ГЛАВА 1 КИНИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯСтр 1 из 10Следующая ⇒
РАЗДЕЛ II ИСТОРИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВВЕДЕНИЕ:
1. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
2. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
3. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ЭЛЛИНИЗМА. Характерным является Диодор Кронос. Он почти всю жизнь провел в Александрии в качестве придворного философа при Птолемее 1. Развивал положения Зенона против движения, он допускал движение лишь в прошлом времени, но не в настоящем. Диодор Кронос думал, что возможно мыслить лишь результат движения, а не само движение. Такие же мысли далее развивал А. Бергсон. Другие интересные мысли он развивал относительно возможности. Он считал, что нельзя говорить о возможном как существующем. Здесь затрагивает интересная проблема: когда мы смотрим из настоящего в будущее, то перед нами предстает пучок возможностей, когда же мы смотрим из настоящего в прошлое, то видим, что этих возможностей не было, кроме той, которые реализовались.
СТИЛЬПОН МЕГАРСКИЙ И ДРУГИЕ.
ФЕОДОР ИЗ КИРЕНЫ
АННИКЕРИД
ГЕГЕСИЙ
ЭВГЕМЕР
Об Эвгемере известно, что он был приближенным лицом македонского царя Кассандра (318-297), и учеником Феодора. По его мнению, Уран, Кронос и Зевс были царями, из которых первый назван Ураном в связи с интересом к астрономии. Афродита первая сделала из проституции ремесло и заставила киприянок торговать своим телом. Кадм был повар, влюбленный в флейтщицу – Гармонию ЛИТЕРАТУРА: 1. Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. м. 1983. (2087751).
ГЛАВА 1 КИНИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Как писал И. Тэн:»Когда Греция была покорена, грек явился дилетантом, софистом, ритором, письмоводцем, критиком, наемным философом; потом, в эпоху римского господства, он уже просто гречишко (Graeculus), нахлебник, шут, сводник, вечный весельчак, проворный, сговорчивый, готовый на все услуги, на любое ремесло, подделывающийся ко всем характерам, вывертывающийся из всякой беды, бесконечно ловкий, первый родоначальник скапинов, маскариллей и всех хитрых скоморохов, которые, получив в наследие только ум, пользуются им, чтобы жить за счет ближнего» ( Тэн И. Философия искусства. М., 1996. С.200)
КИНИЧЕСКАЯ (ЦИНИЧЕСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ КАК ИСТОЧНИК СТОИЦИЗМА Три основоположения кинизма: аскетизм, неприятие знания и образованности, свобода и независимость от общества.
Возникновение этой школы связывают с именем Антисфена, ученика Сократа. Антисфен был основателем Киносарга - афинской гимназии, в которой, в отличие от «аристократических» Академии и Ликея, обучались юноши смешанного происхождения и незаконнорожденные, что, естественно, положительно характеризует этого мыслителя (по крайней мере, с моей точки зрения). Собственно, сам Антисфен был сыном фракиянки и не считался полноправным гражданином Афин. Скептическо - насмешливое отношение афинян к киникам, которое засвидетельствовано разными источниками, в основном обусловлено именно этими моментами. Афиняне - аристократы или торгаши- были солидарны в своем паталогическом «снобизме» и высокомерном отношении к «инородцам» и людям «неблагородным». Киники – как выразители идеологии простых людей, отвечали им таким же презрением, выражая это презрение часто в гротескной форме, в чем особенно отличился ученик Антисфена - Диоген Синопский. Не знаю как для современных «аристократов духа», но для меня их поведение понятно и вызывает глубокую симпатию. Киники (циники) – это «монахи античности». Они бродили по всему средиземноморскому региону босиком, нечесаные и бородатые, одетые в грубые короткие плащи («трибон»), с котомкой (знаменитой «перой») и посохом («бактроном») в руке с проповедями свободы, равенства и братства, с апологией простого труда, с требованием «перечеканки» ценностей этого неправедного мира, вызывая этим симпатии простого люда и ненависть властей. Кинизм - как философия, как этическая и эстетическая установка, как образ жизни был крайне популярен на протяжении всего эллинизма и просуществовал до самого конца античности, плавно перейдя в монашеское движение средневековой христианской культуры. В нашей философской литературе наиболее полноценно изложил учение киников И.