Здавалка
Главная | Обратная связь

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ НАУКА



 

Деметрий Фалерский, один из перипатетиков, бежал в Александрию по политическим мотивам. Там при содействии Птолемея I Сотера, начиная с 297 г. до н.э., он задумал создать нечто типа Лицея. Таким образом появился Мусей. Название восходит от пифа­горейцев: пифагорейские дома именовались Мусейоном, т.е. «священная обитель Муз». В Мусее (Музее) находилось оборудование для исследований, библиотека. При нем на­ходился штат переписчиков, которые обеспечивали литературной продукцией эллинистический мир.

 

МАТЕМАТИКА

 

В эллинистический период античности математические исследования достигли высочайшего уровня, заложив фундамент математического знания европейской ментальности. Эти исследования до сих пор являются базовыми и служат основой пер­воначального математиче­ского образования.

 

ЭВКЛИД

 

Эвклид сыграл выдающуюся роль для будущего европейского менталитета. О жизни Эвклида известно немного, знаем, что он жил в Александрии около 300 г. до н.э. во время правления ос­нователя династии Лагидов Птолемея. Известен анекдот о том, что когда Птолемей пожелал чтобы Эвклид его обучил простым и понятным способом ма­тематики, то он ему ответил: «В геометрии нет царской дороги». Здесь, видимо, были и созданы его знаменитые «Начала».

 

ЭВДОКС

 

Евдокс некоторое время учился в Академии, и далее поддерживал с ней тесные контакты. Евдокс основал в городе Кизике на южном побережье Мраморного моря школу геометрии. Он старался развить идеи софиста Антифонта относительно метода исчерпывания.

 

МЕХАНИКА

 

Механика в античности – это искусство, ремесло – строительное, военное, навигацион­ное ис­кусство, изготовление разнообразных сооружений и т.п. Первый набросок теоре­тической меха­ники был создан в школе перипатетиков (хотя это оспаривается, к при­меру, П. Таннери, кото­рый считал, что этот тракта был создан позже) - это знаменитый трактат «Механические про­блемы». В этом трактате почти все механизмы сводятся к рычагу. Рычаг представляет основной элемент всех механических устройств, что дей­ствительно справедливо. В этом трактате рас­сматривается действие корабельного весла, руля, мачты, колеса, метательных орудий, лебедки, клина, блока, щипцов, коло­дезного рычажного подъемника и др.

Своей вершины механика достигает в античности с лице александрийского математика Архимеда.

 

АСТРОНОМИЯ

 

ФИЛОЛОГИЯ

 

ГЕОГРАФИЯ

 

1. ПИФЕЙ

 

Пифей был родом из греческой колонии Массалия (современный Марсель). Массалия была конкурентом финикийцев в торговле оловом и янтарем. То ли по поручению ко­лонии, то ли на свой страх и риск Пифей отправился в рискованное путешествие, по­плыв к Геркулесовых столбов, проплыл незамеченным мимо финикийского Гадира (Кадис). Потом он проплыл вдоль побережья Франции, достиг Ламанша и обошел во­круг Британских островов. В своих записях Пифей упоминает об о. Туле, который на­ходил в шести днях пути к северу от Британских островов. Предполагаю, что это либо север Норвегии, либо Исландия.

Его сообщениям о увиденных странах из современников никто не поверил, хотя он со­общал о действительных фактах: он писал об употреблении «сброженного меда, писал о море, забитом льдом, по которому можно проплыть – современники называет его «салом».

 

«Пифей- марселец, он не имел связей с Александрией, но его работы читались и были исполь­зованы александрийскими учеными. его путешествие совпадает с последним го­дом царствова­ния Алексан­дра. Он открывает на западе Оловянное море (Ла-Манш) и янтарное море (Северное море) в тот мо­мент, когда Александр открывает на Востоке Индию. Цель Пифея была разведать путь из Ламанша (Оловянное море) и из Северного моря( Янтарное море) и по­знакомиться со странами, окаймлявшими эти моря. До него лишь финикийцы проникали в эти страны. Пифей- первый грек, побывавший в этих краях и описавший их.»

Страна олова- Корнуэлл.

 

2. ЭРАТОСФЕН (около 275-194 гг. до н.э.)

 

Эратосфена называют часто «отцом географии». Эратосфен родился в Кирене (современный Шаххат) – ливийской греческой колонии. Получил разносторонне обра­зование в Афинах. Около 244 года до н.э. получил приглашение фараона принять должность учителя его детей, ему был, кроме этого, присвоен титул «главного хранителя» александрийского Мусейона, который считался самым почетным в греческом научном мире. Эратосфену завидовали, его назвали коллеги либо «Бета», что означало «второстепенный ученый», или же «Пентатлос» (Пятиборец), что означало его разброссанность познаний, ибо уже в то время стало почетным слыть узким специалистом, и энциклопедичность не приветствовалась в ученой среде.

 

Наибольшую известность как географ он приобрел вычислением окружности Земли. Для этой цели он использовал знаменитый, пользовавшийся популярностью у античных туристов во времена античности глубокий колодец на острове в русле Нила ниже первого порога вблизи Сиены (Асуан). Этот колодец знаменит был тем, что еже­годно в дни летнего солнцестояния в нем можно было увидеть отражение солнечного диска. Сопоставив это явление с одновременным вычислением длины полуденной тени от высокого обелиска, стоявшего в александрийском Мусейоне, Эратосфен, используя теорему Фалеса о равенстве накрест лежащих углов, которые образованы при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, и знав расстояние между Сиеной и Александрией в 500 миль вычислил окружность Земли, которая, по его расче­там составляла 25 000 миль. Это отвечает современным данным – 24860 миль. Но это вычисление грешило неточностями, ибо расстояние между Александрией и Сиеной со­ставляет в действительности 453 мили.

