ГЛАВА 3 ФИЛОСОФИЯ ПОЗДНИХ ФИЗИКОВ
Как подчеркивает, в частности, В.С. Степин: «Развертывая модели «возможных миров», античная философия, пожалуй, в наибольшей степени реализовала в эту эпоху эвристическую функцию философского познания, что и послужило необходимой предпосылкой становления науки в собственном смысле слова. Именно в философии впервые были продемонстрированы образцы теоретического рассуждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта и связанных с ним стереотипов и архетипов обыденного сознания» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С.62)
«… важно то, что в философии этого времени возникали образцы теоретического рассуждения, которые ориентировались не столько на очевидности чувственного опыта, сколько на сущее, данное разуму. И здесь предпочтение отдавалось как раз теоретическому мышлению, которое способно выходить за рамки здравого смысла своего времени, стереотипов, выработанных в системе ограниченной повседневной практики» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С.64)
ЭМПЕДОКЛ
Многие относят Эмпедокла к традиции античных натурфилософов, причисляя его к Анаксагору и Демокриту. Но это ошибочно, на мой взгляд. Самое главное, древние его причисляли именно к традиции элейской школы. В частности, перипатетик Теофраст и Симплиций свидетельствовали, что он был «ревнителем» учения Парменида, с него, в частности, перенял стихотворный способ изложения. Многие свидетельствуют, что он, совместно с Зеноном был учеником Парменида; некоторые считают же, что он был учеником самого Ксенофана.
Акрагант в новое время- это небольшое селение Дмирдженти около порта (что крайне примечательно) «Эмпедокла». Для древних греков Сицилия есть нечто самобытное, обладающее особым колоритом. Сицилийский значит искусный и просвещенно- изнеженный. Сицилийский значит изобильный и богатый, не знающий меры. В частности, пить по- акрагантски - значит пить до невменяемости. Это отсутствие меры касалось и способов правления: одним из первых (если не первым) властителем Акраганта был Фаларид, известный своими карательными мерами, кровавой беспощадностью к противникам, - он их жарил в чреве медного быка. Наибольшего блеска и нищеты Акрагант достигает при тиране Фероне. Вокруг него царит нескончаемый праздник- его двор напоминает увеселительный дом: люди в нем живут, не зная будней, не различая дня и ночи, как вечные победители.
«Уже первые поэты и мудрецы Греции подметили, что вместе с мифом было утрачено нечто настолько важное и необходимое для жизни грека, чего не могут заменить ни эпос, ни лирика, ни драматургия, ни философия. Для досократического грека религиозно- мифологическое мировоззрение было идеологией, жизненно-нормативной ценностью, формирующей его поведение и сознание. Как только мифология превратилась в эпос, естественно должен быть возникнуть вопрос: чем заменить ее, что способно выполнить ее ценностные регулятивно -мировоззренческие функции» (Семушкин А.В. Эмпедокл М.,1985.С. 69)
«В противоположность складывающейся объективистской, созерцательной традиции он хотел дать философии иное направление: философия не должна быть чистым рационалистическим упованием о бытии, узко привилегированным уделом мастеров мысли: по Эмпедоклу, оно должна стать общедоступным способом непосредственно-жизненного переживания человеком своей космической и личной судьбы, своего вселенского и бытового назначения» (Семушкин А.В. Эмпедокл М.,1985. С.22).
«качественное отличие философии от мифологии состоит в том, что миф является прежде всего формой жизни, т.е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей на определенной стадии общественного развития, и лишь производно формой объяснения, то философия в сущности своей познание… Для древнего грека несложно было мыслить образами богов. Сложные и социальные явления становились «понятными» при сопоставлении их с соответствующими богами олимпийского пантеона, необычайно напоминавшими к тому же самих людей» (Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М. 1982. С.33).
ЧУДОДЕЙ И МЕДИК
Он был общественно активен, но от должностей отказывался. Обладал авторитетом – его мнения прислушивались, был авторитетен и как медик. Ему потом поставили памятник в Акраганте. Говорят, что он был еще к тому же богат. Склонен был к эпатажу, что свойственно философам - любил вызывающе одеваться: носил пурпурную мантию, одевал бронзовые сандалии, на голове носил золотую повязку – регалии царей. Известна притча о его смерти – он покончил жизнь самоубийством, бросившись в жерло вулкана Этна, вулкан после этого выбросил его сандалию.
КОСМОГОНИЯ
ПОЗНАНИЕ
РИТОРИКА
«.. перескакивая с одной вершины на другую, Не иду в моих рассуждениях по одной словесной тропе» (с.343,В 24)
МЕДИЦИНА
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
Интересен анализ эволюционистской концепции Эмпедокла у Л.С. Берга (1876-1950)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Семушкин А.В. От Гомера к первым философам. М. 1988. 2. Семушкин А.В. Мифологические и эмпирические истоки \\ Историко-философский ежегодник 1990. М. 1991. 3. Семушкин Между мифопоэтической Музой и поз. Логосом || Философская и социологическая мысль. 1991. №3.
ДЕМОКРИТ «Вместо единого первоначала ионийских философов, в ходе изменений и превращений которого возникает весь известный нам мир многообразных и находящихся в постоянном движении вещей, эти мыслители вводят некое множество первоначал, обладающих – каждое в отдельности- свойствами, присущими истинному бытию в парменидовском смысле. А именно, эти первоначала неизменны, вечны, не возникают и не уничтожаются, оставаясь всегда равными самим себе» (Рожанский Анаксагор. с.20)
Натурфилософы не остановились в поисках единства мысли и бытия, понятия и вещи, они выбирают, как писал Ж. Делез, путь «геологический», ищут единства их в «глубинах пещер». Приключения философствования в его блуждании между «Небом» и «Землей», между «Священным» и «Профанным», начались с «Земли». Но для начала философская мысль после всех сложностей, которые проявились у элеатов, решила сделать «отступление», что видно на примере философии Эмпедокла, которая во многом возвращает элементы мифологического сознания в философию, устраняя принципиальность дискурса, которая присутствовала в элейской философии.