М. Нахов, который посвятил анализу кинической философии несколько работ, а также подготовил издание антологии текстов кинических философов. Прежде всего, следует отметить скептическое отношение киников ко всякому отвлеченному знанию. Они вообще сторонники конкретной деятельности, которой они отдавали предпочтение разным абстрактным размышлениям. Действительно, с ними можно согласиться: не лучше ли делать, в частности, добро, чем заниматься размышлениями о добре? Скепсис киников в отношении образованности в связи с этим также понятен. Пусть делающий добро будет неграмотен, но он значительно лучше грамотного, который использует свое знание часто во зло людям. Но это совершенно не значит, что киники отвергали разум. Наоборот, мы встречаем постоянно панегирики разуму. Но разум у киников практический, он не обременен «антиномиями» теоретического разума. Отношение к философии «классической» довольно критическое. Относительно утверждения Парменида, о том, что сущее неподвижно, Антисфен стал демонстративно ходить, фактом подтверждая противное. Хотя здесь вспоминаются стихи А. Пушкина:
«Движенья нет, сказал Мудрец брадатый Но, господа, забавный случай сей Другой смолчал и стал пред ним ходить Другой пример на память мне приводит Сильнее бы не мог он возразить Ведь каждый день пред нами Солнце ходит Хвалили все ответ замысловатый Однако ж прав упрямый Галилей»
Тем не менее, аргумент Антисфена силен, и «упрямый» Галилей характерен именно тем, что проигнорировал парадоксы элеатской философии, беря в качестве аргумента своих революционных преобразований в науке конкретный эксперимент и реальность. Позиция киников – это радикальный антиплатонизм, который доходил буквально до оскорбительных выпадов в сторону Платона. Антисфен переименовал Платона Сафоном (это по-гречески означает мужской детородный орган), издав под таким названием диалог, который бы направлен против Платона. «Идею» как самостоятельную сущность он считал пустой выдумкой утверждая, что человек и лошадь он видит, а вот «человечности» и «лошадности» не видит. Хотя, когда, в частности, на слова Диогена, о том, что он не видит «стольности» и «чашности», а видит «стол» и «чашу», Платон остроумно ответил, что, чтобы видеть «стольность» и «чашность» нужны не глаза, а ум. Но, другой стороны, они относились уважительно к Сократу, что не является удивительным, ибо Сократ действительно резко отличен от платоновой философии, хотя и стал центральным персонажем философских диалогов Платона. Если быть последовательным, то первым истинным основателем кинизма (и не только кинизма, но и эллинистической философии вообще) можно считать именно Сократа. Сократ действительно ставил в своих беседах с людьми важные проблемы, и не был склонен как киники к гротеску, к излишнему оригинальничанью. Сократ, хотя и любил Антисфена, но скептически относился к этой склонности антисфена к гротеску. Как свидетельствует Элиан, когда Сократ заметил, что Антисфен выставляет напоказ свои дыры в плаще, сказал ему, чтобы он перестал «красоваться». Кроме апелляции к практической мудрости, для киников характерно обостренное чувство свободы. Свобода – это самое важное для киников. Свобода во всем: в мысли, в словах, в поведении. Ради свободы они готовы поступиться богатством, семьей и благополучием, типичный пример тому Кратет Фиванский («Алеша Карамазов» античной культуры, невыдуманный воображением писателя, а реальный), который раздал все свое богатство своим согражданам, для которого был открыт любой дом, к нему обращались все за советом. И это обостренное чувство индивидуальной свободы совершенно новое явление характерное, прежде всего, для эллинистической культуры. Киники равнодушны к государству, что свойственно именно для эллинистического человека, они радикальные космополиты и анархисты. Они были противниками тирании, ибо считали, что тирания делает людей идиотами, а тираны хуже палачей, ибо «палачи убивают преступников, а тираны – невинных людей» (Антология кинизма. Наука. М.: 1984. С.113). Но одинаково и была противна демократия, ибо это власть невежественных людей, которые выбирают таких же посредственностей, как они, для управления государством. Естественно, они противники и рабства, хотя рабство понималось ими как духовное рабство. С этой точки зрения аристократ и богач также рабы своего положения и богатства. С этим требованием личной свободы сочетался аскетизм. Киники максимально упрощали свои потребности: питались простой пищей, одевались максимально просто. Свидетельствуют, что, когда Диоген Синопский увидел, как мальчик утоляет жажду из ручья, пользуясь ладонью, разбил свою плошку, а затем вообще избавился от посуды. Все эти моменты: предпочтение практическому разуму, антиплатонизм, «гротескность» мышления, внимание к личности, стремление к внутренней свободе, аскетизм - впоследствии перешли в учение древних стоиков, но приобрели в нем более «благопристойный» характер.
