Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 3 ФИЛОСОФИЯ ПОЗДНИХ ФИЗИКОВ



Как подчеркивает, в частности, В.С. Степин: «Развертывая модели «возможных миров», античная философия, пожалуй, в наибольшей степени реализовала в эту эпоху эвристическую функцию философского познания, что и послужило необходимой пред­посылкой становления науки в собственном смысле слова.

Именно в философии впервые были продемонстрированы образцы теоретического рас­суждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обы­денного опыта и связанных с ним стереотипов и архетипов обыденного сознания» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С.62)

 

«… важно то, что в философии этого времени возникали образцы теоретического рас­суждения, которые ориентировались не столько на очевидности чувственного опыта, сколько на сущее, данное разуму. И здесь предпочтение отдавалось как раз теоретиче­скому мышлению, которое способно выходить за рамки здравого смысла своего вре­мени, стереотипов, выработанных в системе ограниченной повседневной практики» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С.64)

 

ЭМПЕДОКЛ

 

Многие относят Эмпедокла к традиции античных натурфилософов, причисляя его к Анаксагору и Демокриту. Но это ошибочно, на мой взгляд. Самое главное, древние его причисляли именно к традиции элейской школы. В частности, перипатетик Теофраст и Симплиций свидетельство­вали, что он был «ревнителем» учения Парменида, с него, в частности, перенял стихотворный способ изложения. Многие свидетельствуют, что он, совместно с Зеноном был учеником Пар­менида; некоторые считают же, что он был учеником самого Ксенофана.

 

Акрагант в новое время- это небольшое селение Дмирдженти около порта (что крайне примечательно) «Эмпедокла».

Для древних греков Сицилия есть нечто самобытное, обладающее особым колоритом. Сицилийский значит искусный и просвещенно- изнеженный. Сицилийский значит изо­бильный и богатый, не знающий меры. В частности, пить по- акрагантски - значит пить до невменяе­мо­сти. Это отсутствие меры касалось и способов правления: одним из пер­вых (если не первым) властителем Акраганта был Фаларид, известный своими карательными мерами, кровавой бес­пощадностью к противникам, - он их жарил в чреве медного быка.

Наибольшего блеска и нищеты Акрагант достигает при тиране Фероне. Вокруг него ца­рит не­скончаемый праздник- его двор напоминает увеселитель­ный дом: люди в нем живут, не зная будней, не различая дня и ночи, как вечные победители.

 

«Уже первые поэты и мудрецы Греции подметили, что вместе с мифом было утрачено нечто настолько важное и необходимое для жизни грека, чего не могут заменить ни эпос, ни лирика, ни драматургия, ни философия. Для досократического грека религиозно- мифологическое ми­ровоззрение было идеологией, жизненно-нормативной ценностью, формирующей его поведение и сознание. Как только мифология преврати­лась в эпос, естественно должен быть возникнуть вопрос: чем заменить ее, что способно выполнить ее ценностные регулятивно -ми­ро­воззренческие функции» (Семушкин А.В. Эмпедокл М.,1985.С. 69)

 

«В противоположность складывающейся объективистской, созерцательной традиции он хотел дать философии иное направление: философия не должна быть чистым ра­ционалистическим упованием о бытии, узко привилегированным уделом мастеров мысли: по Эмпедоклу, оно должна стать общедоступным способом непосредственно-жизненного переживания человеком своей космической и личной судьбы, своего все­ленского и бытового назначения» (Семушкин А.В. Эмпедокл М.,1985. С.22).

 

«качественное отличие философии от мифологии состоит в том, что миф является пре­жде всего формой жизни, т.е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности лю­дей на определенной стадии общественного развития, и лишь производно формой объ­яснения, то философия в сущности своей познание…

Для древнего грека несложно было мыслить образами богов. Сложные и социальные явления становились «понятными» при сопоставлении их с соответствующими богами олимпийского пантеона, необычайно напоминавшими к тому же самих людей» (Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М. 1982. С.33).

