Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………………… 4

 

Тематический план (на базе среднего (полного) образования) …………….. 5

 

Тематический план (на базе среднего профессионального и высшего профессионального образования) ……………………………………………… 6

 

Учебная программа ……………………………………………………………… 7

 

Литература ……………………………………………………………………….11

 

Вопросы для самоконтроля ……………………………………………………. 13

 

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

(с примерами) ……………………………………..…………………………….15

 

Варианты контрольных работ ………………………………………………….55

 

Используемая терминология ………………………………………………….. 68

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Логика - одна из важнейших гуманитарных дисциплин, способствующая формированию правильного мышления человека. Она исследует природу понятий, определений, классификаций, суждений, умозаключений и доказательных рассуждений и позволяет избежать ошибок при изложении мыслей, их обосновании и доказательстве, а также при опровержении доводов оппонентов. По тому, насколько логично высказывается тот или иной человек, судят о высоте его культуры, ибо высококультурная личность не может позволить себе мыслительной неряшливости.

Курс логики является общеобразовательным предметом, вооружающим студентов одним из самых эффективных методов научного исследования и практической деятельности.

Систематические занятия по курсу позволят выполнить необходимые требования к уровню освоения дисциплины, согласно которым, студенты должны показать следующие знания и умения:

- знать основные логические понятия, логические операции, логические законы;

- уметь правильно строить рассуждение и находить логические ошибки;

- уметь решать логические задачи;

- знать и уметь использовать правила доказательного рассуждения;

- уметь делать выводы, анализировать и сопоставлять;

- выдвигать гипотезы (версии) и проверять их;

- принимать правильные решения в сложных ситуациях;

- уметь мыслить самостоятельно, творчески и последовательно.

Рабочая программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования («Логика») и предполагает выполнение контрольной работы по одному из предложенных вариантов и знание основных положений тем, что демонстрируется при устном ответе на экзамене. Для более успешного выполнения контрольной работы и освоения курса предложены подробные методические рекомендации, в которых даны примеры решения логических задач, тематически представлен список основной и дополнительной литературы.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

030501 «Юриспуденция» (заочная форма обучения на базе среднего (полного) образования).

 

Наименование темы Кол-во часов по уч. плану Кол-во аудиторн. часов Из них Самостоят. работа
Лекции Семинары
Предмет и значение логики. Логика и язык. -
Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики. -
Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике. -
Суждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике. -
Умозаключение как форма мышления: дедуктивное умозаключение индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии. Категория рассуждения в современной логике. -
Логика вопросов и ответов.   - - -
Логические основы аргументации.   -
Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания. - - -
  Итого   -

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

030501 «Юриспуденция» (заочная форма обучения на базе среднего профессионального и высшего профессионального образования).

 

Наименование темы Кол-во часов по уч. плану Кол-во аудиторн. часов Из них Самостоят. работа
Лекции Семинары
Предмет и значение логики. Логика и язык. -
Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики. -
Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике. -
Суждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике. -
Умозаключение как форма мышления: дедуктивное умозаключение индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии. Категория рассуждения в современной логике. -
Логика вопросов и ответов.   - - -
Логические основы аргументации.   -
Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания. - - -
  Итого   -

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык.

Мышление как предмет изучения логики. Процесс познания, место в нем чувственного и логического познания. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Основные логические формы теоретического исследования: понятие, суждение, умозаключение. Логико-методологические формы научного познания: доказательство и опровержение, проблема, гипотеза, теория.

Логика как методологическая и нормативная наука. Соотношение логики с другими науками. Основные этапы развития логики. Логика классическая и неклассическая. Основные черты традиционной логики. Понятия символической (математической), формальной и диалектической логики. Тенденции в развитии современной логики.

Формальная логика - наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Понятие логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

Теоретическое и практическое значение логики. Логика – рациональная основа процесса обучения и практического освоения действительности. Возможность использования логических знаний для юристов, экономистов, психологов.

Логика и язык. Язык как знаковая информационная система. Функции языка. Языки естественные и искусственные. Логический анализ языка как средство выявления логических форм и законов. Понятие об искусственном символическом языке логики. Логические переменные и логические постоянные (константы).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.