. М. Людвиг (гл. ред.) [и др.]. – М. : Изд. литературы по стр-ву, 1964. – 372 с. 29. Кириченко, Е. И. Русское градостроительное искусство. Градост- роительство России середины ХIХ–начала ХХ века / под общ. ред. Е. И. Ки- риченко. – М. : Прогресс–Традиция, 2001. – 340 с.
30. Уиттик, А. Европейская архитектура ХХ в. Эра функционализма / А. Уиттик; пер. с англ. А. И. Венедиктова. – М. : Стройиздат, 1964. – 204 с. 31. Фремптон, К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития / К. Фремптон ; пер. с англ. Е. А. Дубченко; под ред. В. Л. Хайта. – М. : Стройиздат, 1990. – 535 с. 32. Хан-Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда : в 2 кн. / С. О. Хан-Магомедов. – М. : Стройиздат, 1996. – Кн. 1. – 709 с. 33. Хенн, В. Промышленные здания и сооружения : в 2 т. / В. Хенн; пер. с нем. Л. К. Войцеховского [и др.] ; под ред. К. Н. Карташовой. – М. : Госстройиздат, 1959. – Т. 1 : Архитектура. Проектирование конструкций. – 1959. – 287 с. ; Т. 2 : Примеры зданий и сооружений. – 1959. – 290 с. 34. Хенн, В. Здания бытового обслуживания на промышленных пред- приятиях / В. Хенн ; пер. с нем. С. Н. Тагера ; науч. ред. К. Н. Карташов, Л. Н. Шерман, В. П. Андреева. – М. : Стройиздат, 1972. – 238 с. 35. Чернихов, Я. Конструкция архитектурных и машинных форм / Я. Чернихов. – Л. : Издание Ленинградского об-ва архитекторов, 1931. – 232 с., 40 прил. 36. Чернихов, Я. Архитектурные фантазии: 101 композиция в красках / Я. Чернихов. – М. : Международная книга, 1933. – 102 с. 37. Чернявская, Т. И. Памятники архитектуры Минска ХVII–начала ХХ вв. / Т. И. Чернявская, Е. Ю. Петросова. – Минск : Наука и техника, 1984. – 152 с. 38. Чистякова, С. Б. Охрана окружающей среды : учеб. для вузов / С. Б. Чистякова. – М. : Стройиздат, 1988. – 272 с. 39. Штиглиц, М. С. Промышленная архитектура Петербурга / М. С. Штиглиц. – СПб. : Журнал «Нева», 1996. – 132 с. 40. Architecture for industry: collection / LINKS International; edit. by C. Broto. – Barcelona, 1997. – 235 p. 41. Banham, R. A concrete Atlantis: U.S. industrial buildings and European modern architecture, 1900–1925 / R. Banham. – Cambridge, Mass. : MIT Press, 1986. – 266 p. 42. Becher, B. Industrial facades / B. Becher. – Cambridge, Mass. : MIT Press, 1995. – 264 p. of plates. 43. Bergeron, L. Industry, architecture, and engineering: American ingenui- ty, 1750–1950 / L. Bergeron, M. Maiullari-Pontois ; transl. by J. M. Todd. – NY : Harry N. Abrams, Inc., 2000. – 287 p. 44. Biggs, L. The Rational Factory: architecture, technology and work in Репозиторий БНТУ America’s age of mass production / L. Biggs. – Baltimore: Johns Hopkins Uni- versity Press, 1996. – 202 p. 45. Bradley, B. H. The Works: the industrial architecture of the United States / B. H. Bradley. – NY; Oxford: Oxford University Press, 1999. – 347 p. 46. Brockman, H. A. N. British architect in industry, 1841–1940 / H. A. N. Brockman. – London : Allen & Unwin, 1974. – 186 p. 47. Czarnecki, W. Projektowanie obiektów przemysłowych / W. Czarnecki. – Bialystok : Wydawnictwa Politechniki Białostockiej, 1999. – 179 s. 48. Frampton, K. Labor, work and architecture : collected essays on archi- tecture and design / K. Frampton. – NY : Rhaidon Press, 2002. – 352 p. 49. Garner, J. S. The company town: architecture and society in the early industrial age / J. S. Garner. – New York ; Oxford : Oxford University Press, 1992. – 245 p. 50. Gayle, M. Cast-iron architecture in America: the significance of James Bogardus / M. Gayle. – NY : W. W. Norton, 1998. – 272 p. 51. Industrial architecture in Europe / edit. by H. C. Schulitz. – Hannover : Vincentz, 1990. – 128 p. 52. Nelson, G. Industrial architecture of Albert Kahn / G. Nelson. – New York : Architectural Book Publishing Co., Inc., 1939. – 176 p. 53. Pevsner, N. A history of building types / N. Pevsner. – London : Thames and Hudson, 1976. – 352 p. 54. Stratton, M. Industrial buildings, conservation and regeneration / M. Stratton. – London : E&FN Spon, 2000. – 232 p. 55. Szparkowski, Z. Architektura współczesnej fabryki / Z. Szparkowski. – Warszawa : Oficyna Wydawnicza Politechniki Warszawskiej, 1999. – 220 s. 56. Wilkinson, C. J. Supersheds : the architecture of long-span, large vol- ume buildings / C.J.Wilkinson. – Oxford, Boston : Butterworth Architecture, 1996. – 157 p.
Репозиторий БНТУ
Учебное издание
МОРОЗОВА Елена Борисовна
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|