Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ



 

1.Мысленный конструкт

 

Мысленный конструкт, согласно стоикам, это греза мысли, некое видение, которое «как бы» является реальностью. Мысленный конструкт является идеей, но идеей, кото­рая имеет образное выражение.

В данном случае ищется соединение понятия с объектом, такой же напряженный поиск свойст­венен всей философии. Диссонанс между миром идеи и миром объектов осознается со времен Парменида, который у его ученика Зенона, приобретает трагическую форму несоизмеримости в его апориях. Но эта несоразмерность получила выражение и в самой распространенной традиции античного философствования- в пи­фагореизма, которые находили это решение в ма­тематическом идеальном объекте, ко­торый является посредником между идеей и предметом. Здесь тоже наблюдение стано­вясь мыслящим через число становится

 

2.Разум стоиков.

 

Разум у стоиков был достаточно авторитетен. Согласно Стое, существуют три вида зна­ния. Это мне­ние, которое основано на чувственных данных; постижение, которое осно­вано на каталептическом представлении; и разум, высшая ступень, которая доступна только мудрецу. Если «постижение» имеет основание в интуиции, то разум мыслит по­нятиями.

 

3. Теория души

 

Душа, по мнению стоиков, есть «пневма», т.е. как и все, что считается у них обладаю­щим оп­ределенной степенью совершенства. Стоики считали, что душа состоит из восьми частей. Это - пять чувств, речевая способность и сексуальная спо­собность, и последняя часть – руководящий центр, который объединяет все эти способности. Этот центр души, согласно стоикам, находится не в уме, а сердце. Для об­разного понимания руководящего центра души они использовали образ паука. Этот образ позаимствован у Гераклита, который сравнивал душу с пауком, а тело – с паутиной.

В прин­ципе их можно подразделить на три части - чувства, речь и сексуальная способность, которая управляется из одного центра. Здесь мы видим, что стоики за­долго до Фрейда ввели в философских обиход сексуальную энергию – «либидо».

 

1. ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

 

Карл Прантль (1820-1870) - автор известной «Истории логики на Западе» (1855) в че­тырех то­мах, крайне низко оценивал логику стоиков. Но, как подчеркивал А. Лосев: «Все такого рода суждения о логике стоиков в настоящее время могут считаться только чудовищными. На самом деле у стоиков – тончайшая логика, которой не знала никакая предыдущая античная философия» (Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979.с.127)

В 30-40 е годы Ян Лукасевич - известный польский логик пересмотрел эту явно оши­бочную точку зрения на логику стоиков, с его точки зрения, именно логику стоиков можно счи­тать во многом основой совре­менной логики. Ему вторят, в частности, наши известные историки ло­гики П.С. Попов и Н.И. Стяжкин, считая, что логика стоиков ис­ключительно богата новыми научными результатами, которые открыли но­вые гори­зонты развития логики. Они утвер­ждают, что с «.. точки зрения современной формальной ло­гики ло­гические достижения стоиков, по-видимому, даже превышают заслуги Стагирита в этой об­ласти» (Попов П.С. Стяж­кин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. МГУ, 1974. с.95). К этому имеет смысл до­бавить то, что они вплотную подошли к идеям математической логики, вводя взамен буквенных обозначений числовые сим­волы.

Дл стоиков прежняя логика казалась слишком наивной. Как правильно подчеркивает А. Лосев, платоновско-аристотелевская логика и диалектика «казалась им слишком акаде­мической, слишком теоретической, слишком топорной. Они предпочитали говорить не об идеях и поня­тиях, но о словах, поскольку всякое живое слово по своему смысловому содержанию гораздо богаче всякого абстрактного понятия» (Лосев А. Ф. История ан­тичной эстетики. Ранний элли­низм. М.,1979. С.17)

 

К сожалению, как и от всего учения ранних стоиков, логическое учение стоиков дошло до нас в отрывках и отдельных фрагментах, на базе которых нельзя восстановить во всем богатстве их логические идеи.

 

Стоики проводят различие между словесными знаками и тем, что они обозначают. Слово- есть звуко­вое образование

 

Язык

 

Логика стоиков связана в основном с анализом словесного выражения мысли. Отказ от логики классов, которая была разработана Аристотелем. Аристотель прежде всего в по­строении этой логики исходил из своих предпочтений в исследовательской деятельно­сти. Насколько известно, это классификация того обширного материала исследований видов животных и растений, а ткже классификация иных сведений, которые были по­черпнуты его учениками в результате по­ходов Александра Македонского. У стоиков был иной посыл – это исследование эйдетических систем ментальности в реальной ди­намике жизни. Можно сказать что они античные «философы жизни», но лишенные крайностей этого известного философского направления конца XIX- начала XX века. Естественно, они не могли для этого принять нор­мативную логику статичных «эйдосов» Платона, противопоставленных динамичному «хаосу» бытия; и не могли они принять в такой же степени статичную дескриптивную логику классов Аристотеля. И именно язык является наиболее адекватной «логикой» описания реальной дей­ствительности. В такой же идее пришла современная философская мысль, которая от­дает предпочтение именно анализу языка. Благодаря стоикам теория языка поднима­ется на свой высший уровень, можно сказать, что современная философия языка, кото­рая считается основной сферой современных философских исследований, является ре­конструкцией учения древних стоиков.

