Здавалка
Главная | Обратная связь

СИНЕРГЕТИКА КОСМОСА



 

Вселенная конечна, космос один, рождаясь из огня, он согласно судьбе сгорает через определенные периоды времени, и возрождает вновь. Рождение сопровождается про­цессом борьбы и вражды между всеми, образующими космос элементами, но при сго­рании они все примиряются. Процесс изменения совершается по линии верх- низ. Огонь, сгущаясь, увлажняется и становится водой; вода, затвердевая, - становится зем­лей. Затем процесс идет в обратном направлении.

 

«Солнце <правит> <кос>мосом согласно естественному порядку, будучи шириной [всего лишь] в ступню человеческую. Оно не преступает положенных границ, ибо если оно <преступит> должные сроки, его разыщут Эринии, <союзницы Правды>»(224)

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

 

«Война (Полемос) – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других людьми, одних творит рабами, других- свободными»(1.202)

 

ЭЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Как писал Р.Дж. Коллингвуд: «Греческая погоня за вечным была такой напряженной именно потому, что сами греки обладали необычайно острым чувством времени. Они жили в эпоху, когда история двигалась с чрезвычайной скоростью, и в стране, где зем­летрясения и эрозия почвы меняли лицо с силой, с которой вряд ли еще где-нибудь можно столкнуться. Вся природа была для них зрелищем непрерывных изменений, а человеческая жизнь менялась быстрее всего. В отличие от китайской или средневеко­вой цивилизации* Европы, где концепция человеческого общества покоилась на наде­жде сохранить в неизменности его основные черты, первой задачей греков было при­нять факт невозможности постоянства и примириться с ним. Это признание необходи­мости изменения в людских делах и делало греков особо чувствительными к истории» (Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С.23-24)

 

КСЕНОФАН(570-470)

 

Фрагменты Ксенофана:

«Из земли все [возникло] и в землю обратиться в конце концов.»(В27)

«Земля и вода есть все, что рождается и растет.»(В29)

«Если бы даже случайно кто-нибудь и высказал подлинную истину, то он сам, однако, не знал бы [об этом]. Ибо только мнение удел всех. (В34)

 

ПАРМЕНИД

 

Парменид был учеником Ксенофана и пифагорейца Аминия. Имел ученика Зенона, ко­торый был его любовником. Педерастия, в те времена была модным явлением, особенно среди «про­двинутых» граждан, которые, кроме сего модного сексуального увлечения были, к тому же лю­бители в такой же степени модного в те времена философствования. Торговый бизнес, педерастия и философия – были союзниками в деле разрушения традиционных устоев греков-земледельцев. Так, и осталось далее, они ходят друг с другом вместе: где возникает торговый центр, там начинает процветать разврат и философия. Печально, но факт. Мутация в сексуальной сфере приводит к оп­ределенного рода мутациям сознания. А потому, в частности, у Парменида довольно интересные мысли переплетаются с порядочной путаницей и ненужной экзальтацией. И дело тут не в том, что они были «первыми». Факты свидетельствуют о том, что в те времена уровень мысли был достаточно высок – этому могут, в частности, служить до­каза­тельством те совершенные строения, которые мы имеем возможность видеть и сейчас – их вряд ли могли построить люди с «дремучим» сознанием.

Парменид, свидетельствуют, занимался общественной деятельностью, написал законы для сво­его полиса Элеи, что неудивительно – многие из философов тяготеют к созданию каких-то ра­циональных систем управления общества, к изобретению идей общественного переустройства и «жаждут революций».

В отношении собственно философской деятельности знаменит своей поэмой «О при­роде», из которой до нас дошло определенное количество фрагментов, но не совсем информативных. По­эма Парменида по содержанию может быть разделена на Пролог, Путь истины и Путь мнения. Насколько можно понять, по всей видимости она напрямую направлена против Гераклита. Ос­новной тезис этой поэмы состоит в том, что мысль и бытие одно и то же. Понятие – основа мысли, по мнению Парменида, должно быть с заданным перечнем значений, не «блуждающих» и противоречащих друг другу, что так любил везде демонстрировать Гераклит и его последователи. А раз это так, то и предмет, который это понятие обозначает, не должен изме­нять свои качества и оставаться неподвижным и неизменным. Что, конечно, парадоксально. И это прекрасно понимал Парменид и его сторонники, демонстративно вскрыв противоречивую природу соотношения понятия о вещи и вещи, которую понятие обозначает. Но Парменид, ес­тественно, не остановился на констатации этого факта, он говорит об мире «мнений», где до­пускается движение и изменение вещи. В данном случае, он выступает как первый теоретик теории «двойной истины». Одна истина дана по истине, вторая – по мнению. Произвело ко­нечно впечатление в древнем мире вышеуказанное утверждение (да и производит сейчас), по­тому и та часть, где излагалось учение о мире «мнения» не дошло в достаточном объеме.

