ГЛАВА 2 ГРЕЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯСтр 1 из 22Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ: ИСТОРИОГРАФЫ АНТИЧНОЙ МЫСЛИ
Наиболее интересны исследователи античной мысли. Это Эдуард Целлер (1814-1908). Среди ненемецких ученых, которые содействовали изучению античной мысли – это В. Кузен и Г. Грот.
ЧАСТЬ I ЭЛЛИНСКАЯ МЫСЛЬ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ГРЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1. ПАЙДЕЙЯ
2. АГОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Агональный характер греческой культуры подчеркивал Я. Буркхардт, он и образовал это понятие «агональность». Как писал И. Тэн: «Греки – мать спорщиков, риторов и софистов. Нигде в другом крае вы не увидите группы значительных и популярных людей вместе, которые, подобно Горгиям, Протагорам и Полосам, учили бы со славой и успехом выдавать дурное за хорошее и так правдоподобно отстаивать нелепейшую вещь, как бы ни казалась она невероятной. Греческие риторы ухитрились славить мировую язву, лихорадку, клопов, Полифема и Терсита; один греческий же философ уверял, что мудрец был бы счастлив, даже жарясь в медном быке Фалариса» (Тэн и. Философия искусства. М., 1996. С.202) На базе этой агонистики сформировался особый «аттический стиль» - острое ощущение оттенков мысли и чувств, ироничность и грациозность миропонимания и поведения. ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
Важную роль в жизни Греции играли религиозные центры. Самым важным из них находился в Дельфах – городе у подножья Парнаса. В Дельфах был храм Аполлона с оракулом, прорицания которого считались обязательными к исполнению. Этот храм имел общегреческий характер, его защита регламентировалась договором между городами-полисами. Другой религиозный центр находился в Элевсине – городе вблизи Афин, это был центр культа Деметры. Дважды в год там проводились обряды-мистерии.
ГРЕЧЕСКИЙ ПАНТЕОН ДИОНИСИЗМ
ОРФИЗМ
Орфей- уроженец Фракии. Это имя античного певца, героя, мага и жреца, получило особую популярность в VI веке, в то время был широко распространен культ Диониса, оказавший огромное на образ жизни Аттики времен Писистрата, на становление греческой культуры. Считалось, что Орфей на десять поколений старше Гомера. Учителем или учеником Орфея считался Мусей (Мусей –от слова «муза»). Смысл орфического учения состоит в следующем. В человеке временно пребывает божественное начало, это божественное начало («демон») не погибает с телом, а воплощается далее в других телах. Цель орфического образа жизни состоит как раз в том, чтобы положить конец этих перевоплощений и задержать этот «демон» в теле. Космогония орфиков такова: Первоначало- Хронос, породило из себя Хаос и Эфир, от которых произошло космическое «яйцо». Когда оно лопнуло, то появился перворожденный бог Фанес. Он же - Метис- Мудрость. Дионис у орфиков аполлонизирован. Человек двойственен. В нем два начала: низшее, телесное, титаническое, и высшее, духовное, дионисийское. Этот момент греческой культуры был замечен молодым Ф. Ницше, послужив отправной точкой его творчества.
Греки придавали особое значение музыке. Музыка действительно играет большую роль в культуре, особенно в первобытных обществах. Как правильно подчеркивал историк музыки Денеш Золтаи, вторя в этом отношении К. Бюхеру: «В своих истоках музыка сходна с трудом; как подлинный процесс производства, она направляет свои устремления на подчинение и присвоение чуждой, совершенно неизвестной и поэтому пугающей природы№ вследствие этого особенно значимы ее наиболее, пожалуй, существенные функции организации, гармонизации и усиления физических и духовных сил в интересах удовлетворения жизненно важных потребностей общества» (Золтаи Д. Этос и аффект. М., 1977. С.11-12)
ГОМЕР
«Илиада» и «Одиссея», которая была, по всей видимости, систематизированное Гомером сказаний греков. Была «Библией» греков. Она была принята в качестве обязательной в системе греческого образования. «Железный меч дорийцев во время их вторжения восторжествовал над бронзовым кинжалом ахейцев, но еще в VIII веке. И позднее панцири и оборонительное оружие тяжеловооруженных воинов предпочитали делать из бронзы. До тех пор пока оружие из этого материала применялось, то нужно было олово. Поэтому первые торговые экспедиции возглавлялись предприимчивыми людьми из знати, потомками вождей древних кланов. Они одни имели средства, нужные для постройки и оснащения судов. Кроме того эти богатые землевладельцы не прочь были также забрать в свои руки новый источник обогащения - торговлю. Но им одним нельзя было пускаться в море: требовались гребцы, матросы, торговцы и колонисты. Масса безземельных и безработных, которыми кишела Греция, составляла основные кадры этих выгодных экспедиций…Олово имелось лишь в двух местах, если говорить о Средиземноморье: одно из них находилось на далеком Черном море, в Колхиде, у подножья Кавказа. Милет, самый крупный приморский город Ионии, проложил вслед за другими путь за оловом на восток; рудники на Кавказе стали снабжать металлургическое производство Ионии и соседних народов. Однако еще существовал и другой путь за оловом, гораздо более опасный и менее изведанный, чем старый путь через азиатский проливы. Надо было обогнуть Грецию с юга и, выйдя из зоны архипелага в открытое море, направиться через опасный Мессинский пролив вдоль берегов Италии к оловянным рудникам Этрурии. То был путь, избранный большими городами-центрами металлургии- Халкидой на Эвбее и Коринфом. Этот западный путь совпадает с маршрутом морского путешествия Одиссея, нет сомнения ,что «Одиссея» создавалась именно для этой братии авантюристов, моряков и колонистов, которая следовала этим путем, а также для богатых торговцев, для военной олигархии, лихорадочно озабоченной изготовлением оружия. Одиссей становился любимым героем этой разношерстной компании моряков, купцов и аристократов-промышленников» (Боннар А. Греческая цивилизация. М., Искусство, 1995. с.52-53) Гомера греческие географы считали отцом географии. В «Илиаде» описаны события Троянской войны, которая происходила где-то в 1280-1180 гг. до н.э. Само произведение было вероятно написано в IX в до н.э.. Вторая поэма – «Одиссея» была, видимо, сложена позже. В «Одиссее» описываются приключения Одиссея по пути его домой, в Итаку, после падения Трои.