 

С точки зрения стоиков, понятия не врождены, а формируются на основе восприятия и опыта или в процессе обучения (способность мыслить они относили приблизительно к 14 годам).

 

Стоики считали, что первые слова подражают вещам. Этот тезис обосновывал еще Платон в «Кратиле», где писал следующее:

 

ЛЕКТОН

 

Стоики первыми проявили особое внимание к смысла и значения языка. Во многом это связано с расширением «ойкумены» греческой культуры, в связи чем возникла проблема истолкования значений языков других народов. Но внимание к проблемам языка всегда было одним из цен­тральных в античной философии. Вот что говорил из­вестный софист Горгий: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма ма­лым и совершенно незаметным те­лом, совершает чудес­нейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль умножить, и радость вселить, и сострадание пробудить… А что сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет, это должно уз­нать, во-первых, из учений метеорологов, которые, противопоставляя мнение мнению, удаляя одно мнение и все­ляя другое, достигли того, что невероятные и неиз­вестные вещи являются очам воображения. Во-вторых же, [этому можно научиться] из словесных состязаний в на­родных собраниях, в которых [бывает, что] одна речь, ис­кусно со­ставленная, но не со­ответствующая истине, [более всего] нравится народным массам и убеждает её» (Мако­вельский А. Софисты. Баку, 1940. Вып.2 ВII)

Но заслуга стоиков в том, что они первые выявили непустое пространство между зна­ком и вещью, который этот знак обозначает. Это - лек­тон - нематериальная субстанция слова, которая выражает смысл и значение знака. Предмет и знак – это материальные вещи, но смысл, «лектон», есть нематери­альная сущность, помещен­ная между предметом и знаком. Именно нематериальная сущность, а не психиче­ское явление. «Лектон – это чистый смысл, а физический предмет есть та или иная телесная субстанция, с которой лектон соотнесено, но само по себе не есть какая-нибудь субстанция, ни телесная, ни духовная» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979. С.101)

Лектон является не только не физическим, не только не психическим явле­нием, он не есть и логическая конструкция. Здесь мы имеем аналог понимания «лектон» на ос­нове феноменологии Гуссерля и её центрального концепта – «ноэмы», что подмечает, в ча­стности, Ж. Делёз в своей «Логике смысла». Стоики подчеркивали что че­ловек отличается от животных не членораздельной речью, а «внутренней» речью – т.е. тем, что придает членораздельной речи – смысл.

Платон и Аристотель в основном занимались анализом понятийных конструкций в тех или иных формах, а стоики рассматривают не понятие, а реальную речь, которая вы­ра­жается в высказывании о предмете, действии или событии. Речь, в отличие от логической конструкции многообразна, она динамична и обладает текучестью значений. Понять и осмыслить эту слож­ную структуру высказывания стремились стоики, как это у них получилось - мы судить не можем, но можем констатировать, что они прекрасно понимали, что такая проблема существует, она важна и требует осмысления.

 

Концепция «предметности» А. Мейнонга 91853-1920) и стоицизм.

 

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

 

КАТЕГОРИИ

 

2. ЭСТЕТИКА

 

При рассмотрении теории искусства у стоиков надо всегда учитывать, что принцип «калога­тии» не поддается сомнению и у стоиков- красота и добродетель нераздельны. Более того, не­раздельны бытие и красота, ибо, как известно, онтология античности все­цело эстетичны. Как пишет А. Лосев: «красота для стоиков есть живая форма бытия и жизни (как их симметрия), но эта форма есть та или другая степень бытийственного напряжения самого же бытия, самой жизни; это- напряженность тончайшего первоогня, лежащего в основе всякого бытия вообще» (с.175)

 

Воображение

 

В эпоху эллинизма появилось третье понятие – понятие воображения – это заслуга стоиков (Та­таркевич см.0

 

Метафора

 

Метафора, как известно, есть определение нового явления с помощью старого символа, взятого из другой области символических конструктов, которые описывают иной круг явлений. «сим­вол» и «метафора» – родственны. Но если символ имеет определенный регион своих значений, то метафора – это символ, чуждый региону значений, к которому он применяется. Между ме­тафорой и вещью существует изначальное напряжение, «тонус», который, как было сказано, является одним из центральных кон­цептов стоического философствования.

