ТЕОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
1.Мысленный конструкт
Мысленный конструкт, согласно стоикам, это греза мысли, некое видение, которое «как бы» является реальностью. Мысленный конструкт является идеей, но идеей, которая имеет образное выражение. В данном случае ищется соединение понятия с объектом, такой же напряженный поиск свойственен всей философии. Диссонанс между миром идеи и миром объектов осознается со времен Парменида, который у его ученика Зенона, приобретает трагическую форму несоизмеримости в его апориях. Но эта несоразмерность получила выражение и в самой распространенной традиции античного философствования- в пифагореизма, которые находили это решение в математическом идеальном объекте, который является посредником между идеей и предметом. Здесь тоже наблюдение становясь мыслящим через число становится
2.Разум стоиков.
Разум у стоиков был достаточно авторитетен. Согласно Стое, существуют три вида знания. Это мнение, которое основано на чувственных данных; постижение, которое основано на каталептическом представлении; и разум, высшая ступень, которая доступна только мудрецу. Если «постижение» имеет основание в интуиции, то разум мыслит понятиями.
3. Теория души
Душа, по мнению стоиков, есть «пневма», т.е. как и все, что считается у них обладающим определенной степенью совершенства. Стоики считали, что душа состоит из восьми частей. Это - пять чувств, речевая способность и сексуальная способность, и последняя часть – руководящий центр, который объединяет все эти способности. Этот центр души, согласно стоикам, находится не в уме, а сердце. Для образного понимания руководящего центра души они использовали образ паука. Этот образ позаимствован у Гераклита, который сравнивал душу с пауком, а тело – с паутиной. В принципе их можно подразделить на три части - чувства, речь и сексуальная способность, которая управляется из одного центра. Здесь мы видим, что стоики задолго до Фрейда ввели в философских обиход сексуальную энергию – «либидо».
1. ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
Карл Прантль (1820-1870) - автор известной «Истории логики на Западе» (1855) в четырех томах, крайне низко оценивал логику стоиков. Но, как подчеркивал А. Лосев: «Все такого рода суждения о логике стоиков в настоящее время могут считаться только чудовищными. На самом деле у стоиков – тончайшая логика, которой не знала никакая предыдущая античная философия» (Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979.с.127) В 30-40 е годы Ян Лукасевич - известный польский логик пересмотрел эту явно ошибочную точку зрения на логику стоиков, с его точки зрения, именно логику стоиков можно считать во многом основой современной логики. Ему вторят, в частности, наши известные историки логики П.С. Попов и Н.И. Стяжкин, считая, что логика стоиков исключительно богата новыми научными результатами, которые открыли новые горизонты развития логики. Они утверждают, что с «.. точки зрения современной формальной логики логические достижения стоиков, по-видимому, даже превышают заслуги Стагирита в этой области» (Попов П.С. Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. МГУ, 1974. с.95). К этому имеет смысл добавить то, что они вплотную подошли к идеям математической логики, вводя взамен буквенных обозначений числовые символы. Дл стоиков прежняя логика казалась слишком наивной. Как правильно подчеркивает А. Лосев, платоновско-аристотелевская логика и диалектика «казалась им слишком академической, слишком теоретической, слишком топорной. Они предпочитали говорить не об идеях и понятиях, но о словах, поскольку всякое живое слово по своему смысловому содержанию гораздо богаче всякого абстрактного понятия» (Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979. С.17)
К сожалению, как и от всего учения ранних стоиков, логическое учение стоиков дошло до нас в отрывках и отдельных фрагментах, на базе которых нельзя восстановить во всем богатстве их логические идеи.
Стоики проводят различие между словесными знаками и тем, что они обозначают. Слово- есть звуковое образование
Язык
Логика стоиков связана в основном с анализом словесного выражения мысли. Отказ от логики классов, которая была разработана Аристотелем. Аристотель прежде всего в построении этой логики исходил из своих предпочтений в исследовательской деятельности. Насколько известно, это классификация того обширного материала исследований видов животных и растений, а ткже классификация иных сведений, которые были почерпнуты его учениками в результате походов Александра Македонского. У стоиков был иной посыл – это исследование эйдетических систем ментальности в реальной динамике жизни. Можно сказать что они античные «философы жизни», но лишенные крайностей этого известного философского направления конца XIX- начала XX века. Естественно, они не могли для этого принять нормативную логику статичных «эйдосов» Платона, противопоставленных динамичному «хаосу» бытия; и не могли они принять в такой же степени статичную дескриптивную логику классов Аристотеля. И именно язык является наиболее адекватной «логикой» описания реальной действительности. В такой же идее пришла современная философская мысль, которая отдает предпочтение именно анализу языка. Благодаря стоикам теория языка поднимается на свой высший уровень, можно сказать, что современная философия языка, которая считается основной сферой современных философских исследований, является реконструкцией учения древних стоиков.