ГЛАВА 2 СТОИЦИЗМ Роль стоицизма в истории культуры до сих пор не оценена. Такое положение родственно недооценке детьми своих родителей - они до такой степени родны и близки, что считается возможным ими пренебрегать. Вся европейская философия есть по сути своей стоицизм. Им проникнуто христианское мировоззрение, которое приняло в себя «львиную долю» стоического учения. Вся философия Нового времени питается мотивами стоицизма. Современная философия в форме тех или иных ответвлений феноменологии по сути есть реконструкция стоицизма. Наиболее интересна концепция древних стоиков. Но произведения древних стоиков, к сожалению, входят в ту огромную часть безвозвратно утерянных текстов античных философов. Это обусловлено тем, что концепция древних стоиков была крайне радикальна, зачастую просто непонятна своим современникам, хотя и имела довольно сильное влияние на них. В этом нет ничего странного - иногда концепция того или иного философа вызывает не понимание его философствования, а просто интуитивное ощущение чего-то мощного и глубокого, но непонятного. И именно это интуитивное ощущение привлекает к этой философии огромное число сторонников. Пример в античности такого отношения был и до древних стоиков – нам известен Гераклит «Темный» из Эфеса. К слову сказать, концепция древних стоиков очень близка к философии Гераклита. Древние стоики выступили с радикальной концепцией антиплатонизма, с лозунгом возврата к доплатоновской философии. Если философемы Платона и Аристотеля – это философии «родовые», то философия древних стоиков - это философия «космополитизма». Именно в этой своей роли как идеологии космополитизма, она сыграла свою социальную роль в эллинистическом мире. Кроме этого, стоики открыли личность, как сингулярность, самодостаточность. Что разительно отличалось от платонизма. Более того, древние стоики привнесли в античность сильный элемент семитической ментальности, с его «временностью», в противовес статичной «пространственности» греческого менталитета. Все это буквально «взорвало» платонико -пифагорейскую традицию, которая была фактически уничтожена, и начала свое возрождение только во времена римского владычества. Как не странно, но именно представители Средней Стои сыграли в этом возрождении определяющую роль. Тексты Платона были, в принципе всегда известны, но оценивались во времена господства стоицизма невысоко, отдавалось должное лишь литературной форме платоновских диалогов
ИСТОРИОГРАФИЯ СТОИЦИЗМА
Стоическая школа в эллинистической культуре является основной и ведущей школой в философии. Стоиками было написано множество сочинений, но большинство до нас не дошло. Она была в такой же степени естественной, как, к примеру, в России недавнего времени марксистско-ленинская философия. Но, как «школьная» философия недавнего периода российской культуры, стоическая философия воспринималась довольно неадекватно и поверхностно. В результате, впоследствии сформировалось в древней культуре довольно скептическое отношение к этой философии, что и послужило, может быть, причиной того, что исходные тексты древних стоиков не дошли, но эти идеи так глубоко вошли в «плоть и кровь» европейской культуры, что они уже «бессознательно» воздействовали далее на культуру через те или иные «новаторские» учения, которые формировались на основе этой «школьной» философии. Такой же «эффект забывания традиции» известен по примеру средневековой традиции философствования – идеи «школьной» философии органично перешли в философию Нового времени, но сама средневековая философия подробно не изучается, тексты Иоанна Дунса Скотта, Уильяма Оккама, Фомы Аквинского и Франсиско Суареса и других схоластов не переиздаются. Принципы стоической философии органично проникли во все последующие учения, став фактически их ядром. Более того, стоицизм, в отличие от платоновой или аристотелевой парадигмы философствования, стал не только учением, но и образом жизни, т.е. учением, которое органично встроилось в глубинные структуры европейской культуры. С появлением стоического учения философия из элитно-замкнутого способа понимания и мировосприятия, мало влияющего на «жизненный мир» античного человека, стала атрибутом всего античного общества. Основой для изучения текстов стоиков является трехтомное собрание фрагментов древних стоиков, изданное И.А. Арнимом в 1905 году. Более всего сохранились тексты представителей римского стоицизма, который является завершающим этапом стоической философии, носящий следы его вырождения, ибо истинный взлет стоического учения относится к периоду эллинистических школ стоицизма. Стоицизм как учение еще недостаточно понято. Оно не было понято даже самими греками в полной мере. Как, к примеру, не понят в должной мере еще и марксизм. Оно не было понято и в Новое время первыми создателями объемлющих курсов по истории философии. Как правило, в этих курсах стоицизм оценивался как вырождение философии, по сравнению с философией Платона и Аристотеля. Такой точки зрения придерживался Гегель, такой же точки зрения придерживался Эдуард Целлер - известный историк античной философии XIX века, который, хотя