Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 2 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ



ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

 

Историк науки Б.Г. Кузнецов пишет: «Принцип сохранения энергии был стержневой идеей но­вой научной картины мира, принадлежащей XIX веку и существенно отли­чающейся от исходных идей предыдущего столетия. Исходной идеей научной кар­тины мира, нарисованной в течение XVII-XVIII вв., была идея однородности пространства. При движении в пространстве частица сохраняет свою скорость, если с ней не взаимо­действуют другие частицы. Само по себе пространство не может действовать на дви­жущуюся частицу, в пространстве нет выделенных точек. Если час­тица, благодаря взаимодействию с другими частицами, получила некоторый импульс (т.е. подверглась в течение некоторого времени действию силы) и приобрела извест­ную скорость и соот­ветственно импульс (импульс равен произведению скорости на массу час­тицы) со­хра­няется, пока частица вновь не окажется в силовом поле. Пространство не меняет им­пульса, и лишь в взаимодействии тел могут что-либо изменить в состоянии Вселен­ной – ус­корить или замедлить движение образующих ее частиц. По­этому, зная исход­ные условия, оп­ределяющие взаимодействие частиц – их положения и скорости, можно од­нозначно предсказать все последующие состояния Вселенной.

Великой идеей, усложнившей и дополнившей указанную концепцию, была идея одно­родности времени. Однородность времени выражается в неизменности не импульса, а другой физической величины – энергии, которая пропорциональна уже не скорости, а квадрату скорости. Наиболее важная особенность энергии состоит в том, что она со­храняется, когда движущееся тело оста­навливается, т.е. при переходе к нулевой скорости тела» (Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли. М., Наука. 1968. С.207)

 

ЭРСТЕД Х.К. (1777-1851)

 

Датский физики, выявивший влияние электрического тока на магнитную стрелку.

 

ФАРАДЕЙ (1791-1867)

 

Второе начало термодинамики

 

МАЙЕР Р. (1814-1878)

 

Майер был по профессии корабельным врачом.

 

КЛАУЗИУС Р. (1882-1888)

 

Рудольф Клаузиус является одним из творцов второго закона термодинамики, высказв смысл первого ивторого законов одной фразой: «Энергия Вселенной постоянна. Энтропия Вселенной стремится к максимуму».

 

Энергетизм стал основой многих теологических спекуляций. Очень часто закон сохранения призывался для обоснования существования Бога. Это же свойственно и для второго закона. К примеру, У.Р. Инге (1860-1954) – «мрачный Отец» из церкви Св. Павла в Лондоне, утверждал, что второй закон термодинамики доказывает то, что Бог создал мир из ничего. Особо муссировалось то, что идея «тепловой смерти Вселенной» опровергает идею прогресса.

 

 

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Г.(1821-1894)

 

ЭНЕРГЕТИЗМ

 

В 1847 году Герман Гельмгольц, тогда военный хирург, прочитал в берлинском Физическом обществе статью, которая содержала математическую формулировку за­кона сохранения энер­гии. Этот закон сводил все многообразие процессов как в нежи­вой, так и в живой природе к единому принципу – принципу сохранения энергии. В ре­зультате витализму был нанесен удар, ибо отка­зывалось в наличии существованию ка­ких-либо особых, нефизических внутренних сил. Орга­низм представлялся теперь энер­гетической машиной, которую можно изучать посред­ством фи­зико-химических методов.

 

ТЕОРИЯ ИЕРОГЛИФОВ

 

ОСТВАЛЬД В. (1853-1932)

 