 

Аллегорическое толкование мифов

 

Стоики не были атеистами, но они считали, что истинной религией может быть лишь философия, в народной же религии (мифологии) стоики находили много безнравствен­ного. Они считали, что вера в антропоморфных богов нелепа,- люди в силу своего не­совершенства толкуют богов по своему образу и подобию. С этом отношении они со­лидарны с Ксенофаном.

Но, с другой стороны, они искали в мифах народной религии скрытый смысл, потому стоики – любители аллегорического истолкования мифов.

 

ОНТОЛОГИЯ.

 

Среди современных исследователей онтологии стоиков наиболее всего выделяется обилием идей и интерпретаций, которые напрямую завязаны с современной физиче­ской теорией – это работа С. Самбургского «Физика стоиков».

Во многом онтология древних стоиков имеет корнем натурфилософские построения досократиков, особую роль сыграло в этом популярное в то время в Афинах учение Диоген Аполлонийского, который произвел синтез всех натурфилософских по­строений грече­ских философов, взяв у них все положительное.

Аристофан, выводя образ философа в «Облаках», вполне вероятно, имел в виду не только Со­крата, но именно Диогена Аполлонийского.

 

Вообще обращение к досократикам типично для философов, которые стремились к «жизненно­сти» своей философии. Так что, древние стоики были первыми кто бросил так известный со времен Хайдеггера клич: «Назад к досократикам !».

 

1.Космос.

 

Согласно стоикам, существует один-единственный космос, который имеет сфериче­скую форму и ок­ружен бесконечным пустым пространством. Космос - живое ра­зумное существо, совершающее циклический путь своего развития. Космос рождается из пер­вичного огня, про­ходит различные стадии, и снова обращается в исходное состояние. В ходе своих трансформа­ций миро­вой огонь превращается в воздух, воду и землю, этот процесс осуществляется посредством других качеств - теплоты, холода, сухости и влажности. Четыре элемента распадаются на две неравноправные пары: высшая пара – огонь и воздух (который в смешении образуют «пневму» - «мировую душу») - противопоставлена низшей - воде и земле.

Для современников такое видение мира может показаться наивным, но только на пер­вый взгляд. Во-первых, тезис о разумности Космоса не так уж наивен. Дело в том, что сам разум – как универсальная ментальная форма имеет основой наблюдение древним человеком периодически повторяющихся явлений в природе, особенно периодически повторяющихся движений звезд на небе. (Космос для древнего человека, как ни странно это звучит, был во­обще ближе, чем для современного урбанизированного че­ловека- атмосфера не была загрязнена, видимость была прекрасной; человек наблюдал небо значительно большее время – ибо он не жил в замкнутых коробках городских по­строек, и в темное время суток не уединялся в них, общаясь с телевизором, - он в это время общался с Космосом). Собственно наблюдение этих периодически повторяю­щихся движений небесных объектов послужило исходным архе­типом и парадигмой формирования разума – этой базовой ментальной формы человека. Ко­нечно, утверждение о разумности Космоса грешит подменой следствия причиной, ибо разумность Космоса обусловлена тем, что сам разум имеет парадигмой периодичность повторения явлений этого самого Космоса. Зенон-стоик, который, по свидетельству Секста Эмпирика, доказывал разумность Космоса посредством такого рассуждения: «То, что испускает семя разумного, само разумно. Но мир испускает семя разумного. Значит, мир разу­мен» (Фрагменты ранних стоиков. Том 1 М.,1998 с.59), - был во мно­гом прав, но его утверждение требует определенной коррекции, - «если человек сформировался в Космосе, то он должен содержать в себе «семена» этого Космоса».

Далее, во-вторых, утверждение о том, что все образуется посредством «пневмы» не так примитивно. В такой же степени может быть примитивным и мнение, что все в мире это ре­зультат распределения и взаимопревращения энергии, недавнее увлечение «энер­гетизмом» на рубеже XIX- XX веков свидетельствует о том, что стоическая концепция не может интерпрети­роваться как примитвная. Ибо «пневма» – это есть «теплота», именно так , как «теплота» (наи­более известная форма энергии для большинства лю­дей), понимается стоиками как «пневма». Сам Зенон так и утверждал, что «теплота» и «пневма» одно и то же (см. Фрагменты ранних стоиков. Т.1. М., 1998 с.63).

