Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРИХОД ИГРОКА В КОМАНДУ



 

Конечно, когда в команду мастеров приходит спортс­мен из нашей хоккейной школы, дело обстоит просто. Он был все время на глазах. И он нас знает, и мы с ним хорошо знакомы. Так было и с Викуловым, Полу­пановым и другими.

Но все значительно усложняется, когда в команду приходит сложившийся игрок из другого коллектива, Как его ввести, в новую обстановку, как приобщить к нашим интересам, как сдружить с ребятами? Ведь он в чем-то, может быть, виноват перед тем прежним своим коллективом, перед бывшим тренером. И потому вполне объяснима определенная настороженность и да­же недоверчивость ребят.

Я всегда стремлюсь совершенно конкретно знать мотивы ухода из прежней команды, чтобы он по та­ким же точно причинам не покинул через год-два и нас И я считаю, что слияние нового игрока с коман­дой не должно быть искусственным. Не надо вводить его в коллектив по принципу «любите и жа­луйте».

Вряд ли стоит обнадеживать новичка, уверять, что ребята его сразу же примут. Ведь на его месте кто-то до этого играл, и у того, ушедшего, были товарищеские связи с оставшимися, и ребятам прежнего товарища, может быть, жаль. Вероятно даже, что у них есть ка­кая-то обида на тренера за своего старого товарища и они переносят эту обиду на новичка... Не нужно дебю­танта и намеренно хвалить. Пусть заслужит добрые слова и уважение новых своих товарищей собственны­ми усилиями.

Чрезвычайно интересна и проблема ввода молодого хоккеиста в уже устоявшееся, сыгранное звено. Как ре­жиссер беспокоится о целостности спектакля, вводя но­вого актера на какую-то роль, прибегая к замене, порой вынужденной, так и тренер должен непременно помнить о сохранении прежней силы звена, бережно хранить его игровые тактические связи.

Говорят, что в искусстве крайне важно быть всегда в поиске; актер призван даже в давно разученной роли искать что-то новое, не останавливаться на однажды найденном, постоянно обогащать какими-то дополни­тельными штрихами.

В спорте такое творческое понимание своего амплуа, своих игровых функций не менее важно. Здесь не только зритель, но и соперник заставляет тебя все время идти вперед, придумывать, отыскивать, разрабатывать, ут­верждать что-то новое.

Очевидны успехи звена Полупанова в последнем се­зоне. Эта пятерка хоккеистов сделала заметный шаг в уровне своего искусства. Звено бросило вызов меж­дународному хоккею, впервые играя на чемпионате ми­ра по новой системе, с иной, невиданной прежде рас­становкой сил на поле, с неизвестными в прежнем хок­кее игровыми связями. Звено сыграло отлично. Это видно всем, и, стало быть, как будто можно уже оста­новиться на этом составе и ограничиться тем, что про­сто совершенствовать его искусство, оттачивать взаимо­действие между хоккеистами — ведь звено доказало уже свое огромное преи-мущество над всеми сопер­никами.

Однако допускать самоуспокоения ни в коем случае нельзя. Время стремительно и неудержимо. И тот, кто не имеет себе равных сегодня, завтра найдет множество после-дователей и уже в силу одного лишь этого пере­станет идти первым. Поиск, усиление звена, команды должны быть постоянными; они не могут прекратиться ни на секунду.

Вот почему мы в новую систему в звено Полупано­ва вводим сейчас молодого хоккеиста — Володю Лутченко.

Этот парень вырос у нас, в ЦСКА; в решающих матчах сезона, последних матчах первенства страны и в кубковых встречах он играл на месте большого масте­ра Эдуарда Иванова.

Мне говорили, что это слишком рискованно — по­ставить молодого хоккеиста в высо-коклассное звено, иг­рающее в новый и крайне сложный хоккей. Безусловно, в этом есть риск. Но что прикажете делать? Такой за­мены требуют большие интересы нашего хоккея. В том числе, как мне кажется, и интересы национальной сборной.