В поэме есть интересные места, где пишется о земле, где постоянно светит солнце, а далее пишется о скрытом во мгле крае вечной темноты. Это свидетельствует о том, что греки, хотя, может быть понаслышке знали о северных землях.
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ
ГЛАВА 2 ГРЕЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
Как писал, в частности Й. Хейзинга: «Во всякой живой, процветающей цивилизации, и прежде всего в архаических культурах, поэзия выполняет витальную, социальную и литургическую функции. Любая древняя поэзия есть вместе с тем и в то же самое время культ, праздничное увеселение, коллективная игра, проявление искусности, испытание или загадывание загадок, мудрое поучение, переубеждение, околдавание, ясновидение, пророчество, состязание» (Хейзинга Й. Homo ludens. М. 1992. С.140).
ЛИРИКА.
Огромную роль в формировании философии сыграла лирика, как стимулятор индивидуального начала. Если в эпосе выражен примат общественного над индивидуальным, то в лирике впервые была понято богатство субъективной жизни человека. Вот что пишет К. Йоль : «Пока «я» радуется жизни, едино с миром, чувство остается в своем естественном единстве и при своем чисто лирическом выражении. Однако диссонантное чувство ведет к рефлексии. Когда «я» страдает о мире, тогда оно противопоставляет себя миру, чувство разрушается, становится критическим представлением. Сетующая лирика есть становящаяся философия, пессимизм разрушает лирику» (Joel K. Der Ursprung der Naturphilosophiev aus Geiste der Mystik. Jena, 1926. S.32) Первым лирическим поэтом считается Архилох (начало VIIв. до н.э.). Первое произведение греческой лирики относится к VII в до н.э. - 6 апреля 648 г., когда в Греции было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха. В лирике нашло символическое оформление того факта, что личность вышла из строгих рамок родового сознания, и этот выход переживался глубоко, с чувством утраты и сожаления. Личность теперь отдана на волю судьбы, с тех пор она одинокая скиталица по расколотому бытию. Все больше получая распространение, лирика этого периода начинает интерпретировать мифы с точки зрения ментальности индивидуализма. Внешне это выглядит как возвращение к эпосу. Типична дорийская песенная лирика, на основе которой можно проследить переход от религиозных гимнов к светской эпической поэзии. Сюда же можно отнести и поиски более уравновешенной поэтики, искания меры для лирики. Но что существенно для эпической лирики – она становится рационалистичной… Особенно важно формирование реалистической лирики, юмора и сатиры. Анакреонт.. Симонид Кеоский и Гиппонакт Клазоменский (ок. 530 г.). Этот период классической лирики относится к «Веку тиранов» (2 пол. VI в.). Термин «тиран» имел в Греции совсем другое значение, чем последующие времена. Тираны возглавляли культуру восходящей демократии, и находясь в антагонизме с консервативной родовой аристократией. Моралистика Феогнида (р.546 г. до н.э.). В Мегарах во времена Феогнида происходила борьба родовой элиты и народа, ввиду победы демократической партии Феогнид удаляется надолго в изгнание, откуда после победы аристократии он возвращается, однако, так и не восстановив свой имущественный статус. Видимо поэтому для Феогнида характерны морализирование, раздражение и презрение к людям. Но его лирика, если брать вне этого контекста, прельщает своей «моралистичностью»…
ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ГЕСИОД
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФОЛОГИИ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Теория «пяти веков» Гесиода состоит в следующем. Гесиод считает, что в начале боги создали расу золотого века, счастливую и жившую без труда и страданий. Но это племя угасло, члены его по воле Зевса превратились в духов и хранителей человечества. Далее боги создали племя серебряного века, оно было ниже по уровню физически и нравственно прежнего племени, оно было лишено закона и чести, люди относились друг к другу враждебно, не оказывали почести богам. По воле Зевса их поглотила земля, где они продолжают наслаждаться в Гадесе. Далее Зевс сотворил медное племя, беспокойное и суровое, которое не занималось выращиванием хлеба и им не питалось. Это племя воинов. Именно в результате бесконечных войн они все погибли и сошли в Гадес без имени и почета. К четвертому племени было много лучше и добрее предыдущего К нему Гесиод относит героев и полубогов, которые сражались под Троей и Фивами. Часть этого рода погибла в войнах, часть же по воле Зевса перешла на блаженные острова, где под управлением Кроноса они наслаждались жизнью. Тут видно, что у Гесиода существует понятие о цикличности исторического процесса – происходит смена прогрессивных и регрессивных векторов истории. Пятое поколение – это современное Гесиоду время, - железный век – злой, бесчестный, несправедливый и неблагодарный.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|