Развитие и наиболее важные маршруты контейнерных перевозок.
Продолжающийся рост населения в мире требует повышения уровня и объемов предоставляемых услуг, в международную торговлю вовлекается все большее количество стран, а это требует совершенства технологии грузоотправления, транспортировки, внедрения автоматизации, механизации и информатизации. Контейнерные перевозки развиваются и в контексте глобализации экономики. Развитие, например, электронной торговли будет способствовать и развитию контейнерных перевозок, т. к. электронная коммерция "технологично вписывается" в идеологию контейнерных перевозок. В настоящее время контейнеризация грузов в мире достигает примерно 60%, т. е. из общего объема контейнеропригодных грузов более половины перевозится в контейнерах. Согласно прогнозам, этот показатель к 2010 г. составит 70%. Это свидетельствуете значительной работе, проводимой транспортными, экспедиторскими компаниями, грузоотправителями по совершенствованию технологии международных перевозок. При анализе спроса на контейнерный тоннаж в глобальном масштабе всегда исходят из предполагаемого роста мировой торговли в целом и, в частности, торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, что, в свою очередь, зависит от роста ВВП. Эмпирическим путем установлено, что темпы роста контейнеризации примерно на 2,0-3,0% выше общего роста мировой торговли, который на те же 2,0-3,0% обычно выше роста мирового ВВП. Так, за период 90-х гг. спрос на контейнерный тоннаж ежегодно увеличивался в среднем на 10% при ежегодном росте общемирового ВВП в среднем на 2,5% (этот показатель занизил Азиатский кризис в 1998-1999 гг.). Надо отметить, что в 2001 г. произошел достаточно резкий спад общего объема мировой торговли. Если в 2000 г. объем мирового экспорта вырос на 12% по сравнению с 1999 г., то в 2001 г., впервые с 1982 г., объем мирового экспорта снизился на 4%. Эксперты объясняют данное обстоятельство резким падением поставок в рамках ИТ. Отмечался значительный спад производства полупроводников. Отсюда - снижение поставок на мировой рынок, впервые с 1985 г., компьютеров, а данная товарная позиция - только контейнерная. В 2002 г. мировая торговля вновь выросла, подтвердив, что правил без исключений не бывает.
Основные контейнерные потоки проходят между портами Европы, Азии и США — на тех направлениях, где сконцентрирована мировая торговля. Принято выделять следующие основные направления: — Азия и Дальний Восток — Тихоокеанское побережье США/Канады; — Азия — Европа (без портов Средиземного моря); — Азия — Средиземноморье; — Азия — Восточное (Атлантическое) побережье Северной Америки; — Азия — Субконтинент (Индия, Пакистан, Бангладеш); — Европа — Средиземноморье, — Восточная Азия — Северо-Восточная Азия; — Восточная Азия — Юго-Восточная Азия; — Европа — Северная Америка (Атлантическое побережье); — Дальний Восток — Средний Восток. На долю этих направлений приходится более 70 % объема мировых контейнерных перевозок грузов. Всего же в мире насчитывается более 180 морских направлений движения большегрузных контейнеров. К основным грузопотокам прежде всего следует отнести направления, связывающие Европу с Северной Америкой и Дальним Востоком. В качестве магистрального пункта линейных перевозок словом "Европа" принято обозначать крупнейшие порты вдоль береговой линии на отрезке Гамбург - Гавр, к которым стекается подавляющая часть европейских грузов. Под Северной Америкой понимается любой пункт на территории США, Канады и Мексики доступный через любой ближайший линейный порт западного или восточного побережья этих стран. Сервис на плече Европа - Северная Америка поддерживается такими линиями как Maersk, MSC, CMA, APL, Hapag Lloyd, OOCL, Hanjin, Senator Lines, Hyundai Merchant Marine и др. Понятие "Дальний Восток" включает страны Аравийского полуострова, Иран, Индию, Пакистан, Юго - Восточную Азию, Китай, Южную Корею и Японию. На плече Европа - Дальний Восток представлены Maersk, CMA, MSC, Evergreen, Hapag Lloyd, OOCL, Hanjin, Senator Line, Hyundai Merchant Marine, K - Line, Cosco, MOL, MISC и др. К более скромным по объему перевозок магистральным направлениям относятся Европа - Южная Америка, Европа - Австралия, Европа - Средиземноморье, Европа - Западная и Южная Африка. Китай, с его огромным потенциалом, становится лидером по объемам производства и торговли. 14 крупнейших китайских портов имеют оборот 40 млн TEU. А недавно присоединенный Гонконг устойчиво держит первенство, являясь самым крупным контейнерным портом мира. Его оборот на протяжении последних двух лет превышает 18 млн TEU. Следом идет только Сингапур (на 3 млн TEU меньше). Ближайшие конкуренты — Пусан (Корея), Каошун (Тайвань) и Шанхай (Китай). Остальные порты (в т. ч. крупнейшие европейские — Гамбург, Роттердам) — далеко позади. Портовые обработки контейнеров в мире в 2001 г. распределились следующим образом (в млн TEU): Северная Америка -30. Азия - 105, Европа - 51, другие направления - 34. Итого -220 млн контейнеров TEU.
