Здавалка
Главная | Обратная связь

Специальные производственные здания



Многообразие видов производственной деятельности человека, изменя-

ющиеся условия жизни и, соответственно, потребности людей формируют

особые типы производственных зданий. Их можно разделить на две группы.

Первая группа – это нечасто встречающиеся объекты, специфика, оригиналь-

ность которых диктуется необычными условиями их эксплуатации: на воде,

под землей, в особой среде, в движении [25]. Вторая группа – это, наоборот,

очень распространенные объекты, которые имеются на каждом предприятии,

и их специфика заключается в общности, единстве условий формирования их

пространственной структуры для совершенно разных производств. Это

складские объекты [4]. Рассмотрим эти группы последовательно.

Наиболее распространенными производственными объектами на воде

сегодня являются платформы по добыче нефти и газа на континентальном

шельфе. Открытие в 1970-х гг. новых месторождений в северных морях

значительно расширило область применения такого рода объектов, совер-

шенствовало их объемно-пространственные, конструктивные и технические

решения. Сегодня установлено, что запасы нефти и газа на шельфе такие

же, как и на суше, причем в будущем, в связи с истощением месторождений

на суше, они станут основными источниками добычи этого сырья.

Морская нефтедобывающая платформа – это автономный производ-

ственный комплекс с вахтовым методом работы. Как правило, он делится

на четыре функциональных модуля – буровой и эксплуатационный, энер-

гетический и жилой. Платформы, обеспечивающие добычу нефти с неболь-

ших глубин (20–30 м), уже насчитывают столетнюю историю своего суще-

Репозиторий БНТУ

ствования, например, промышленный комплекс «Нефтяные камни» в Кас-

пийском море, Азербайджан. Такие платформы возводятся в основном из

стальных конструкций, опорные части крепятся ко дну анкерами и прочи-

ми устройствами. Из-за относительной близости к берегу добываемая нефть

транспортируется на сушу посредством трубопроводов.

Глубоководные нефтедобывающие платформы способны обеспечивать

технологический процесс бурения скважины и добычи нефти с глубин до

250–300 м. Эти сложные в техническом отношении сооружения состоят из

следующих элементов: подводное нефтехранилище, лежащее непосредствен-

но на грунте; надводная платформа с размещением оборудования, жилых

помещений и служб и опоры-коммуникации, связывающие первое и вто-

рое. Устойчивость объекта обеспечивается действием силы тяжести за счет

веса конструкции, оборудования и хранящейся нефти.

Материалом для конструкций нефтедобывающих платформ являются

металл и железобетон. Первый начал использоваться раньше, но в послед-

нее время железобетон получил более широкое распространение. Одним из

главных его преимуществ применительно к морским условиям эксплуата-

ции является значительная масса сооружения, способствующая его устой-

чивости и обеспечивающая его установку непосредственно на дно без до-

полнительного анкерения. Помимо этого железобетон по сравнению с ме-

таллом обладает высокой коррозионной стойкостью против агрессивного

воздействия морской среды и нефтепродуктов. Железобетонные платфор-

мы лучше сопротивляются состояниям, вызываемым волной, качкой, под-

водными течениями, и имеют по сравнению со стальными платформами

более высокую степень огнестойкости, что очень важно для нефтяных и

газовых промыслов. Монтаж и сборка платформ частично обеспечиваются

на берегу в сухих доках и непосредственно на месте из объемных блок-

модулей заводской готовности, вес которых 500–1300 т.

Нефтедобывающие платформы могут группироваться по типу про-

мышленного узла. В этом случае происходит функциональное разделение

всех платформ на основе узкой специализации: платформы для бурения

и добычи, подготовки и переработки нефти, централизованного энергоснаб-

жения, проживания и социального обслуживания. Такие комплексы созда-

ются в случае освоения крупных, высокопродуктивных месторождений.

Объемно-пространственное решение платформы – результат совмест-

ной работы технолога, конструктора и архитектора. Последний отвечает за

организацию надводной части. Он должен суметь разместить большое ко-

личество технических и жилых помещений на ограниченной площади, обес-

печить приемлемые условия труда и проживания рабочих, сформировать

интересный, выразительный силуэт этого сложного объекта, восприятие

которого осуществляется в необычных для человека условиях.

Производственными объектами на воде являются также электростан-

ции, работающие на сжигании добываемого со дна газа (проект норвеж-

ских и шведских специалистов в Северном море), преобразовании в элек-

Репозиторий БНТУ

трическую энергию разности температур воды на поверхности и на глу-

бине (станция «Мини-Отес» у Гавайских островов), преобразовании энер-

гии приливов (у французского берега пролива Ла-Манш в бухте Ранс), и не-

которые заводы по переработке водорослей, морепродуктов и проч. [38].