 

ЧУДОДЕЙ И МЕДИК

 

Он был общественно активен, но от должностей отказывался. Обладал авторитетом – его мне­ния прислушивались, был авторитетен и как медик. Ему потом поставили па­мятник в Акраганте. Говорят, что он был еще к тому же богат. Склонен был к эпатажу, что свойственно философам - любил вызывающе одеваться: носил пурпурную мантию, одевал бронзовые санда­лии, на голове носил золотую повязку – регалии царей.

Известна притча о его смерти – он покончил жизнь самоубийством, бросившись в жерло вул­кана Этна, вулкан после этого выбросил его сандалию.

 

КОСМОГОНИЯ

 

ПОЗНАНИЕ

 

РИТОРИКА

 

«.. перескакивая с одной вершины на другую,

Не иду в моих рассуждениях по одной словесной тропе» (с.343,В 24)

 

МЕДИЦИНА

 

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

 

Интересен анализ эволюционистской концепции Эмпедокла у Л.С. Берга (1876-1950)

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Семушкин А.В. От Гомера к первым философам. М. 1988.

2. Семушкин А.В. Мифологические и эмпирические истоки \\ Историко-философский ежегодник 1990. М. 1991.

3. Семушкин Между мифопоэтической Музой и поз. Логосом || Философская и социологическая мысль. 1991. №3.

 

ДЕМОКРИТ

«Вместо единого первоначала ионийских философов, в ходе изменений и превращений кото­рого воз­никает весь известный нам мир многообразных и находящихся в постоянном движении вещей, эти мыслители вводят некое множество первоначал, об­ладающих – каждое в отдельности- свойствами, присущими истинному бытию в пар­менидовском смысле. А именно, эти первоначала неизменны, вечны, не возникают и не уничтожаются, оставаясь всегда равными самим себе» (Рожанский Анаксагор. с.20)

 

Натурфилософы не остановились в поисках единства мысли и бытия, понятия и вещи, они вы­бирают, как писал Ж. Делез, путь «геологический», ищут единства их в «глубинах пещер».

Приключения философствования в его блуждании между «Небом» и «Землей», между «Священным» и «Профанным», начались с «Земли». Но для начала философская мысль после всех сложностей, которые проявились у элеатов, решила сделать «отступление», что видно на примере философии Эмпедокла, которая во многом воз­вращает элементы мифологического сознания в философию, устраняя принципиаль­ность дискурса, которая присутствовала в элей­ской философии.

 

ДЕМОКРИТ

 

Демокрит из Абдеры родился около 460 г. до н.э.

 

Вот что пишет о возникновении атомизма А.А. Богданов: «»Атомизм» возник в античном мышлении тогда, когда в обществе развился индивидуализм- обособление че­ловека от человека; люди привыкли мыслить себя и других обособленными единицами; эту привычку они перенесли и на представление о природе: «атом» ведь означает по-гречески то же, что «индивидуум» по-латыни, а именно «неделимое» (Богданов А.А. Тектология. Всеобщая орга­низационная наука. Кн.1 М.,1989, с.102)

 

Как подчеркивал В. Вундт, который был не только психологом, но и выдающимся фи­лософом: «Демокритовская система является первой попыткой строго причинного объ­яснения на основе механического мировоззрения» (Вундт В. Естествознание и психология. Спб., 1904. С.17). но, с другой стороны, подчеркивал В. Вундт, механика Демокрита оперирует только «качественными воззрениями».

Главнейший элемент у Демокрита – огонь. Он самый совершенный, потому что самый подвижный и состоит из мельчайших атомов, гладких и круглых. Значение же его со­стоит в том, что он служит принципом движения организмов и материей души. Движение атомов огня у него во многом иденти­фицируется с психической деятельно­стью.

