Тема 6. Логика вопросов и ответов.
1. Роль вопросно-ответного мышления в практике человеческого общения. 2. Логическая структура вопроса. Две стороны вопроса, правила его постановки. Виды вопросов. 3. Требования к ответу на вопрос, типичные логические ошибки ответа. 4. Логическая и прагматическая характеристика вопросов и ответов.
Тема 7. Логические основы аргументации. 1. Аргументация и логическое доказательство. 2. Структура и виды доказательства. Прямое и косвенное доказательство (апагогическое, разделительное). 3. Опровержение: его виды и способы. 4. Правила доказательства и опровержения по отношению к тезису. Ошибки и уловки. 5. Правила доказательства и опровержения по отношению к аргументам. Ошибки и уловки. 6. Правила демонстрации. Ошибки в демонстрации. «Мнимое следование». 7. Роль доказательства в научном познании, в юридической практике.
Тема 8. Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания. 1. Понятие проблемы: сущность и виды. 2. Гипотеза. Способы ее опровержения и доказательства. 3. Теория как система научных знаний.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Овладение логикой требует не только усвоения теоретических положений логической науки, но и приобретения навыка осознанного применения ее правил и законов в процессе мышления. Для приобретения этих навыков необходимо упражняться в решении логических задач, в анализе специальных примеров. Данное положение является целью выполнения контрольной работы. Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта соответствует последней цифре вашей зачетной книжки (0 соответствует 10-му варианту). В настоящем разделе будут показаны характерные приемы решения типичных логических задач, на которые следует опираться при выполнении контрольной работы, варианты которой приведены ниже. П О Н Я Т И Е
Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержание понятия - совокупность признаков, на основе которых образуется данное понятие. Объем понятия - это совокупность предметов, которые объединяются данным понятием. Например, в понятии «квадрат» объединены все прямоугольники с равными сторонами и исключаются все остальные фигуры. Объем понятия «квадрат» составляет вся совокупность возможных квадратов вне зависимости от их размеров, материала воплощения, места и времени существования. В содержании понятия «квадрат» зафиксированы два основных признака: прямые углы и равные стороны.
ВИДЫ ПОНЯТИЙ
Выделяют виды понятий по объему и содержанию. По объему выделяют: общие, единичные и нулевые понятия. Если объем понятия составляет только один предмет мысли, то это понятие называется единичным. Например: «река Москва», «Россия», «президент Д.А. Медведев». Нулевые понятия такие, которые не имеют реального объема. Объемы таких понятий принято называть пустыми классами. Примеры нулевых понятий: «вечный двигатель», «круглый квадрат», «кентавр». Понятие, в котором отражается класс однородных предметов, называется общим. Например: «обвиняемый», «договор», «студент». Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующими общими понятиями считаются такие, объемы которых можно, хотя бы с приблизительной точностью, «сосчитать». Например: «участник Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.», «Президент России». Объем нерегистрирующего понятия нельзя сосчитать даже приблизительно: «человек», «атом», «преступник». По содержанию понятия делятся на: 1) Собирательные и несобирательные. Собирательные понятия могут быть как общими, так и единичными. Собирательные понятия отражают признаки, характеризующие совокупность предметов как один целостный предмет. Например: «население страны» (собирательное, общее), «созвездие «Лебедь» (собирательное, единичное), «Брянский лес» (собирательное, единичное). В несобирательных понятиях отражаются признаки, характеризующие отдельный предмет. Общие несобирательные понятия – «указ», «президент»; единичные несобирательные - «роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 2) Конкретные и абстрактные. Понятие называется абстрактным, если в нем отражен какой-то один признак предмета: а) отвлеченный от других признаков предмета; б) отвлеченный от предмета, носителя этого признака; в) мыслимый как самостоятельно существующий; г) выражающий отношение между понятиями. Если же в понятии отражаются сами предметы объективной действительности, то такое понятие называется конкретным. Примерами абстрактных понятий могут служить: «смелость», «дееспособность», «ответственность», «больше», «меньше». Примеры конкретных понятий: «государство», «обвинение», «происшествие», «студент». 3) Положительные и отрицательные. Положительными понятиями называются такие, в которых отражается наличие у предметов каких-либо свойств и отношений. Например: «законность», «принципиальность», «логичность». В отрицательных понятиях отражается отсутствие каких-либо свойств и отношений у предметов действительности. Отрицательные понятия образуются из положительных путем добавления к ним частиц «не-», «а», «без- » и т.п.: «безграмотный», «алогичный», «беспринципность». 4) Соотносительные и безотносительные. Соотносительные понятия - в которых отражаются предметы друг без друга не существующие: «правый», «левый», «истец», «ответчик». Если же в понятии отражается предмет, который существует относительно независимо от других предметов, то имеем дело с безотносительными понятиями. Например: «студент», «государство», «потерпевший», «место преступления». Эти различные виды отношений между понятиями могут быть представлены следующей схемой (См. табл. 1).
Таблица 1 Виды понятий
На основании изучения видов понятий можно дать логическую характеристику каждому понятию. Например: понятия «коллектив», «независимость», «русалка».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|