Здавалка
Главная | Обратная связь

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ



 

 

1. Понятие стратегии (по Г.Минцбергу), необходимость стратегического подхода в управлении современной организацией. Концептуальные положения стратегии.

 

Г. Минцберг разделяет 4 понятия стратегии:

· Стратегия как план – система последовательных действий;

· Стратегия как позиция – определение положения организации во внешней среде и относительно своих главных конкурентов;

· Стратегия как «ловкий прием» - введение фирмой в заблуждение своих конкурентов относительно ее рыночных действий (например, ложное сообщение фирмой о ее желании перейти на новый рынок, что заставляет конкурентов сосредоточить свои усилия на этом новом рынке, в то время как фирма на самом деле укрепляет свои позиции на совсем ином рынке);

· Стратегия как принцип поведения – к примеру, компания «Apple» длительное время придерживалась принципа уникальности периферийного оборудования – принтеры, сканеры и другие устройства могли работать только с компьютерами «Макинтош».

В общем стратегия – программа действий, которая предусматривает главные цели предприятия и пути их достижения такие, что предприятие получает единое направление движения.

 

Объективная необходимость разделения управления на текущее и стратегическое была вызвана усилением конкуренции на рубеже 60-70-х годов и повышением значимости долгосрочных факторов поведения предприятия в борьбе за выживание. Успешное решение задач только сегодняшнего дня, касающихся выпуска продукции, экономии ресурсов, получения прибыли от продаж, становилось недостаточным.

Таким образом, усложнение микро- и макросреды фирмы, усиление ее неопределенности подвижности, растущая взаимозависимость различных явлений хозяйственной практики вызывают в жизни особую потребность в проведении всесторонних исследований внешнего окружения фирмы и поиске тех возможностей, находящихся как внутри организации, так и за ее пределами, которые помогли бы фирме адаптироваться к новой обстановке.

В сумме все эти изменения означали, что внешняя среда фирмы стала на порядок сложнее, динамичнее и непредсказуемее.

Одним из ближайших последствий явилось то, что утратили работоспособность стандартные для того времени системы управления фирмой, поскольку они действовали преимущественно в режиме простой экстраполяции привычных тенденций и подходов. В ответ на новые потребности появились первые практические системы стратегического планирования и управления, которые были созданы самими предприятиями. Несколько позднее профессиональными консультантами и академической наукой были систематизированы теоретические основы нового направления – его концепция и основные инструменты.

 

Концептуальные положения стратегии:

· стратегия в качестве средства достижения перспективных целей делает упор на прогноз поведения внешней среды, на анализ возможностей предприятия;

· стратегия ориентирована на долгосрочную перспективу, а ее цели отражают общие задачи предприятия;

· стратегия адаптирована к изменениям внешней среды;

· стратегия предусматривает альтернативные пути развития предприятия на основе использования прогнозов, опыта и интуиции специалистов;

· стратегия мобилизует ресурсы предприятий и направляет их на достижение поставленной цели.

 

 


2. Перспективный подход в управлении, его необходимость и объективность. Сравнительные характеристики долгосрочного и стратегического планирования: схемы, процедуры, особенности. Сущность концепции стратегического управления.

 

Перспективный подход в управлении непосредственно связан с целенаправленностью управления, т.е. определением желаемого состояния объекта в будущем. Таким образом, при формировании цели предполагается некоторый отрезок времени от начальной точки состояния системы до конечной.

Необходимость перспективного подхода обусловлена потребностью обеспечения эффективной работы организации как в настоящем, так и в будущем. При этом необходимо учитывать, что устойчивое положение предприятия сегодня обеспечено действиями в прошлом (проведение НИОКР, получение кредита, разработка и реализация проекта и т.д.).

Реализация перспективного подхода осуществляется двумя системами:

1) – долгосрочным планированием;

2) – стратегическим планированием.

Главное различие между ними заключается в формировании будущего.

Система долгосрочного планирования основана на методе экстраполяции, т.е. на прогнозе будущего организации на основе экстраполяции: переносе тенденций, сложившихся в прошлом, на будущий период (распространение несколько завышенных показателей на будущий период и постановка оптимистических целей; акцент на то, что будущее будет лучше прошлого).

Долгосрочное планирование:

· цели на будущее устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем и предполагают некоторое его улучшение; цель работы предприятия – оптимизация прибыльности;

· предприятие стремится минимизировать отклонения от традиционно сложившегося стиля поведения, старается избежать изменений или ограничить их;

· организационная структура относительно стабильна

· работа ведется в соответствии с технологическим процессом переработки ресурсов.

· экономия на масштабах производства считается главным фактором эффективной деятельности;

· при принятии решений поиск альтернатив ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение;

· управленческая реакция, как правило, запаздывающая (реактивный стиль управления);

· успешно применяется на предприятиях, работающих в условиях относительной стабильности.