Вильгельм Оствальд – выдающийся немецкий физико-химик, личность выдающаяся не только науке, но и вообще в культуре конца XIX- начала XX века. Создатель философии «энерге­тизма». Крайне был увлечен этой идеей, хотя под давлением реальных открытий в науке: атом­ной природы электричества, открытия электрона, рентгеновских лучей и ра­диоактивности, - признал ошибочность своих идей. Хотя его идея о том, что не существует каких-либо «атомов» как материальных образований, а существует лишь «энергия», - не так и абсурдны, тем более, что известная формула Эйнштейна Е= mc² по сути представляет «компромисс» между атомистической (материальной) точкой зрения и энергетической. В этой формуле сохраняется возможность действительно превращения масс в чистую энергию, а современные кон­цепции строения мира во многом начинают возвращаться к «энергетизму». Но кроме этого, он был еще и выдающимся историком науки, сторонником идеи создания уни­версального языка (его вари­ант этого языка, кото­рый он первый раз представил в 1879 году, назывался – «волапюк», в от­личие от «эсперанто» - изобретения польского врача Заменгофа, который был изобретен им в 1887 году). В общем мыслитель уникальный. Но этим его деятельность не ограничивалась, что уже отмечалось, он сыграл большую роль в создании современной культурологии, он первый дал название этой науке, кото­рое потом у него перенял Л. Уайт. Он утверждал, что «… всякая жизнь, как индивиду­альная, так и социальная, состоит в том, что живое существо пользуется для своих це­лей энергией, которую оно находит в окружающей его внешней среде, преобразуя её соответствующим образом… мерилом культуры является величина полезного действия при превращении естественных форм энергии для человеческих целей» (Оствальд В. Насущная по­требность. М.,1912. С.81). все орудия труда он считает «трансформато­рами энергии», которые позволяют либо сосредоточить (типа острого края у рубила) или аккумулировать (типа массивного камня) мускульную энергию, или же «трансфор­матора», который позволяет из­влечь энергию из природы. И именно этим путем «..человек постепенно научался применению одного трансформатора энергии за дру­гим и таким образом сумел подчинить свое воле и своим целям прежде всего свою соб­ственную мускульную энергию, а затем и энергию других людей (рабов), животных, растений и, наконец, неорганические виды энергии (ветер, сокровища земли, силы воды). Обладание энергией, понимая это слово исключительно в смысле физической энергии, в смысле обобщенного понятия работы, означает господство над миром..» (Оствальд В. Насущная потребность. М.,1912. С.91-92)

Уровень прогресса культуры «.. измеряется сравнительной высотой полезного действия при превращении грубых форм энергии в ценные для человека формы..» (Ост­вальд В. Насущная по­требность. М.,1912. С.117)

Принцип сохранения энергии являлся для XIX века довольно плодотворной идеей, ко­торый произвел изменение картины мира. Как всегда на этом плодотворном прин­ципе формируются гроздья разнообразных философских спекуляций.

Вильгельм Оствальд – выдающийся немецкий физико-химик, личность выдающаяся не только науке, но и вообще в культуре конца XIX- начала XX века. Создатель филосо­фии «энерге­тизма». Крайне был увлечен этой идеей, хотя под давлением реальных от­крытий в науке: атом­ной природы электричества, открытия электрона, рентгеновских лучей и радиоактивности, - признал ошибочность своих идей. Хотя его идея о том, что не существует каких-либо «атомов» как материальных образований, а существует лишь «энергия», - не так и абсурдны, тем более, что известная формула Эйнштейна Е = mc² по сути представляет «компромисс» между атомистической (материальной) точкой зрения и энергетической. В этой формуле сохраняется возмож­ность действительно пре­вращения масс в чистую энергию. Но кроме этого, он был еще и выдающимся истори­ком науки, сторонником идеи создания универсального языка (его вари­ант этого языка, который он первый раз представил в 1879 году, назывался – «волапюк», в от­личие от «эсперанто» - изобретения польского врача За­менгофа, который был изобретен им в 1887 году). Но этим его деятельность не ограничивалась, как не удивительно, он сыграл боль­шую роль в культурологии, он пер­вый дал название этой науке, которое потом у него перенял Л. Уайт

 

Идеи синеретики в химии.

 

ЭНЕРГЕТИЗМ

 

В. Оствальд считал, что реальна в мире лишь энергия, а материя – это не носитель энергии, а форма её проявления: «Энергия есть самая общая субстанция, так как она есть то, что существует во времени и пространстве» (Оствальд В. Натурфилософия. М., 1904. С.109). В принципе эта идея в зародыше содержалась у Лейбница, который считал реальным только то, что действует. В связи с этой концепцией В. Оствальд считал, что скоро атомизм превратиться в анахронизм.

