Здавалка
Главная | Обратная связь

АНАКСИМАНДР (611-546 гг. до н.э.)



 

Анаксимандр был родственником Фалеса, вполне вероятно, и первоначально его учи­телем. Анаксимандр крайне ценился жителями Милета, мы имеем сведения о том, что в начале II века до н.э. граждане Милета при сооружении нового здания для народного собрания поставили туда статую Анаксимандра, которая до этого еще с VI века стояла по пути к храму Аполлона в Бранхидах – известному (наряду с Дельфами) по всему греческому миру местопребыванию оракулов. Полностью статуя не сохранилась, но была найдена его часть, где вырезано его имя. Все это свидетельствует о том, что он был почитаем милетцами в течении как минимум полтысячелетия спустя смерти Анаксимандра.

В отличие от Фалеса, который был больше купцов, проявлявшим интерес к математике и техническим изобретениям, Анаксимандр является собственно фи­лософом, у него мы ви­дим уже совершенную картину мира, обладающую большим фи­лософским содержа­нием. Он первым в европейской традиции вывел «метафизиче­ское» начало – «апейрон» - мысленный образ непознаваемого, аналог кантовой «вещи в себе». Все это дает большие основания называть первым философом именно его, а не Фалеса, и выделять его, наряду с Гераклитом, как центральную фигуру в философии Ионии.

Его мировоззрение резко отличается от мировоззрения Фалеса, что дало, к примеру, Д.Г. Льюису основание отнести Анаксимандра вообще чуть - ли не к пифагорейцам, ибо, по его мнению: «Сравнивая Анаксимандра с его величайшим предшественником и другом Фалесом, мы не можем не удивляться чрезвычайной от­влеченности его мышления. Вместо метафизика мы в нем имеем геометра» (Льюис Д.Г. История философии. Т.1 СПБ., 1892. С.41).

 

Исследователь творческого наследия Анаксимандра пишет

 

«По мере изучения документов периода античности Анаксимандр все более выступает как цен­тральная фигура в развитии истории мысли VI в. до н.э. и как самый выдаю­щийся и ориги­наль­ный ум среди милетских мыслителей. Его учение, подготовленное предшествующим раз­витием мысли, послужило началом возникновения философии и науки в Древней Греции» (Фрагмент Анаксимандра (ВI) \\ Вестник МГУ. Сер.VIII. Фи­лософия. 1975. №1 С.59).

 

1.АПЕЙРОН

 

«Неоценимая жемчужина» ранней греческой прозы (В. Йегер):

 

«А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [ущерба] в назначенный срок времени» ( с.127)

 

«А из чего возникают вещи, в тоже самое они разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время.»

 

«Апейрон все производит из себя сам. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности- влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбина­циии этих главных свойств образуют землю( сухое и холодное), воду( влажное и хо­лодное), воздух( влажное и го­рячее), огонь( сухое и горячее).

Затем в центре собирается как самое тяжелое земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие между водой и огнем, воздухом и ог­нем. Под действием небесного огня часть воды испаряется, а земля выступает частично из мирового океана.»

«На примере Анаксимандра мы видим, каким образом научное мышление раннего пе­риода на­щупы­вает новые понятия и представления – такие, как материальное первоначало или элемент, физическая закономерность (закон природы), естественная необходимость и т.д. Не находя в языке того времени слов для обозначения этих поня­тий и не владея методами их определения, Анаксимандр вынужден был прибегать к ан­тропоморфным аналогиям. Вообще метод аналогий был едва ли не основным ме­тодом изложения научных воззрений в ту далекую эпоху» (Рожанский С.65)

 

«Апейрон», как было указано, в гносеологическом смысле равноценен «вещи в себе» Канта. Ибо «апейрон» не может быть наблюдаем и познан.

 

2. КОСМОГОНИЯ

 

По его учению земля свободно парит в воздухе, имеет форму цилиндра, высота которого равна трети ее основания. Вращательное движение земли является источни­ком тепла и холода. Вот что свидетельствует о космогонии Анаксимандра Теофраст: «..Анаксимандр, друг Фалеса, ут­верждал, что в беспредельном (apeirop) заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они по­гибают по истечении весьма значитель­ного времени после своего возникнове­ния, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех.. Равным обра­зом он говорил, что при возникновении нашего мира из вечного (начала) выделилось детородное начало теплого и хо­лодного, и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла воздух, окружающий землю, подобно тому, как кора обле­кает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли солнце, луна и звезды» (

Его картина мира имела продолжение в последующих кос­могониях философов.

 

Анаксимандр считается основателем математического подхода в географии. Анаксимандр первым вычертил карту мира с использованием масштаба. Хотя известно, что еще шумеры составляли пиктографические «карты» городов, на которых были ука­заны расстояния, и они были вычерчены в масштабе.