К этому надо добавить то, что «пневма», как было сказано, обладает свойством «тонуса» («на­пряженности»), что роднит такое видение мира с современной физиче­ской картиной мира, где понятие этой «напряженности», включенное в теоретический аппарат электродинамической картины мира и выраженное в количественных характеристиках играет центральную роль.

 

Большую роль в процессе зарождения и жизни Космоса играют «сперматические ло­госы». Сперматические логосы – это своеобразные «центры кристаллизации» Космоса, которые пред­ставляют из себя сгустки «пневмы», которые формообразуют мир. Это «семена», из которых рождается мир, эти «семена» обладают разумом, они бессмертны. Если приблизить это понятие «сперматических логосов» к современной картине мира, то они могут интерпретироваться как «черные дыры»- сгустки энергии (т.е. «пневмы» стоиков), которые, с одной стороны, являютя центрами поглощения материи: с другой же- потенциально могут служить энергетичеким по­люсом развертки новых «миров». Вообще близость стоической картины мира современным космологическим концеп­циям иногда удивляет и увлекает.

Стоикам свойственно трагическое видение космоса. Все возни­кает в начале из «первоогня» как сингулярности, затем происходит расширение и одновременно разрежение – формируется Космос, далее происходит свертка и сгущение этого Космоса в первоначальную сингулярность «Первоогня». Образ «разрежения» и «уплотнения» Космоса как ведущего космического про­цесса был взят стоиками от Анаксимена через Диогена Аполлонийского, которому они во мно­гом обязаны свое космологией. В промежутке между этими процессами «разрежения» и «сгу­щения» происходят все события. «Мировой пожар», который уничтожает все, происходит через каждые 10 800 лет. Это число они получили путем умножения срока жизни одного по­коления (30 лет) на число дней в году (360 лет). После этого «мирового пожара» проис­ходит возрождение (палигенесис), в процессе которого свернутый в «первоогонь» мир вновь разворачивается. Такая картина мира выглядит как нельзя современно, - всем из­вестна модель расширяющейся Вселенной, идея первоначального про­исхождения мира из сингулярности, ко­торая является основополагающей моделью физической модели Все­ленной в современной ас­трономии.

 

2.Эволюционизм

 

Космос стоиков представляет единую систему, каждый его элемент выполняет определенную функцию в этом гармонично устроенном Космосе. Стоический космос также обладает иерархией, в нем существуют различный степени градации. Современ­ный отечественный ис­следователь стоицизма А.А. Столяров пишет: «..в стоическом космосе основной структурной константой (как и во всем учении стоиков- С.Г.) является тонкость и степень напряжения пневмы, но не дуализм формы и ма­терии..» (с.109). На базе этого принципа строится эволюционная картина Космоса. Стоики – создатели самой развитой эволюционной картины мира, которая вобрала в себя все достижения современных им знаний о мире, варианты тех или иных онтологий. Она является, по сути, полным аналогом той картины мира, которая, со вре­мен Канта и Ла­пласа, пробила себе дорогу в современной науке.

Для них, не только живые существа, но и небесные тела обладают «творческим огнем». Этот «творческий огонь» движим одной целью – это победа разумного над неразум­ным, рассматриваемая как «космическая задача» эволюции. От камней до растений и животных, от животных до человека растет присутствие разума в этих телах. В данном случае эта концепция почти полностью воспроизводит мировоззрение Гердера - пер­вого философа, который по сути один из первых поднял идеи эволюционизма на уро­вень философского обобщения.

 

3.Судьба и детерминизм

 

Хрисипп довольно четко отделял понятие судьбы от понятия необходимости. Еще П.Бейль подчеркивал: «Не существовало философов более убедительно, чем стоики, гос­подство фа­тальной необходимости и доказывавших с большим, чем они блеском, что человек обла­дает свободой» (Бейль П. Исторический и критический словарь. Т.2 с.67). Это многим непонятно. Но становится понятным только сейчас в связи со становлением новой синергической картины мира. Согласно этому видению, мир не существует согласно каким-то заданным законам, а он развивается во многом спонтанно. Причинность – есть только частное проявление этой спонтанности, причинность только задает «коридор», в котором как в «черном ящике» Пандоры воз­можно наличие множества определенных решений, которые может предопреде­лить лишь «судьба». «Судьба» – это действие, исходя из принципов «самоорганизации» и «усло­вий», действие, которое «выбирает» свою логику действия из определенного на­бора вероятных решений. Можно с полным правом сказать, что стоики – это первые создатели этой синергетиче­ской картины мира. Если не сказать более, что современная ментальность вообще совпадает с ментальностью стоиков. Они удивительным образом сочетают фатализм и телеологизм с эле­ментами случайности и неустойчивости – именно это и есть специфическая черта синергетиче­ского видения мира современного человека эпохи постмодерна.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.