 

«Сопоставление понятия «материя» и «дух» всегда наталкивались на значительные за­труднения. Простое и естественное устранение их подчинением обоих понятий энергии кажется мне великим приобретением…» (Оствальд В. Натурфилософия. М.. 1903. С.5)

 

«Та особенность, что виды энергии, а именно энергии объема, энергии тяготения и энергии движения всегда соединены пространственно, привела к понятию материи» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.68)

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ

 

Он обращает внимание на понятие времени, отмечая, что исходной основой времени является образ нити, которую прядут парки и норны.

 

«Течение времени мы можем представить себе в двух в корне отличных друг от друга образах и символически изобразить его как колесо, или кругооборот, времени, и как поток времени» (Освальд В. Колесо жизни. Физико-химические основы процессов жизни. М., 1912. С.1)

 

«Совокупность этих многообразных течений времени и представляет собою сложное и трудное понятие единого времени, о котором мы стараемся дать себе отчет с помощью главных форм его – чисто поступательной и чисто периодической» (Освальд В. Колесо жизни. Физико-химические основы процессов жизни. М., 1912. С.6)

 

Классификация наук у Оствальда в последнем варианте 1909 года выглядит следую­щим обра­зом:

I

Основные науки. Основное понятие – ПОРЯДОК

 

1. Учение о разнообразии и логика;

2. Математика;

3. Геометрия и форономия.

 

II

Физические науки. Основное понятие –ЭНЕРГИЯ

 

1. Механика;

2. Физика;

3. Химия.

 

III

 

Биологические науки. Основное понятие – ЖИЗНЬ

 

1. Физиология;

2. Психология;

3. Культурология.

 

Философию он не рассматривает, ибо считает, что все области ее исследования распределяются между науками. Психология занимается вопросами теории познания, культуролдогия занимается вопросами этики, философии права и т.п.

 

ИСТОРИЯ НАУКИ

 

Оствальд первый поставил задачу анализа истории науки, как с точки зрения эволюции идей, так и с точки зрения её как социального института. В принципе идентичные во­просы поднимал сын О. Декандоля(1778-1841)- Альфонс Декандоль в своей работе «История науки и ученых за два века»(1806), который выяснял как влияет вероиспове­дание или стиль правления на развитие науки. Его творчество исследовал С.Р. Мику­линский (см. С.Р. Микулинский «Очерки развития историко-научной школы. (1988))

 

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

«.. приложение энергетики в ее современном развитии к различным наукам находится еще в зачаточном состоянии. Как пример того, в какой степени эта область представ­ляет девственную почву, способную при достаточной обработке приносить богатейшие плоды, я даю в заключение наст. Статьи набросок энергетического обоснования куль­туры

 

«… история культуры есть в сущности история растущего господства человека над энергией» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.73)

 

«Орудие.. можно с полным правом определить как средство, с помощью которого пер­вобытной, имеющейся в природе энергии придается желаемое свойство. Иными сло­вами, орудие есть трансформатор энергии, и оно бывает тем совершеннее, чем совершеннее оно позволяет производить эту трансформацию» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.73)

 

палка, острота – как концентрация энергии.

 

В статье «Энергетика и история культуры (1909) он пишет следующее: «Энергетика, как известно, называют то научное мировоззрение, согласно которому физическое по­нятие энергии в настоящее время наиболее полно и точно обобщает все физико-химические факты и законы» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.80)

 

«..всякая жизнь, как индивидуальность, так и социальная, состоит в том, что живое су­щество пользуется для своих целей энергией, которую оно находит в окружающей его внешней среде, преобразуя ее соответствующим образом… мерилом культуры является величина полезного действия при превращении естественных форм энергии для человеческих целей» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.88)

 

«…человек постепенно научался применению одного трансформатора энергии за дру­гими и таким образом сумел подчинить своей воле и своим целям прежде всего свою собственную мускульную энергию, а затем и энергию других людей (рабов), животных, растений и, наконец, неорганические виды энергии (ветер, сокровища земли, силы воды). Обладание энергией, понимая это слово исключительно в смысле физической энергии, в смысле обобщенного понятия работы, означает господство над миром.» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.91-92)

 

«.. культура измеряется сравнительной высотой полезного действия при паревраще­нии грубых форм энергии в ценные для человека формы..» (Оствальд В. Насущная по­требность. М., 1912. С.117)

 

«… мистика всегда является лишь переходом к новому, рациональному представлению о мире» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.138)

 

ИДЕИ СМЕРТИ ВСЕЛЕННОЙ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.