Управление как специфическая деятельность, его сущность, объективная необходимость.Стр 1 из 27Следующая ⇒
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную, производительную группу. Управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, при возникновении его кооперации и увеличения масштабов производства. Становление управления как науки связано с тремя важными событиями: · ростом крупных корпораций: огромным промышленным организациям, которые возникли в конце ХIХ в., требовались новые модели управления; · разделением между владением и управлением: с концентрацией капитала у немногих собственников пришло осознание необходимости профессионального управления собственностью. Частная собственность на обычные акции провела разделительную линию между инвесторами и теми, кто осуществляет повседневное управление предприятиями. Профессиональные управляющие, которые независимы от собственности на капитал фирмы или имеют небольшую их долю, являются лишь наемными работниками; · развитием новых теорий: по мере того, как практика и теория управления становятся предметом исследования, создается огромная масса знаний, которая может быть передана другим. Основными признаками, присущими управлению в целом, являются: 1) целенаправленность; 2) воздействие на объект. Воздействие на объект – это комплекс мер, позволяющих изменить характер функционирования систем и перевести их в желаемое состояние. В управлении выделяют: · субъект (орган) управления – активная часть, вырабатывающая управляющие воздействия; · объект управления – пассивная часть, на которую направлены управляющие воздействия. Управление – это взаимодействие между субъектом и объектом управления, которое характеризуется следующими моментами: 1) субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления; 2) объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Система в первоначальном состоянии, т.е. без управления полна неопределенности и ее поведение хаотично. Управление уничтожает неопределенность на основе появления и переработки информации. Информация уменьшает разнообразие. А уменьшение разнообразия является одним из основных принципов управления, и не потому, что упрощается сама система, а потому, что ее поведение становится все более предсказуемым. Необходимость управления вытекает из кооперативного, совместного характера труда, т.е. общественный характер труда связан с необходимостью его координации.
2. Классическая (или административная) школа в управлении: основные положения и ее выдающиеся представители; принципы менеджмента Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. Он выделил 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную. По его мнению, наиболее характерными задачами звена управления являются: · планирование общего направления действия и предвидение конечного результата; · "организовывание", т.е. распределение и управление использованием материальных и человеческих ресурсов; · выдача распоряжений для поддержания действий работников в оптимальном режиме, · координация различных действий для достижения общих целей; В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называютадминистративной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. Эмерсон Гаррингтон сформулировал знаменитые 12 принципов управления, которые должны обеспечивать рост производительности труда: · отчетливо поставленные цели; · здравый смысл в организации; · квалифицированный совет; · дисциплина; · честное поведение; · быстрая и систематическая проверка результатов; · порядок работы; · существование норм и образцов; · соответствующие условия работы; · разработанные методы действия; · точный инструктаж работы; · система поощрения. Другой известный специалист в области менеджмента – А.Файоль. Схема организации, разработанная А.Файолем, начиналась на уровне высшего руководящего звена. Им осуществлено структурирование деятельности на предприятии по техническим, коммерческим, финансовым и административным ее аспектам с учетом таких сфер, как отчетность и меры безопасности на предприятии. Вся эта деятельность была систематизирована, что привело к выделению классических функций менеджмента: · планирование; · организовывание; · руководство; · координация; · контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми полагалось пользоваться при решении управленческих проблем и выполнении функций менеджмента: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|