Система работы по реализации принципа наглядности.
Повторюсь: наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В обучении детей используются наблюдение разного вида: · распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.); · за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира; · репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления. · показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.; · показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка; · показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным; · демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным. Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания. Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции. Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи. Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы. Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы. Совместно с воспитателями группы провела эксперимент по использованию принципа наглядности при ознакомлении с окружающим. Разработали два конспекта занятия «Весна» с использованием в одном только словесные методы и приемы, в другом дополнительно использовали наглядные методы и приемы. Группу разделили на две подгруппы по 9 детей. (конспект занятия см.приложение Б ). Демонстрационный материал в одной из подгрупп заменили описательным рассказами. Первая подгруппа ( использование словесных методов и приемов). 1 часть занятия д/и с мячом «Земля, вода, воздух» – 7 детей из 9 справились с заданием (63%). 2 часть занятия описательный рассказ о весне - 2 детей из 9 стравились с заданием (18%). 3 часть занятия д/и "Собери фигуру"– ни один ребенок не справился с заданием (0%). Вторая подгруппа ( использование словесных и наглядных методов и приемов). 1 часть занятия д/и с мячом «Земля, вода, воздух» – 8 детей из 9 справились с заданием (72%). 2 часть занятия описательный рассказ о весне - 7 детей из 9 стравились с заданием (63%). 3 часть занятия д/и "Собери фигуру"– 9 детей из 9 стравились с заданием (100%). Диаграммой это можно представить так:
Из диаграммы наглядно видно, что использование наглядных средств обучения, активирует мыслительную способность дошкольника, стимулирует развитие его мышления, воображения, творчества, доказывая, что на данном этапе у дошкольника 4-5 лет сильнее развито наглядно-образное мышление. Вывод Принцип наглядности, наглядные методы обучения и пособия издавна является важной сферой психологических, педагогических и методических исследований. Необходимость использования наглядных пособий в детском саду предопределяется особенностями мыслительной деятельности дошкольников- доминированием наглядно-образного вида мышления. В психологическом же плане применения средств показа наглядно основывается на большом значении чувственного восприятия для изучения свойств предметов и явлений действительности. Чувственное познание в учебном процессе может выступать и как самостоятельная сторона развития личности ребенка, и как средство формирования абстрактных понятий. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|