Здавалка
Главная | Обратная связь

КРИТИКА ХРИСТИАНСТВА



 

Как подчеркивал современник Ницше – А. Фулье: «После сумерек богов увидим ли мы через несколько веков сумерки белых людей?» (Фулье А. Темперамент и характер. М. 1896. С.229)

ЛИТЕРАТУРА:

1.

ДИЛЬТЕЙ В. (1833-1911)

 

Вильгельм Дильтей – «Кант исторического познания». Идеи Дильтея оказывают большое влия­ние на гуманитарную мысль XX века. В. Дильтей оказал сильное влияние на методологию ис­торической науки XX в. В психологии его идеи применял Эдуард Шпрангер, они проникли и в гештальтпсихологию. В социологии его непосредствен­ным продолжателем выступил Георг Зиммель.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

 

Главный тезис Дильтея: «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.16)

 

Дильтей пишет: «Социальные факты понятны изнутри. Мы можем до известной сте­пени вос­произвести их в себе, на основе наблюдения наших собственных состояний. Понимая их, мы оживляем это вос­произведение исторического мира любовью и нена­вистью, всей игрой наших аффектов. При­рода же нема для нас. Только сила нашего во­ображения проливает на нее от­блеск жизни и ин­тимности» (Dilteu W. Einleitung in die Geistwissenshaften || Gessamelte Sshriften 3 Autl. Leipzig B. 1933 Bd 1 S.36)

 

«..спасаясь от Харибды философских водоворотов, они попадают на утес Сциллы, в данном случае - бесплодной эмпирики» (Дильтей В. Описательная психология СПб.,1996. С.20).

 

« как культурные системы - хозяйство, право, религия, искусство и наука- и как внешняя орга­низация общества в союзы семьи, общины, церкви, государства, возникли из живой связи чело­веческой души, так они не могут в конце концов быть поняты иначе, как из того же источника. Психические факты образуют их важнейшую состав­ную часть, и потому они не могут быть рассмотрены без психического анализа» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.22)

 

«Душевная связь составляет подпочвенный слой процесса познания, и поэтому процесс позна­ния может изучаться лишь в этой душевной связи и определяться лишь по его со­стоя­нию» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.22)

 

«Основание теории познания заключается в живом сознании и общезначимом описа­нии этой душевной связи» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.27)

 

ГЕРМЕНЕВТИКА

 

В.Дильтей считается основателем традиции философской герменевтики, хотя свою концепцию он вел от Шлейермахера. После моды на позитивизм и социобиологизм во времена В. Дильтея произошла переориентация на психологизацию познания, на стнремление к критическому отношению к научной методологии. В. Дильтей научной методологии противопоставил метод непосредственного вживания. Дильтей, как и Ф. Шлейермахер психологизировал процесс познания: чтобы понять что-либо надо вжиться в предмет изучения всем комплексом душевных способностей.

 

«Понимание и толкование есть метод, который соответствует наукам о духе. Все функции объединяются в нем. Оно содержит в себе все истины о духе. В любом пункте понимание открывает мир. На основе переживания и понимания самого себя и в постоянном взаимодействии их обоих развивается понимание чуждых жизненных высказываний и личностей» (Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. VII. Leipzig-Berlin. 1927. S.205).

Интересно продолжение идей В. Дильтея в немецкой традции у психолога Э. Шпран­гера

Вильгельм Дильтей (1833-1911) известен своим методом истолкования истории путем вживания в личностный мир философов и окружения эпохи им современной. Только та­ким способом можно понять фило­со­фию того или иного мыслителя. По Дильтею, существуют три типа ус­тойчивых философских мировоззрения: натурализм, идеализм свободы и объективный идеализм. К натурализму он относит материалистов: Демокрита, Эпикура, Лукреция, Гоббса, Гольбаха, Гельвеция, Фейербаха, Конта, Спен­сера, Милля и др. Основой их фило­софствования является изучение природы, предпочтение физиче­ского духовному. К «идеализму сво­боды» он относит Анаксагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, Канта, Фихте, Ницше, Джемса, Бергсона и др. Для них характерно вни­мание к лмичности, стремление к духовному и инте­рес к нему. «Объективный идеализм». к ко­торому он относит Гераклита, Бруно, Спинозу, Лейбница, Гете, Шеллинга, Гегеля и др., осно­ван на рассмотрении проявления «объективного духа» в природе и стории, поиск синтетиче­ского единства духа и мате­рии.

 

Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах \\ Но­вые идеи в философии. 1912.

 

Джемс У.

