СРЕДНЯЯ СТОЯ (РОДОССКАЯ ШКОЛА СТОИЦИЗМА)
Название Шмекелем данного направления в философии как «Средняя Стоя» возникает у многих возражение. Вернее всего можно говорить уже о «стоическом платонизме», в чем можно полностью согласиться с отечесвенным выдающимся исследователем эллинистической культуры А. Лосевым.
ПАНЕТИЙ
Панеций родился в 185 году до н.э. на Родосе, умер около начала первого века. Главой Стои стал в 129 году. Панеций был приверженцем идеи вечности мира, он отказался от теории мирового пожара.
ПОСИДОНИЙ (135-51 гг до н.э.)
Начал как ученик Панэция, но затем открыл новую школу на Родосе. Сохраняя верность стоической концепции, он открыл Портик влияниям Платона и Аристотеля. Посидоний считался Аристотелем эллинизма.
Посидоний в области онтологии оригинален тем, что создал учение о симпатии – космической гармонии, которая обеспечивает взаимодействие и «взаимотяготение» всех частей Космоса. В этом отношении он предвосхищает учение о тяготении И. Ньютона, который, как известно, понимал это не только «научно», но для него это «тяготение» носило какой-то «метафизический» смысл.
Как пишет С. Трубецкой: «По-видимому, Посидоний отождествлял «идеи» и «числа» с действующими силами, или «логосами», стоиков, причем все эти идеи и числа признавались «истечениями» верховной Монады и вместе началами, внутренне присущими вещам. Мировая душа также отождествлялась с идеей, или логосом, и таким путем между пифагорейством, платонизмом и стоицизмом устанавливалось полное согласие» (Трубецкой С.Н. Сочинения. М.,1994. С.107) Посидоний известен и как географ. Он произвел повторное исчисление размеров Земли, произведенную Эратосфеном. Свои измерения он базировал на вычислении высоту над горизонтом Канопуса в Александрии и на Родосе, полагая, что они находятся на одном меридиане. Расстояние между ними он определил по среднему времени, затраченному парусным судном на переход между ними. Он получил ошибочную цифру, которая значительно меньше измерениям Эратосфена и реальный размерам Земли. По его вычислениям она равна 18 000 миль (около 28400 км). Более того, он преувеличил расстояние от Европы до Индии в восточном направлении. Именно ошибочное мнение Посидония, которое получило распространение в европейской науке и было каноническим, привело в выводу Колумба о близости Индии по направлению в к западу Можно сказать, что именно ошибка привела к открытию Нового Света.
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭКЛЕКТИКИ
ФИЛОН ИЗ ЛАРИССЫ
Со II века до н.э. начинает приобретать авторитет эклектизм (от греческого ek-legein, что значит – разобрать и соединить снова). Понималось это учение как учение синтезирующее все известное античности многообразие философских учений, т.е. резко отличается от понятия эклектизма, свойственного современности. Зародилась эта синтетическая философия в Академии. Официально эклектизм был введен в академию Филоном. В эклектизме весь опыт античного философствование был подытожен и найдена связь и единство античного философствования: эпикурейцы, перипатетики, особо стоики. По мнению Филона: стоический критерий истины не выдерживает критики, а, если не выдерживает критерий наиболее рафинированный, значит, объективно вещи неуловимы, для нас они не понятны. Однако, по Филону, уместно говорить об онтологической интенциональности, что, с точки зрения скептического канона, есть догматизм. Антиох поставил такую позицию в положение шаха и мата: Каренад сказал: 1) представления ложны, ибо не дают определенности,* 2) нельзя отделить восприятия истинные от ложных за отсутствием критерия. Антиох возражал ему: первое предложение, которое допускает возможность выделения ложных представлений, противоречит второму, утверждающему обратное. Если мы принимаем первое, рушится второе, если соглашаемся со вторым, первое не имеет силы. Значит, логика Карнеада небезупречна. Ответ Филона таков: нет необходимости тотально отвергать истину, достаточно допустить отличимость истинного от ложного. Нет критерия, который приведет нас к истине, но есть видимость, дающая вероятность, а, значит, возможное наше приближение к истине на основе вероятной очевидности. Новый смысл понятия «вероятного» несет уже явно позитивный оттенок, онтологическую направленность, ибо «вероятное»- то, «что находится в истинном месте» Из двух стоических посылок: а) истина есть и б) есть критерий ее нахождения, Карнеад отвергает обе, Филон- только вторую. Принятие первой, ясно, меняет смысл отрицания второй»(204-205)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|