Стратегическое планирование ставит целью комплексное научное исследование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработка показателей развития фирмы на плановый период.

Стратегическое планирование основывается на следующих положениях:

· невозможности с достаточной степенью точности предсказать тенденции развития экономики в долгосрочной перспективе

· предприятие стремится к постоянным изменениям;

· организационная структура изменчивая и гибкая;

· управленческие решения принимаются через активный поиск новых возможностей и предвидения проблем;

· при принятии решений во внимание берутся все возможные альтернативы;

· при необходимости предприятие пересматривает поставленные цели, так как стремится приспособиться к меняющимся обстоятельствам, что иногда требует изменения намеченного ранее курса;

· управленческая реакция – опережающая.

 

Стратегическое планирование осуществляется путем реализации следующих процедур:

- анализ перспектив развития фирмы (выяснение тенденций и факторов, их определяющих, выявление «чрезвычайных ситуаций», которые могут изменить сложившиеся тенденции);

- анализ позиций в конкурентной борьбе (конкурентоспособность продукции фирмы на различных рынках и перспективы фирмы при реализации оптимальных стратегий во всех существующих видах деятельности);

- выбор стратегии в различных видах деятельности, выбор приоритетов и распределение ресурсов;

- анализ направлений диверсификации (оценка недостатков существующего набора видов деятельности и определение новых направлений).

 

Сравнительные характеристики долгосрочного и стратегического планирования

Характеристики Долгосрочное планирование Стратегическое планирование
Методы планирования Экстраполяция Все традиционные и нетрадиционные методы принятия решений (моделирование, экспертные оценки, мозговой штурм, экстраполяция и т.д.)
Объект анализа Возможности внутреннего потенциала предприятия 1) возможности внутреннего потенциала предприятия, 2) внешняя среда
Способ достижения целей Оптимизация использования внутренних ресурсов Адаптация к постоянно меняющимся условиям внешней среды
Важность фактора времени Не самый важный фактор Важнейший фактор в конкурентной борьбе
Критерий эффективности Прибыльность 1) точность предвидения изменений, 2) время адаптации к изменениям, 3) качество товаров (услуг)
Взгляд на персонал Один из ресурсов Важнейший ресурс
Отправная точка планирования Достигнутый уровень развития Желаемое состояние объекта в будущем
Субъекты планирования Разработчиком плана является высшее руководство Разработчики – группа специалистов, экспертов, высших руководителей
Основная цель деятельности, целеполагание Основная цель одна – максимизация прибыли Система взаимосвязанных целей; цели упорядочены по приоритетности, срочности и приемлемости; цели задаются с разной степенью точности
Особенности принятия решений Разработчикам плана известны все альтернативные решения, которые могут быть реализованы Все альтернативы неизвестны
Альтернативы считаются оптимальными, если они ведут к максимальному значению цели Альтернативу можно назвать оптимальной, если она выбирается по принятому правилу принятия решений (при допустимом риске)
Параметры, необходимые для планирования, и их прогнозные значения определены однозначно Часто исходные данные могут быть представлены только в виде оценок
Для решения проблемы существует эффективный прием расчета, который ведёт к оптимальному результату Не для всех проблем есть эффективные методы, ведущие к оптимальному решению. Необходимо пользоваться новыми, эвристическими приемами.

 

 

Если при долгосрочном планировании плановый горизонт четко определен и составляет 3-5 лет, то при стратегическом горизонт планирования не устанавливается: его продолжительность определяется тем, на какой промежуток времени можно построить достоверную модель взаимодействия предприятия с внешней средой. Это зависит от многих факторов: жизненного цикла продукции, этапа жизненного цикла отрасли, формы собственности на предприятии, темпов НТП в отрасли.

Во главу угла стратегического планирования наряду с анализом внутренних возможностей организации поставлен анализ внешних возможностей и угроз.

 

 


3. Предпосылки создания теории стратегического менеджмента. Школа моделирования (дизайна). Представители, значение и ограниченность школы дизайна.

 

В конце 50-х начале 60-х годов волна кризисов прокатилась по США (в связи с конкуренцией с Японией). И прогнозы на основе экстраполяции стали не сбываться. Предприятия сталкиваются с тем, что методологическая база предприятий не оправдывает себя, отсюда возникает необходимость в новом подходе, в стратегическом подходе.

Первые школы стратегического управления занимались проблемами стратегического планирования (о реализации речь не шла). Отличие от долгосрочного планирования: использовали не только метод экстраполяции, сколько интуицию управленцев.

С 60-х до 80-х годов господствовала идея стратегического планирования. А с начала 90-х годов 20 века появляется понятие стратегического менеджмента, потому что жизнь диктует фирмам необходимость не только иметь стратегический план, но и необходимость его реализовывать. Смотрим в будущее, а принимаем решения сегодня, выбираем альтернативные пути, можно корректировать стратегию (смотрим в будущее, управляем сегодня).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.