и обстоятельно проанализировал учение стоицизма, но исходил из тех философских оснований, которые были типичны для его времени. А эти основания были совершенно не приспособлены для полноценного понимания всего богатства стоического учения. В. Виндельбанд, выдающийся историк философии, довольно положительно оценивает стоиков, особенно древних. Вот что он пишет: «Хотя в начале, в особенности у Хрисиппа, стоицизм и представляется совершенно законченной научной системой, которая лишь мало-помалу начинает утрачивать определенность своих отдельных учений и под конец вырождается в бесцветное с философской стороны морализирование..» (Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995 с.257-258). С конца XIX века идет процесс интенсивной переоценки роли и значения стоицизма в истории философии. В начале наблюдалась волну интереса к представителю «Средней Стои» - Посидонию. Прежде всего надо отметить исследователя стоицизма - Поленца, который предпринял попытки реабилитировать стоицизм. Он подчеркивал, что, в отличие от эпикуреизма и скептицизма, Стоя есть уникальное образование, вестник новой синкретической культуры, сочетающей «Запад» и «Восток» (как не «Афины» и «Иерусалим», а как «Афины» и «Вавилон»). Впервые наиболее содержательное изложение учения древних стоиков в русской истории философской традиции мы имеем у выдающегося русского философа и историка древней философии С.Н. Трубецкого. В своей работе «Учение о Логосе в его истории» (1900) он дает содержательное изложение учения древних стоиков. Его интерес к учению стоиков был обусловлен тем, что он, продолжая линию философствования Вл. Соловьева, являлся сторонником «конкретного» идеализма, в отличие от «метафизического» идеализма западной философии. Собственно именно такую же роль имело учение древних стоиков в те времена - отказ от абстрактных «эйдосных» родовых систем, и переход к конкретному многообразию ментальных форм и живой гамме человеческого мировосприятия красоты космоса. Именно этот «посыл» и роднит в отдельных чертах философскую линию философии «всеединства» Вл. Соловьева и его последователей, с учением Древней Стои. Сергей Николаевич Трубецкой, как и всякий современный мало-мальски образованный историк древней философии, считал стоицизм «первой и самой значительной философией эллинистического и даже греко-римского периода» (Трубецкой С.Н. Сочинения М.,1994. С.81). Он отмечал, что стоики стремились преодолеть дуализм «тела и духа», которые они сводили к единому началу «эфирной пневме» или «дыханию» – как «духу» разумному и телесному одновременно. Он правильно подчеркивал, что «понятия» Аристотеля в учении стоиков «…становятся силами, потенциями.. и вместе материализуются, получают пневматическую, эфирную телесность» (Там же , с.86). Трубецкой правильно писал: «Отцы Церкви первых веков все были более или менее стоиками в своей философии, ибо философское учение о логосе как внутреннем божественно-разумном законе, открывающемся в сознании человека, и вместе как об универсальном Промысле, господствующем в мире, было впервые разработано стоиками и популяризовано ими в самых широких кругах» (там же, с.87) Далее, проблему стоицизма подробно исследовал Алексей Федорович Лосев - последний философ «неоплатонической» традиции, столь популярной в период между 1905-1918 гг. Он сохранил высокую планку эрудированности, принятую в те времена. Ибо всегда перед философами того периода стояли образы философов и ученых фантастической эрудиции типа П.Л. Лаврова, Н.И. Кареева, В.С. Соловьева. Если С.Н. Трубецкой больше всего уделяет внимание онтологическому аспекту философии древних стоиков, сближая их взгляды с пантеизмом, то Лосев в своей фундаментальной работе «История античной эстетики» не согласен с такой уж тотальной «пантеизацией» их учения. Он более всего (и не только в связи с анализом их эстетики, как говорят многие) уделяет внимание учению стоиков о «лектоне» - как смысловой системе понимания. «Лектон» стоиков, правильно подчеркивает Лосев, подобен «эйдосу» Платона, но он является «слабой» его версией. Среди других отечественных историков философии стоики традиционно интерпретировались как пантеисты, сенсуалисты, рассматривая их совместно с эпикурейцами. Хотя, это мнение крайне спорно. Более можно согласиться с мнением специалиста по древней истории культуры и философии Шмёкеля, который относил эпикуреизм и скептицизм к «эмпирическо - реалистическому» направлению, а стоиков сближал с платониками. Но ситуация постепенно изменяется. В 1995 году вышли почти одновременно две работы по философии стоицизма. Это работа А.С. Степановой «Философия Древней Стои» (созданная на базе её кандидатской диссертации «Теория познания и логическое учение Ранней Стои» (1990)) и фундаментальная работа А.А. Столярова «Стоя и стоицизм» (1995). А. Степанова дала перевод некоторых новых фрагментов стоиков, выделила некоторые черты стоического учения. Она правильно пишет: «Современники плохо понимали стоиков.. Об этом свидетельствуют их многочисленные недоуменные высказывания по поводу непоследовательности Стои в вопросе о выборе критерия истины» (Степанова А.