Этика Демокрита сродни этике Сократа, которую он ставит в зависимость он интеллекта

 

АТОМИЗМ

 

Идеи атомизма не новы, до Левкиппа и Демокрита эти же идеи развивал финикийский мудрец Мосх (Мох). По свидетельству древних, он первый сформулировал идеи ато­мизма. Нам вообще мало известны идеи философов других народов Средиземноморья. Можно предположить, они имели также своих философов. В отношении философов Древнего Египта и Вавилона мы не имеем сведений ввиду эзотеричности их учений, замкнутых внутри жреческой касты. В отношении же другого народа, который имел близкие социально-экономические предпосылки для возникновения светской мудрости – философии – Финикии, мы не имеем достаточно подробных сведений, тем более что потом, по всей видимости, ростки самобытной финикийской философии попали под влияние греческой философии.

 

Атомизм явился популярным учением и имел продолжение своей традиции не только в элли­нистической философии эпикурейцев, но и в средневековье, к примеру, у Гильома из Конша (1080\90- 1154), который считал, что мир состоит из телесных частиц, хотя он наделял их свой­ствами теплоты, холода, сухости и влажности. В Новое время он утвер­дился с еще большей си­лой.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

По свидетельству Галена Демокрит

 

АНАКСАГОР

 

Анаксагор является основоположником афинской философской школы. Своими кор­нями фило­софия Анаксагор идет от ионийской философии, хотя заметно влияние идей Парменида. Он был родом из Клазомен – небольшого торгового города на малоазий­ском побережьи Эгейского моря. Будучи еще молодым Анаксагор обосновался в Афи­нах. В истории имя Анаксагора свя­зано с именем Перикла.

 

По высказыванию Аристотеля, Анаксагор – это философ, который среди философов выглядит, как самый трезвый среди пьяных.

 

Имя Анаксагора вновь выплывает в учении Н. Кузанского в своеобразном виде.

“Все заключается во всем, каждая [вещь]характеризуется тем, что в ней преобладает” (В1)

 

ГОМЕОМЕТРИИ.

 

Первичное состояние мира у Анаксагора.. было состоянием полного покоя. Это- меха­ническая смесь беспредельно малых частичек бесчисленного множества веществ.., но это- неподвижная смесь, в ко­торой ничего не происходило. Из состояния неподвижно­сти эту смесь может вы­вести лишь некий, внешний по отношению к ней – нус.

Первоначальное состояние мира Анаксагор описывает так: «Вместе все вещи были, беспредельные и по множеству и по малости.. ибо малое было беспредельным. И когда все вещи были вместе, ничто не было различимо из-за малости»(В1)

«Анаксагор отделил материю от движения: движение стало у него чем-то внешним по отношению к материи, привносимым в нее, а отнюдь не неотъемлемо присущим ей свойством» (Рожанский с.70)

«Итак, Анаксагор признавал бесчисленное множество первоначал – не возникающих и не под­вер­женных гибели, всегда остающихся одними и теми же как в количественном, так и в качест­венном отношении . Соединение и разделение первоначал – вот процессы, лежащие в основе того, что в мире повседневного опыта воспринимается нами как возникновение, изменение и гибель вещей» (Рожанский, с.31)

 

НУС

 

Функция первоначального толчка

 

«И над всеобщим вращением стал властвовать «нус», так как он дал начало этому вра­щению. Сперва это вращение началось с малого, теперь оно охватывает большее, а в будущем охватит еще большее. И соединявшееся, и отделявшееся, и разделявшееся – все это определил «нус». И так должно быть в будущем, и как было то, чего теперь нет, и как есть – все устроил «нус», и то вращение, которое те­перь совершают звезды, Солнце, Луна, а также отделившиеся воздух и эфир. Само это вращение вы­зывает отде­ление. И отделяется от тонкого плотное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое» (В12)

«Плотное, влажное, холодное и темное собралось там, где теперь земля; редкое же теп­лое и су­хое ушло в дали эфира» (В15)

В процессе вращения подобное стремится к подобному. Как свидетельствует Ипполит: «Все (вещи) участвуют в движении, будучи приведены нусом; подобные же (вещи) со­едини­лись» (А42)

 

Функция организации космоса

 

«И над всем, что только имеет душу, и над большим и над меньшим властвует нус» (В12)

 

ГНОСЕОЛОГИЯ

 

Он считал, что вещи познаются через противоположность: теплое через холодное, сладкое че­рез горькое.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.