Здавалка
Главная | Обратная связь

Анамнез заболевания



При сборе анамнеза заболевания необходимо подробно выяснять следующие вопросы:

- дата начала заболевания (она обязательно указывается в истории болезни);

- где находился ребёнок в это время и с кем был в контакте;

- динамика заболевания от начала до обращения к врачу –какие симптомы были вначале заболевания (температура, насморк, кашель и т.д.) , как они изменились в домашних условиях, далее во время пребывания в стационаре);

- проведённое лечение –какие принимались лекарственные препараты, их доза, продолжительность приёма, эффективность;

- какое обследование, возможно, было проведено и его результаты до госпитализации (рентгенография, исследование мокроты, анализ крови и др.).

 

Анамнез жизни

У детей первых 3 лет жизни детально собирается акушерский анамнез: течение беременности, родов, неонатального периода.

Затем у детей первого года жизни выясняются данные физического и нервно-психического развития, вскармливания.

Показатели акушерского анамнеза иногда имеют значение у детей старше 3 лет. Эти вопросы выясняют в том случае, когда патологические нарушения имели место при рождении, продолжались в грудном возрасте и остались у больного до настоящего времени. Сюда относятся врождённые пороки сердца (ВПС), аномалии, заболевания центральной нервной системы и др.

Проводится подробный опрос течения сопутствующих заболеваний: например, экссудативно-катаральный диатез, гипотрофия и паратрофия, рахит и др. у детей грудного возраста; хронический тонзиллит, ревматизм, заболевания желудочно-кишечного тракта у детей старшего возраста; анемия, ВПС.

Каждый вопрос имеет большое значение в возможности возникновения основного заболевания, его течения, осложнения (например, ВПС ухудшают течение пневмонии, наличие экссудативно-катарального диатеза требует особого внимания при назначении антибиотиков).

Большое значение имеют наследственный и аллергологический анамнезы, так как этиология некоторых заболеваний (обструктивный бронхит, бронхиальная астма) часто бывает аллергического генеза, а также может быть связана с аналогичными заболеваниями у родителей.

Неудовлетворительный семейный анамнез и материальн0-бытовые условиятоже отрицательно влияют на возникновение, течение и исход патологии дыхательной системы, особенно у грудных детей.

Общий осмотр

При осмотре больного устанавливается:

- состояние кожных покровов и зева;

- положение ребёнка;

- форма грудной клетки;

- функциональные особенности дыхательной системы.

 

Характерные особенности кожных покровов:

- бледность кожи, а тем более с сероватым оттенком – признак тяжёлых воспалительных процессов дыхательной системы (деструкция лёгких, плеврит и т.п.);

- цианоз– может быть как локальным, так и генерализованным, что является показателем дефицита кислорода в крови;

- гиперемия одной щеки,соответствующей стороне поражённого лёгкого - патогномоничный признак крупозной пневмонии (может быть покраснение всего лица и губ);

- наличие пены в углах рта, дрожание крыльев носа– характерные признаки пневмонии у новорождённого.

 

Симптом «барабанных палочек» и «часовых стёкол»- признак тяжёлого хронического заболевания. Развитие связано с выраженной гипоксемией (уменьшение количества кислорода в кровеносном русле), а затем – гипоксией (уменьшение количества кислорода в тканях) в наиболее периферических участках тела, где нарушается трофика, разрастается грубая соединительная ткань. Возникающий на основании этого симптом «барабанных палочек» - это расширенные синюшного цвета конечные фаланги пальцев. Одновременно происходит уплощение ногтей, и они становятся похожими на часовые стёкла – симптом «часовых стёкол».

 

Осмотр зева

Правила осмотра:

больной располагается лицом к окну (или к лампе при плохом освещении), врач – спиной к окну;

ребёнок при осмотре двигаться не должен, поэтому:

-малыша раннего возраста мама прикладывает к себе спиной, прижимая одной рукой нижнюю, а второй – верхнюю часть туловища;

-малыша второго года жизни и старше мама может держать в сидячем положении, руками удерживая туловище и зажав его ноги между своими ногами;

-спокойный ребёнок старшего возраста находится в вертикальном положении или сидит на стуле;

3) после этого врач, расположив одну руку на лбу маленького ребёнка, фиксирует его голову к туловищу матери;

4) стерильным шпателем или ручкой ложки в другой руке врач поочерёдно открывает участки ротовой полости и проводит осмотр:

- слизистой оболочки между губами и дёснами;

- внутренней поверхности щёк;

- под языком;

- стенок зева, аккуратно нажав на корень языка; при этом ребёнка старше 5 лет эффективно попросить сказать «а», что несколько поднимет язычок и тогда можно будет увидеть большую площадьзадней стенки зева (необходимо брать ложку с широкой ручкой, даже при осмотре маленького ребёнка, так как это облегчает неприятные ощущения больного при нажатии на корень языка).

 

При осмотре выясняются такие признаки:

- цвет слизистой оболочки (в норме – бледно-розовый; при воспалении отмечается гиперемия – незначительная, умеренная, значительная (алая, яркая);

- нарушения размеров некоторых участков (увеличение нёбных миндалин – признак хронического тонзиллита);

- патологические признаки (кровоизлияния, налёты, сыпь и др.).

 

Положение ребёнка

Положение больного иногда помогает врачу предположить диагноз:

- вынужденное сидячее положение (ортопноэ) –возникает во время приступа бронхиальной астмы: ребёнок сидит и упирается руками о край кровати или свои колени, укрепив таким образом пояс верхних конечностей; это облегчает акт дыхания благодаря участию вспомогательных мышц;

- вынужденное положение на больной стороне при плеврите ограничивает дыхательные движения и трение висцеральной и париетальной плевры, что уменьшает боль и частоту болезненного кашля;

- активноеположение (характерно для лёгкой формы пневмонии);

- пассивноеположение (характерно для тяжёлой формы пневмонии).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.