Володя Лутченко — это се­годня, конечно, не Иванов. Кто же с этим станет спо­рить?! Эдуард опытный, злой в игре хавбек, мастер, действия которого технически расчетли­вы. Но если подумать сейчас о завтрашнем дне хоккея, пред­ставить себе, каким станет ам­плуа хавбека, то нельзя не пред­угадать, что в будущем хок­кеист, исполняющий роль полу­защитника, должен будет обла­дать еще большими игровыми крыльями, еще большим радиусом действий, большей фанта­зией и выдумкой. Я никак не хочу критиковать Ивано­ва — Эдуард в наши дни в этом амплуа лучший, спасибо ему, но больше, чем сейчас, дать он уже не сможет. А вот юный Володя Лутченко, если ему до­верять, в ближайшие годы за­рекомендует себя как большой хавбек, как игрок огромного масштаба.

Что бросается в глаза, когда смотришь на этого молодого хоккеиста? В первую очередь неуемная жажда игры, большая разрушительная мощь, азартность, до­статочно хорошее понимание момента, когда нужно от­дать шайбу, стремление выдать ее своевременно и ост­ро. Пока ему, правда, не хватает технической грамотности, времени на ориентировку. Но его сегодняшняя игра с техническим браком меня сейчас не волнует, тех­ника — дело наживное, пройдет время, и Володя ликви­дирует огрехи и в своих действиях.

Я верю в Лутченко. Верю, потому что это очень хо­роший, трудолюбивый и скром-ный юноша.

Поскольку в этой книге я рассказываю обо всем от­кровенно, то (дело прошлое!) расскажу историю появ­ления в нашей команде Эдуарда Иванова.

Он довольно активно старался попасть в ЦСКА. И как-то раз пришел ко мне домой и попросил взять его в команду.

Но мне совсем не хотелось брать Иванова в ЦСКА. Слишком уж сомнительная репу-тация была у Эдуарда.

Я так и сказал ему:

— За тобой числятся очень большие грехи. Слиш­ком ты легкомысленный человек... А нарушители спортивного режима у нас и свои, к сожалению, есть.

— Что же я, неисправимый? Буду в ЦСКА — со всем покончу...

Разговор наш остался неоконченным. Вопрос — нере­шенным. Договорились, что каждый подумает над ним еще.

Через две недели в моей квартире снова раздались два продолжительных, энер-гичных звонка: пришел Иванов.

Я удивился.

— Зачем ты пришел? Насколько я знаю, в эти две недели ты вел себя по-прежнему...

Теперь уже удивился Иванов.

— Но я же не знал, что вы меня к себе возьмете! Сразу я даже не понял, чего больше в этом ответе — хитрости, наивности или потрясающей безответ­ственности, равнодушия к себе!

Пришлось еще раз отложить разговор. Но теперь уже не на две недели, а на два месяца.

В третий раз Эдуард пришел вместе с женой. Поклялся, и жена подтвердила, что в эти недели он вел себя чуть ли не как ангел.

После, длительных раздумий и колебаний я все-та­ки рискнул включить Иванова в состав ЦСКА. Но мы взяли «го под строгий контроль, предупредили, что можем и отказаться от его услуг, если он вернется к прежним «увлечениям».

Войти Иванову в коллектив весьма помогло то важ­ное обстоятельство, что мы приняли его в ЦСКА по рекомендации одного из ведущих спортсменов коман­ды — Константина Локтева.

Рекомендация и поручительство авторитетного члена коллектива может сыграть решающую роль в слиянии новичка с командой, в создании условий, при которых полностью могло бы раскрыться и вырасти его мастерство.

Эдуард вначале был у нас пятым защитником, по­очередно подключался в уже сыгранные пары, затем он получил постоянного партнера — Александра Рагу-
лина! Рос класс игры Иванова, и вскоре он вошел в число ведущих хоккеистов страны. Вместе с Рагулиным, Виктором Кузьминым, прекрасным защитником из мос­ковского «Динамо» Виталием Давыдовым Эдуард со­ставлял костяк обороны нашей сборной. Он, как опытный, закаленный воин, обладает многими прекрасными качествами — храбро-стью, отвагой, решительностью. Этот защитник поражал своей преданностью хоккею,
своей страстностью, жаждой боя...

