ЭТИКА И АНТРОПОЛОГИЯ.
Как правильно подчеркивает в своей вводной статье «О стоиках и стоицизме» к текстам римских стоиков В. Сапов: «Переворот, совершенный стоиками, можно назвать, если воспользоваться современным термином, «экзистенциальным»: чем безразличнее становился стоический мудрец к окружающему его миру (в том числе и к социальному), тем сильнее он проникал в сокровенные глубины собственного Я, обнаруживая в своей личности целую вселенную, ранее совершенно ему неведомую и недоступную» (Римские стоики. М.,1995 с.11)
Основные принципы.
Главный этический тезис стоиков состоит в том, что от нас зависит не социальная жизнь как таковая, а то, как мы к ней относимся.
Учение о человеке
Душа, согласно стоикам, состоит из восьми частей. Пяти чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Шестой способностью является способность речи, а седьмой- половая способность. Восьмая же часть - гегемоникон, расположена в области сердца и управляет всеми остальными. Что примечательно - центр у них не в уме, а в сердце. Для понимания функций и задач «гегемоникона» стоики использовали образ паука, который введен был Гераклитом. Гераклит утверждал, что душа есть паук, а тело- паутина: «Так же как паук в середине сети паутины удерживает своими лапами начало всех нитей, так, что если где-нибудь в сети запуталось насекомое, то он тотчас это ощущает, так и ведущее начало души, расположенное в центральной части сердца, удерживает начала чувств, чтобы, когда они ей просигнализируют что-либо, ощутить это непосредственно»
Этика стоиков
Вот что говорил, согласно Диогену Лаэртскому, Зенон: «.. жить добродетельно – это значит то же, что жить по опыту всего происходящего в природе, потому что наша природа есть лишь часть целого. Стало быть, конечная цель определяется как жизнь, соответствующая природе (как нашей природе, так и природе целого), - жизнь, в которой мы воздерживаемся от всего, что запрещено общим законом, а закон этот – верный разум, всепроникающий и тождественный с Зевсом, направителем и рапорядителем всего сущего. Это и есть добродетель и ровно текущая жизнь счастливого человека, в которой все совершается согласно с божеством каждого и служит воле всеобщего распорядителя» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М.,1979 с.295-296)
Хрисипп: Человек рожден, чтобы размышлять и подражать миру.
По Диогену Лаэртскому, преемник Клеанфа по руководству школой Аристон утверждал следующее: «конечная добродетель – в том, чтобы жить в безразличии ко всему, что лежит между добродетелью и пороком, и не допускать в отношении к этим вещам ни малейшей разницы: все должно быть одинаково..» (Диоген Лаэртский с.317)
Учение о страстях.
Страсти, по учению стоиков, общий источник четырех видов зла: неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Главный пафос стоического социального учения – это идея космополитизма: все люди едины и высшая цель людей - преодолеть все то, что их разъединяет и слиться в космическое братство. Как свидетельствует Плутарх: «Действительно, вызывающая общее удивление государственная система основателя стоической школы Зенона сводится к единственному положению, - чтобы мы жили не особыми городами и общинами, управляемыми различными уставами, а считали бы всех людей своими земляками и согражданами, так чтобы у нас были общая жизнь и единый распорядок, как у стада, пасущегося на общем пастбище» (Плутарх «О судьбе и доблести Александра. Речь первая, 6\\ Сочинения. М.,1983 с.416) Если уж быть верным, то Александр реализовал не идеи своего учителя, а именно идеи Зенона. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|