Здавалка
Главная | Обратная связь

Управление как специфическая деятельность, его сущность, объективная необходимость.



 

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную, производительную группу.

Управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, при возникновении его кооперации и увеличения масштабов производства.

Становление управления как науки связано с тремя важными событиями:

· ростом крупных корпораций: огромным промышленным организациям, которые возникли в конце ХIХ в., требовались новые модели управления;

· разделением между владением и управлением: с концентрацией капитала у немногих собственников пришло осознание необходимости профессионального управления собственностью. Частная собственность на обычные акции провела разделительную линию между инвесторами и теми, кто осуществляет повседневное управление предприятиями. Профессиональные управляющие, которые независимы от собственности на капитал фирмы или имеют небольшую их долю, являются лишь наемными работниками;

· развитием новых теорий: по мере того, как практика и теория управления становятся предметом исследования, создается огромная масса знаний, которая может быть передана другим.

Основными признаками, присущими управлению в целом, являются:

1) целенаправленность;

2) воздействие на объект.

Воздействие на объект – это комплекс мер, позволяющих изменить характер функционирования систем и перевести их в желаемое состояние.

В управлении выделяют:

· субъект (орган) управления – активная часть, вырабатывающая управляющие воздействия;

· объект управления – пассивная часть, на которую направлены управляющие воздействия.

Управление – это взаимодействие между субъектом и объектом управления, которое характеризуется следующими моментами:

1) субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления;

2) объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Система в первоначальном состоянии, т.е. без управления полна неопределенности и ее поведение хаотично. Управление уничтожает неопределенность на основе появления и переработки информации. Информация уменьшает разнообразие. А уменьшение разнообразия является одним из основных принципов управления, и не потому, что упрощается сама система, а потому, что ее поведение становится все более предсказуемым.

Необходимость управления вытекает из кооперативного, совместного характера труда, т.е. общественный характер труда связан с необходимостью его координации.

 

 


2. Классическая (или административная) школа в управлении: основные положения и ее выдающиеся представители; принципы менеджмента

Классическая или администра­тивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инже­нер, выдающийся менеджер-практик, один из основопо­ложников теории управления.

Он выделил 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную. По его мнению, наиболее характерными задачами звена управления являются:

· планирование общего направления действия и предвидение конечного результата;

· "организовывание", т.е. распределение и управление использованием материальных и человеческих ресурсов;

· выдача распоряжений для поддержания действий работников в оптимальном режиме,

· координация различных действий для достижения общих целей;

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной орга­низации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители клас­сической школы занялись разработкой подходов к совершен­ствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универ­сальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классиче­скую школу называютадминистративной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разде­лил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относя­щиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубивши­ми основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.

Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осоз­навали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффек­тивности организации. Поэтому школу психологии и че­ловеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

Эмерсон Гаррингтон сформулировал знаменитые 12 принципов управления, которые должны обеспечивать рост производительности труда:

· отчетливо поставленные цели;

· здравый смысл в организации;

· квалифицированный совет;

· дисциплина;

· честное поведение;

· быстрая и систематическая проверка результатов;

· порядок работы;

· существование норм и образцов;

· соответствующие условия работы;

· разработанные методы действия;

· точный инструктаж работы;

· система поощрения.

Другой известный специалист в области менеджмента – А.Файоль. Схема организации, разработанная А.Файолем, начиналась на уровне высшего руководящего звена. Им осуществлено структурирование деятельности на предприятии по техническим, коммерческим, финансовым и административным ее аспектам с учетом таких сфер, как отчетность и меры безопасности на предприятии. Вся эта деятельность была систематизирована, что привело к выделению классических функций менеджмента:

· планирование;

· организовывание;

· руководство;

· координация;

· контроль.

Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми полагалось пользоваться при решении управленческих проблем и выполнении функций менеджмента:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.