 

По мнению, представителя прагматизма, У. Джемса, история философии – это история столкновения различных темпераментов.

 

Родственную типологию производит К.Г. Юнг в своих «Психологических типах»

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996ю (2438852)

 

 

ЗИММЕЛЬ Г. (1858-1918)

 

Закончил Берлинский университет, где был то время преподавателями были Целлер, Моммзен, Дройзен, Трейчке , Лацарус и Штейнталь. В 1881 году защитил докторскую диссертацию о Канте. С академической карьерой ему не повезло – он лишь в 1914 году получил штатную должность в Страсбургском университете, до этого же он был при­ват-доцентом и экстраординарным профессором без жалования.

 

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

1. БИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

 

«…не теоретически обязательная (gültige) «истина» служит основанием целесообраз­ной деятельности, но мы называем истинными те представления, которые обнаружива­лись, как мотивы целесообразных, полезных для поддержания жизни поступков» (Зиммель Г. Об отношении между учением об естественном подборе и теорией познания \\ Научное обозрение. 1898. №8. С.1371).

 

«Представление о существующем, которые составляют себе животные, целиком обусловлены в их разнообразии различными субъективными потребностями этих животных» (Зиммель Г. Об отношении между учением об естественном подборе и тео­рией познания \\ Научное обозрение. 1898. №8. С.1375).

«…если учение Канта, придерживаясь его собственного выражения, можно сформули­ровать в положение: возможность познания создает для нас в то же время и предметы познания, то предложенная нами здесь теория гласит: полезность познания создает в то же время для нас и предметы познания» (Зиммель Г. Об отношении между учением об естественном подборе и теорией познания \\ Научное обозрение. 1898. №8. С.1379).

 

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

1. ТРАДИЦИЯ

 

«Традиция - поразительное и созидающее, собственно говоря, всю культуру и духов­ную жизнь человечества явление, посредством которого содержание мышления, деятельно­сти, созидания, а также чувствования становится самостоятельным по отношению к своему первоначальному носителю и может передаваться им дальше, как материаль­ный предмет.

Это освобождение духовного продукта от его создателя – даже если этот продукт чисто духовен, если он состоит только в учениях, в религиозных идеях, в возможности рас­пространения чувства или в выражениях чувства, - есть подлинное условие роста куль­туры» (Зиммель Г. Избранное Том 1 М.,1996. С..535)

 

«То, что мы называем традицией, является противоположностью собственно социаль­ному взаимодействию. Ибо если во взаимодействии участвуют одновременно сущест­вующие индивиды, и действие или квалификация одного посредством другого, а другого посредством первого, определено подобно тому как движение двух тяжелых масс материи обусловливает движение друг друга, - традиция в обществе противопо­ложно этому. Для нее характерно, что тот, на кого было направлено действие, не ока­зывает противодействия тому, от кого это действие происходило. Традиция идет в од­ном * направлении, тогда как взаимодействие – в ту и другую сторону. Вся действи­тельная общественная жизнь – переплетение этих обоих направлений движения, проис­ходящих в ней» (Зиммель Г. Избранное Том 1 М.,1996. С.534-535)

 

«Традиция, так сказать, носительница духовно-субстанциального в обществе, тогда как взаи­модействие есть прежде всего функциональное начало, - однако переплетение их происходит так странно, что функциональные взаимодействия между людьми дают субстанциальные ре­зультаты, которые в свою* очередь передаются» (Зиммель Г. Из­бранное Том 1 М.,1996. С.535-536)

 

«Наследование- это физиологическая или экономическая форма того, что в духовной области называют традицией» (Зиммель Г. Избранное Том 1 М.,1996. С.536)

 

2. ИСТОРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

 

«Исторические факты являются в сущности психологическими фактами»

 

«Платоновская дефиниция философа, как того, кто стоит между знанием и незнанием, относима к человеку вообще» (Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М., 1996. С.8)

 

3. ФИЛОСОФИЯ ДЕНЕГ

 

«Нет более яркого символа абсолютно динамичного характера мира, чем деньги. Их значение основано на том, что они существуют для того, чтобы их передавали. Остано­вившиеся деньги более не являются деньгами. Они теряют в этом случае свою специ­фическую стоимость и свое значение. Действие, которое они осуществляют в за­висимости от обстоятельств в состоянии покоя – это предвосхищение предстоящего движения. Деньги – это только средство движения, в котором все, что движется, полно­стью исчезает» (цит. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998. C.460)

 

Московичи подчеркивает далее: «Время – это пространство денег и оно превращает их в своеобразную вселенную, где ни одна вещь не пользуется необходимой передышкой, чтобы укрепиться и приобрести завершенный характер» (Московичи С. Машина, тво­рящая богов. М., 1998. С.460)

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зиммель Г. Избранное Том 1-2. М.1996.

2. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

3. Зиммель Г. Об отношении между учением о естественном подборе и теорией познания \\ Научное обозрение. 1898. №8.

 

БЕРГСОН А.(1859-1941)

 

Анри Бергсон, крайне популярный во Франции философ. Популярен и сегодня. Прекрасный лектор. Профессор «Коллеж де Франс» (1900), член Академии моральных и политических наук (1901), член Французской академии (1914),. Основной работой, которая наиболее полно­ценно выражает философские взгляды А. Бергсона является «Творческая эволю­ция»(1907), где он комплексно и наиболее четко выражает свои идеи, изложенные им в ранних работах «Опыт не­посредственных данных сознания» (1889) и «Материи и памяти»(1896). Именно эта работа принесла мыслителю славу фи­лософа и за нее ему была присуждена в 1927 году Нобелевская премия по литературе. В юности, как все, симпатизровал позитивизму, но затем стал критиком позитивизма и механицизма. Идя по линии спиритуализма М.де Бирана, Равессона и своего учителя Э. Бутру. В отличие от Ф. Ницще, его философствование отличается большей система­тичностью и ясностью. Его публичные лекции пользовались бешеным успехом до та­кой степени, что в целях сохранения дисциплины и предотвращения свалки, вызыва­лись на­ряды конной полиции.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ.

 

Познание и Жизнь

 

В ней он утверждает: «теория познания и теория жизни представля­ются нам нераз­дельными» (36)

Как утверждал один из последователей А. Бергсона Г.У. Карр: «Жизнь как действи­тельный опыт, как внутренняя и поэтому наиболее достоверная реальность, которую мы знаем в подлинном виде, есть не что иное, как время» (Карр Г.У. Философия Бергсона в популярном изложении. М., 1913. С.12)

 

Интеллект

 

«Мы видим, что человеческий интеллект чувствует себя привольно, пока он имеет дело с не­подвижными предметам, и в частности, с твердыми телами, в которых наши действия находят себе точку опоры, а наш труд – свои орудия; что наши понятия сфор­мировались по их образцу и наша логика есть, по преимуществу, логика твердых тел. Благодаря этому наш интеллект одерживает блистательные победы в области геомет­рии, где проявляется родство логической мысли с инертной материей и где ин­теллект, слегка соприкоснувшись с опытом, должен лишь следовать своему естествен­ному движению, чтобы идти от открытия к открытию с уверенно­стью, что опыт сопро­вождает его и неизменно будет служить ему подтверждением» (Бергсон А. Творческая эволюция. М.,1998 с.33)

 

Память и традиция.

 

«В действительности прошлое сохраняется само собою, автоматически… Мозговой механизм для того и создан, чтобы оттеснять в бессознательное почти всю совокуп­ность прошлого и вво­дит в сознание лишь то, что может осветить данную ситуацию, помочь готовящемуся действию – одним словом, привести к полезному труду»( Т.э.42)

 

Длительность.

 

Длительность- это главная категория философствования Бергсона, на которую он опи­рался в своем философствовании. «Длительность – это непрерывное развитие про­шлого, вбирающего в себя будущее и разбу­хающего по мере движения впе­ред»(Т.э.42)

«Наша личность, строящаяся в каждое мгновение из накопленного опыта, постоянно меняется. Изменяясь, она не дает возможности тому или иному состоянию когда-либо повториться в глу­бине, даже если оно на поверхности и тождественно самому себе. Вот почему длительность не­обратима. Мы не смогли бы вновь пережить ни одной частицы, ибо для этого прежде всего нужно было бы стереть воспоминание обо всем, что последовало затем. Самое большое, мы могли бы вычеркнуть это воспоминание из на­шего интеллекта, но не из нашей воли»(Т.э.43)

«Вселенная длится. Чем глубже мы постигнем природу времени, тем яснее поймем, что дли­тельность есть изобретение, создание форм, беспрерывная разработка абсолютно нового. Сис­темы, разграниченные наукой, длятся лишь потому, что они неразрывно связаны с остальною Вселенной»(47)

«Чем глубже отпечаток, накладываемый длительностью на живое существо, тем оче­виднее ор­ганизм отличается от чистого и простого механизма, по которому длитель­ность скользит не проникая в него.»(Т.э. 69)