 

Тем не менее, может быть, парадокс вообще есть суть природы, говорят в самой глу­бинной ос­нове бытие действительно таково, как утверждал Парменид. В этом отношении приходит на память стихотворение А.С.Пушкина:

 

«Движенья нет, сказал Мудрец брадатый Но, господа, забавный случай сей

Другой смолчал и стал пред ним ходить Другой пример на память мне приводит

Сильнее бы не мог он возразить Ведь каждый день пред нами Солнце ходит

Хвалили все ответ замысловатый Однако ж прав упрямый Галилей»

(А. С. Пушкин)

 

Следует отметить, что утверждение неподвижности бытия имеет еще и какой-то тера­певтичес­мкий характер, характер психоанлитической опреации, как писал Гете в свое время:

 

«В безбрежном мире раствориться

С собой навеки распроститься

В ущерб не будет никому

Не знать страстей горячей боли,

Всевластия суровой воли-

Людскому ль не мечтать уму?»

(Гете «Одно и все»)

 

БЫТИЕ ИСТИНЫ: ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА РАЦИОНАЛЬНОСТИ.

 

Видный исследователь античной культуры И.Д. Рожанский правильно утверждает: «Философы милетской школы и пифагорейцы во многом исходили из донаучных пред­ставле­ний и пользовались архаическими приемами мышления, – прежде всего заключениями по ана­логии. Парме­нид был первым, кто не только уяснил, но и попытался последовательно применить ос­новные законы логики – закон тождества и закон противоречия. …Бытие едино – в этом сход­ство с милетскими первоначалами. Но Парменид доводит принцип един­ства бытия до логического конца. Если бытие едино, значит оно нераздельно и у него не может быть частей»(Рожанский И.Д. Анаксагор. с.16)

Но по поводу «аналогового» мышления тут можно поспорить, вся динамика развития мысли говорит о том, что оно, как правило, особенно в начале формирования понятийно-категориаль­ного аппарата какой-либо ментальной формы, берет за основу прежде всего понятийно-категориальный аппарат из той или иной сферы человеческой жизнедеятельности, и ,как пра­вило, либо из самой «традиционной», либо из самой «продвинутой» – тут имеет уже та социокультурная обстановка, в которой происходило формирование этой формы ментальности. Тем не менее, естественно, на этом дело не останавливается, ибо «аналогово-метафорический» способ легитимации этой новой формы далее не устраивает, а потому требуется выработка соб­ственных символических систем. В данном случае, роль в формировании рациональной мен­тальности античного сознания Парменида неоспорима.

\\\\

Чтобы понять Парменида, надо, прежде всего понять механизмы формирования сознания и способов его организации. В этом отношении много проясняет нам Э. Дюркгейм, который в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) утверждал, что все понятия, символы или концепты – есть суть «кальки» с форм орга­низации общество. Каково общество и формы его организации, таковы же формы соз­нания. Формы сознания в символической форме выражают формы общества. (Эти же идеи развивал почти одновременно А. Богданов, который отрывался от схожих идей Маркса и Энгельса. Но у Э. Дюркгейма эти идеи получили более де­тальную прора­ботку). Чтобы более детально понять Парменида следует обратить внимание на концепцию Э. Шилза о «центре» и «периферии» культурного пространства. Суть со­стоит в том, что идеология, формы социальной организации не распределены равномерно в том или ином обществе. Они, как основа общества группируются лишь в центре, но в удалении от цен­тра эта идеология или лидирующая в данном обществе со­циальная форма теряет свое влияние.

В данном случае, Парменид выразил в своем символическом конструкте именно иде­альный об­раз города-полиса, преобразовав его в идеологии организации сознания по­лисного грека- граж­данина.

 

Было бы ошибочным смотреть на философию Парменида лишь как на символический конструкт, служащий лишь основой идеологии утверждения новой формы организации соци­альной жизни, которая была принята греками в противовес родоплеменной форме. Нет. Дело в том, что сама социальная форма изменила сознание, сформировала его но­вый строй, и что, са­мое главное создала предпосылки для формирования теоретиче­ского знания. Это знание было крайне необходимо, ввиду реалий социальной практики. Ясно, что законы, которые уже уста­навливались не «по обычаю», требовали рацио­нального обоснования и точности формулиро­вок. Понятийное мышление – это прежде всего мышление юридическое. Далее – одновременно требовалось точное видение ок­ружающей ойкумены, для проведения реальной хозяйственной деятельности,……….

