Правовое регулирование института муниципальной службы в РФ.
В настоящее время правовое регулирование института муниципальной службы в РФ осуществляется в соответствие с положениями Конституции РФ, рамочного Закона № 131-ФЗ, ФЗ от 2007 г. “О муниципальной службе в РФ”, специальными законами субъектов РФ (в Томской обл. действуют 2 таких закона; “О муниципальной службе в ТО”, “О должностях муниципальной службы в ТО”). Другими такими актами являются Уставы муниципальных образований и локальные муниципально-правовые акты, регулирующие отдельные вопросы приёма и прохождения муниципальной службы. Согласно ФЗ от 2007 “О муниципальной службе в РФ” муниципальная служба – это профессиональная деятельности граждан РФ, которая осуществляется на постоянной профессиональной основе в органах местного самоуправления и на должностях муниципальной службы, замещаемые путём заключения трудового договора, контракта с муниципальным служащим. Из этого легального определения понятия муниципальной службы можно выделить ряд главных признаков, характеризующих особенности института муниципальной службы в нашей стране и отграничивающие статус муниципального служащего от деятельности других лиц, выполняющих свои полномочия в органах местного самоуправления: 1. на муниципальную службу могут быть приняты только граждане РФ либо иностранные граждане, если имеется соответствующий заключенный двухсторонний международный договор между РФ и иностранным государством, к которому относится данное лицо; 2. вся деятельность муниципального служащего должна осуществляться только на постоянной профессиональной основе, и поэтому не может гражданин выполнять свои полномочия в качестве муниципального служащего на общественных началах, по совместительству либо по гражданско-правовому договору; 3. лицо, являющееся муниципальным служащим, должно осуществлять свои должностные полномочия только в органах местного самоуправления, и поэтому, например, руководитель муниципального предприятия, учреждения, организации не относится к муниципальным служащим; 4. любой муниципальный служащий должен в обязательном порядке замещать в соответствии с Законом определенную муниципальную должность; исчерпывающий перечень таких должностей закрепляется в Едином государственном реестре должностей муниципальной службы, утверждаемом специальным законом субъекта РФ; 5. с каждым муниципальным служащим в установленном законом порядке должен заключаться трудовой договор, контракт на неопределенный срок либо на какой-то конкретный срок времени. Существует классификация должностей муниципальной службы. Такая классификация в ФЗ “О муниципальной службе в РФ” проводится в зависимости от замещаемой муниципальной должности: 1. лица, замещающие высшие муниципальные должности, к которым обычно относятся заместители Главы местной Администрации, руководители самостоятельных исполнительно-распорядительных органов местной Администрации, наделённые правами юридического лица; 2. лица, замещающие главные муниципальные должности, к которым по общему правилу относятся руководители исполнительно-распорядительных органов местной Администрации в ранге Комитетов местной Администрации или приравненные к ним руководители по должности; 3. лица, замещающие ведущие муниципальные должности, они обычно включают в себя руководителей исполнительно-распорядительных органов местной Администрации в ранге начальников или заведующих отделов местной Администрации, не являющихся самостоятельными структурными подразделениями и службами местной Администрации; 4. лица, замещающие старшие муниципальные должности, к которым по общему правилу относятся советник Главы местной Администрации, главный и ведущий специалисты, консультанты-референты; 5. лица, замещающие младшие муниципальные должности, выполняющие организационную, техническую и иные вспомогательные функции; к этой категории обычно относятся специалисты I и II категории, не имеющие высшего профессионального образования. Порядок приёма и прохождения муниципальной службы в РФ предусматривает 2 способа приёма граждан РФ на муниципальную службу: 1. путём назначения на муниципальную должность вышестоящим руководителем органа местного самоуправления; 2. проведение конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы; Причём такой конкурс может проводиться в 2х формах: 1) конкурс в форме подачи документов в конкурсную комиссию; 2) конкурс в форме выполнения соответствующего конкурсного задания (обычно в тестовой форме, либо выполнение творческого задания). В дальнейшем прохождение муниципальной службы и перемещение по служебной лестнице предполагает проведение периодических аттестаций муниципальных служащих на соответствие ими должности муниципальной службы (не реже 1 раза в 3 года). В целях подготовки проведения аттестации муниципальных служащих по решению Главы местной Администрации создается и действует специальная аттестационная комиссия, в состав которой включаются обычно: заместители главы местной Администрации, руководители ряда исполнительно-распорядительных органов местной Администрации, представители кадровой службы местной Администрации, а также приглашенные представители исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса. От проведения аттестации освобождаются по закону следующие категории муниципальных служащих: 1. лица, проработавшие на должностях муниципальной службы менее 1 года и не имеющие опыта профессиональной деятельности; 2. лица, достигшие возраста 60-ти лет; 3. беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3х лет; 4. лица, замещающие должности муниципальной службы на основании заключенного срочного трудового договора (контракта). Формы проведения аттестации муниципальных служащих: 1. собеседование с муниципальным служащим о достигнутых им результатах своей профессиональной служебной деятельности; 2. сдача письменного квалификационного экзамена (обычно в тестовой форме). По результатам проведения аттестации муниципальных служащих аттестационная комиссия делает следующие выводы, которые затем вносятся в аттестационный лист и в личное дело муниципального служащего: 1. лицо соответствует замещаемой им муниципальной должности и может быть зачислено в кадровый резерв на вышестоящую муниципальную должность, заслуживают поощрения по своей службе; 2. лицо частично соответствует замещаемой им должности при условии выявленных недостатков в его деятельности; в таком случае муниципальный служащий подлежит повторной аттестации через 6 месяцев, и затем делается окончательный вывод о его профессиональной пригодности; 3. лицо не соответствует замещаемой им должности; тогда лицо предоставляется на выбор 2 варианта дальнейшего трудоустройства: 1) перевод на нижестоящую муниципальную должность с понижением в зарплате; 2) если отказывается от перевода, лицо подлежит увольнению со службы и занесению соответствующей записи в трудовую книжку (такой вывод делается аттестационной комиссией по отношению к муниципальному служащему в том случае, если ранее в работе муниципального служащего присутствовали недостатки, и к нему неоднократно применялись меры дисциплинарной ответственности). Социальные гарантии для муниципальных служащих: 1. выплата надбавок к должностному окладу по замещаемой должности муниципальной службы и выслуге лет; 2. ежегодное индексирование заработной платы с учётом инфляции; 3. право на получение льготной пенсии по выслуге лет; 4. право на дополнительное медицинское страхование жизни и здоровья муниципального служащего; 5. право на получение основного и дополнительного рабочих отпусков общей продолжительностью до 45 календарных дней; 6. право на санаторно-курортное лечение; 7. право на улучшение жилищных условий и приобретение нового жилья, в том числе за счёт средств местного бюджета или под гарантией и поручительством муниципального образования. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|