«Реальная длительность въедается в вещи и оставляет на них отпечаток своих зубов. Если все существует во времени, то все внутреннее изменяется и одна и та же конкрет­ная реальность никогда не повторяется. Повторение допустимо, следовательно, только в абстрактном; повторяется лишь тот или иной аспект реальности, выделяемый нашими чувствами, в особен­ности же нашим интеллектом, и повторяется он именно потому, что наше действие, на которое направлено любое усилие нашего интеллекта, может совершаться только среди повторений. Так интеллект, сосредоточенный на том, что по­вторяется, занятый лишь тем, чтобы сплавить подобное с подобным, - отворачи­вается от видения времени. Он противится текучести: все, к чему он прикоснется, за­тверде­вает. Мы не мыслим реального времени, но проживаем его, ибо жизнь преодолевает границы интеллекта. Мы чувствуем нашу эволюцию и эволюцию всех ве­щей в чистой длительности, и чувство это обрисовывается вокруг собственно интеллектуаль­ного представления, как неясная дымка, исчезающая во мраке. И механицизм, и телеологизм принимают в расчет только светящееся ядро, блистающее в центре. Они забывают, что это ядро образовалось за счет остального путем сгущения и что нужно использовать все – и текучее, и уплотненное (первое даже более, чем второе),- чтобы постичь внутреннее движение жизни.»(Т.э. 77)

 

Механицизм.

 

«Вся наша вера в предметы, все наши операции с системами, которые выделяет наука, основаны на идее, что время над ними бессильно»(Т.э.45)

«Мы не можем представить себе, как возможно подвергать математическим операциям органи­ческое творчество, эволюционные явления, составляющие жизнь в собственном смысле этого слова»(Т.э.55)

«.. механистические объяснения пригодны для систем, искусственно выделяемых на­шей мыс­лью из целого. Но нельзя a priori допустить, чтобы такое же объяснение можно автоматиче­ски применить к самому целому и системам, создающимся естественным путем внутри этого це­лого и по его образу, ибо время было бы тогда бесполезным и нереальным. Действительно, суть механистических объяснений состоит в утверждении, что будущее и прошедшее исчис­ляемы как функция настоящего и что, следовательно, все дано.

Согласно этой гипотезе, прошлое, настоящее и будущее мог бы сразу увидеть сверхче­ловече­ский интеллект, способный произвести необходимые вычисления. Вот почему ученые, верившие в универсальность и полную объективность механистиче­ских объяснений, созна­тельно или бессознательно создавали подобного рода гипотезу. Уже Лаплас сформулировал её с величайшей точностью: «Если бы человеческий интел­лект мог знать в данный момент все силы, которыми одушевлена природа, и взаимное положение составляющих ее существ, и к тому же был достаточно силен, чтобы под­вергнуть эти данные анализу, он мог бы охватить од­ной формулой все движения Все­ленной – как величайших ее тел, так и легчайшего из атомов: ничего не осталось бы для него неизвестным, и будущее, как и прошлое, предстало бы его гла­зам»»(Т.э.70)

 

Телеологизм

 

«Доктрина целесообразности в ее крайней форме, какую мы обнаруживаем, например, у Лейб­ница, предполагает, что вещи и существа лишь реализуют начертанную одна­жды программу. Но если в мире нет ничего непредвиденного, ни изобретения, ни творчества, то время становится бесполезным. Как и в механистической гипотезе, здесь предполагается, что все дано. Таким образом пониаемый телеологизм является тем же механицизмом, только навыворот. Он вдохновляется тем же постулатом, с одним лишь различием: тот огонь, которым он, по его мнению, освещает наш путь, он помещает не позади нас, а впереди, по ходу движе­ния наших конечных интеллектов вдоль совер­шенно иллюзорной последовательности вещей. Импульс прошлого он заменяет притяжением будущего»(Т.э.72)

 

Теория эволюции.

 

«Фундаментальное заблуждение, которое, начиная с Аристотеля, исказило большую часть философии природы, состоит в том, что в жизни растительной, инстинктив­ной и разумной усматривают три последовательные ступени развития одной и той же тенденции, тогда как это – три расходящиеся направления одной деятельности, разделившейся в процессе своего роста.»( Т.э.151)

 

ИНТЕЛЛЕКТ И ИНСТИНКТ

 