С. Философия Древней Стои М.,1995 с.73). Важный момент состоит в том, что Степанова подчеркивает следующее: «Характер мышления стоиков в некотором смысле небезынтересно сопоставить с современным. В частности потому, что тезис об очевидности как признаке истинности вновь только уже в XVII в. выдвинул Р.Декарт» (там же, с.146) Это важно потому, что дается намек на то, что современная традиция феноменологии, идущая от Декарта, имеет также корнем феноменологию древних стоиков. Интересно и правильно следующее её высказывание о стоиках: «Открытия стоиков буквально взорвали привычные представления их современников и потомков. Плутарх называл их фантастическими. При чтении стоиков, содержащих описание «континуума» напрашивается не только аналогия с современной концепцией «физического поля», но и с моделями расширяющейся (особенно) инфляционнной вселенной, с представлениями о взаимном преобразовании энергии в вещество, с понятием дефекта масс. Можно обнаружить и элементы представлений о топологическом пространстве» ( там же, с.219) Далее, А.А. Столяров делает довольно серьезную попытку реконструкции учения стоиков. Столяров является кроме всего этого инициатором и переводчиком долгожданного для историков философии сборника фрагментов стоиков Арнима. Столяров правильно отмечает: «настоящее изучение Стои у нас только начинается, и на сколько-нибудь серьезные результаты можно рассчитывать еще очень нескоро» (Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М.,1995 с.9). Давать обзор его взглядов на учение стоиков бессмысленно, ибо он дает целостную реконструкцию учения древних стоиков во всем полном объеме. Фактически он является инициатором нового направления в отечественной истории древней философии - изучения наследия древних стоиков. На современном философском уровне осознания истолковывается стоицизм Жилем Делёзом, который уделяет большое внимание стоицизму. Вот что он писал: «Поверхность, занавес, ковёр, мантия – вот где обосновались и чем окружили себя Киники и Стоики. Двойной смысл поверхности, неразрывность изнанки и лицевой стороны сменяют высоту и глубину. За занавесом ничего нет, кроме безымянных смесей. Нет ничего и над ковром, кроме пустого неба. Смысл появляется и разыгрывается на поверхности, – по крайней мере, если мы умеем правильно смешивать его, – где из пыли образуются буквы. Поверхность подобна запотевшему стеклу, на котором можно писать пальцем. Философия бьющего посоха Киников и Стоиков вытесняет философию ударов молота. Философ теперь не пещерное существо и не платоновская душа-птица, а плоское животное поверхности – клещ или блоха. Философским символом становится, сменяя платоновские крылья и эмпедоклову сандалию, выворачивающийся плащ Антисфена и Диогена: посох и плащ, напоминающие Геркулеса с его дубиной и львиной шкурой. Как назвать это новое философское свершение, противостоящее сразу и платоновскому преображению, и низвержению досократиков? Может быть извращением, которое, по крайней мере, согласуется с системой провокаций этого нового типа философа, – если верно, что извращение предполагает особое искусство поверхностей» (Делёз Ж. Логика смысла. М.,1995. С.164)
«Стоики – любители и изобретатели парадоксов» (Делёз Ж. Логика смысла. М.,1995. С..22)
«Парадокс – это освобождение глубины, выведение события на поверхность и развертывание языка вдоль этого предела. Юмор – искусство поверхности, противопоставленное старой иронии – искусству глубины и высоты. Софисты и Киники уже сделали юмор философским оружием против сократической иронии, но со стоиками юмор обрёл свою диалектику, свой диалектический принцип, своё естественное место и чисто философское значение» (Делёз Ж. Логика смысла. М.,1995. С.22-23)
ХРОНОЛОГИЯ
ЗЕНОН (364\336 – 264\4)
Основатель стоицизма, Зенон, ученик Кратета Фиванского. Родом с Кипра, попал в Афины случайно в результате кораблекрушения судна своего отца, который был купцом. В Афинах, зачитавшись «Воспоминаниями о Сократе» Ксенофонта, он спросил у книготорговца, где он может найти подобных Сократу людей. Книготорговец указал на проходившего мимо Кратета. Так Зенон из кипрского города Китиона стал учеником киника Кратета. Пробыв некоторое время у Кратета, он перешел к Стильпону, а затем Ксенократу и преемнику Ксенократа по Академии Полемону. Зенон проповедовал свое учение в Афинах. Школа Зенона получила название Стои по месту, где он проповедовал – это так называемая «Живописная стоя (колоннада)». Это место пользовалось дурной славой - здесь были казнены 1500 афинян. Но для чужеземца это место не вызывало такого рода ассоциаций. Афиняне ценили Зенона и даже вручили ему ключи от городских стен, увенчали золотым венком и установили его медную статую. Монарх из династии Антигонидов - Деметрий I Полиоркет (ок.337-283 гг. до н.э.) находился под большим влиянием учения Зенона, более того, он пригласил Зенона в качестве воспитателя своего сына - будущего Антиоха II Гоната. Царь Антигон ценил Зенона и приглашал его приехать к себе. Покончил с собой в возрасте 72 лет, отказавшись принимать пищу, что стало далее типичным для стоиков.
