Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭТИКА И АНТРОПОЛОГИЯ.



 

Как правильно подчеркивает в своей вводной статье «О стоиках и стоицизме» к текстам рим­ских стоиков В. Сапов: «Переворот, совершенный стоиками, можно на­звать, если восполь­зо­ваться современным термином, «экзистенциальным»: чем безразличнее становился стоический муд­рец к окружающему его миру (в том числе и к социальному), тем сильнее он проникал в со­кро­венные глубины собственного Я, обна­руживая в своей личности це­лую вселенную, ранее со­вершенно ему неведомую и не­доступную» (Римские стоики. М.,1995 с.11)

 

Основные принципы.

 

Главный этический тезис стоиков состоит в том, что от нас зависит не социальная жизнь как таковая, а то, как мы к ней относимся.

 

Учение о человеке

 

Душа, согласно стоикам, состоит из восьми частей. Пяти чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса и ося­зания. Шестой способностью является способность речи, а седь­мой- половая спо­собность. Восьмая же часть - гегемоникон, расположена в области сердца и управляет всеми остальными. Что примеча­тельно - центр у них не в уме, а в сердце.

Для понимания функций и задач «гегемоникона» стоики использовали образ паука, ко­торый введен был Гераклитом. Гераклит утверждал, что душа есть паук, а тело- паутина:

«Так же как паук в середине сети паутины удерживает своими лапами начало всех ни­тей, так, что если где-нибудь в сети запуталось насекомое, то он тотчас это ощущает, так и веду­щее на­чало души, расположенное в центральной части сердца, удерживает начала чувств, чтобы, ко­гда они ей просиг­нализируют что-либо, ощутить это непосредственно»

 

Этика стоиков

 

Вот что говорил, согласно Диогену Лаэртскому, Зенон: «.. жить добродетельно – это зна­чит то же, что жить по опыту всего происходящего в природе, потому что наша природа есть лишь часть целого. Стало быть, конечная цель определяется как жизнь, соответ­ствующая природе (как нашей природе, так и природе целого), - жизнь, в кото­рой мы воз­держиваемся от всего, что за­прещено общим законом, а закон этот – верный разум, все­проникающий и тождественный с Зевсом, направителем и рапоряди­телем всего сущего. Это и есть добродетель и ровно текущая жизнь счастливого чело­века, в которой все со­вершается согласно с божеством каждого и слу­жит воле всеобщего рас­порядителя» (Дио­ген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях зна­ме­нитых философов М.,1979 с.295-296)

 

Хрисипп: Человек рожден, чтобы размышлять и подражать миру.

 

По Диогену Лаэртскому, преемник Клеанфа по руководству школой Аристон утверждал сле­дующее: «конечная добродетель – в том, чтобы жить в безразличии ко всему, что ле­жит между добродетелью и пороком, и не допускать в отношении к этим вещам ни ма­лейшей разницы: все должно быть одинаково..» (Диоген Лаэртский с.317)

 

Учение о страстях.

 

Страсти, по учению стоиков, общий источник четырех видов зла: неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Главный пафос стоического социального учения – это идея космополитизма: все люди едины и выс­шая цель людей - преодолеть все то, что их разъединяет и слиться в косми­ческое братство.

Как свидетельствует Плутарх: «Действительно, вызывающая общее удивление государственная сис­тема основателя стоической школы Зенона сводится к единствен­ному положению, - чтобы мы жили не особыми городами и общинами, управляемыми различными уставами, а считали бы всех людей своими земляками и согражданами, так чтобы у нас были общая жизнь и единый распорядок, как у стада, пасущегося на общем пастбище» (Плутарх «О судьбе и доблести Александра. Речь первая, 6\\ Сочинения. М.,1983 с.416) Если уж быть верным, то Александр реализовал не идеи своего учителя, а именно идеи Зенона.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.