Строительство производственных объектов под землей известно доволь-

но давно. Первыми были шахты для выработки полезных ископаемых и

склады, использующие преимущества такого способа хранения, поскольку

на глубине 7 м и более температура грунта всегда постоянна (13). Эта

особенность использовалась, в частности, для винных заводов, где обяза-

тельным условием получения высококачественного продукта являлась его

долговременная выдержка при постоянных температурах.

Число подземных объектов существенно расширилось за счет возве-

дения линий метро и участков железнодорожных путей в крупных городах

Европы и Америки в конце XIX в. В то же время основные производствен-

ные составляющие этих транспортных комплексов – депо и вагоноремонт-

ные мастерские – продолжали оставаться на поверхности земли.

В годы Второй мировой войны под землей стали размещать целые за-

воды, выпускающие боеприпасы и военную технику. Такая практика стро-

ительства некоторой части стратегических объектов производственного на-

значения сохраняется и в настоящее время.

Сегодня широкое распространение получило строительство подземных

гаражей-стоянок в городах. Это дает возможность освобождать затесненные

городские центры от автомобилей, использовать дорогостоящую городскую

землю для объектов социальной сферы и жилья. Множество примеров строи-

тельства подземных гаражей можно найти во многих городах мира. Подзем-

ными строятся также склады и хранилища. Так, в Норвегии недалеко от

г. Осло, в выработанном каменном карьере сооружен крупнейший в Европе

механизированный склад. Его глубина 18 м, на крыше построено админи-

стративное здание, связь со складскими площадями осуществляется через

штольню, специально пробитую с одной стороны карьера и ведущую непо-

средственно из подземного хранения к окружной скоростной дороге.

Возведение любой постройки под землей, а производственной особенно,

связано с большими материальными затратами и необходимостью решать

дополнительно возникающие технические задачи. Производство – это всегда

источник шума, вибрации, тепловыделений, технологических выбросов.

Многократно отраженные в подземных цехах звуковые волны способны со-

здать акустический дискомфорт даже в сравнительно бесшумных производ-

ствах. То же касается вопросов отопления, поскольку без строгого контроля и

специальных мер регулирования микроклимата перегрев среды наступает до-

статочно быстро. Даже незначительные тепловыделения от работающих

станков и осветительного оборудования в случае подземного размещения це-

хов становятся серьезной проблемой. Усложняются и вопросы пожаро- и

взрывобезопасности помещений, эвакуации рабочих в аварийных ситуациях.

И, конечно, большую важность приобретает формирование нормально-

Репозиторий БНТУ

го психологического климата в производственных зонах. Промышленная

архитектура в силу своей специфики способна формировать отрицательные

психофизиологические реакции у работающих. Размещение производствен-

ных объектов под землей усугубляет эту особенность. Преодоление чувства

замкнутости пространства, оторванности от привычного окружения, невоз-

можности иметь визуальную связь с внешним миром через оконные прое-

мы, опасность возникновения аварийных ситуаций при действующем тех-

нологическом процессе – все это требует специальных архитектурных при-

емов организации интерьера производственных помещений.

Поэтому подземное строительство производственных объектов долж-

но быть серьезно обосновано. Его, как правило, используют для возведе-

ния объектов, не требующих постоянного присутствия людей, – хранилищ,

гаражей-стоянок, заводов-автоматов, и для объектов, использующих пре-

имущества подземного размещения – поддержание особого внутреннего

режима: полной тишины, постоянной температуры и влажности воздуха,

а также для стратегических объектов.

Все подземные объекты делятся на полностью или частично заглуб-

ленные, их возводят тоннельным или засыпным (открытым) способами.

Объемно-планировочные и конструктивные решения этих построек зави-

сят от конкретных технологических характеристик производства, геологи-

ческих условий места строительства и могут быть очень разнообразными.

Производственные объекты в особой среде – это промышленные ком-

плексы по добыче и переработке ископаемых на Крайнем Севере, в усло-

виях пустыни, на других планетах. С недавних пор к ним присоединились

научно-производственные комплексы, размещение которых предусматри-

вается в загрязненной радионуклидами зоне Чернобыльской атомной стан-

ции (рис. 4.87, 4.88). Эти объекты являются, как правило, эксперименталь-

ными и в настоящее время находятся в стадии проектных разработок.

 

Рис. 4.87. Научно-производственный комплекс

Рис. 4.88. Научно-производственный

в 30-км зоне Чернобыльской АЭС,

комплекс в 30-км зоне

дипломный проект Л. Братенниковой, БНТУ,

Чернобыльской АЭС. План

Беларусь. Общий вид

 

 

Репозиторий БНТУ

Движущиеся производственные объекты, их иногда называют мобиль-

ными, представляют собой перемещающиеся самостоятельно либо с по-

мощью отдельных транспортных средств, по воде и по суше (по автомо-

бильной или железной дороге) небольшие заводы и фабрики. Обычно это

перерабатывающие предприятия, которые приближены к источникам сырья:

рыбоперерабатывающие, деревообрабатывающие заводы, либо приближе-

ны к потребителю: заводы строительных материалов. Так, при сооружении

нефтедобывающих платформ используются заводы по производству бето-

на, в Японии при строительстве протяженного моста длиной 13 км исполь-

зовался плавающий завод по производству цементного раствора. Сущест-

вуют проектные разработки перемещаемого по сибирским рекам метал-

лургического (переделочного) завода, который будет перерабатывать метал-

лический лом, использованные конструкции, накопившиеся в этом регионе

за долгий период его освоения.

