Расчетные диаметры передач и их модули
4.3.1 Расчет цилиндрической прямозубой передачи и косозубых передач , , групповой передачи · Исходные данные: Расчет ведется по наиболее нагруженной передаче по следующим исходным данным: 1. Расчетный крутящий момент на втором валу привода 2. Число зубьев шестерни 3. Число зубьев колеса 4. Передаточное число · Выбор материала зубчатых колес и вида термической обработки: В качестве материала для зубчатых колес назначается сталь 25ХГМ, которая отвечает необходимым техническим и эксплуатационным требованиям. В качестве термической обработки выбирается нитроцементация с закалкой, позволяющая получить твердость зубьев 58-60 HRC. · Проектный расчет прямозубой передачи групповой передачи на контактную выносливость зубьев: Диаметр начальной окружности шестерни рассчитывается по формуле где – вспомогательный коэффициент; для прямозубых передач ; – расчетный крутящий момент на втором валу привода, – коэффициент нагрузки для шестерни, равный 1,3-1,5; принимается – передаточное число передачи: – отношение рабочей ширины венца передачи к начальному диаметру шестерни: - допускаемое контактное напряжение, МПа Допускаемое контактное напряжение для косозубых передач рассчитывается по формуле где - базовый передел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений: ; – коэффициент безопасности: Коэффициент отношения рабочей ширины венца передачи к начальному диаметру шестерни может приниматься в пределах или определяться по формуле где – отношение рабочей ширины венца передачи к начальному диаметру шестерни; – отношение рабочей ширины венца передачи к модулю: – число зубьев шестерни Полученное значение отношения рабочей ширины венца передачи к начальному диаметру шестерни и находится в допускаемых пределах. Диаметр начальной окружности шестерни Модуль передачи определяется из условия расчета на контактную выносливость зубьев по рассчитанному значению диаметра начальной окружности шестерни по формуле
где – диаметр начальной окружности шестерни, мм: – число зубьев шестерни: · Проектный расчет прямозубой передачи групповой передачи на выносливость зубьев при изгибе: Модуль передачи при проектном расчете зубьев на изгибную выносливость рассчитывается по формуле
где – вспомогательный коэффициент, зависящий от коэффициента осевого перекрытия: ; – расчетный крутящий момент на втором валу привода, – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца: ; – коэффициент, учитывающий форму зуба: ; – число зубьев шестерни: ; – значение отношения рабочей ширины венца передачи к модулю; – допускаемое напряжение зубьев при изгибе, МПа. Допускаемое напряжение зубьев при изгибе рассчитывается по формуле где – предел выносливости материала зубьев,МПа: – коэффициент режима нагрузки и долговечности: Модуль передачи при проектном расчете на изгибную выносливость · Определение модуля прямозубой передачи групповой передачи По контактной выносливости модуль передачи должен быть мм, а по выносливости зубьев при изгибе мм. Следует принимать стандартное большее значение модуля · Расчет геометрических характеристик параметров передач групповой передачи Геометрические параметры передач определяются по формулам: 1) Делительные диаметры шестерни и колеса :
2) Диаметры окружностей вершин зубьев шестерни и колеса :
3) Диаметры окружностей впадин зубьев шестерни и колеса :
4) Ширина зубчатого венца шестерни и колеса :
5) Межосевое расстояние:
6) Корректировка косозубых передач групповой передачи: Межосевое расстояние для косозубой передачи определяется по формуле где – угол наклона зубьев; принимается 8-16°; предварительно принимаем – нормальный модуль косозубых передач, Т.к. в групповой передаче есть и косозубые, и прямозубые передачи, то должно выполняться равенство
Из данного неравенства находим сумму зубьев косозубой передачи. Полученное значение округляем до большего целого числа, принимаем Согласовываем округленное суммарное число зубьев с таблицей зубчатых передач, чтобы обеспечить передаточные числа всех передач в групповой передаче. Определяем действительный угол наклона для косозубых передач групповой передачи:
Определяем числа зубьев шестерен и колес для косозубых передач групповой передачи:
; ; ; 7) Делительные диаметры косозубых передач групповой передачи: 8)
9) Диаметры окружностей вершин зубьев косозубых передач групповой передачи:
10) Диаметры окружностей впадин зубьев косозубых передач групповой передачи:
11) Ширина зубчатого венца:
Результаты вычислений сведены в таблицу 4.1.
