Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 2 ГРЕЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ



ВВЕДЕНИЕ: ИСТОРИОГРАФЫ АНТИЧНОЙ МЫСЛИ

 

Наиболее интересны исследователи античной мысли. Это Эдуард Целлер (1814-1908). Среди ненемецких ученых, которые содействовали изучению античной мысли – это В. Кузен и Г. Грот.

 

ЧАСТЬ I ЭЛЛИНСКАЯ МЫСЛЬ

 

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ГРЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

1. ПАЙДЕЙЯ

 

2. АГОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Агональный характер греческой культуры подчеркивал Я. Буркхардт, он и образовал это понятие «агональность».

Как писал И. Тэн: «Греки – мать спорщиков, риторов и софистов. Нигде в другом крае вы не увидите группы значительных и популярных людей вместе, которые, подобно Горгиям, Протагорам и Полосам, учили бы со славой и успехом выдавать дурное за хо­рошее и так правдоподобно отстаивать нелепейшую вещь, как бы ни казалась она неве­роятной. Греческие риторы ухитрились славить мировую язву, лихорадку, клопов, По­лифема и Терсита; один греческий же философ уверял, что мудрец был бы счастлив, даже жарясь в медном быке Фалариса» (Тэн и. Философия искусства. М., 1996. С.202)

На базе этой агонистики сформировался особый «аттический стиль» - острое ощущение оттенков мысли и чувств, ироничность и грациозность миропонимания и поведения.

ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

 

Важную роль в жизни Греции играли религиозные центры. Самым важным из них на­ходился в Дельфах – городе у подножья Парнаса. В Дельфах был храм Аполлона с ора­кулом, прорицания которого считались обязательными к исполнению. Этот храм имел общегреческий характер, его защита регламентировалась договором между городами-полисами.

Другой религиозный центр находился в Элевсине – городе вблизи Афин, это был центр культа Деметры. Дважды в год там проводились обряды-мистерии.

 

ГРЕЧЕСКИЙ ПАНТЕОН

ДИОНИСИЗМ

 

ОРФИЗМ

 

Орфей- уроженец Фракии. Это имя античного певца, героя, мага и жреца, получило особую по­пулярность в VI веке, в то время был широко распространен культ Диониса, оказавший огром­ное на образ жизни Аттики времен Писистрата, на становление грече­ской культуры. Считалось, что Орфей на десять поколений старше Гомера. Учителем или учеником Орфея считался Мусей (Мусей –от слова «муза»).

Смысл орфического учения состоит в следующем. В человеке временно пребывает бо­жествен­ное начало, это божественное начало («демон») не погибает с телом, а воплощается далее в других телах. Цель орфического образа жизни состоит как раз в том, чтобы положить конец этих перевоплощений и задержать этот «демон» в теле.

Космогония орфиков такова: Первоначало- Хронос, породило из себя Хаос и Эфир, от которых произошло космическое «яйцо». Когда оно лопнуло, то появился перворож­денный бог Фанес. Он же - Метис- Мудрость.

Дионис у орфиков аполлонизирован. Человек двойственен. В нем два начала: низшее, телесное, титаническое, и высшее, духовное, дионисийское. Этот момент греческой культуры был заме­чен молодым Ф. Ницше, послужив отправной точкой его творчества.

 

Греки придавали особое значение музыке. Музыка действительно играет большую роль в культуре, особенно в первобытных обществах. Как правильно подчеркивал историк музыки Денеш Золтаи, вторя в этом отношении К. Бюхеру: «В своих истоках музыка сходна с трудом; как подлинный процесс производства, она направляет свои устремления на подчинение и присвоение чуждой, совершенно неизвестной и поэтому пугающей природы№ вследствие этого особенно значимы ее наиболее, пожалуй, суще­ственные функции организации, гармонизации и усиления физических и духовных сил в интересах удовлетворения жизненно важных потребностей общества» (Золтаи Д. Этос и аффект. М., 1977. С.11-12)

 

ГОМЕР

 

«Илиада» и «Одиссея», которая была, по всей видимости, систематизированное Гомером сказаний греков. Была «Библией» греков. Она была принята в качестве обяза­тельной в системе греческого образования.