Движущиеся промышленные предприятия нельзя назвать в полном

смысле слова архитектурными объектами. Однако в разработке их плани-

ровочной схемы, организации производственных и жилых помещений при-

нимают участие архитекторы, от которых зависят условия труда и прожи-

вания рабочих, формирование полноценной производственной среды, внеш-

ний облик и восприятие этих объектов.

Складские объекты имеют достаточно обширную классификацию, ос-

нованную на особенностях обслуживаемого ими производства, виде храня-

щегося материала и способах его хранения, приемах объемно-планировоч-

ного построения самих зданий [4]. Если все три подхода попытаться сов-

местить, то складские объекты можно разделить на две большие группы:

склады производственные, находящиеся в составе какого-либо предприя-

тия, и склады распределительные как самостоятельные комплексы, где функ-

ция хранения является основной и сама по себе производственной. Вся по-

следующая классификация применима и к первой, и ко второй группе, хотя,

конечно, распространенность отдельных архитектурных подтипов в двух

приведенных группах будет неодинакова.

Склады, входящие в состав любого предприятия, являются его непре-

менным составляющим элементом. Они делятся на склады сырья и мате-

риалов, промежуточные, комплектовочные и склады готовой продукции.

Кроме того, на площадке предприятия встречаются специальные склады –

производственных отходов, горючесмазочных материалов и проч. Эти объ-

екты могут выделяться в самостоятельные объемы, а могут быть и состав-

ными частями производственных корпусов.

Распределительные склады, их

иногда называют базисными, – это

самостоятельные объекты, назначе-

ние которых – временно хранить

и перераспределять разные, в основ-

ном готовые, продукты и материалы

Репозиторий БНТУ

(рис. 4.89). Они классифицируются

также в зависимости от хранящего-

ся, но с несколько другим подхо-

дом: склады пищевых и непищевых

продуктов, комбинированные, пред-

Рис. 4.89. Типовые складские здания

полагающие хранение и тех и дру-

в промышленном районе Бруклина,

гих. Примерами таких складов явля-

Нью-Йорк, США

ются городские холодильники, элеваторы, торговые базы, портовые и же-

лезнодорожные грузовые терминалы.

Казалось бы, нет ничего проще складского объекта – навес, укрытие

для продукта, вот, вроде бы, и все. Однако современный склад – это непро-

стой организм (рис. 4.90). Во-пер-

вых, потому, что помимо склади-

рования и хранения сюда переда-

ется ряд производственных опе-

раций: проводят подготовку и

первичную обработку материала,

сортировку, комплектацию, упа-

ковку пр. Во-вторых, нужно уметь

Рис. 4.90. Складские здания в комплексе

хранить много на ограниченной

Буш-Терминал, Нью-Йорк, США.

площади, а принимать, складиро-

вать и отправлять грузы – быстро. Качество организации складского хо-

зяйства свидетельствует об уровне развития всего производства, его тех-

нической оснащенности, использовании механизированных и автоматизи-

рованных процессов.

Склады обоих групп, и распределительные, и входящие в состав пред-

приятий, по способу хранения материала делятся на объекты бестарного

и тарного хранения. В первом случае склады часто представляют собой от-

крытые площадки, полузакрытые склады-навесы, емкости – силосы, бун-

кера, относящиеся уже к инженерным сооружениям. Открытые и полуза-

крытые склады обязательно оснащаются подъездными путями, крановым

оборудованием: козловыми, автомобильными, железнодорожными крана-

ми, укладочными машинами, переносными конвейерами. Форма навеса мо-

жет повторять естественный уклон складируемых сыпучих материалов.

Перекрытые большепролетными конструкциями, часто с использованием

тентовых материалов, полузакрытые склады-навесы своим причудливым

абрисом разнообразят застройку производственных площадок, придавая

общему силуэту выразительность и остроту.

При тарном хранении материала строятся закрытые склады, которые

могут быть одноэтажными и многоэтажными. Здесь пространственная и

планировочная организация складского объема зависит от способа приема,

хранения и отправки грузов. Хранить можно в контейнерах и на поддонах,

укладывать груз в штабеля или на стеллажи.