С точки зрения стоиков, понятия не врождены, а формируются на основе восприятия и опыта или в процессе обучения (способность мыслить они относили приблизительно к 14 годам).
Стоики считали, что первые слова подражают вещам. Этот тезис обосновывал еще Платон в «Кратиле», где писал следующее:
ЛЕКТОН
Стоики первыми проявили особое внимание к смысла и значения языка. Во многом это связано с расширением «ойкумены» греческой культуры, в связи чем возникла проблема истолкования значений языков других народов. Но внимание к проблемам языка всегда было одним из центральных в античной философии. Вот что говорил известный софист Горгий: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль умножить, и радость вселить, и сострадание пробудить… А что сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет, это должно узнать, во-первых, из учений метеорологов, которые, противопоставляя мнение мнению, удаляя одно мнение и вселяя другое, достигли того, что невероятные и неизвестные вещи являются очам воображения. Во-вторых же, [этому можно научиться] из словесных состязаний в народных собраниях, в которых [бывает, что] одна речь, искусно составленная, но не соответствующая истине, [более всего] нравится народным массам и убеждает её» (Маковельский А. Софисты. Баку, 1940. Вып.2 ВII) Но заслуга стоиков в том, что они первые выявили непустое пространство между знаком и вещью, который этот знак обозначает. Это - лектон - нематериальная субстанция слова, которая выражает смысл и значение знака. Предмет и знак – это материальные вещи, но смысл, «лектон», есть нематериальная сущность, помещенная между предметом и знаком. Именно нематериальная сущность, а не психическое явление. «Лектон – это чистый смысл, а физический предмет есть та или иная телесная субстанция, с которой лектон соотнесено, но само по себе не есть какая-нибудь субстанция, ни телесная, ни духовная» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979. С.101) Лектон является не только не физическим, не только не психическим явлением, он не есть и логическая конструкция. Здесь мы имеем аналог понимания «лектон» на основе феноменологии Гуссерля и её центрального концепта – «ноэмы», что подмечает, в частности, Ж. Делёз в своей «Логике смысла». Стоики подчеркивали что человек отличается от животных не членораздельной речью, а «внутренней» речью – т.е. тем, что придает членораздельной речи – смысл. Платон и Аристотель в основном занимались анализом понятийных конструкций в тех или иных формах, а стоики рассматривают не понятие, а реальную речь, которая выражается в высказывании о предмете, действии или событии. Речь, в отличие от логической конструкции многообразна, она динамична и обладает текучестью значений. Понять и осмыслить эту сложную структуру высказывания стремились стоики, как это у них получилось - мы судить не можем, но можем констатировать, что они прекрасно понимали, что такая проблема существует, она важна и требует осмысления.
Концепция «предметности» А. Мейнонга 91853-1920) и стоицизм.
ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
КАТЕГОРИИ
2. ЭСТЕТИКА
При рассмотрении теории искусства у стоиков надо всегда учитывать, что принцип «калогатии» не поддается сомнению и у стоиков- красота и добродетель нераздельны. Более того, нераздельны бытие и красота, ибо, как известно, онтология античности всецело эстетичны. Как пишет А. Лосев: «красота для стоиков есть живая форма бытия и жизни (как их симметрия), но эта форма есть та или другая степень бытийственного напряжения самого же бытия, самой жизни; это- напряженность тончайшего первоогня, лежащего в основе всякого бытия вообще» (с.175)
Воображение
В эпоху эллинизма появилось третье понятие – понятие воображения – это заслуга стоиков (Татаркевич см.0
Метафора
Метафора, как известно, есть определение нового явления с помощью старого символа, взятого из другой области символических конструктов, которые описывают иной круг явлений. «символ» и «метафора» – родственны. Но если символ имеет определенный регион своих значений, то метафора – это символ, чуждый региону значений, к которому он применяется. Между метафорой и вещью существует изначальное напряжение, «тонус», который, как было сказано, является одним из центральных концептов стоического философствования.
