Характеристика стандартов⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
Государственный стандарт (ГОСТ, ГОСТ Р). К объектам государственных стандартов относят: 1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения; 2) продукцию, процессы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Для государственных стандартов установлена определенная структура обозначения. Для стандартов, включенных в некоторую систему, например, система стандартов эргономики и технической эстетики (ССЭТЭ), система стандартов по надежности, обозначение состоит из индекса (ГОСТ Р или ГОСТ категории стандарта, индекса (ХХ) системы стандартов, кода (Х) классификационной группы, номер (ХХ) стандарта в группе и отделенных тире двух последних цифр – года регистрации стандарта. Отраслевой стандарт (ОСТ).Стандарты отраслей (как и государственные стандарты) разрабатывают на два вида отраслевых объектов: 1) организационно-технические и общетехнические объекты; 2) продукция, процессы и услуги. Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера, года утверждения стандарта. Стандарты СТО. Объектами СТО являются: 1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний, методология экспертизы; 3) нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством (результаты НИР); 4) прочие виды деятельности. Этого вида стандарты являются интеллектуальной собственностью и объектом авторского права. Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и цифр, определяющих год утверждения стандарта Стандарты предприятия (СТП).Этого вида стандарты разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности в случаях: 1) для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей и стандартов других категорий; 2) на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги. СТП утверждает руководитель предприятия, и он обязателен для работников данного предприятия и является локальным нормативным актом. Существует два варианта применения международных (региональных международных) стандартов: - принятие в форме соответствующего отечественного нормативного документа по стандартизации (т.е. в форме ГОСТ Р, ОСТ, СТП или СТО) полного текста без каких-либо изменений; - принятие в форме соответствующего отечественного нормативного документа с дополнительными требованиями, отражающими российскую специфику. В соответствии с международными соглашениями, заключенными РФ с другими государствами-участниками СНГ, кроме перечисленных в законе нормативных документов по стандартизации в России, могут применяться межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для государств-участников СНГ.
7. Сертификация продукции: цели, принципы и формы сертификации. Модель проведения сертификации.
Сертификация– вид деятельности по оценке и подтверждению соответствия объектов: продукции, услуги, процессов, персонала, рабочих мест и других объектов установленным к ним требованиям техническими регламентами, стандартами и другими нормативными документами. Цели сертификации: – содействие потребителям в компетентном выборе продукции; – защита потребителя от недобросовестной продукции; – контроль безопасности продукции для окружающей среды, здоровья, имущества; – подтверждение показателей качества продукции (услуги, процесса), заявленных изготовителем (исполнителем); – создание условий для деятельности организации и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно- техническом сотрудничестве и международной торговле. Принципы сертификации: 1. Соответствие законодательной основе сертификации. Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других правовых актах. 2. Открытость системы сертификации.В работах по сертификации участвуют организации любых организационно-правовых форм, независимые от изготовителя и потребителя, признающие и выполняющие правила системы сертификации. 3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации. 4. Открытость и закрытость информации. При сертификации должно осуществляться информирование всех ее участников (потребителей, изготовителей, исполнителей, продавцов, органов по сертификации, а также других заинтересованных сторон – общественных организаций, предприятий, отдельных лиц) о правилах и результатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну. Формы сертификация.Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной форме. В этой связи различают проведение обязательной сертификации и добровольной сертификации. Обязательная сертификация – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, т.е. подтверждается соответствие обязательным требованиям. Обязательная сертификация является формой государственного контроля безопасности продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому, она проводится в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, и имеет второе название – «сертификация в законодательно регулируемой сфере». Госстандартом России введена в действие «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрено их обязательное подтверждение соответствия». Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, ТУ, рекомендаций и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация не может заменить обязательную сертификацию продукции. В рамках добровольной сертификации могут рассматриваться требования, дополняющие обязательные. В России преобладает обязательная сертификация, за рубежом – добровольная. Характеристика обязательной и добровольной сертификации представлена в табл. 1. Таблица 1. Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации
Примечание: ОС* – органы сертификации; СН –санитарные нормы. Госстандартом России в 2000 г. введена «Система добровольной сертификации продукции» с изображением знака соответствия. Целью ее введения является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке, а также авторитета российских государственных стандартов в стране и за рубежом. Для покупателя добровольная сертификация оказывается более информативной и привлекательной, чем обязательная сертификация. Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с контрафактной продукцией . Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать расширению добровольной сертификации. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|