К новичку тренер обязан на первых порах относиться с особым тактом и пони-манием. Многое будет зависеть и от самого спортсмена, и если он не эгоист, а хороший парень, слияние его с коллективом пройдет спокойно, быстро и безболезненно.

Интересно решил проблему слияния молодых хок­кеистов со сложившимся коллек-тивом старший тренер "московского «Динамо» Аркадий Иванович Чернышев! В «Дина-мо» пришли два хоккеиста из новокузнец­кого «Металлурга» — А. Мотовилов и В. Само-чернов. Казалось бы, они должны были играть в одном зве­не — как-никак друзья, погодки, в своей команде сыгрались друг с другом. С этим нельзя было не счи­таться. Но Аркадий Иванович поставил их в разные звенья. И в этом я вижу проявление его мудрости.

Перед новичками стояла сложная задача: как можно быстрее понять динамовский почерк игры, освоиться с тактическими нюансами в их действиях.

Поскольку ребята стали играть в разных тройках, непосредственное влияние на них в ходе игры теперь оказывает не один ветеран «Динамо» (как было бы, если бы они играли в одном звене), а по два в каждой тройке.

И Мотовилов и Самочернов в этих условиях смогли больше общаться с новыми товарищами. Они не чув­ствуют себя колонией. И оттого слияние их с коллек­тивом динамовцев стало более полным: не только игровым, но и человеческим.

А это очень важно. Ведь переход из «Металлурга» в Москву был для ребят связан с определенной пси­хологической перестройкой. Там, в Новокузнецке, они были лучши-ми, задавали тон, их популярность росла с каждой игрой. А здесь, в «Динамо», они стали обычными новичками в опытном и сильном коллективе.

Удача сближения дебютанта с командой во многом зависит от педагогического мастерства тренера: он должен верить, что новый игрок обязательно войдет в основной состав. Закрепится в нем, полностью про­явит в непривычной обстановке свой талант.

Дебют не должен обернуться обидой. Мне кажется очень важным, чтобы после первых игр старожилы команды почувствовали, что новичок им необходим, что он усиливает команду, что с его приходом выигры­вают все.

Но нельзя, приглашая хоккеиста в команду, «за­дабривать» его, ставить в какие-то привилегированные условия. Я думаю, что гораздо важнее постепенно и умело проявить свое внимание к нему, свою (и коман­ды) заинтересованность иначе — постепенно и умело ввести дебютанта в учебный тренировочный процесс, принятый в новом коллективе. Может быть, новичок привык к иному режиму тренировочной работы, и с этим нельзя не считаться.

Некоторые тренеры полагают, что есть смысл оста­вить для дебютанта тот метод занятий, которому он следовал в своей команде: трудно перестраиваться на новый лад, приспосабливаться к иным, чаще всего — повышенным требованиям.

Вряд ли это верно, вряд ли педагогично: в коллек­тиве теперь будет два режима тренировок, причем для новичка — менее объемный. Конечно, нельзя сра­зу отбивать у новичка чрезмерными для него нагруз­ками желание работать — он ведь, возможно, не при­вык столько тренироваться. И тем не менее постепен­но, разумно он тоже должен перейти к новому режиму занятий.

А давать ли дебютанту сразу место в команде? Ответ не может быть однозначным. Однако я полагаю, что если приходит игрок, который хорошо заре-комендовал себя в прежнем коллек­тиве и у наших хоккеистов есть в него глубокая вера, то ему нужно сразу дать место. Не следует устраивать конку­ренцию — пусть спо-койно вхо­дит в команду. Конечно, при непременном условии, что па­рень умный и правильно поймет жест тренера: будет стараться доказать, что в коллектив он попал по праву.

Хочу рассказать о некото­рых своих, заблуждениях, свя­занных с принципами форми­рования команды.

Я думал раньше, что из лю­бого способного парня может вырасти большой мастер хок­кея. И вот частенько случалось так, что мы приглашали одарен­ного юношу, работали с ним, ставили на самые ответствен­ные матчи, доводили его до уровня мастера спорта, он был даже чемпионом Советского Союза, но все-таки большим мастером так и не ста­новился.

