Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности исследования суставов



 

Методика исследования включает осмотр (выявление припухлости, изменения формы, покраснения), пальпацию (определение болезненности, повышения местной температуры), изучение функции.

Важным правилом является последовательность обследования, начиная с суставов рук, затем нижних конечностей, челюстно-височных и суставов позвоночника. Обследование суставов наиболее информативно в положении лёжа, так как при этом мышцы расслабляются. Функцию суставов надо исследовать осторожно, т.к. боль может затруднить контакт с больным и дальнейшее обследование больного. Различают дефигурацию (обратимые изменения, связанные с внутрисуставным выпотом или утолщением синовиальной оболочки) и деформацию (стойкое изменение сустава, связанное с пролиферативными и деструктивными процессами).

 

 

Дополнительные методы исследования

Наиболее часто используют рентгенографию, позволяющую выявить аномалии развития костей, воспалительные, опухолевые, дегенеративные процессы, установить «костный возраст». Вспомогательное значение имеют ультразвуковые обследования суставов, сканирование и ЯМРТ. Опухоли костей диагностируют с помощью биопсии. Нередко прибегают к лабораторному, биохимическому обследованию, определяя уровень Ca, P, щелочной фосфатазы.

 

 

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Осмотр:

- развитие мышц умеренное (слабое, избыточное), соответствует (не соответствует) возрасту и полу;

- мышечный рельеф выражен (хорошо, умеренно, слабо, недостаточно);

- развитие мышц одинаково на симметричных участках тела (отмечается асимметрия);

- визуально мышечный тонус достаточный (снижен); оценка даётся с учётом осанки, позы (стоя, сидя, лёжа), состояния конечностей, живота, лопаток и др.

 

Пальпация:

1) определение массы мышц;

2) тонуса (при помощи пассивного сгибания и разгибания конечностей у детей до 1 года и путём ощупывания у детей после 1 года). В норме тонус и сила мышц должны быть одинаковыми. Тонус может быть сниженным (мышцы мягкие), нормальным (мышцы упругие, твёрдые на ощупь).

 

Определение силы мышц:динамометром (ручным, становым), объективным ощущением необходимого сопротивления тому или иному произвольному движению ребёнка.

 

Инструментальные методы исследования:определение механической и электрической возбудимости, миография.

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани и её упругостью. Дополнительно судят по положению лопаток и форме живота. Различают 3 степени развития мускулатуры:

1) слабое – не выражен рельеф мышц, понижена упругость, наблюдаются отстающие лопатки, живот отвислый;

2) среднее– несколько обозначен рельеф мышц, имеют среднюю упругость, могут выступать углы лопаток;

3) сильное (хорошее) – мускулатура имеет хорошо выраженный рельеф, мышцы достаточно упруги и большие по объёму, углы лопаток подтянуты к грудной клетке, живот подтянут.

 

 

Тонус мышц - это проявление напряжения скелетной мускулатуры.Он определяется на основании ощущения врачом сопротивлений, возникающих в мышцах ребёнка при пассивном сгибании и разгибании его (ребёнка) конечностей.

Представление о тонусе мышц у ребёнка первых месяцев жизни можно также получить при поднимании ребёнка за ножки, подержав его несколько секунд с опущенной вниз головой (поднимать нужно медленно, а не рывком, поддерживая другой рукой под спину). Ребёнок с хорошим тонусом и мускулатурой повиснет, сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах, слегка прогибая позвоночник и отклоняя голову назад.

При повышенном тонусе ребёнок в таком положении даёт резкий опистотонус: поджимает ноги в коленных и тазобедренных суставах, позвоночник выгнут дугой, голова резко запрокинута назад.

При гипотонии ребёнок висит, не сгибая ног, не прогибая позвоночник и не отклоняя голову назад.

 

Силу мышц, особенно у детей дошкольного возраста, можно приблизительно определить следующими приёмами:

- по силе рукопожатия;

- по возможности поднять какой-либо груз;

- по способности к сопротивлению, которое больной может оказать врачу при сгибании и разгибании его конечностей.

 

В таблице 5 представлены изменения силы, измеряемые ручным динамометром у детей различного возраста и пола.

 

Таблица 5







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.