Анамнез заболевания
При сборе анамнеза заболевания необходимо подробно выяснять следующие вопросы: - дата начала заболевания (она обязательно указывается в истории болезни); - где находился ребёнок в это время и с кем был в контакте; - динамика заболевания от начала до обращения к врачу –какие симптомы были вначале заболевания (температура, насморк, кашель и т.д.) , как они изменились в домашних условиях, далее во время пребывания в стационаре); - проведённое лечение –какие принимались лекарственные препараты, их доза, продолжительность приёма, эффективность; - какое обследование, возможно, было проведено и его результаты до госпитализации (рентгенография, исследование мокроты, анализ крови и др.).
Анамнез жизни У детей первых 3 лет жизни детально собирается акушерский анамнез: течение беременности, родов, неонатального периода. Затем у детей первого года жизни выясняются данные физического и нервно-психического развития, вскармливания. Показатели акушерского анамнеза иногда имеют значение у детей старше 3 лет. Эти вопросы выясняют в том случае, когда патологические нарушения имели место при рождении, продолжались в грудном возрасте и остались у больного до настоящего времени. Сюда относятся врождённые пороки сердца (ВПС), аномалии, заболевания центральной нервной системы и др. Проводится подробный опрос течения сопутствующих заболеваний: например, экссудативно-катаральный диатез, гипотрофия и паратрофия, рахит и др. у детей грудного возраста; хронический тонзиллит, ревматизм, заболевания желудочно-кишечного тракта у детей старшего возраста; анемия, ВПС. Каждый вопрос имеет большое значение в возможности возникновения основного заболевания, его течения, осложнения (например, ВПС ухудшают течение пневмонии, наличие экссудативно-катарального диатеза требует особого внимания при назначении антибиотиков). Большое значение имеют наследственный и аллергологический анамнезы, так как этиология некоторых заболеваний (обструктивный бронхит, бронхиальная астма) часто бывает аллергического генеза, а также может быть связана с аналогичными заболеваниями у родителей. Неудовлетворительный семейный анамнез и материальн0-бытовые условиятоже отрицательно влияют на возникновение, течение и исход патологии дыхательной системы, особенно у грудных детей. Общий осмотр При осмотре больного устанавливается: - состояние кожных покровов и зева; - положение ребёнка; - форма грудной клетки; - функциональные особенности дыхательной системы.
Характерные особенности кожных покровов: - бледность кожи, а тем более с сероватым оттенком – признак тяжёлых воспалительных процессов дыхательной системы (деструкция лёгких, плеврит и т.п.); - цианоз– может быть как локальным, так и генерализованным, что является показателем дефицита кислорода в крови; - гиперемия одной щеки,соответствующей стороне поражённого лёгкого - патогномоничный признак крупозной пневмонии (может быть покраснение всего лица и губ); - наличие пены в углах рта, дрожание крыльев носа– характерные признаки пневмонии у новорождённого.
Симптом «барабанных палочек» и «часовых стёкол»- признак тяжёлого хронического заболевания. Развитие связано с выраженной гипоксемией (уменьшение количества кислорода в кровеносном русле), а затем – гипоксией (уменьшение количества кислорода в тканях) в наиболее периферических участках тела, где нарушается трофика, разрастается грубая соединительная ткань. Возникающий на основании этого симптом «барабанных палочек» - это расширенные синюшного цвета конечные фаланги пальцев. Одновременно происходит уплощение ногтей, и они становятся похожими на часовые стёкла – симптом «часовых стёкол».
Осмотр зева Правила осмотра: больной располагается лицом к окну (или к лампе при плохом освещении), врач – спиной к окну; ребёнок при осмотре двигаться не должен, поэтому: -малыша раннего возраста мама прикладывает к себе спиной, прижимая одной рукой нижнюю, а второй – верхнюю часть туловища; -малыша второго года жизни и старше мама может держать в сидячем положении, руками удерживая туловище и зажав его ноги между своими ногами; -спокойный ребёнок старшего возраста находится в вертикальном положении или сидит на стуле; 3) после этого врач, расположив одну руку на лбу маленького ребёнка, фиксирует его голову к туловищу матери; 4) стерильным шпателем или ручкой ложки в другой руке врач поочерёдно открывает участки ротовой полости и проводит осмотр: - слизистой оболочки между губами и дёснами; - внутренней поверхности щёк; - под языком; - стенок зева, аккуратно нажав на корень языка; при этом ребёнка старше 5 лет эффективно попросить сказать «а», что несколько поднимет язычок и тогда можно будет увидеть большую площадьзадней стенки зева (необходимо брать ложку с широкой ручкой, даже при осмотре маленького ребёнка, так как это облегчает неприятные ощущения больного при нажатии на корень языка).
При осмотре выясняются такие признаки: - цвет слизистой оболочки (в норме – бледно-розовый; при воспалении отмечается гиперемия – незначительная, умеренная, значительная (алая, яркая); - нарушения размеров некоторых участков (увеличение нёбных миндалин – признак хронического тонзиллита); - патологические признаки (кровоизлияния, налёты, сыпь и др.).
Положение ребёнка Положение больного иногда помогает врачу предположить диагноз: - вынужденное сидячее положение (ортопноэ) –возникает во время приступа бронхиальной астмы: ребёнок сидит и упирается руками о край кровати или свои колени, укрепив таким образом пояс верхних конечностей; это облегчает акт дыхания благодаря участию вспомогательных мышц; - вынужденное положение на больной стороне при плеврите ограничивает дыхательные движения и трение висцеральной и париетальной плевры, что уменьшает боль и частоту болезненного кашля; - активноеположение (характерно для лёгкой формы пневмонии); - пассивноеположение (характерно для тяжёлой формы пневмонии). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|