«Железный меч дорийцев во время их вторжения восторжествовал над бронзовым кин­жалом ахейцев, но еще в VIII веке. И позднее панцири и оборонительное оружие тяже­ловооруженных воинов предпо­читали делать из бронзы. До тех пор пока оружие из этого материала применялось, то нужно было олово. Поэтому первые торговые экспедиции возглавлялись пред­приимчивыми людьми из знати, по­томками вождей древних кланов. Они одни имели средства, нужные для постройки и оснащения су­дов. Кроме того эти богатые землевладельцы не прочь были также забрать в свои руки но­вый источ­ник обогащения - торговлю. Но им одним нельзя было пускаться в море: тре­бовались гребцы, мат­росы, торговцы и колонисты. Масса безземельных и безработных, которыми кишела Греция, состав­ляла основные кадры этих вы­годных экспеди­ций…Олово имелось лишь в двух местах, если говорить о Средиземномо­рье: одно из них находилось на далеком Черном море, в Колхиде, у подножья Кав­каза. Милет, са­мый крупный приморский город Ионии, проложил вслед за другими путь за оловом на вос­ток; рудники на Кавказе стали снабжать металлургическое производство Ионии и соседних на­ро­дов. Однако еще существовал и другой путь за оловом, гораздо более опасный и менее изве­данный, чем старый путь через азиатский проливы. Надо было обогнуть Грецию с юга и, выйдя из зоны архи­пелага в открытое море, направиться че­рез опасный Мессинский пролив вдоль бе­регов Италии к оло­вянным рудникам Этрурии. То был путь, избранный большими го­родами-центрами металлургии- Хал­ки­дой на Эвбее и Коринфом.

Этот западный путь совпадает с маршрутом морского путешествия Одиссея, нет со­мнения ,что «Одис­сея» создавалась именно для этой братии авантюристов, моряков и колонистов, которая следовала этим путем, а также для богатых торговцев, для военной олигархии, лихорадочно озабо­ченной изготовле­нием оружия. Одиссей становился лю­бимым героем этой разношерстной компании моряков, купцов и аристократов-промышленников» (Боннар А. Греческая цивилизация. М., Искусство, 1995. с.52-53)

Гомера греческие географы считали отцом географии.

В «Илиаде» описаны события Троянской войны, которая происходила где-то в 1280-1180 гг. до н.э. Само произведение было вероятно написано в IX в до н.э.. Вторая поэма – «Одиссея» была, видимо, сложена позже. В «Одиссее» описываются приключения Одиссея по пути его домой, в Итаку, после падения Трои.

 

В поэме есть интересные места, где пишется о земле, где постоянно светит солнце, а далее пишется о скрытом во мгле крае вечной темноты. Это свидетельствует о том, что греки, хотя, может быть понаслышке знали о северных землях.

 

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ

 

ГЛАВА 2 ГРЕЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

 

Как писал, в частности Й. Хейзинга: «Во всякой живой, процветающей цивилизации, и прежде всего в архаических культурах, поэзия выполняет витальную, социальную и ли­тургическую функции. Любая древняя поэзия есть вместе с тем и в то же самое время культ, праздничное увеселение, коллективная игра, проявление искусности, испытание или загадывание загадок, мудрое поучение, переубеждение, околдавание, ясновидение, пророчество, состязание» (Хейзинга Й. Homo ludens. М. 1992. С.140).

 

ЛИРИКА.

