Загрузка груза почты и багажа в самолет
Внутри аэродромная транспортировка коммерческой загрузки и погрузочно-разгрузочные работы на самолетах производятся с помощью средств наземного оборудования, специальных погрузчиков, автомашин с подъем-ным кузовом (АПК). Наличие необходимых технических средств для погрузки и разгрузки в аэропортах можно проверить в разделе 7.3. TACT Rules, Import/Export/Transit regulations. С помощью внутри аэродромных средств механизации груз в ULD или навалом доставляется до грузовой двери в отсек самолета, и далее продвигается вручную (в навалочном отсеке - bulk hold) или на автоматических роликах, уложенных в полу отсека (в переднем или заднем отсеках - forward hold и aft hold). В эксплуатации встречаются случаи повреждения конструкции планера самолета вследствие неаккуратного подъезда-отъезда, невнимания к просадке самолета под увеличивающейся загрузкой, к продольному перемещению самолетов, стойки основных опор которых отклонены назад. На стоянке колеса основных опор самолета заторможены. С увеличением загрузки стойки шасси обжимаются и еще больше наклоняются назад, а фюзеляж смещается вниз и вперед. Загрузка самолета производится под руководством и контролем ответствен-ного за организацию коммерческого обслуживания ВС на перроне (супервайзер). Супервайзер руководствуется полученными от диспетчера по центровке (ДЦ) схемой загрузки ВС. Супервайзер обязан, открыв люки грузовых отсеков, осмотреть их, окантовку проемов, обшивку грузовых отсеков и крепежные средства. Груз, почту и багаж загружает бригада грузчиков, возглавляемая бригадиром под контролем бортпроводника (бортоператора) и супервайзера. За повреждение самолета отвечают супервайзер, бригадир грузчиков, и непосредственный исполнитель (грузчик, водитель автотранспорта, оператор средств механизации). Ответственность за своевременную и правильную загрузку, не допускающую опрокидывание самолета на хвост, возлагается на супервайзера. При непра-вильной загрузке возможно смещение центра тяжести (ЦТ) самолета за основные опоры и опрокидывание самолета на хвост. После размещения - груз, почту и багаж необходимо закрепить, чтобы они не болтались во время полета и не повредил самолет. Крепление коммерческой загрузки обязана выполнить бригада грузчиков под руководство супер-вайзера. Ответственность за крепление загрузки несут супервайзер и второй пилот. Основные направления возможного движения груза внутри самолета: • при взлете − груз движется назад; • при посадке − вперед; • при попадании в зону турбулентности − в стороны; • при попадании в воздушную яму − вверх. Обычно закрепление груза осуществляется с помощью сетей и строп. При этом крепежные материалы должны выдерживать следующую нагрузку: • от горизонтального смещения – в 1,5 раза превышающую вес груза; • от вертикального смещения − в 3 раза превышающую вес груза. Незакрепленные грузы могут самопроизвольно смещаться в самолете под действием инерционных сил и самолетных вибраций. Силы, действующие на груз внутри самолёта, представлены на рис. 5.2.
а)
б)
Рис. Силы, действующие на груз: а — при равномерном подъеме или снижении самолета; б — при ускоренном движении самолета влево
Устойчивость груза в процессе полёта воздушного судна должна обеспечиваться, если будут соблюдаться следующие условия. При горизонтальном перемещении Fин = Fтр или mгр a = mгр g k = mгр g f, (6.1) где Fин – силы инерции, возникающие при перемещении груза в процессе полёта воздушного судна, Н; Fтр – силы трения, препятствующие перемещению груза, Н; mгр – масса грузовой единицы, кг; g – ускорение силы тяжести, м/с2; a – ускорение движения транспортного средства и, соответственно, транспортного средства, м/с2; f – коэффициент трения скольжения, принимаем f = 0,25 k – коэффициент перегрузки, для предварительных расчётов принимается k = 2 − 5. При вертикальном перемещении груза в процессе горизонтального полета N = mгр g, (6.2) где N – сила возможного вертикального перемещения груза, Н. При наклонном перемещении при подъёме самолёта mгр a sinα = mгр g k sinα = mгр g f sinα, (6.3) При вертикальном перемещении, в том числе вибрации при подъёме самолёта N = mгр g f cos α , (6.4) Смещение незакрепленного груза увеличивается под воздействием вибраций, создаваемых работающими двигателями, воздушными винтами самолета, турбулентностью атмосферы, неровностями покрытия аэродрома. Смещение груза приводит к изменению центровки самолета и созданию аварийной ситуации в полете. Чаще всего смещение груза происходит на разбеге и в момент отрыва самолета. Вероятность смещения груза и сопутствующих разрушений на самолете значительно увеличивается при полете в турбулентной атмосфере, экстренном снижении, грубой посадке. В случае несоответствия фактического размещения грузов, данным ЦГ и схемы загрузки самолета необходимо либо переместить загрузку и добиться полного соответствия с ЦГ и схемой загрузки, либо пересчитать ЦГ по фактической загрузке и, если обеспечивается выдерживание всех ограничений по массе и центровке, следует заменить ЦГ и исправить схему загрузки самолета. По требованию второго пилота ответственный за организацию коммер-ческого обслуживания ВС на перроне обязан организовать силами бригады грузчиков дополнительное крепление грузов. За задержку самолета из-за ненадежного крепления несет ответственность супервайзер. Для перевозки особо длинномерных и крупногабаритных грузов наиболее удобна (и, скорее всего, единственно возможна) перевозка на грузовом самолете с загрузкой на основную палубу (main deck) через носовую дверь (nose cargo door), что позволяет перевозить груз с максимальной длиной, равной длине внутреннего салона основной палубы самолета. В пассажирских салонах самолетов, переоборудуемых под грузовые перевозки, снимается пассажирское оборудование, усиливается пол, увеличиваются дверные проемы, устанавливаются упоры и средства крепления груза. Для предупреждения опрокидывания самолета на хвост, посадка пассажиров должна производиться через переднюю дверь фюзеляжа или одновременно через все двери (например, на самолете Ил-96). При посадке через единственную заднюю дверь (например, на самолете Як-40) — проверить устойчивость самолета. Запрещается допускать скопления пассажиров в задних вестибюле и салоне. Для предупреждения травмирования пассажиров при посадке на самолеты Ту-134 и Ту-154, имеющих наклоненные назад основные опоры, необходимо обращать внимание на продольное и вертикальное смещение самолета относительно трапа по мере загрузки самолета. Для обеспечения безопасности полета по центровке самолета (в случае необходимости) бортпроводники, по указанию второго пилота, пересажи-вают пассажиров. Пересадка пассажиров применяется крайне редко при неполной коммерческой загрузке. Этим экипаж добивается смещения ЦТ самолета для выдерживания диапазона допустимых полетных центровок. Второй пилот перед вылетом выполняет контроль расчета и загрузки самолета в соответствии с РЦЗ (АНМ), а также проверяет отсутствие повреждений, причиненных самолету при погрузочно-разгрузочных работах. Для обеспечения безопасности полета по коммерческой загрузке второй пилот перед вылетом: - проверяет расчет коммерческой загрузки по ЦГ и подписывает его; - принимает доклад от супервайзера о загрузке самолета; - проверяет соответствие масс и фактического размещения грузов, почты и багажа схеме загрузки и ЦГ. В случае расхождений все приводит в соответ-ствие с ЦГ; - проверяет надежность крепления грузов, почты и багажа и при необходи-мости требует дополнительного крепления; - проверяет соответствие размещения пассажиров расчету по ЦГ.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|