КЛЕАНФ (364-232 гг. до н.э.)
Преемником Зенона по руководству школой стал Клеанф, который в молодости был кулачным бойцом, а затем примкнул к Зенону. Ночью он работал ночным поденщиком, а днем вел жизнь настоящего философа. По мнению других он был не очень оригинальным философом, хотя написал много произведений, которые не дошли до нас, но сама страсть и самоотверженность в любви к философии вызывает восхищение.
После Кленфа руководил школой Аристон Лысый из Хиоса. По свидетельству Диогена Лаэртского он отменил физику и логику, считая, что первая выше нашего разумения, вторая же не для нас, и только этика касается нашего бытия.
ХРИСИПП (ок. 281- ок.208 гг. до н.э.)
Самый плодовитый из древних стоиков. Для него человек рожден, чтобы «размышлять и подражать миру». Это он доказал своей жизнью. К сожалению, подавляющая масса его произведений была утеряна. Свидетельствуют, что Хрисипп в своих сочинениях приводил массу выдержек из произведений более древних философов, что еще более вызывает досаду. Чувствуется, что Хрисипп приступил к основательному обоснованию стоического учения, и он был вообще крайне обстоятелен и скурпулезен в своих философских изысканиях. Это было обусловлено ожесточенной критикой стоицизма со стороны других афинских школ философии, а в то время в Афинах существовала платоновская Академия, перипатетический Лицей и кинический Киносарг. К примеру, как подчеркивал еще П.Бейль: «Стоики жаловались, что Хрисипп собрал столько доводов в пользу теории академиков, что потом не мог их опровергнуть и тем самым дал оружие в руки Карнеаду, противнику стоиков» (П.Бейль Историческийи критический словарь. Том 2. с.66)
К Древней Стое принадлежали еще множество учеников и последователй
УЧЕНИЕ СТОИЦИЗМА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Зенон делил философию на физику, этику и логику. Логика – название, которое принадлежит именно ему. Клеанф приводил более дифференцированное разделение философии: диалектика, риторика, этика, политика, физика и теология. Но это разделение слишком сложно, а потому совершенно правомерно, что Хрисипп вернулся к трехчленному делению философского знания Зенона, но поставил на первое место логику, которая занимала в его творчестве первое место. Известно образное уподобление философии с яйцом, логика – подобна скорлупе, физика- белку, а этика – желтку. Вообще стремление привести в порядок философское знание похвально. До этого, как мы наблюдаем, у философов существовал довольно большой разброс в своих философских изысканиях. Попытки систематизировать философское знание делал Платон в поздний период своего творчества, такие же попытки делал Аристотель. Аристотель, вполне вероятно, достиг этой цели, но этого мы не знаем, ибо в наличии мы имеем лишь разбросанные в беспорядке свитки, которые привел в нечто системное не Аристотель, а издатель этих свитков – Андроник из Родоса. Крайне важный концепт философии стоиков - это «пневма». «Пневма» – это не просто смесь огня и воздуха, понимаемых как физическая смесь. Надо всегда помнить, что для античного мышления физические элементы не просто субстанции, а символические «первообразы», поэтические аналогии. Вся философия античности поэтична по своей сути. Тем более, в противовес «позитивизму» перипатетиков и «идеализму» платоников, стоики обращались к досократикам, которые мыслили поэтическим образами по преимуществу. Поэтому «пневма» – это есть «теплое дыхание», понимаемое как душа, как дух, как животворное начало мира – все одновременно. «Пневма» – это животворящий «флюид», который оживотворяет все – и мир, и человека. «Пневма» имеет степени градации. Бог (мировая душа)- это тончайшая и чистейшая пневма. Души людей состоят из пневмы более грубой и смешанной, чистота которой зависит от степени разумности души каждого человека, души же животных состоят из еще более грубой пневмы. Пневма находится в постоянном движении: то она распространяется от центра к периферии, то происходит обратное движение. Все эти движения создают «напряжения» («тонусы») в мире вообще, и в ментальности человека в частности. Как подчеркивал А. Лосев у стоиков: «все идеальные, все смысловые формы вещей есть не что иное, как те или иные модификации божественно-первичного материального огня, есть разная степень напряженности этого первоогня» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Аст, 2000.