Штабель – это поставленные друг на друга при помощи подъемных

Репозиторий БНТУ

устройств (передвигающихся кранов, автопогрузчиков-штабелеров и др.) под-

доны со штучными грузами (рис. 4.91). Такая система позволяет формировать

компактные объемы грузов, довольно рационально использовать внутреннее

пространство, а также не требует никакого оборудования кроме погрузочных

устройств. Однако достать груз с нижележащих ярусов, не сняв предвари-

тельно верхние, невозможно, это существенный недостаток такой системы

складирования. Ее применяют при хранении одинаковых материалов.

Для стеллажного хранения необ-

ходимо специальное оборудование –

стеллажи, на которых, как на полках,

расставлены грузы. Достать каждый

можно в любое время, но при этом

не столь эффективно используется

площадь склада, увеличивается пло-

щадь проходов-проездов. Стеллажи

бывают разных типов – полочные,

рамные, специальные, с регулируе-

мой и нерегулируемой высотой яче-

ек и проч., мобильные и гравитаци-

онные. Мобильные стеллажи стоят

Рис. 4.91. Штабельное хранение

на рельсах, вплотную друг к другу, без разделительных проходов-про-

ездов. Доступ к нужному стеллажу обеспечивается откатыванием впереди

стоящих, таким образом экономится площадь этажа, но, конечно, из-за

наличия специальных устройств и оборудования удорожаются строитель-

ство и эксплуатация здания склада. Гравитационные стеллажи имеют

наклонные поверхности, по которым грузы скользят под действием силы

тяжести. На место отправленного автоматически передвигается следую-

щий, и поэтому, как и в штабельном хранении, достать груз из середины

стеллажа невозможно.

Помимо перечисленных существует система подвижного хранения –

роторные склады. Этажерки или поддоны объединены в кольцевой поезд,

развивающийся по вертикали, прокручивание всего кольца позволяет под-

вести нужный поддон или этажерку к месту загрузки и выгрузки. Подве-

шенные этажерки всегда сохраняют строго вертикальное положение, вся

система напоминает хорошо знакомый с детства развлекательный аттрак-

цион – «чертово колесо».

Технологические схемы функционирования складских зданий тоже име-

ют несколько разновидностей. Наиболее распространены три схемы, условно

выразить сущность которых можно следующим образом: хранить одина-

ковое с одинаковым, хранить по принципу «первый принят – первый вы-

дан» и хранить на свободном месте. Не вдаваясь в подробности каждой

схемы, следует отметить, что сама технология хранения постоянно разви-

вается, как развиваются и обеспечивающие ее технические устройства.

Помимо способа и технологии хранения на формообразование склад-

Репозиторий БНТУ

ских объемов влияние оказывает уровень механизации и автоматизации

процесса складирования. Механизированные склады предполагают при-

сутствие человека на всех уровнях и этажах, поэтому они имеют лестницы,

лифты, проезды и проходы, санитарные и административно-бытовые по-

мещения. Полностью автоматизированные склады – это, как правило, вы-

сотные объемы, без оконных проемов, с крупномасштабными членениями.

 

Одноэтажные складские здания часто перекрывают большепролетными

конструкциями, обеспечивая этим гибкость безопорного внутреннего про-

странства. Соответственно такое

большепролетное покрытие мо-

жет иметь сложную форму, вно-

сящую интересный акцент в про-

мышленную застройку площадки

(рис. 4.92). Высота одноэтажного

здания бывает довольно значи-

Рис. 4.92. Одноэтажные склады мебельной

тельной, а грузы внутри распола-

фабрики в Бад-Мюндер, Германия,

гаются в несколько ярусов.

инженер Отто Фрэй

Так, интересным примером

является одноэтажный склад за-

вода Брауна в Германии, постро-

енный по проекту архитектора

Стирлинга (рис. 4.93).

Эллиптическое по форме

здание выполнено в металле, име-

ет рампу на 24 грузовых авто-

мобиля, одновременно обслужи-

вающих склад. Большие размеры

здания, изумрудно-зеленый цвет

Рис. 4.93. Складское здание промышленного

медных листов облицовки, мяг-

комплекса Брауна в Мельсунгене, Германия

кая линия крыши дополняют ар-

хитектуру этого современного комплекса, ставшего эталоном предприятия

эпохи «просвещенного капитализма». Производство здесь на многих опе-

рациях не только автоматизировано, но и робототизировано. Связывающие

все складские и производственные корпуса самодвижущиеся тележки пере-

мещаются по тем же проходам, что и рабочие, останавливаясь автоматиче-

ски перед каждым человеком, пересекающим их путь.