Таблица 4.1 – Геометрические параметры зубчатой передачи
4.3.2 Расчет постоянной цилиндрической прямозубой передачи · Исходные данные: 1. Расчетный крутящий момент на третьем валу привода 2. Число зубьев шестерни 3. Число зубьев колеса 4. Передаточное число · Выбор материала зубчатых колес и вида термической обработки В качестве материала для зубчатых колес назначается сталь 40Х, которая отвечает необходимым техническим и эксплуатационным требованиям. В качестве термической обработки выбирается закалка ТВЧ, позволяющая получить твердость зубьев 48-52 HRC. Проектный расчет постоянной цилиндрической прямозубой передачи на контактную выносливость зубьев Диаметр начальной окружности шестерни рассчитывается по формуле где – вспомогательный коэффициент; для прямозубых передач ; – расчетный крутящий момент на третьем валу привода, – коэффициент нагрузки для шестерни, равный 1,3-1,5; принимается – передаточное число передачи: – отношение рабочей ширины венца передачи к начальному диаметру шестерни: - допускаемое контактное напряжение, МПа Допускаемое контактное напряжение для косозубых передач рассчитывается по формуле где - базовый передел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений: ; – коэффициент безопасности: Коэффициент отношения рабочей ширины венца передачи к начальному диаметру шестерни может приниматься в пределах или определяться по формуле где – отношение рабочей ширины венца передачи к начальному диаметру шестерни; – отношение рабочей ширины венца передачи к модулю: – число зубьев шестерни Полученное значение отношения рабочей ширины венца передачи к начальному диаметру шестерни и находится в допускаемых пределах. Диаметр начальной окружности шестерни Модуль передачи определяется из условия расчета на контактную выносливость зубьев по рассчитанному значению диаметра начальной окружности шестерни по формуле
где – диаметр начальной окружности шестерни, мм: – число зубьев шестерни: · Проектный расчет постоянной цилиндрической прямозубой передачи на выносливость зубьев при изгибе Модуль передачи при проектном расчете зубьев на изгибную выносливость рассчитывается по формуле
где – вспомогательный коэффициент, зависящий от коэффициента осевого перекрытия: ; – расчетный крутящий момент на третьем валу привода, – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца: ; – коэффициент, учитывающий форму зуба: ; – число зубьев шестерни: ; – значение отношения рабочей ширины венца передачи к модулю; – допускаемое напряжение зубьев при изгибе, МПа. Допускаемое напряжение зубьев при изгибе рассчитывается по формуле где – предел выносливости материала зубьев,МПа: – коэффициент режима нагрузки и долговечности: Модуль передачи при проектном расчете на изгибную выносливость · Определение модуля цилиндрической прямозубой передачи По контактной выносливости модуль передачи должен быть мм, а по выносливости зубьев при изгибе мм. Следует принимать стандартное большее значение модуля · Расчет геометрических характеристик параметров цилиндрической прямозубой передачи Геометрические параметры прямозубой передачи определяются по формулам: 1) Делительные диаметры шестерни и колеса :
2) Диаметры окружностей вершин зубьев шестерни и колеса:
3) Диаметры окружностей впадин зубьев шестерни и колеса:
4) Межосевое расстояние:
5) Ширина зубчатого венца:
Результаты вычислений сведены в таблицу 4.2.
Таблица 4.2 – Геометрические параметры зубчатой передачи
4.3.3 Расчет поликлиновой ременной передачи
· Исходные данные: – крутящий момент на валу электродвигателя, Нм; Передаточное число · Сечение ремня: Сечение ремня принимается по крутящему моменту электродвигателя. Для крутящего момента принимаем сечение ремня Л. Также для такого крутящего момента минимальный диаметр · Диаметр меньшего шкива: Оптимальный диаметр меньшего шкива следует принимать больше или равным для повышения долговечности ремня и КПД передачи. При диаметр меньшего шкива рассчитывается по формуле: где – крутящий момент на валу электродвигателя, Нм; Принимаем стандартное значение диаметра шкива · Диаметр большего шкива Диаметр большего шкива рассчитывается по формуле:
где – диаметр меньшего шкива, мм; – передаточное число, · Скорость ремня: Скорость ремня рассчитывается по формуле: где – диаметр меньшего шкива, мм; – номинальная частота электродвигателя, ; · Межосевое расстояние: Минимальное межосевое расстояние определяется по формуле: где - высота клина поликлинового ремня, принимается по таблице, мм Принимаем · Длина ремня: Длина ремня определяется по формуле: где – предварительно принятое межосевое расстояние, Принимаем длину ремня из стандартного ряда 1120 мм · Уточненное межосевое расстояние: Уточняем межосевое расстояние после принятия стандартной длины ремня по формуле:
· Угол обхвата α: Угол обхвата на малом шкиве рассчитывается по формуле: где – уточненное межосевое расстояние, · Допускаемая мощность на один ремень с 10 ребрами: Допускаемая мощность на один ремень с 10 ребрами в реальных условиях рассчитывается по формуле:
где – исходная мощность, выбирается по таблице – коэффициент угла обхвата, – коэффициент, учитывающий влияние на долговечность длины ремня, принимается – коэффициент динамичности и режима нагрузки, принимается поправка, учитывающая влияние изгиба на большом шкиве: где – поправка к моменту на быстроходном валу, Нм – номинальная частота электродвигателя, ;
· Число ребер Z: Число ребер Z поликлинового ремня рассчитывается по формуле: где – передаваемая мощность, – Допускаемая мощность на один ремень с 10 ребрами, Принимаем ремень с числом ребер · Сила предварительного натяжения ремня с числом зубьев Z: где – передаваемая мощность, – коэффициент угла обхвата, Z – число ребер, Z=14 – масса 1 м ремня с 10 ребрами, кг/м – коэффициент динамичности и режима нагрузки, принимается
· Сила, действующая на валы: Сила, действующая на валы, выражается через
· Геометрические параметры шкивов: Расчетные диаметры шкивов:
Наружные диаметры шкивов: Ширина шкивов: Рисунок 4.2 – Сечение применяемого ремня
4.3.4 Расчет постоянной конической прямозубой передачи · Исходные данные 1. Расчетный крутящий момент на третьем валу привода 2. Число зубьев шестерни 3. Число зубьев колеса 4. Передаточное число . Передаточное число принимается таким же, как и в зубчатой передаче с целью обеспечить одинаковые диапазоны регулирования частот вращения вертикального и горизонтального шпинделей. · Выбор материала зубчатых колес и вида термической обработки В качестве материала для зубчатых колес назначается сталь 25ХГМ, которая отвечает необходимым техническим и эксплуатационным требованиям. В качестве термической обработки выбирается нитроцементация с закалкой, позволяющая получить твердость зубьев 58-60 HRC. · Проектный расчет конической прямозубой передачи на контактную выносливость зубьев Диаметр средний диаметр делительный шестерни рассчитывается по формуле где – вспомогательный коэффициент; для прямозубых передач ; – расчетный крутящий момент на пятом валу привода, – коэффициент нагрузки для шестерни, принимается по графику исходя из величины , где . Принимаем и – передаточное число передачи: – отношение рабочей ширины венца передачи к начальному диаметру шестерни: и рассчитывается по формуле: где – угол делительного конуса, ,
Принимаем - допускаемое контактное напряжение, МПа Допускаемое контактное напряжение для косозубых передач рассчитывается по формуле где - базовый передел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений: ; – коэффициент безопасности: Средний окружной модуль передачи определяется из условия расчета на контактную выносливость зубьев по рассчитанному значению среднего делительного диаметра шестерни по формуле
где – диаметр начальной окружности шестерни, мм: – число зубьев шестерни: · Проектный расчет конической прямозубой передачи на выносливость зубьев при изгибе Средний окружной модуль передачи при проектном расчете зубьев на изгибную выносливость рассчитывается по формуле
где – вспомогательный коэффициент, зависящий от коэффициента осевого перекрытия: ; – расчетный крутящий момент на пятом валу привода, – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, принимается по графику исходя из величины , – коэффициент, учитывающий форму зуба, принимается по графику исходя из величины эквивалентного числа зубьев . Принимаем – число зубьев шестерни: ; – допускаемое напряжение зубьев при изгибе, МПа. Допускаемое напряжение зубьев при изгибе рассчитывается по формуле где – предел выносливости материала зубьев,МПа: ; – коэффициент режима нагрузки и долговечности: Модуль передачи при проектном расчете на изгибную выносливость · Определение модуля конической прямозубой передачи По контактной выносливости Средний окружной модуль передачи должен быть мм, а по выносливости зубьев при изгибе мм. Следует принимать значение среднего окружного модуля Рассчитываем внешний окружной модуль, который стандартизуется: Принимаем стандартное значение внешнего окружного модуля . · Расчет геометрических характеристик параметров конической прямозубой передачи Геометрические параметры конической прямозубой передачи определяются по формулам: 1) Число зубьев плоского колеса:
2) Внешнее конусное расстояние 3) Углы делительных конусов: 4) Внешние делительные диаметры шестерни и колеса
5) Внешние диаметры вершин зубьев шестерни и колеса
6) Внешние диаметры впадин зубьев шестерни и колеса
7) Ширина венца зубчатого колеса
8) Среднее конусное расстояние
9) Средний окружной модуль 10) Средние делительные диаметры шестерни и колеса: Результаты вычислений сведены в таблицу 4.3.
Таблица 4.3 – Геометрические параметры зубчатой передачи
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|