 

Огромную роль в формировании философии сыграла лирика, как стимулятор индивидуального начала. Если в эпосе выражен примат общественного над индивиду­альным, то в лирике впервые была понято богатство субъективной жизни человека. Вот что пишет К. Йоль : «Пока «я» радуется жизни, едино с миром, чувство остается в своем естественном един­стве и при своем чисто лирическом выражении. Однако дис­сонантное чувство ведет к рефлексии. Когда «я» страдает о мире, тогда оно противо­поставляет себя миру, чувство разру­шается, становится критическим представлением. Сетующая лирика есть становящаяся фило­софия, пессимизм разрушает лирику» (Joel K. Der Ursprung der Naturphilosophiev aus Geiste der Mystik. Jena, 1926. S.32)

Первым лирическим поэтом считается Архилох (начало VIIв. до н.э.). Первое произведение греческой лирики относится к VII в до н.э. - 6 апреля 648 г., когда в Гре­ции было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха. В лирике нашло символиче­ское оформление того факта, что личность вышла из строгих рамок родового сознания, и этот выход переживался глубоко, с чувством утраты и сожаления. Личность теперь от­дана на волю судьбы, с тех пор она одинокая скиталица по расколотому бытию.

Все больше получая распространение, лирика этого периода начинает интерпретиро­вать мифы с точки зрения ментальности индивидуализма. Внешне это выглядит как возвращение к эпосу. Типична дорийская песенная лирика, на основе ко­торой можно про­следить переход от религиоз­ных гимнов к светской эпической поэзии. Сюда же можно отнести и поиски более уравновешенной поэтики, искания меры для лирики. Но что существенно для эпической лирики – она становится рационалистичной…

Особенно важно формирование реалистической лирики, юмора и сатиры. Анакреонт.. Симонид Кеоский и Гиппонакт Клазоменский (ок. 530 г.). Этот период классической лирики относится к «Веку тиранов» (2 пол. VI в.). Термин «тиран» имел в Греции со­всем другое значение, чем последующие времена. Тираны возглавляли куль­туру восхо­дящей демократии, и находясь в антагонизме с консерва­тив­ной родовой аристокра­тией.

Моралистика Феогнида (р.546 г. до н.э.). В Мегарах во времена Феогнида происходила борьба родовой элиты и народа, ввиду по­беды демократической партии Феогнид уда­ляется надолго в изгнание, откуда после победы аристократии он возвращается, однако, так и не восстановив свой имуществен­ный статус. Ви­димо поэтому для Феогнида ха­рактерны морализирование, раздражение и презрение к лю­дям. Но его лирика, если брать вне этого контекста, прельщает своей «моралистичностью»…

 

ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

ГЕСИОД

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФОЛОГИИ

 

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Теория «пяти веков» Гесиода состоит в следующем. Гесиод считает, что в начале боги создали расу золотого века, счастливую и жившую без труда и страданий. Но это племя угасло, члены его по воле Зевса превратились в духов и хранителей человечества. Да­лее боги создали племя серебряного века, оно было ниже по уровню физически и нрав­ственно прежнего племени, оно было лишено закона и чести, люди относились друг к другу враждебно, не оказывали почести богам. По воле Зевса их поглотила земля, где они продолжают наслаждаться в Гадесе.

Далее Зевс сотворил медное племя, беспокойное и суровое, которое не занималось вы­ращива­нием хлеба и им не питалось. Это племя воинов. Именно в результате бесконечных войн они все погибли и сошли в Гадес без имени и почета.

К четвертому племени было много лучше и добрее предыдущего К нему Гесиод отно­сит героев и полубогов, которые сражались под Троей и Фивами. Часть этого рода по­гибла в войнах, часть же по воле Зевса перешла на блаженные острова, где под управлением Кроноса они наслаждались жизнью. Тут видно, что у Гесиода существует понятие о цикличности исторического процесса – происходит смена прогрессивных и регрессивных векторов истории. Пятое поколение – это современное Гесиоду время, - железный век – злой, бесчестный, неспра­ведливый и неблагодарный.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.