Многоэтажные механизированные склады – это значительные по ши-

рине объемы, высотой четыре–шесть этажей, с небольшим количеством бо-

кового остекления и развитой системой вертикальных коммуникаций – лиф-

тов и подъемников, а поскольку в технологическом процессе задействованы

люди, то и лестниц. Для вертикального перемещения грузов используются и

пандусы, производительность транспортных операций при этом довольно

высока, но сами пандусы из-за небольших уклонов очень громоздки,

Репозиторий БНТУ

усложняют конструктивную систему здания, и их рекомендуется применять

в зданиях не выше двух-трех этажей. Сегодня существуют и постоянно со-

вершенствуются системы вертикального подъема грузов с помощью пло-

скопараллельных подъемников – эскавейеров, подвесных монорельсовых

конвейеров. Расстановка внутренних опор в этих зданиях осуществляется

по пролетной или ячейковой схеме, в железобетонном или металлическом

каркасе, с размерами сетки колонн 12  9 м, 12  12 м и более.

 

Автоматизированные много-

этажные склады выполняются,

как правило, в металлическом кар-

касе, который служит одновре-

менно и стеллажной конструкци-

ей (рис. 4.94). Их объемы не рас-

считаны на человека, часто имеют

глухие поверхности и достигают

значительной высоты (30–40 м).

Для больших распредели-

Рис. 4.94.

тельных складских комплексов не

Автоматизированный склад,

-

Германия, архитекторы Шнейдер

редко сочетание автоматизиро-

и Шумахер

ванных и механизированных объ-

емов хранения.

Помимо основных площадей хранения для всех типов складов преду-

сматриваются помещения подсобного назначения – для размещения служб

эксплуатации, как, например, специальные помещения компрессорных, ма-

шинные отделения холодильных камер, помещения для хранения и обслу-

живания напольного транспорта, вентиляционные камеры, ремонтные ма-

стерские, пульты управления и проч. Возможны цеха упаковки и сорти-

ровки. Неавтоматизированные склады имеют еще и помещения по обслу-

живанию людей – бытовые и административные. В состав складов всех

типов входят приемные погрузочно-разгрузочные устройства – рампы, де-

баркадеры, крытые навесом и оснащенные разными механизмами для сня-

тия и погрузки материала с любого вида транспорта – автомобильного, же-

лезнодорожного, морского, речного.

Складские здания и сооружения занимают свое, достаточно заметное

место в промышленной архитектуре. На предприятиях добывающей про-

мышленности склады и окружающие их погрузочные устройства нередко

становятся доминирующими элементами в архитектурно-пространствен-

ной организации всей площадки. Многоэтажные склады на предприятиях

легкой и пищевой промышленности порой являются единственной верти-

кальной доминантой в застройке фабрик и заводов. Высотные объемы ав-

томатизированных складов, имеющие глухие поверхности, предоставляют

огромные площади для размещения рекламы производства, яркой окраски

фасадов, что способствует внесению разнообразия в среду промышленного

района и всего города.

Репозиторий БНТУ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев объекты промышленной архитектуры в типологиче-

ских, временных и пространственных рамках, можно сделать некоторые

выводы.

Безусловно, промышленная архитектура является определенным фе-

номеном, специфической областью зодчества, выделение и идентификация

которой были обеспечены становлением ее собственной практики в XVIII в.,

а также начавшимся в первой половине XIX в. формированием теории и

образования.

Промышленной архитектуре присущи формальные специфические чер-

ты, выделяющие ее объекты из архитектурной среды. Эти качества могут

меняться и даже исчезать с течением времени. На сегодняшний день к ним

относятся большие линейные размеры, большой масштаб, обусловленность

формообразования техническими элементами и подвижность, динамичность

композиционного построения.

В то же время промышленной архитектуре свойственны и неизменные

характеристики, выражающиеся в общих закономерностях ее исторического

развития. Именно они определяют феноменологическую сущность промыш-

ленной архитектуры, все происходящие во времени изменения формы и

структуры, конструктивные и архитектурно-художественные особенности

построения производственного пространства. Таким образом, промышлен-

ная архитектура в любой географической точке формируется не столько под

влиянием факторов и условий, специфичных для конкретной исторической

ситуации и региона, сколько в результате действия общих механизмов.

Закономерностей развития промышленной архитектуры шесть, и они

сформулированы следующим образом:

– эволюционность как характер развития с меняющими друг друга фа-

зами количественных накоплений и качественных преобразований;

– глобальная общность процесса развития, обусловливающая его оди-

наковые проявления на разных территориях, в разных странах и регионах;

– встраиваемость стран в общий процесс развития на любом истори-

ческом отрезке времени (сокращение и выпадение временных периодов в

истории промышленной архитектуры отдельных стран);

– определяющая роль лидирующих субъектов – отдельных стран – как

движущая сила развития;

– детерминированность развития ограниченным количеством типов

Репозиторий БНТУ

объектов на всех исторических этапах, устойчивость типов во времени и

их развитие за счет расширения видовых модификаций;

– универсальность подходов и принципов пространственного постро-

ения всех объектов как постоянная характеристика развития.

