ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ НАУКИ
ДЮГЕМ П. (1861-1916)
Пьер Дюгем – французский физико-химик, историк и философ науки. Професситонально он был свзан с провинциальными университетатами Лиллля, Ренне и Бордо. Считал себя правоверным католиком, называя себя «христианским позитивистом. Но его религиозные убеждения мало были связаны с его научной деятельностью, считая, что вера и наука вещи принципально разные.
ТАННЕРИ БРЮНСВИК
МЕЙЕРСОН
КОЙРЕ А.В. (1892-1964)
Александр Владимирович Койре, выходец из России. В 1908 году учился в Гёттингене. После учебы переехал в Париж. Испытал влияние французской школы теории и истории науки, представленной именами П. Таннери, Л. Брюнсвиком, П. Дюгемом и Э. Мейерсоном. Если П. Дюэм считал, что Галилей лишь переформулировал и обобщил результаты исследований в области механики Ж. Буридана и Н. Орема, то Койре считал совершенно правомерно, что эти философы творили в совершенно иных концептуальных конфигурациях мысли, их методология анализа природных явлений была качественно иной, потому прямой преемственности между поздними оккамистами и Галилеем быть не могло. Он утверждает, что реальная история науки показывает, что: «а) научная мысль никогда не была полностью отделена от философской мысли; б) великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций; в) научная мысль- речь идет о физических науках- развивались не в вакууме; это развитие всегда происходило в рамках определенных идей, фундаментальных принципов, наделенных аксиоматической очевидностью, которые, как правило, считались принадлежащими собственно философии» (Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985 с.14-15) Сутью научной революции XVII века он видит в следующих пунктах: «а) развенчание космоса, т.е. замена иерархически упорядоченного мира Аристотеля и средних веков бесконечной Вселенной, связанной в единое целое благодаря идентичности своих элементов и единообразию своих законов; б) геометризация пространства, т.е. замещение конкретного пространства (совокупности «мест») Аристотеля абстрактным пространством евклидовой геометрии, которое, отныне рассматривается как реальное» (с.16) Он считает, что современная наука вообще возникла в результате борьбы с аристотелевской наукой, которую исповедовала схоластика. Научную революцию XVII века он называет «реваншем Платона», или точнее следствие «союза Платона с Демокритом».
ЛИТЕРАТУРА: 1. Родный Н.И., Соловьев Ю.И. Вильгельм Оствальд. 1853-1932. Наука. 1969. 2. Оствальд В. Насущная необходимость. М.,1912 (94859, 165676). 3. Оствальд В. Натурфилософия. М.,1903. 9143286, 165663, 143287, 143288). 4. Оствальд В. Энергия и её превращения \\ Русское богатство. 1888. №7. 5. Оствальд В. Основные начала теоретической химии. М. 1891. 6. Оствальд В. Великие люди. СПб. 1910. 7. Оствальд В. Организация и организаторы. М., 1912. 8. Оствальд В. Эволюция основных проблем химии. М., 1909. 9. Оствальд в. Несостоятельность научного материализма. Рига. 1896. 10. Оствальд В. Международный язык. М. 1908. 11. Свадост Э. как возникает всеобщий язык? М. 1988. 12. Оствальд В.Учение об энергии. Спб.,1891. 13. Освальд В. Колесо жизни. Физико-химические основы процессов жизни. М., 1912. (128243, 12670). 14. Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной школы. М., 1988.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|