Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема переживания в «философии жизни»



Проблема человека и его бытия в мире на протяжении веков волновала многих мыслителей, начиная с античности и по настоящее время. Разные философские направления и мыслители, к ним принадлежащие, ориентировались на рассмотрение только какой-либо одной грани, одной части человека и его бытия в мире. В общем, философия, рассматривая человека, использовала принцип «холизма» - ориентирующий на многоаспектный анализ изучаемых явлений – в том числе человека и его бытия.

В качестве главного события во второй половине XIX - первой половине XX веков произошел поворот от мира науки к миру жизни. Этот поворот связан с выделением внутри философии такого научного направления как «философия жизни». Ее задача - понять человеческую жизнь непосредственно из нее самой, исключив все внешние установки, отрицая любую претендующую на всеобщность «систематику» и возвышенные метафизические спекуляции. Философия жизни – направление в Западно-европейской философской мысли. Это направление стало предвестником философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы философии жизни феноменологическим методом. Предвестниками философии жизни являются: С.Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, а наиболее видными представителями – В.Дильтей, А.Бергсон, О. Шпенглер, Э.Шпрангер, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др. Кроме того, с этим направлением близка позиция Ф. Брентано, Э. Гуссерля, Г. Риккерта и др.

Г. Риккерт считает, что задачей философии жизни является создание (разработка) «учения о жизни, которое, возникая из переживаний, облекалось бы в действительно жизненную форму и могло бы служить живому человеку» (Г. Риккерт, 1998, с.210). При этом главным измерением жизни является наличие смысла и мера ее осмысленности.

В философии жизни идет противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью, непосредственностью и принципиальной непредсказуемостью для всякого рационального осмысления. Кроме того, она ставила задачу – построение целостного миропонимания, опираясь на понятие «жизнь».

Жизнь – первичная реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению мира на материальное и идеальное. Жизнь понимается и как сущность мира (онтологический аспект), и как единственный орган познания мира (гносеологический аспект).

Особенности предмета постижения диктуют специфику самих форм его познания, трансформируя всеобъемлющую онтологическую реальность – жизнь, в плоскость психического по сути процесса – непосредственного переживания. В рамках философии жизни переживание понимается как расширение человеческого «Я» до «космического», посредством «вживания» в то, что должно быть познано. Жизнь становится переживаемой сущностью мира.

Таким образом, отличительными чертами философии жизни являются:

1. Выдвижение на первый план понятия «жизнь» и «принцип жизни», с помощью которых происходит размежевание с мировосприятием, основанным на классической философии.

2. Попытка обоснования необходимости различения методов в «понимающих» и «объяснительных» науках и борьба со сциентизмом, как безраздельной властью механистических моделей в науке.

3. Стремление раскрыть специфику человеческого духа и своеобразие «наук о духе» через историзм, путем анализа исторического процесса и истории как науки.

4. При изучении сознания и разума человека интерес смещается к изучению духовного и психического во всей их полноте (изучение восприятия пространства и времени).

Философия жизни рассматривает бытие человека в качестве предельной и связующей точки, в которой находится все философское и научное познание, все достижения и провалы культуры и истории человечества и с которой все они должны быть соотнесены. Философия жизни - это поворот к новому типу мышления, связанному с реалиями человеческой жизни и субъективным началом.

Представители этого направления считают, что жизнь, и в особенности человеческое качество существования, не могут быть постигнуты таким же способом, как объекты неживой природы, считают необходимым защитить человека и специфику его жизни от порабощения «сциентизмом», пытающимся манипулировать как отдельным человеком, так и человечеством в целом. Одним из ключевых для философии жизни является понятие «переживание».

Переживание в философии жизни выступает как непосредственный атрибут человеческой жизни. Полнота жизни – полнота ее переживания. Соответственно характер переживания определяет характер жизни. Однако и жизнь человека – культура, к которой он принадлежит, и вообще социальное пространство, в котором он живет, задает своего рода «границы», «нормы» и даже «глубину» переживания.

В тоже время переживание есть атрибут психического. Оно всегда есть что-то личное; отпечаток всей личности человека. В переживании отражается и раскрывается вся полнота психического, включая ценности, смыслы и верования человека. К переживанию не могут подходить никакие механистичные модели. Переживание динамично, и это необходимо учитывать при построении модели переживания.

Дав краткую характеристику философии жизни, а также тому, как в ее рамках понимается ее центральное понятие – переживание, обратимся к теоретическим идеям наиболее ярких мыслителей этого направления. Это необходимо для того, чтобы вычленить их основные идеи, представления о человеческой жизни и о переживании, которые лягут в основу разработки теоретических основ переживания, но уже в рамках психологии.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.