Промышленная архитектура прошла более чем трехсотлетний истори-

ческий путь, который можно представить четырьмя периодами:

17101830-е гг. период формирования, в течение которого были со-

зданы два типа объемных (здания с ярусной и плоскостной организацией

внутреннего пространства) и два типа территориальных объектов (про-

мышленное поселение и промышленное предприятие);

18401910-е гг. период становления, в течение которого создан один

тип объемных объектов (производственное сооружение), расширены раз-

новидности, качественные и количественные характеристики уже суще-

ствующих типов;

19201970-е гг. период утверждения (расцвета), в котором созданы

один тип объемных объектов (здание с двухуровневой организацией внут-

реннего пространства) и два типа территориальных объектов (промышлен-

ный район и зона смешанного использования);

с 1980-х гг. – период трансформации, который характеризуется сни-

жением темпов и масштабов строительства объектов, стагнацией в форми-

ровании типов, новыми предпосылками к их развитию и преобразованию.

Современная типология объемных объектов промышленной архитек-

туры включает четыре основных типа объектов и двенадцать их подтипов,

развитие которых обеспечивает дальнейшее поступательное движение этой

области зодчества.

Наличие общих исторических закономерностей в развитии промыш-

ленной архитектуры дает возможность с высокой степенью верификации

установить и современные тенденции этого развития, которые определят

на перспективу ее теорию и практику. Прежде всего, тенденцией является

неуклонная и последовательная поляризация промышленной архитектуры,

разделяющая ее объекты на простые и сверхсложные; полностью завися-

щие в своем формообразовании и структурно-пространственной органи-

зации от технических составляющих производства и ориентированные,

прежде всего, на человека. Это определяет развитие промышленной архи-

тектуры в двух расходящихся направлениях: технизированные объекты

и объекты, приближающиеся к гражданской архитектуре, грань с которой

в конечном итоге перестанет существовать. Направлениями развития ста-

новятся тотальная унификация производственного пространства; адек-

ватность не процессу, а его будущим изменениям; отсутствие приори-

тетности в распространении типов; интегративность и полифункцио-

нальность объектов. Это обусловливает исчезновение в теории и практике

промышленной архитектуры всегда существовавших отраслевых рамок

и отмену для всех объектов типологических границ, сближение и взаимо-

Репозиторий БНТУ

проникновение различных функциональных процессов.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Архитектура промышленных предприятий, зданий и сооружений :

справочник проектировщика / В. А. Дроздов [и др.] ; под общ. ред.

Н. Н. Кима. – 2-е изд. – М. : Стройиздат, 1990. – 638 с.

2. Архiтэктура Беларусi: Нарысы эвалюцыi ва ўсходнеславянскiм i

еўрапейскiм кантэксце : у 4 т. – Мінск: Беларус. навука, 2006–2009: Архи-

тектура промышленных зданий / Е. Б. Морозова, Г. Л. Залеская. – Т. 3,

кн. 1. – 2007. – С. 452–481; Архитектура производственных построек вто-

рой половины XIX–начала XX в. / Г. Л. Залеская. – Т. 3, кн. 2. – 2007. –

С. 488–528; Промышленная архитектура / Е. Б. Морозова. – Т. 4, кн. 2 –

2009. – С. 717–755.

3. Архитектура Советской Белоруссии / В. И. Аникин [и др.] ; под

общ. ред. В. И. Аникина. – М. : Стройиздат, 1986. – 319 с.

4. Архитектурное проектирование промышленных предприятий : учеб-

ник для вузов / С. В. Демидов [и др.] ; под ред. С. В. Демидова, А. А. Хрус-

талева. – М. : Стройиздат, 1984. – 392 с.

5. Архитектурное проектирование промышленных объектов : учебное

пособие / В. И. Аникин [и др.]; под общ. ред. В. И. Аникина. – Минск :

БГПА, 2000. –205 с.

6. Блохин, В. В. Композиция в промышленной архитектуре / В. В. Бло-

хин. – М. : Стройиздат, 1977. – 52 с.

7. Болбас, М. Ф. Помнiкi навукi i тэхнiкi Беларусi / М. Ф. Болбас,

А. Л. Кiштымаў. – Мiнск : Полымя, 1990. – 16 с.

8. Булгаков, С. Н. Производственные здания нового поколения /

С. Н. Булгаков. – М. : Знание, 1990. – 63 с.

9. Гидион, З. Пространство, время, архитектура / З. Гидион ; пер.

с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня. – М. : Стройиздат, 1984. – 455 с.

10. Градостроительство и территориальная планировка : понятийно-

терминологический словарь / М-во архитектуры и стр-ва Респ. Беларусь ;

редкол. : Г. А. Потаев (отв. ред.), И. А. Иодо, К. К. Хачатрянц, А. И. Нич-

касов. – Минск : Минсктиппроект, 1999. – 192 с.

11. Едике, Ю. История современной архитектуры / Ю. Едике ; пер.