 

На карте Анаксимандра центром была, естественно, Греция. Карта имела форму круга, где суша была окружена океаном. С этой картой связан примечательный факт: с ориги­нала этой карты была снята копия, отлитая в бронзу, которую милетцы отправили в Спарту, дабы убедить спартанцев, с необходимости помощи Милету спартанцам с их войне против Персии. Но эта карта не убедила спартанцев, которые лаконично ответили, что эта карта лишь показала, как далеко Персия, чтобы спартанцам о ней беспокоится.

 

Анаксимандр познакомил греков с изобретенным в Вавилонии инструментом – гномоном (солнечными часами), который представлял из себя стержень, закрепленный вертикально на плоскости. Гномон можно было использовать для различных географических измерений: по короткой тени можно было определить полдень, по направлению полуденной тени можно было установить линию меридиана север – юг (по-латыни – meridianus – полуденный) и т.д.

 

3.АНТРОПОГЕНЕЗ

 

По теории Анаксимандра, первые животные произошли из рыб, происхождение от рыб имеют и люди. По свидетельству Цензорина Анаксимандр считал, что «из нагретой воды с землей возникли то ли рыбы, то ли чрезвычайно похожие на рыб животные; в них сложились люди, причем [человече­ские] детеныши удерживались внутри [утробы рыбоподобных существ] вплоть до [достижения] зре­лости: лишь тогда те лопнули, и мужчины и женщины, уже способные прокормить себя, вышли на­ружу» (127)

 

АНАКСИМЕН

 

Его философия послужила базовой для ведущей школы античной философии- стоицизма, осо­бенно в области натурфилософии. Первоначалом всего Анаксимен счи­тал воздух. Для древних греков воздух был чем-то большим, чем мы считаем его сей­час, он был символом чего-то не­уловимого, постоянно под­верженного движению, сгу­щению и разрежению. В качестве начала он понимается как нечто невидимое и неуловимое типа Беспредельного Анаксимандра.

 

Как писал, к примеру известный позитивист XIX в. Д.Г. Льюис: «Для Анаксимена, как и для большинства древних, вдыхаемый и выдыхаемый воздух есть как бы струя жизни, связующая все разнородные вещества, из которых состоит тело, и эта струя дает ему не только единство, но силу и жизненность» (Льюис Д.Г. История философии. Т.1. СПб.,1892. С.37)

 

1. ВОЗДУХ И ДУША.

 

По Анаксимену: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воз­дух объ­емлют весь космос»(с.134)

«Воздух близок к бестелесному, и поскольку мы рождаемся вследствие его истечения, то он по необ­ходимости должен быть безграничным»( с.135)

 

2. КОСМОС

 

По свидетельству Симпликия Анаксимен полагал, «что субстратная субстанция одна и бесконечна», но, в отличие от своего учителя Анаксимандра, считал, что эта субстан­ция не не­определенна, а, кон­кретна, т.е. есть воздух. Все «сущностные различия он свел к разреженности и плотности. Разрежа­ясь, [воздух] становится огнем, сгущаясь – ветром, потом облаком, [сгу­стившись] еще больше – во­дой, потом землей, потом кам­нями, а из них – все остальное. Дви­жение он, так же [как и Анакси­мандр], полагает вечным и считает его причиной изменения» (с.129)

Идея Анаксимена стала своего рода «парадигмой» для последующего античного фило­софство­вания, именно интуиции воздуха как начала были приняты в последующей фи­лософии эллинистического периода.

С разрушением Милета (после битвы при Ладе в 494 году) с потерей независимости ионийских коло­ний обрывается традиция милетской школы

 

Каринский М.И. (1840-1917)

 

Среди милетских мыслителей можно выделить также Гекатея Милетского (около 546-480 гг. до н.э.). Гекатей первым обобщил сведения об ойкумене. Он первым из греческих писателей изложил свои мысли в прозе. Гекатей не был философом и довольно скептично относился к умозрениям своих коллег – милетских философов. Он считал, что прежде чем заниматься разгадкой тайны про­исхождения Вселенной, надо выяснить, что он представляет из себя конкретно, во всех своих подробностях. Гекатей является основателем описательного (идеографическо- хорологического) подхода в географии.

. Он со­брал множество сведений о других странах. Его работа «Ges peridios» («Объезд Земли») дошла до нас в отрывках. В древней Греции того времени «объезды» были двух типов: «периплы» – описания берегов (т.е. лоции), «периэгезы – сухопутные «объезды». Гека­тей объединил в своей работе и те и другие. В этом труде было две части: первая часть была посвящена Европе, а вторая – Азии и Ливии. Границу между Европой и Азией Ге­катей Милетский проводил по Геллеспонту (Дарданеллы), Понту Эвскинскому, Кавказским горам и Каспийскому морю.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Каринский М.И. Бесконечное Анаксимандра. СПб., 1890.

2. Кессиди Фрагмент Анаксимандра (В1) \\ Вестник МГУ. Серия: философия. 1975. №1.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.