ГЛАВА 2 ПИФАГОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Как писал И. Тэн в «Философии искусства», что для финикиянина-купца – математика – это, прежде всего, правило для торговых расчетов, для египтянина – это землемерие и метод для построения пирамид. Но, для грека, который перенял от них знание математики, эти функции математики его не удовлетворяют, он относится к математике как способ объяснения природы. « ..идея предела у греков всегда сочеталась с идеями закономерности, совершенства, оформленности, порядка, космоса. Геометрическим выражением идеи предела был шар (сфера), арифметическим – единица. Сему этому противостоит* беспредельное с присущими ему характеристиками беспорядка, бесформенности, незаконченности, несовершенства. Беспредельное - это пространство, окружающее космос, это то, что не имеет границ, это, наконец, двойка» (Рожанский с.14-15)
В частности, П. П. Гайденко подчеркивала: «..уже у ранних пифагорейцев, т.е. на первых этапах становления греческой математической программы, мы можем обнаружить такие специфические особенности, которые принципиально отличают их подход к математике от древневосточного. Прежде всего, такой особенностью является новое понимание смысла и цели математического знания, иное понимание числа: с помощью числа пифагорейцы не просто решают практические задачи, а хотят объяснить природу всего сущего. Они стремятся поэтому постигнуть сущность чисел и числовых отношений, ибо через сие надеются понять сущность мироздания. Так возникает первая в истории попытка осмыслить число как миросозидающий и смыслообразующий элемент» (Гайденко П.П. Эволюция понятие науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. С.20)
Пифагорейская философия имеет общекультурное значение Как писал Гегель: «Пифагорейская философия еще не обладает спекулятивной формой для понятия; числа суть не чистое понятие, а лишь понятие в форме представления и созерцания и, следовательно, смесь понятия и представления» (Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии Спб.,1994. Кн.1. с.254). В этом отношении, по мнению Гегеля, 2…мысль, собственно говоря, лишь в элеатской школе выступила, таким образом, свободно и самостоятельно. Бытие, единое элеатской школы, есть лишь это погружение в бездну абстрактного, рассудочного тождества» (Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии Спб.,1994. Кн.1. С.257). ПИФАГОР (570- 496 г. до н.э.)
Пифагор пробыл в Египте около 22 лет. Там был посвящен в жреческую науку, что стало возможным благодаря рекомендации грека Поликрета – личного друга египетского фараона Амазита.
Акусмы:
1. Что самое прекрасное? – Гармония. 2. Что самое сильное? – Мысль. 3.Что самое лучшее? – Счастье 4. Что самое истинное? – Что люди дурны. «Не тревожь себя печалью!» , «Не раздражай спесивого и сердитого человека язвительными словами!»
Уроженец острова Самос. По некоторым свидетельствам учился у халдеев и магов. Когда вернулся на Самос, найдя свою родину под игом тирана Поликрата, отплыл в италийский Кротон. Где и обосновал свою пифагорейскую общину. Расцвет его деятельности приходится на 60-ю Олимпиаду (540 г. до н.э.). Он первый дал свое название философии.- его притчу… В Кротоне он основал религиозно-философскую общину.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|