Аллегорическое толкование мифов
Стоики не были атеистами, но они считали, что истинной религией может быть лишь философия, в народной же религии (мифологии) стоики находили много безнравственного. Они считали, что вера в антропоморфных богов нелепа,- люди в силу своего несовершенства толкуют богов по своему образу и подобию. С этом отношении они солидарны с Ксенофаном. Но, с другой стороны, они искали в мифах народной религии скрытый смысл, потому стоики – любители аллегорического истолкования мифов.
ОНТОЛОГИЯ.
Среди современных исследователей онтологии стоиков наиболее всего выделяется обилием идей и интерпретаций, которые напрямую завязаны с современной физической теорией – это работа С. Самбургского «Физика стоиков». Во многом онтология древних стоиков имеет корнем натурфилософские построения досократиков, особую роль сыграло в этом популярное в то время в Афинах учение Диоген Аполлонийского, который произвел синтез всех натурфилософских построений греческих философов, взяв у них все положительное. Аристофан, выводя образ философа в «Облаках», вполне вероятно, имел в виду не только Сократа, но именно Диогена Аполлонийского.
Вообще обращение к досократикам типично для философов, которые стремились к «жизненности» своей философии. Так что, древние стоики были первыми кто бросил так известный со времен Хайдеггера клич: «Назад к досократикам !».
1.Космос.
Согласно стоикам, существует один-единственный космос, который имеет сферическую форму и окружен бесконечным пустым пространством. Космос - живое разумное существо, совершающее циклический путь своего развития. Космос рождается из первичного огня, проходит различные стадии, и снова обращается в исходное состояние. В ходе своих трансформаций мировой огонь превращается в воздух, воду и землю, этот процесс осуществляется посредством других качеств - теплоты, холода, сухости и влажности. Четыре элемента распадаются на две неравноправные пары: высшая пара – огонь и воздух (который в смешении образуют «пневму» - «мировую душу») - противопоставлена низшей - воде и земле. Для современников такое видение мира может показаться наивным, но только на первый взгляд. Во-первых, тезис о разумности Космоса не так уж наивен. Дело в том, что сам разум – как универсальная ментальная форма имеет основой наблюдение древним человеком периодически повторяющихся явлений в природе, особенно периодически повторяющихся движений звезд на небе. (Космос для древнего человека, как ни странно это звучит, был вообще ближе, чем для современного урбанизированного человека- атмосфера не была загрязнена, видимость была прекрасной; человек наблюдал небо значительно большее время – ибо он не жил в замкнутых коробках городских построек, и в темное время суток не уединялся в них, общаясь с телевизором, - он в это время общался с Космосом). Собственно наблюдение этих периодически повторяющихся движений небесных объектов послужило исходным архетипом и парадигмой формирования разума – этой базовой ментальной формы человека. Конечно, утверждение о разумности Космоса грешит подменой следствия причиной, ибо разумность Космоса обусловлена тем, что сам разум имеет парадигмой периодичность повторения явлений этого самого Космоса. Зенон-стоик, который, по свидетельству Секста Эмпирика, доказывал разумность Космоса посредством такого рассуждения: «То, что испускает семя разумного, само разумно. Но мир испускает семя разумного. Значит, мир разумен» (Фрагменты ранних стоиков. Том 1 М.,1998 с.59), - был во многом прав, но его утверждение требует определенной коррекции, - «если человек сформировался в Космосе, то он должен содержать в себе «семена» этого Космоса». Далее, во-вторых, утверждение о том, что все образуется посредством «пневмы» не так примитивно. В такой же степени может быть примитивным и мнение, что все в мире это результат распределения и взаимопревращения энергии, недавнее увлечение «энергетизмом» на рубеже XIX- XX веков свидетельствует о том, что стоическая концепция не может интерпретироваться как примитвная. Ибо «пневма» – это есть «теплота», именно так , как «теплота» (наиболее известная форма энергии для большинства людей), понимается стоиками как «пневма». Сам Зенон так и утверждал, что «теплота» и «пневма» одно и то же (см. Фрагменты ранних стоиков. Т.1. М., 1998 с.63). К этому надо добавить то, что «пневма», как было сказано, обладает свойством «тонуса» («напряженности»), что роднит такое видение мира с современной физической картиной мира, где понятие этой «напряженности», включенное в теоретический аппарат электродинамической картины мира и выраженное в количественных характеристиках играет центральную роль.