с нем. Д. Аркиной ; под ред. В. Калиша. – М. : Искусство, 1972. – 246 с.

12. Змеул, С. Г. Архитектурная типология зданий и сооружений : учеб-

ное пособие для вузов / С. Г. Змеул, Б. А. Маханько. – М. : Стройиздат,

1999. – 238 с.

Репозиторий БНТУ

13. Иван Николаев. Архитектор, ученый, педагог / Моск. архитектурный

ин-т (гос. акад.) ; сост. и отв. ред. Г. М. Агранович. – М. : Галарт, 2002. – 255 с.

14. История архитектуры Белоруссии : учебник для вузов: в 2 т. /

В. А. Чантурия, А. А. Воинов. – 3-е изд. – Минск : Вышэйшая школа, 1985. –

Т. 1: Дооктябрьский период / В. А. Чантурия. – 1985. – 295 с. ; Т. 2: Совет-

ский период / А. А. Воинов. – 1987. – 299 с.

 

15. Саваренская, Т. Ф. История градостроительного искусства. Позд-

ний феодализм и капитализм : учебник для вузов / Т. Ф. Саваренская,

Д. О. Швидковский, Ф. А. Петров. – М. : Стройиздат, 1989. – 391 с.

16. Ким, Н. Н. Промышленная архитектура / Н. Н. Ким. –2-е изд. –

М. : Стройиздат, 1988. – 244 с.

17. Костов, К. Архитектура инженерных сооружений и промышлен-

ного интерьера / К. Костов ; пер. с болг. Н. Н. Теневой и Н. М. Рудь ; под

ред. В. А. Цветкова и В. В. Блохина. – М. : Стройиздат, 1983. – 309 с.

18. Костов, К. Типология промышленных зданий / К. Костов ; пер.

с болг. Ц. М. Симеонова ; под ред. Н. Н. Кима. – М. : Стройиздат, 1987. –

208 с.

19. Коуэн, Г. Дж. Мастера строительного искусства: история проектиро-

вания сооружений и среды обитания со времен Древнего Египта до XIX ве-

ка / Г. Дж. Коуэн ; пер. с англ. Д. Г. Копелянского ; под ред. Л. Ш. Килим-

ника. – М. : Стройиздат, 1982. – 240 с.

20. Красильников, В. А. Промышленное зодчество и экология : справ.

пособие / В. А. Красильников. – М. : Стройиздат, 1992. – 210 с.

21. Лотарева, Р. М. Промышленное градостроительство : учебное по-

собие / Р. М. Лотарева. – Екатеринбург : Архитектон, 1996. – 176 с.

22. Лотарева, Р. М. Города-заводы / Р. М. Лотарева, Н. С. Алферов //

Русское градостроительное искусство. Петербург и другие новые россий-

ские города XVIII–первой половины XIX в. ; Науч.-исслед. ин-т теории ар-

хитектуры и градостроительства ; под ред. Н. Ф. Гуляницкого. – М. : Строй-

издат, 1995. – С. 341–371.

23. Мастера архитектуры об архитектуре / под общ. ред. А. В. Икон-

никова. – М. : Искусство, 1972. – 590 с.

24. Мастера советской архитектуры об архитектуре : в 2 т. / под общ.

ред. М. Г. Бархина [и др.]. – М. : Искусство, 1975. – Т. 2 : Советская архи-

тектура / сост. : М. Г. Бархин и Ю. С. Яралова. – М. : Искусство, 1975. –

584 с.

25. Морозова, Е. Б. Архитектура промышленных объектов : прошлое,

настоящее и будущее / Е. Б. Морозова. – Минск : Технопринт, 2003. – 316 с.

26. Морозова, Е. Б. Эволюция промышленной архитектуры / Е. Б. Мо-

розова. – Минск : БНТУ, 2006. – 240 с.

27. Николаев, И. С. Профессия архитектора / И. С. Николаев. – М. :

Стройиздат, 1984. – 384 с.

28. Очерки истории строительной техники России ХIХ–начала ХХ ве-

Репозиторий БНТУ

ков / В. В. Большаков [и др.] ; редкол. : Г. М. Людвиг (гл. ред.) [и др.]. –

М. : Изд. литературы по стр-ву, 1964. – 372 с.

29. Кириченко, Е. И. Русское градостроительное искусство. Градост-

роительство России середины ХIХ–начала ХХ века / под общ. ред. Е. И. Ки-

риченко. – М. : Прогресс–Традиция, 2001. – 340 с.

 

 

30. Уиттик, А. Европейская архитектура ХХ в. Эра функционализма /

А. Уиттик; пер. с англ. А. И. Венедиктова. – М. : Стройиздат, 1964. – 204 с.

31. Фремптон, К. Современная архитектура: критический взгляд на

историю развития / К. Фремптон ; пер. с англ. Е. А. Дубченко; под ред.