ДЕМОКРИТ
Демокрит из Абдеры родился около 460 г. до н.э.
Вот что пишет о возникновении атомизма А.А. Богданов: «»Атомизм» возник в античном мышлении тогда, когда в обществе развился индивидуализм- обособление человека от человека; люди привыкли мыслить себя и других обособленными единицами; эту привычку они перенесли и на представление о природе: «атом» ведь означает по-гречески то же, что «индивидуум» по-латыни, а именно «неделимое» (Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн.1 М.,1989, с.102)
Как подчеркивал В. Вундт, который был не только психологом, но и выдающимся философом: «Демокритовская система является первой попыткой строго причинного объяснения на основе механического мировоззрения» (Вундт В. Естествознание и психология. Спб., 1904. С.17). но, с другой стороны, подчеркивал В. Вундт, механика Демокрита оперирует только «качественными воззрениями». Главнейший элемент у Демокрита – огонь. Он самый совершенный, потому что самый подвижный и состоит из мельчайших атомов, гладких и круглых. Значение же его состоит в том, что он служит принципом движения организмов и материей души. Движение атомов огня у него во многом идентифицируется с психической деятельностью. Этика Демокрита сродни этике Сократа, которую он ставит в зависимость он интеллекта
АТОМИЗМ
Идеи атомизма не новы, до Левкиппа и Демокрита эти же идеи развивал финикийский мудрец Мосх (Мох). По свидетельству древних, он первый сформулировал идеи атомизма. Нам вообще мало известны идеи философов других народов Средиземноморья. Можно предположить, они имели также своих философов. В отношении философов Древнего Египта и Вавилона мы не имеем сведений ввиду эзотеричности их учений, замкнутых внутри жреческой касты. В отношении же другого народа, который имел близкие социально-экономические предпосылки для возникновения светской мудрости – философии – Финикии, мы не имеем достаточно подробных сведений, тем более что потом, по всей видимости, ростки самобытной финикийской философии попали под влияние греческой философии.
Атомизм явился популярным учением и имел продолжение своей традиции не только в эллинистической философии эпикурейцев, но и в средневековье, к примеру, у Гильома из Конша (1080\90- 1154), который считал, что мир состоит из телесных частиц, хотя он наделял их свойствами теплоты, холода, сухости и влажности. В Новое время он утвердился с еще большей силой.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
По свидетельству Галена Демокрит
АНАКСАГОР
Анаксагор является основоположником афинской философской школы. Своими корнями философия Анаксагор идет от ионийской философии, хотя заметно влияние идей Парменида. Он был родом из Клазомен – небольшого торгового города на малоазийском побережьи Эгейского моря. Будучи еще молодым Анаксагор обосновался в Афинах. В истории имя Анаксагора связано с именем Перикла.
По высказыванию Аристотеля, Анаксагор – это философ, который среди философов выглядит, как самый трезвый среди пьяных.
Имя Анаксагора вновь выплывает в учении Н. Кузанского в своеобразном виде. “Все заключается во всем, каждая [вещь]характеризуется тем, что в ней преобладает” (В1)
ГОМЕОМЕТРИИ.
Первичное состояние мира у Анаксагора.. было состоянием полного покоя. Это- механическая смесь беспредельно малых частичек бесчисленного множества веществ.., но это- неподвижная смесь, в которой ничего не происходило. Из состояния неподвижности эту смесь может вывести лишь некий, внешний по отношению к ней – нус. Первоначальное состояние мира Анаксагор описывает так: «Вместе все вещи были, беспредельные и по множеству и по малости.. ибо малое было беспредельным. И когда все вещи были вместе, ничто не было различимо из-за малости»(В1) «Анаксагор отделил материю от движения: движение стало у него чем-то внешним по отношению к материи, привносимым в нее, а отнюдь не неотъемлемо присущим ей свойством» (Рожанский с.70) «Итак, Анаксагор признавал бесчисленное множество первоначал – не возникающих и не подверженных гибели, всегда остающихся одними и теми же как в количественном, так и в качественном отношении . Соединение и разделение первоначал – вот процессы, лежащие в основе того, что в мире повседневного опыта воспринимается нами как возникновение, изменение и гибель вещей» (Рожанский, с.31)
НУС
Функция первоначального толчка
«И над всеобщим вращением стал властвовать «нус», так как он дал начало этому вращению. Сперва это вращение началось с малого, теперь оно охватывает большее, а в будущем охватит еще большее. И соединявшееся, и отделявшееся, и разделявшееся – все это определил «нус». И так должно быть в будущем, и как было то, чего теперь нет, и как есть – все устроил «нус», и то вращение, которое теперь совершают звезды, Солнце, Луна, а также отделившиеся воздух и эфир. Само это вращение вызывает отделение. И отделяется от тонкого плотное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое» (В12) «Плотное, влажное, холодное и темное собралось там, где теперь земля; редкое же теплое и сухое ушло в дали эфира» (В15) В процессе вращения подобное стремится к подобному. Как свидетельствует Ипполит: «Все (вещи) участвуют в движении, будучи приведены нусом; подобные же (вещи) соединились» (А42)
Функция организации космоса
«И над всем, что только имеет душу, и над большим и над меньшим властвует нус» (В12)
ГНОСЕОЛОГИЯ
Он считал, что вещи познаются через противоположность: теплое через холодное, сладкое через горькое.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|