«Эратосфен - один из самых выдающихся ее представителей, впрочем, не отдавав­шийся одной только географии. Он родился в 275 году до н.э. в Кирене и был сначала, как все представители его поколе­ния, учеником Каллимаха. Он отправился также изу­чать философию в Афины, ос­тавшийся городом философов. Это была эпоха, когда в Академии Аркесилай преобразовал пла­тонизм в своего рода скептицизм, именуемый пробабилизмом. Эратосфен по­сещал эти лекции и позднее написал «Исто­рию философии». Он написал также «Историю древней комедии»- труд, состоящий из две­надцати книг»

 

Эрастосфен написал книгу «Географические записки», которая до нас не дошла, она свидетельствовала об ойкумене, в ней он выделял Европу, Азию и Ливию. Он выделял в ойкумене пять климатических зон: жаркую, две умеренных и две холодных. Составил он и карту мира, использовав при этом сетку из линий, направленных с севера на юг и с востока на запад. Но эти линии делили пространство на неравные части.

 

После смерти Эратосфена должность главного хранителя александрийского Мусейона занял Гиппарх. Гиппарх был математиком и астрономом, он занимался и географией. Но именно он попробовал применить координатную сетку для определения местопо­ложения любого объекта на земной поверхности. Он первый столкнулся с проблемой изображения выпуклой поверхности Земли на плоскости.

Гиппарх изобрел более простой инструмент, чем гномон. Это астролябия, которая представляла из себя круг, разделенный на 360 частей, в центре которого вращалась стрелка. Астролябия предназначалась для определения широты в открытом море при помощи измерения угла стояния Полярной звезды над горизонтом.

 

3. СТРАБОН

 

Европейские географы достижения античной географии восприняли от Страбона, ибо его работа «География» дошла до нас почти полностью. Но в античности его труд не пользовался известностью и авторитетом, что естественно, ибо это труд компилятивный. Плиний Старший в «Энциклопедии географии» из 2000 упомянутых им книг, Страбона вообще не упоминает. Страбон родился в Амасии (это местность в центральной Турции примерно в 100 км от побережья Черного моря).

Несколько лет прожил в Риме, работал в Александрийской библиотеке, много путешествовал. Он написал два труда, первые, посвященный истории от падения Карфагена до Смерти Гая Юлия Цезаря был почти полностью утерян.

 

Страбон придерживался представлений Посидония о размерах Земли.

 

ЗАКАТ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ НАУКИ.

 

Кризис Музея и Библиотеки произошел в 145 г. до н.э. У греческих интеллектуалов возник конфликт с Птолемеем Фисконом??. Он вынудил их покинуть Александрию. В 47 г. до н.э. произошла очередная трагедия. Во время египетской компании Цезаря была сожжена Библиотека, которая насчитывала около 700 000 книг.

 

В александрийской науке уже можно заметить формирование независимых от натурфилософии методов и норм научного исследования

«Некоторые из христиан видели в научных институтах Александрии угрозу, ибо образ жизни, концептуально основанный на языческой религии, уживался с высоким уровнем культуры. Епископ Теофил в 391 г. спровоцировал грабеж Библиотеки, следствием чего стали большие потери.

Но воистину смертельный удар нанесли ей магометане, которые, завоевав Александ­рию, пол­но­стью разрушили Библиотеку в 641 году, сочтя за ненужный хлам любую книгу, если она не была Кораном.

Никто не может оценить тяжелых последствий этих событий. Однако необходимо от­метить следующее. Книги Александрийской Библиотеки представляли собой свитки, весьма громоздкие и неудобные в использовании. Посему в Пергаме к тому времени созрела «бумажная» революция. Экспорт папируса, являвшегося тогда наиболее цен­ным материалом для письма, из Египта был запрещен. Ученые Пергама (соперника Александрии), движимые нуждой, открыли материал (из кожи животных), еще более подходящий, который был назван по месту происхождения – «пергаментом». Его появ­ление восходит еще ко второй половине I века н.э. Распространяясь в течение трех по­следующих веков, пергамен становится материалом более практичным и устойчивым, по сравнению со свитками. Пергаментные рукописи хранят с тех пор все то, что дошло до нас от античного мира.

Возвращаясь к Александрии, отметим, необратимые перемены, означавшие кризис, ут­рату бли­стательных имен, открытий. Тем не менее, Александрия оставалась еще долго важным философским центром. Школа Аммония (II и III вв до н.э.), школа коммента­торов- неоплатони­ков (IV-V вв.),- о них уже шла речь. В Александрии также состоялась первая по­пытка слияния греческой философии с библейской Филона Александрийского в первой поло­вине I века н.э. Но особенно славилась в Александрии Катехизисная школа, с конца II века осуществившая по­пытку объединения эллинистической философии и христианства. Здесь ро­дилась Патристика, которая стала основой средневековой европейской мысли, о чем мы должны говорить пространно и со всей обстоятельностью»(Р. и А. Т.1, 264-265)

 

ШКОЛЫ МЕДИЦИНЫ

 

Гиппократ создал учение о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). В зависимости от того, какая жидкость преобладает, таков и характер: сангвинический (преобладает кровь), флегматический (слизь), холерический (желтая желчь) и меланхолический (черная желчь).

 

ЭРАЗИСТРАТ

 

Первый отметил наличие в мозге извилин, считал, что они имеют значение. Он производил вскрытия человеческих трупов, а также делал живосечение на преступни­ках (нередко в присутствии сирийского царя, придворным врачом которого он долгое время являлся.)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.