В. Л. Хайта. – М. : Стройиздат, 1990. – 535 с.

32. Хан-Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда : в 2 кн. /

С. О. Хан-Магомедов. – М. : Стройиздат, 1996. – Кн. 1. – 709 с.

33. Хенн, В. Промышленные здания и сооружения : в 2 т. / В. Хенн;

пер. с нем. Л. К. Войцеховского [и др.] ; под ред. К. Н. Карташовой. – М. :

Госстройиздат, 1959. – Т. 1 : Архитектура. Проектирование конструкций. –

1959. – 287 с. ; Т. 2 : Примеры зданий и сооружений. – 1959. – 290 с.

34. Хенн, В. Здания бытового обслуживания на промышленных пред-

приятиях / В. Хенн ; пер. с нем. С. Н. Тагера ; науч. ред. К. Н. Карташов,

Л. Н. Шерман, В. П. Андреева. – М. : Стройиздат, 1972. – 238 с.

35. Чернихов, Я. Конструкция архитектурных и машинных форм /

Я. Чернихов. – Л. : Издание Ленинградского об-ва архитекторов, 1931. –

232 с., 40 прил.

36. Чернихов, Я. Архитектурные фантазии: 101 композиция в красках /

Я. Чернихов. – М. : Международная книга, 1933. – 102 с.

37. Чернявская, Т. И. Памятники архитектуры Минска ХVII–начала

ХХ вв. / Т. И. Чернявская, Е. Ю. Петросова. – Минск : Наука и техника,

1984. – 152 с.

38. Чистякова, С. Б. Охрана окружающей среды : учеб. для вузов /

С. Б. Чистякова. – М. : Стройиздат, 1988. – 272 с.

39. Штиглиц, М. С. Промышленная архитектура Петербурга /

М. С. Штиглиц. – СПб. : Журнал «Нева», 1996. – 132 с.

40. Architecture for industry: collection / LINKS International; edit. by

C. Broto. – Barcelona, 1997. – 235 p.

41. Banham, R. A concrete Atlantis: U.S. industrial buildings and European

modern architecture, 1900–1925 / R. Banham. – Cambridge, Mass. : MIT Press,

1986. – 266 p.

42. Becher, B. Industrial facades / B. Becher. – Cambridge, Mass. : MIT

Press, 1995. – 264 p. of plates.

43. Bergeron, L. Industry, architecture, and engineering: American ingenui-

ty, 1750–1950 / L. Bergeron, M. Maiullari-Pontois ; transl. by J. M. Todd. –

NY : Harry N. Abrams, Inc., 2000. – 287 p.

44. Biggs, L. The Rational Factory: architecture, technology and work in

Репозиторий БНТУ

America’s age of mass production / L. Biggs. – Baltimore: Johns Hopkins Uni-

versity Press, 1996. – 202 p.

45. Bradley, B. H. The Works: the industrial architecture of the United

States / B. H. Bradley. – NY; Oxford: Oxford University Press, 1999. – 347 p.

46. Brockman, H. A. N. British architect in industry, 1841–1940 /

H. A. N. Brockman. – London : Allen & Unwin, 1974. – 186 p.

47. Czarnecki, W. Projektowanie obiektów przemysłowych / W. Czarnecki. –

Bialystok : Wydawnictwa Politechniki Białostockiej, 1999. – 179 s.

48. Frampton, K. Labor, work and architecture : collected essays on archi-

tecture and design / K. Frampton. – NY : Rhaidon Press, 2002. – 352 p.

49. Garner, J. S. The company town: architecture and society in the early

industrial age / J. S. Garner. – New York ; Oxford : Oxford University Press,

1992. – 245 p.

50. Gayle, M. Cast-iron architecture in America: the significance of James

Bogardus / M. Gayle. – NY : W. W. Norton, 1998. – 272 p.

51. Industrial architecture in Europe / edit. by H. C. Schulitz. – Hannover :

Vincentz, 1990. – 128 p.

52. Nelson, G. Industrial architecture of Albert Kahn / G. Nelson. – New

York : Architectural Book Publishing Co., Inc., 1939. – 176 p.

53. Pevsner, N. A history of building types / N. Pevsner. – London :

Thames and Hudson, 1976. – 352 p.

54. Stratton, M. Industrial buildings, conservation and regeneration /

M. Stratton. – London : E&FN Spon, 2000. – 232 p.

55. Szparkowski, Z. Architektura współczesnej fabryki / Z. Szparkowski. –

Warszawa : Oficyna Wydawnicza Politechniki Warszawskiej, 1999. – 220 s.

56. Wilkinson, C. J. Supersheds : the architecture of long-span, large vol-

ume buildings / C.J.Wilkinson. – Oxford, Boston : Butterworth Architecture,

1996. – 157 p.

 

Репозиторий БНТУ

 

 

 

Учебное издание

 

МОРОЗОВА Елена Борисовна

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.