МЕДИЦИНА: ГИППОКРАТ
Вот что пишет известный исследователь античной культуры В. Йегер: «медицина заняла столь огромное место в греческой культуре потому, что, основываясь на непосредственном опыте в изучении человека, она ближе всего подошла к открытию неистребимого стремления греческой души к гармонии. В высоком смысле слова можно сказать, что греческий идеал образования был также идеалом здоровья» (Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М. 1977. С.47)
«Взгляд на опыт как на основу любого точного познания действительности в древности был связан только с медициной. Медицина поэтому занимала более высокое место в духовной жизни Греции, в частности по отношению к философии. Через медицину принцип эмпиризма был передан новоевропейской философии. Таким образом философский эмпиризм Нового времени – это дитя греческой медицины, а не греческой философии» (Йегер В. там же, С.64)
Согласно мифам первым , кто стал обучать медицине был кентавр Хирон, а далее его ученик – Асклепий. Наиболее известны в древности были кротонская школа медицины, в Кирене, Родосе, Книде, на Косе.
АЛКМЕОН
ГИППОКРАТ (прибл. 460-370 гг. до н.э.)
По распространенным тогда воззрениям, в основе мироздания лежали четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Им соответствуют и времена года: зима – вода: весна – воздух, лето – огонь, осень – земля. Ими обусловлены и четыре свойства, которые свойственны вещам: твердость, жидкость, тепло и холод. Согласно этому Гиппократ признавал в организме четыре основных жидкости или сока: кровь (тепло), флегму или слизь (холод), черную желчь (влажность) и желтую желчь (сухость). Преобладание какой-нибудь жидкости вызывает тот или иной темперамент: сангвинический, флегматический, меланхолический и холерический.
В результате мы имеем и соответствие временами года: зима – это соответствует флегматичному темпераменту, флегме, влажному и холодному; весна – соответствует сангвинистическому темпераменту, влажному и горячему, крови, воздуху; осень – меланхолическому темпераменту, черной желчи, сухому и холодному, земле; лето – желчному темпераменту, желтой желчи, сухому и горячему, огню.
Но такое мнение не было тотально распространенным, Аристотель видел причину темпераментов в колебаниях состава крови. Следы этой теории видны даже у Канта, который в своей «Антропологии» различал: легкокровный, или сангвинический, тяжелокровный или меланхолический, теплокровный или холерический, хладнокровный или флегматический. Многие далее недалеко ушли от этих концепций. Шталь, к примеру, считал, что в основе деления темпераментов лежит не состав крови, а различие ткани и просвета сосудов, этой же концепции придерживался Лестгафт. Малый просвет, толстая стенка, быстрые течения – холерик. Малый просвет, тонкие стенки, быстрое и слабое течение – сангвиник. Большой просвет и толстые, медленное и сильное – меланхолик. Большой просвет, тонкие стенки, медленное и слабое течение – флегматический.Уточнить все это….
ЛИТЕРАТУРА: 1. Синергетическая парадигма. М. Прогресс-Традиция. 2000. 2. Кессиди Ф.Х. Была ли у древних греков идея истории \\ ВФ 1987. №8. 3. Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М. 1982
ГЕОГРАФИЯ: ГЕРОДОТ
Геродота считают выдающимся географом, историком и писателем. Его «Историю» можно считать и географическим трудом, и трудом историческим, и этнографическо-культурологическим. Он может считаться по прекрасной стилистике и выдающимся литературным произведением. Именно Геродоту присваивается утверждение, что география – это служанка истории. Геродот высмеял идеи Гекатея Обширный труд, написанный им в Италии, содержит описание истории борьбы греков с варварами и заканчивается описанием восстания жителей Ионии против персов и захвата греками Геллеспонта (480-479 гг. до н.э.). Он соединяет в себе историка, этнографа и географа. В те времена вообще не было разделения между географией и историей. Геродоту приписывается фраза, что география «служанка» истории.
Плавание Ганнона совершено примерно в 470 г., она была снаряжена в Карфагене, в целью утверждения торговых факторий на атлантическом побережьи Ливии к югу от Геркулесовых столбов.
ИСТОРИЯ Греческое слово «история» означает буквально «разведывание», имела в начале крайне широкое значение. Оно означало исследование не только прошлого, но и настоящего, а также и окружающего мира природы. Первыми историками были жрецы Египта и Вавилона. Многие считают первым историком автора книги Даниила – с его теорией четырех монархий. ФУКИДИД
КСЕНОФОНТ
ГЛАВА 5 ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРА ДРАМАТУРГИЯ
Для греков как писал И. Тэн философская система – это «… своего рода возвышенная опера, опера умов, сообразительных и крайне пытливых» (Тэн И. Философия искусства. М., 1996. С.212)
«Необыкновенная впечатлительность, способность схватывать самые тонкие соотношения, чутье мельчайших оттенков – вот что позволяет ему воздвигать стройные целые из форм, звуков, красок, событий – короче из элементов и потребностей, так хорошо сопрягаемых между собой внутренними связями, что организация их составляет нечто живое и в мире воображения превосходит глубокую гармонию действительного мира. Потребность ясности, чувство меры, ненависть ко всему смутному, туманному, отвлеченному, презрение ко всему чудовищному и слишком громадному, вкус к определенным и точным очертаниям – вот что побуждает художника облекать свои замыслы в форму, легко доступную в воображению и чувствам, и потому создавать произведения, которые могут быть понятны каждому племени и каждому веку и которые будучи общечеловеческими, остаются навсегда. Любовь и культ настоящей жизни, чувство силы человеческой, потребность светлой и ясной радости – вот что побуждает его избегать картин физической немощи и нравственной болезни, изображать здоровье души и совершенство тела, пополнять приобретенную, нажитую сюжетом красоту экспрессии существенно родною ему красою. Это все и есть отличительные черты искусства греков» (Тэн и. Философия искусства. М., 1996. С.214)
ЭСХИЛ
СОФОКЛ ЭВРИПИД
ЛИРИКА
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|