Большую роль в процессе зарождения и жизни Космоса играют «сперматические логосы». Сперматические логосы – это своеобразные «центры кристаллизации» Космоса, которые представляют из себя сгустки «пневмы», которые формообразуют мир. Это «семена», из которых рождается мир, эти «семена» обладают разумом, они бессмертны. Если приблизить это понятие «сперматических логосов» к современной картине мира, то они могут интерпретироваться как «черные дыры»- сгустки энергии (т.е. «пневмы» стоиков), которые, с одной стороны, являютя центрами поглощения материи: с другой же- потенциально могут служить энергетичеким полюсом развертки новых «миров». Вообще близость стоической картины мира современным космологическим концепциям иногда удивляет и увлекает. Стоикам свойственно трагическое видение космоса. Все возникает в начале из «первоогня» как сингулярности, затем происходит расширение и одновременно разрежение – формируется Космос, далее происходит свертка и сгущение этого Космоса в первоначальную сингулярность «Первоогня». Образ «разрежения» и «уплотнения» Космоса как ведущего космического процесса был взят стоиками от Анаксимена через Диогена Аполлонийского, которому они во многом обязаны свое космологией. В промежутке между этими процессами «разрежения» и «сгущения» происходят все события. «Мировой пожар», который уничтожает все, происходит через каждые 10 800 лет. Это число они получили путем умножения срока жизни одного поколения (30 лет) на число дней в году (360 лет). После этого «мирового пожара» происходит возрождение (палигенесис), в процессе которого свернутый в «первоогонь» мир вновь разворачивается. Такая картина мира выглядит как нельзя современно, - всем известна модель расширяющейся Вселенной, идея первоначального происхождения мира из сингулярности, которая является основополагающей моделью физической модели Вселенной в современной астрономии.
2.Эволюционизм
Космос стоиков представляет единую систему, каждый его элемент выполняет определенную функцию в этом гармонично устроенном Космосе. Стоический космос также обладает иерархией, в нем существуют различный степени градации. Современный отечественный исследователь стоицизма А.А. Столяров пишет: «..в стоическом космосе основной структурной константой (как и во всем учении стоиков- С.Г.) является тонкость и степень напряжения пневмы, но не дуализм формы и материи..» (с.109). На базе этого принципа строится эволюционная картина Космоса. Стоики – создатели самой развитой эволюционной картины мира, которая вобрала в себя все достижения современных им знаний о мире, варианты тех или иных онтологий. Она является, по сути, полным аналогом той картины мира, которая, со времен Канта и Лапласа, пробила себе дорогу в современной науке. Для них, не только живые существа, но и небесные тела обладают «творческим огнем». Этот «творческий огонь» движим одной целью – это победа разумного над неразумным, рассматриваемая как «космическая задача» эволюции. От камней до растений и животных, от животных до человека растет присутствие разума в этих телах. В данном случае эта концепция почти полностью воспроизводит мировоззрение Гердера - первого философа, который по сути один из первых поднял идеи эволюционизма на уровень философского обобщения.
3.Судьба и детерминизм
Хрисипп довольно четко отделял понятие судьбы от понятия необходимости. Еще П.Бейль подчеркивал: «Не существовало философов более убедительно, чем стоики, господство фатальной необходимости и доказывавших с большим, чем они блеском, что человек обладает свободой» (Бейль П. Исторический и критический словарь. Т.2 с.67). Это многим непонятно. Но становится понятным только сейчас в связи со становлением новой синергической картины мира. Согласно этому видению, мир не существует согласно каким-то заданным законам, а он развивается во многом спонтанно. Причинность – есть только частное проявление этой спонтанности, причинность только задает «коридор», в котором как в «черном ящике» Пандоры возможно наличие множества определенных решений, которые может предопределить лишь «судьба». «Судьба» – это действие, исходя из принципов «самоорганизации» и «условий», действие, которое «выбирает» свою логику действия из определенного набора вероятных решений. Можно с полным правом сказать, что стоики – это первые создатели этой синергетической картины мира. Если не сказать более, что современная ментальность вообще совпадает с ментальностью стоиков. Они удивительным образом сочетают фатализм и телеологизм с элементами случайности и неустойчивости – именно это и есть специфическая черта синергетического видения мира современного человека эпохи постмодерна.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|