«..нет интеллекта, в котором нельзя было бы обнаружить следов инстинкта, нет инстинкта,* ко­торый не был бы окружен интеллектом, как дымкой. Эта-то дымка ин­теллекта и была причи­ной стольких заблуждений. Из того, что инстинкт всегда более или менее разумен, и заклю­чили, что интеллект и инстинкт – вещи одного порядка, что различие между ними только в сложности и совершенстве, а главное, что одни из них может быть выражен в терминах дру­гого. В действительности же они потому лишь со­провождают друг друга, что они друг друга дополняют, и дополняют друг друга по­тому, что различны между собой, ибо то, что ин­стинктивно и в инстинкте, противопо­ложно тому, что разумно в интеллекте.»(Т.э.152)

«.. совершенный инстинкт есть способность использовать и даже создавать органи­зованные орудия; совершенный интеллект есть способность фабриковать и употреб­лять неорганизо­ванные» (Т.э.155)

«..интеллект, рассматриваемый в его исходной точке, является способностью фабриковать искусственные предметы, в частности орудия для создания орудия, и бесконечно разнообра­зить их изготовление»( Т.э.154)

«..сознание живого существа можно определить как арифметическую разность ме­жду дея­тельностью потенциальной и деятельностью реальной. Оно служит мерой разрыва представления и действия.»( Т.э.159)

 

Инструментальный характер интеллекта.

 

«Заблуждение радикального телеологизма, как, впрочем, и радикального механицизма, состоит в чрезмерно расширительном применении некоторых понятий, естественных для нашего ин­теллекта. Наша мысль изначально связана с действием. Именно по форме действия был от­лит наш интеллект. Размышление – это роскошь, тогда как действие – необходимость. Но, чтобы действовать, мы прежде всего ставим себе цель: мы состав­ляем план, затем переходим к дета­лям механизма, который должен его реализовать. Последняя операция возможна только то­гда, когда мы знаем, на что нам рассчитывать. Нужно, чтобы мы выделяли в природе те сходства, которые позволили бы нам предвос­хищать будущее. Нужно, следовательно, чтобы мы, сознательно или бессознательно, применяли закон причинности. Чем яснее при этом вырисовывается в нашем уме идея действующей причинности механи*ческой. Последнее от­ношение, в свою очередь, тем легче может быть представлено математически, чет лучше оно вы­ражает строгую необходимость. Вот почему нам достаточно только следовать склонности нашего интеллекта, чтобы стать математиками»( Т.э.75-76)

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

Литература:

1. Бергсон А. Творческая эволюция. М.,1998.

ШПЕНГЛЕР О. (1880-1936)

 

Идеи Шпенглера неоригинальны, значительно раньше идентичные идеи развивал немецкий историк Генрих Рюккерт (1823-1875), автор «Учебной книги по всемирной истории в органическом изложении, а также их развивал русский мыслитель Данилевский. Книгу же Рюккерта знали и Данилевский, и Шпенглер.

Согласно Рюккерту в современной культуре выделены четыре «культурных круга»: западно - европейский, арабский, индийский и китайский. Он выделил три ступени производства – материальный, социальный и духовный, которые вырастают друг из друга.

 

П. Сорокин в поздний период своего творчества подверг критике организмические тео­рии типа теорий О. Шпенглера, в своей работе «Социологические теории сегодня» (1966). Самой существенной ошибкой этих теорий П. Сорокин видел «.. в смешении культурных систем с социальными системами (группами), в том, что название «циви­лизация» дается существенно различным социальным группам и их общим культурам – то этническим, то религиозным, то государственным, то территориальным, то различ­ным многофакторным группам, а то даже конгломерату различных обществ с прису­щими им совокупными культурами» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестома­тия. М., 1998. С.51).

Второй важной ошибкой организмических теории состоит в том, что, по их мнению, цивилизации проходят «органический цикл» – т.е. рождение, развитие и умирание. Но, на самом деле, к цивилизациям такая схема неприемлема, ибо невозможно определить когда происходит созревание и гибель той или иной цивилизации. Если, по мнению Сорокина, считать, что умирание – это исчезновение «культурных систем», то, к примеру, от античной цивилизации остались греческий и латинский языки, огромный массив текстов, художественные формы, право. И все это служит объектом изучения и подражания в современности: «Они существуют, функционируют и оказывают на нас воздействие в гораздо большей степени, чем прошлогодний бестселлер или вчерашние увлечения и моды» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1999. С.53). Потому, по мнению П. Сорокина, нельзя считать, что культура античная исчезла, она до сих пор живет и влияет на современную жизнь, потому они «…поистине бессмертны и могут претерпевать любое количество флуктуаций в процессах транс­формации, упадка и возрождения» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестома­тия. М., 1999. С.54).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Страхов Н.Н. Взгляды Г. Рюккерта и Н. Данилевского \\ Русский вестник. 1894. №10.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.