с.173). Лосев еще писал, что понимание напряженности бытия было присуще вообще всей греческой философии, но только у стоиков он приобрело четкое выражение. «Платон имеет в виду разную напряженность бытия, но, превращая все в диалектические категории, выражает ее при помощи категории становления. Аристотель дает феноменологию динамических форм и потому превращает зримую им напряженность бытия в стихию энергий, то есть потенции, энергии и энтелехии. Оба они слишком заняты: первый – диалектическим выведением категорий действительности, а второй - динамически-смысловым ее перекрытием» (там же, с.174). А стоицизм, пишет А.Лосев, оставляет действительность как есть во всей своей стихии, в динамике и напряженности. Этот «тонус» бытия, напряжение, которое всегда способно разрядиться, создает трагическую картину мира. «Тонус» – один из центральных концептов стоической философии, означает состояние «пневмы», и он обладает разной степенью. Особым «тонусом», напряженностью обладает человеческое бытие, в котором «пневма» находится в крайне напряженном состоянии. Эта напряженность обусловлена, по всей видимости, у стоиков, его крайне трагичным пониманием противостояния внутри человека животного и разумного начала. Особого напряжения она достигает у идеального мудреца, который в своем стремлении к разумной жизни, постоянно находится в трагическом противостоянии с самим собой, со своим низшим началом. Движения, напряжения, трагизм – вот что существенно отличает мировоззрение стоиков от статичного мышления доэллинистической философии. Стоицизм - это первое учение, которое принесло в европейскую культуру это семитическое ощущение напряженности и «темпоральности» бытия, которое сложилось в странах Ближнего Востока, что потом органично перешло в христианское мировоззрение. В этом отношении нельзя согласиться с талантливым современным историком культуры В.В. Бычковым, который утверждал, что слияние восточной и греческой культуры произошло у Филона Александрийского и гностиков. Это слияние произошло раньше – в учениях древних стоиков, в котором уже видны те моменты семитического мировоззрения. Именно в этих учениях уже заметен тот семитический «олам», о котором пишет В. Бычков. В. Бычков пишет следующее: «Грек понимал бытие как существование в определенном месте космоса - некоей неизменной пространственной структуры. Для ветхозаветного человека бытие – это участие в живом потоке времени, который обозначается всеобъемлющим еврейским olam. «Олам» – это бесконечный поток времени, вмещающий все существующее» (Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. М., 1995 с.23) И далее он уточняет: ««Олам» никак нельзя увидеть, но внутри него может звучать голос Бога. Отсюда главные виды искусств ветхозаветной культуры – музыка и поэзия. Пением и музыкой славил древний еврей Яхве, греки сооружали своим богам храмы и статуи» (Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. М., 1995. С.24). Так именно все эти моменты «олама» присутствуют в древнестоическом миросозерцании, хотя бы потому, что все первые стоики были семитами по происхождению.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Правильно подчеркивает А.Столяров: «..стоическая гносеология представляет собой едва ли не первую (и еще очень несовершенную) попытку обойтись без «идей» как посредствующего звена, при помощи некоторой интуиции «схватить» чувственную реальность «как она дана» в своей изменчивости и текучести» (Столяров А.А. Стоя и стоицизм М.,1995 с.68) Как подчеркивал А.Лосев: «Если Аристотель отличается от Платона тем, что он приковал самостоятельные эйдосы, эти идеальные формы вещей, к самим вещам, то стоики отличаются от Аристотеля тем, что они еще дальше пошли в приближении идей к вещам, а именно тем, что они окончательно растворили идеальность в самих вещах и ее собственную структурность стали понимать по аналогии с напряженностью физических качеств, принципиально отождествляя и смешивая то и другое» (Лосев А.Ф История ант с.175) Согласно учению стоиков, не существует каких-либо врожденных идей, душа человека, сродня «чистому папирусу», на который реальные вещи наносят свои знаки. Но это не значит, что они были сенсуалистами. Это лишь говорит о том, что они подчеркивали, что не существует «чистого» сознания самого по себе, а сознание существует лишь как «сознание об». Такая позиция – это позиция современной феноменологии, различные варианта которой являются, по сути, тем или иным вариантом реконструкции стоического учения. Более того, они идут по тому пути, по которому пойдут далее М. Хайдеггер и М. Мерло - Понти, развивая идеи гуссерлевской феноменологии- в своем стремлении уничтожить разделение мира на «эйдос» и «материю», стоики уничтожают всякую гносеологию: человек у них погружен в мир, он присутствует в нем как целостность; у них мыслит не «ум», а «тело».