В чем же дело? Зрительно несложно определить уровень подготовки игрока. Мне, например, для этого достаточно посмотреть одну хорошую игру равных со­перников. Но вот угадать, вырастет ли из юнца гросс­мейстер хоккея, пригодится ли он для нашей сбор­ной—трудно.

Оказывается, не уровень мастерства спортсмена в определенный момент его спортивной биографии предопределяет будущее этого спортсмена. Нет, ре­шающую, главную роль, и мы в этом убеждались уже не раз, играют его человеческие качества — харак­тер, порядочность, волевая заряженность, умение чем-то пожертвовать, от чего-то (от многих соблазнов прежде всего) отказаться. Моя ошибка, да и не только, наверное, моя, но и других, видимо, тренеров, заклю­чается в том, что мы порой знаем парня только как хоккеиста, более талантливого или менее талантливо­го, но совсем не знаем или знаем плохо его как чело­века, не распознаем внутренние человеческие качества будущего игрока нашей команды.

Еще одна интересная закономерность. Молодежь прокладывает путь молодежи.

Вспомните снова, пожалуйста, Любляну и Вену. Два последних чемпионата мира и Европы.

Приход молодых В. Полупанова и В. Викулова в сборную команду, их успех, создание целого звена, не выпадающего по уровню игры из состава сборной, это был, конечно же, рискованный эксперимент, но коли он удался, это позволило тренерскому совету и тренерам сборной с уверенностью вести линию на омо­ложение нашей национальной команды.

Отличная игра Викулова и Полупанова открыла дорогу в сборную Виктору Ярославцеву и Александру Якушеву, новобранцам венского призыва.

Но еще раз хочу оговориться: паспорт, молодость сама по себе — вовсе не самый веский аргумент для; включения спортсмена в сборную.

И потому пусть не подумают ни Ярославцев и Якушев, ни все остальные молодые хоккеисты, для кото­рых дверь в сборную всегда открыта, что это так просто — попасть в национальную команду. Кроме ма­стерства, психологической устойчивости, творческого понимания хоккея, главным и решающим будут чело­веческие качества ребят. И если кто-либо из них, пусть и весьма одаренный, забрасывающий у себя в клубе много шайб, имеющий уже широкую прессу, окажется нехорошим товарищем, недобросовестным человеком, эгоистом, думающим лишь о себе, человеком малокуль­турным, то он пробудет в сборной не более недели. Ибо на чемпионатах мира сейчас решающими становят­ся нравственные качества спортсмена, его культура, его сознание долга, умение до последних сил отдавать себя команде, его харак­тер, преданность высоко поднятому спортивному знамени страны.

Обычно новичок про­веряется не в одном матче.

Но я не считаю это правило догмой.

Вспоминаю, как в 1953 году сборная СССР готовилась под Москвой к матчам со сборной Чехо­словакии.

И вот накануне первой игры, вечером, проводи­лась тренировка вратарей. И мне очень понравился в тот день молодой страж ворот Николай Пучков.Он считался дублером Григория Мкртычана.

Григорий был отличный голкипер, но тем не менее, к всеобщему удивлению, в пер-вом матче сборных СССР и Чехословакии ворота советской команды защищал... Николай Пучков.

Он стоял блестяще. И этот матч решил судьбу Николая. С этого дня на протяже-нии многих лет он бессменно владел свитером с расцветками сборной страны — свитером, на котором стояла большая единица.

А если бы Пучков дебютировал в игре со слабыми соперниками, то вопрос о его участии в составе сбор­ной еще решался бы долго. И хорошо, что он играл не во втором, а именно в первом матче, ибо второй в та­ких случаях часто носит экспериментальный характер и не является уже столь строгим испытанием.

Проверка в большом и ответственном матче дает спортсмену уверенность в своей силе. И хотя такой де­бют и связан с определенным риском, риск этот, на мой взгляд, оправдан: решается судьба человека. Решается не на один матч, а на долгие годы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.