Следует отметить, что в целом ряде стран, таких как США, КНР, страны ЕС, значительная часть контейнеров перевозится по внутренним транспортным путям, без использования морского транспорта. Поданным экспертов, только по рекам Рейн и Янцзы в год перевозится по 5 млн контейнеров. Таким образом, реальное число контейнеров, находящихся в работе (помимо обработки в морских портах), значительно больше. Отображая тенденции мировой торговли, контейнерные перевозки все больше тяготеют к азиатским рынкам. За период с 2001 года по 2003 год суммарное переваливание контейнеров в портах Дальнего Востока выросло на 30,85 млн...TEU. Следует отметить, что грузооборот портов дальневосточного региона составляет более половины мирового грузооборота (табл.). При средних темпах роста грузооборота портов мира 6,9 % грузооборот портов Дальнего Востока ежегодно увеличивался на 13,1 %, тогда как в портах Европы и Средиземноморья среднегодовой рост грузооборота составил 1,4 % и 0,8 % соответственно. Согласно исследованию, опубликованному в China Communications News, в 2010 году на контейнерные терминалы Азии будет приходиться приблизительно 56,9 % объема контейнерных операций, по сравнению с 51,7 % в 2003 году. Ожидается, что в 2010г. доля Европы в мировом объеме перевалки контейнерных грузов составит 16.7% или 88 млн TEU против 47 млн TEU, обработанных в 2000 г. Североамериканские терминалы в 2010 г. будут обрабатывать примерно 49 млн TEU, что составит 9.4% мирового объема перевалки. На долю остальных регионов в целом придется примерно 17%.
Контейнерные порты Совокупный объем переработанных контейнеров в морских портах мира составил в 2004 г. 359 млн TEU, а к 2012 г.достиг -более 500 млн TEU. Первые позиции среди наибольших контейнерных портов мира (табл.) занимают Сингапурский порт и Гонконг . Дальше в рейтинге - Шанхай, Шеньжень и порт Каошунг (Тайвань). Также в первой десятке находится южнокорейский Пусан, Дюбаи, Роттердам, Гамбург и Лос -Анджелес.
Таблица Контейнерооборот 30-ти крупнейших портов мира, тыс ДФЭ
Шанхай обогнал Сингапур и стал по итогам 2010г. крупнейшим контейнерным портом мира. По информации городской администрации Шанхая, контейнерооборот порта составил 29,05 млн TEU. Это на 16,2% превышает переваленный в 2009г. объем (25 млн TEU). Итоговый показатель Шанхая превышает контейнерооборот Сингапура примерно на 650 тыс. TEU (Сингупар, в свою очередь, увеличил перевалку к 2009г. на 9,9% к 2009г.). Сингапур удерживал первое место с 2005г., когда обогнал Гонконг. Шанхай еще в 2001г. переваливал вдвое меньше контейнеров, чем Сингапур. Рост контейнерооборота Шанхая связан с продолжающимся увеличением внешнеторгового оборота Китая.
1.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|