 

Для Парменида – мыслить и быть одно и то же, тут возникает ассоциация с известным высказыванием Декарта, который критерий существования человека искал именно в мысли. Естественно, при такой позиции, чувствам верить не полагается:

 

«Но отврати свою мысль от сего пути изыскания,

Да не побудит тебя на него многоопытный навык

Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим,

И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод

Разумом, мной приведенный..» (1.296)

 

Но дело было бы вполне сносным, если бы Парменид допускал, что мысль может быть более динамичной, допускающей многообразие своих проявлений, как , к примеру, древние стоики, Кант или Гуссерль. В том-то дело, что нет. Он стоит за рассудочную форму мышления, которая может опреровать лишь понятиями со строго заданными значениями. Он и не может поступать по-другому, ибо, как было отмечено, «слова» и «вещи» экзистенциально слиты в досократиче­скои сознании. Потеряешь рассудочную мысль – потеряешь бытие. Стоики потом отлично ра­зобрались с этим делом, оставив далеко позади и Парменида, и Платона. Для них нет ничего страшного в несоответст­вии «слов» и «вещей», промежуток между ними естественен, в этом пространстве блу­ждают «смыслы» и «фантасмы», но от этого реальность, данная нам в чув­стве, не теря­ется, бытие существует как данность, факт его «Dasein» не теряется. К слову ска­зать, можно себе представить как после этого стоического учения наивно выглядели учения Парменида и Платона. Но Парменид пока всю эту разобщенность между человеком и миром экзистенциально переживает, и с упорством маньяка Дон-Кихота требует и ут­верждает, что:

 

«Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь

Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.

Прежде тебя от сего отвращаю пути изыскания,

А затем от того, где люди, лишенные знанья,

Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит

В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи

Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы,

Коими «быть» и «не быть» одним признаются и тем же

И не тем же, но все идет на попятную тотчас» (1.296)

 

Парменид этой ситуации даже помыслить себе не может, но древние стоики - собственно фило­софы древности как таковые, и не надеялись уже заставить бродить людей с одной головой, ибо после событий войны диадохов, они поняли, что можно ходить и с большим количеством го­лов. Ничего при этом не происходит страшного, главное не удивляться и не настаивать на об­ратном – это не приведет ни к чему, надо «стоически» принимать все как есть.

 

БЫТИЕ МНЕНИЯ

 

Элементов, по его мнению, два – огонь и земля. Но рассуждает таким образом, что огонь явля­ется активным и творящим началом, а земля пассивным.

Считал, что Земля шарообразна и находится в центре Вселенной.

Люди первоначально произошли из ила, сам человек представляет смесь горячего и хо­лодного, из которых состоят и все вещи.

 

Теорию шарообразности Земли приобрела общепризнанный характер во второй половине IV века до н.э., после того как Аристотель привел доказательства этого положения.

Страбон именно Пармениду приписывает учение о зонах, хотя более подробно её разработал далее Эвдокс Книдский, который даже делал попытки измерения диаметра земли. Он делил Землю на пять зон: тропическую, две полярные и две умеренные.

 

 

ЗЕНОН

 

О жизни Зенона известно немного. Мы знаем, что он восстал против тирана Неарха, был под­вергнут пыткам, а затем казнен. Ему приписывали до сорока доказательств за­щиты теории Парменида, из этих доказательств до нас дошло 9 аргументов.

 

ЛОГИКА ПАРАДОКСА

 

ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ

 

Как пишет П.П. Гайденко, Зенон «сформулировал ряд парадоксов теоретического мышления, попытка разрешить которые в конечном счете и стимулировала создание трех ведущих античных научно-исследовательских программ: математической, атомистической и континуалистской» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVV-XVIII вв) Формирование научных программ нового времени. М. Наука, 1987 с.10-11)

 

1.Апории против движения. Общее затруднение: «Движущееся не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет» (ДК)

 

Дихотомия: «Перемещающееся тело должно дойти до половины, прежде чем до конца»

 

Ахиллес и черепаха

 

Историк науки А.Койре отмечал, что эта апория стала одной из фундаментальных в ма­тематике. Ей

 

Интересно в этом отношении отметить так называемый парадкс известного персонажа Стерна – Тристама Шенди. Как известно Тристрам Шенди потратил 2 года для написания истории своих первых двух дней жизни. Ясно, что при такой скорости, авто­биогрфия никогда не будет напи­сана.

 

Летящая стрела

 

«Стадион»

2.Апории множества

 

а.по величине

б.по количеству

 

3.Апории пространства

 

4.Апории чувств

 

«Пшенное зерно»

 

ЗЕНОН И БЕРГСОН

 

3. МЕЛИСС

 

Мелисс из Самоса, родом не элеец и не вполне последовательно исповедовал парменидовы принципы философии.

Виндельбанд:

«..Мелисс доказывает, что существующее 1) вечно, потому что оно не может произойти ни из суще­ствующего, ни из несуществующего и не может перейти ни в существую­щее, ни в несуществующее; 2) бесконечно.., т.е. без начала и конца и в пространстве, потому что оно без начала и конца во вре­мени; 3) единично, так как многие бытия ог­раничивали бы друг друга в пространстве или во времени; 4) неизменяемо, т.е. лишено движения и разных состояний, так как каждое изменение содержит в себе в некотором роде возникновение и исчезновение, а каж­дое движение предполагает пустое про­стран­ство, которое не может быть мыслимо сущест­вующим.»(71)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.