1.ВОСПРИЯТИЯ
Стоики не занимаются фантастическими объяснениями, происхождением восприятий посредством «истечения эйдолов» от предметов (как последователи атомистов), а признают за факт непосредственное воздействие предметов на душу. Зенон говорил, что впечатление – это отпечаток в душе.
Все чувства, по стоикам действуют мгновенно, так как чувство не имеет памяти, именно память, по их мнению, связывает чувство в целостное представление. Здесь, приходит на память Давид Юм, который, как известно, утверждал приблизительно то же самое:
Большое значение в теории познания является так называемое «каталептическое представление», которое выявляет согласие разума с принятым представлением. Они не являются сторонниками «врожденности» понятий, а считают душу «чистым папирусом», на котором посредством представления и обучения формируется наше знание о вещах. Хотя это мнение о стоиках оспаривается, многие считают, что стоики допускали некоторую «врожденность» в душе.
Стоики подчеркивают, что все чувства происходят мгновенно, они не знают прошлого и не направлены на будущее. Это повторяет Готлоб Фреге, который утверждал, что образ «схватывания» отлично подходит для объяснения процесса познания.
2.КАТАЛЕПТИЧЕСКИЕ («ПОСТИГАЮЩИЕ») ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
«Постигающее» представление - основной «конёк» эпистемологии стоицизма, получивший, как свидетельствуют источники, популярность в среде афинской интеллигенции. Видимо эта популярность была такого же рода как и гуссерлевское родственное .. в среде европейской интеллигенции в свое время. Сутью этого «постигающего» представления является стремление соединить разделенные непроходимой стеной со времен Парменида и Платона эйдетический мир «истины» и чувственный мир «мнений». Стоики пошли по пути Аристотеля, который стремился также объединить два этих мира, использую понятия «формы» и «материи» на основе энергетической концепции. Стоики более эффективно разрешили эту проблему, максимально приблизив два этих мира. Постигающее представление – это разумно-оформленное представление. Представление, которое максимально ясно и понятно человеческому уму, в котором ум внутренне убежден, что оно истинно.. По свидетельству Секста Эмпирика стоики утверждали «что существует три [начала], объединенные одно с другим: наука, мнение и расположенное на границе между ними постижение. Из них наука – это непогрешимое, устойчивое, непреложное постижение при помощи разума; мнение – это бессильное и ложное одобрение; постижение же – посреди этого, будучи одобрением со стороны постигающего представления» (Секст Эмпирик Соч. т.1 с.91) Стоики, по свидетельству Секста Эмпирика, утверждали, что наука существует лишь для мудрых, мнение – для глупых, а вот постижение общее для всех. Тем более, что стоики утверждали, что полное знание недостижимо, хотя и нельзя сказать, что мы ничего не знаем. Мы можем «схватить» нечто похожее на истину, которая есть, нечто среднее между знанием и мнением. Зенон давал такое понимание «каталептического» представления или постижения. Он показывал ладонь с растопыренными пальцами, говоря – это впечатление; далее он слегка сгибал пальцы ладони, говоря, что это согласие; наконец он сжимал ладонь в кулак – и говорил – это постижение (схватывание)
Как пишет известный психолог Дж. Брунер: «Если бы какое-нибудь восприятие оказалось не включенным в систему категорий, то есть свободным от отнесения к какой-либо категории, оно было бы обречено оставаться недоступной жемчужиной, жар-птицей, погребенной в безмолвии индивидуального опыта» (Брунер Дж. Психология познания. М., 1977 с.16)
3.Пролепсис.
Наряду с каталептическим представлением стоики в качестве критерия брали и «пролепсис». «Пролепсис» стоиков - это не есть некоторые врожденные понятия, а некоторые врожденные «конфигурации» типа «прожилок мрамора» Лейбница. По свидетельству Диогена Лаэртского «пролепсис» – это естественное понятие об общем. Существует не только «естественное пролепсис», но и приобретенное в процессе обучения и опыта.
Стоики различали два вида понятий. Во-первых – «предвосхищения», это общие понятия, которые формируются естественным путем у всех людей на основе сходного опыта. Во-вторых - это сознательно конструируемые, искусственные понятия, которые формируются посредством размышления. Это могут быть кентавры, великаны и др. Эти понятия могут быть ошибочны.
В этим связан и один из основных тезисов стоиков, состоящий в утверждении, что «провидение правит миром». Божества, как представители Высшего Разума помогают людям в их познании природы, они дают определенные знаки людям для того, чтобы они могли предсказать свое будущее и течение явлений. Постигнуть провидение богов человек, как обладающий разумом – атрибутом богов в принципе может, хотя его разум значительно слабее божественного Разума.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|