ВЫСШИЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
«Мистическое и пра-логическое мышление начнет развиваться только тогда, когда* первоначальные синтезы, предассоциации коллективных представлений мало-помалу распадутся и разложатся, другими словами, когда опыт и требования логики одержат верх над законом партиципации. Только тогда, подчиняясь этим требованиям, мысль в собственном смысле слова начнет дифференцироваться, освобождаться, быть самой собой. Только тогда станут возможными мало-мальски сложные интеллектуальные операции. Логический механицизм, которому постепенно подчиняется прогрессирующее мышление, является одновременно необходимым условием свободы этого мышления и столь же необходимым орудием прогресса» (С.90-91).
«Мы говорим, как и думаем, понятиями. Для первобытных людей слова, особенно те, которые выражают коллективные представления, воспроизведенные в мифах, - мистические реальности, из которых кадая определяет некое силовое поле. Простое слушание мифа с эмоциональной точки зрения совершенно иная вещь для них, чем для нас. То, что они слышат, пробуждает в них множество настроений, которые уже не существуют для нас» (С.355).
«Мистические элементы, окутывающие положительное содержание мифа, - вот что целиком захватывает человека, поглощает его внимание, порождает эмоции. Лишь эти элементы придают мифу ценность, социальное значение и, я бы даже сказал, силу» (С.356).
«…мифы для первобытного мышления – одновременно и выражения солидарности социальной группы с самим собой во времени и с группами окружающих существ, а также средств поддержания и оживления чувства этой солидарности» (С.357).
«… по мере того, как партиципации начинают ощущаться менее непосредственно, коллективные представления все больше приближаются к тому, что мы называем представлением в собственном смысле слова., интеллектуальный познавательный элемент занимает в них все больше и больше места. Он стремится освободиться от эмоциональных и моторных элементов, которыми первоначально был окутан, и таким образом дистанцируется от них» (С.361). Высшие формы мышления производны от первобытных представлений. Но Леви-Брюль предостерегает от того, чтобы эти понятия начали играть такой же характер как эти «коллективные представления». Сознание за это дорого расплачивается, «…когда приучается рассматривать концептуальные представления и ассоциации, очень далекие от действительности, как адекватные последней «Китайская наука представляет собой памятный пример этой приостановки развития. Она породила необозримые энциклопедии, содержащие астрономические, физические, химические, физиологические, патологические, терапевтические и т.д. понятия.» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. 1994. С.366).
«Индия знала формы умственной деятельности, наиболее близкие к нашим. Она имела своих грамматиков, алгебраистов, логиков и метафизиков. Почему же, однако, она не создала ничего похожего на наши естественные науки? Несомненно потому, между прочим, что и здесь также понятия сохранили в общем значительную долю мистических элементов, имевшихся в коллективных представлениях, от которых понятия произошли, а также потому, что они одновременно с этим закостенели. Понятия, таким образом, сделались не поддающимися дальнейшей эволюции, которая могла бы мало-помалу освободить их от мистических элементов, как это удачно произошло у греков» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. 1994. С.367).
«Но ведь потребность в сопричастности остается безусловно даже в наших обществах более властной и интенсивной, чем потребность в познании или в сообразовании с требованиями логической дисциплины» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. 1994. С.370).
«Разумение в собственном смысле стремится к логическому единству, оно провозглашает необходимость такого единства. В действительности, однако, наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна: пра-логический и мистический элементы сосуществуют с логическим. С одной стороны, логическая дисциплина стремится навязать себя всему, что представляется и мыслится. С другой стороны, коллективные представления социальной группы, даже когда они носят * чисто пра-логический и мистический характер, стремятся сохраняться возможно дольше, подобно религиозным, политическим и т.д. институтам, выражением которых, а в другом смысле, и основанием которых они являются. Отсюда и проистекают конфликты мышления, столь же трагические, как и конфликты совести. Источником этих конфликтов является борьба между коллективными привычками, более древними и более новыми, разнонаправленными, которые также оспаривают друг у друга руководство сознанием, как различные по своему происхождению требования морали раздирают совесть. Именно этим, несомненно, и следовало бы объяснить мнимые битвы разума с самим собой, а также то, что есть реального в антиномиях разума. И если только верно, что наша умственная деятельность является одновременно логической и пра-логической, то история религиозных догматов и философских систем может впредь озариться новым светом» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. 1994. С.371-372).
«Прогресс отвлеченной, оперирующей понятиями мысли сопровождается убылью описательного материала, когда она была более конкретной» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. 1994. С.139) «Там, где развилось и утвердилось мышление понятиями, интеллектуальные элементы стали занимать со временем все более важное место в представлениях, относящихся к сверхъестественному миру. Так появились целые цветники верований, дававшие часто плоды в виде догм. Однако аффективная категория сверхъестественного продолжает сохраняться и здесь. Эмоциональная основа этих представлений никогда не оказывается элиминированным целым. Прикрытая, завуалированная, преображенная, она все же всегда различима» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. 1994. С.388).
«Мистическое значение и свойства слов в качестве именно слов выявляются, наконец, в крайне распространенном обычае употреблять в магических и даже обрядовых и религиозных церемониях песнопение и формулы, смысл которых утерян для слушающих, а иногда и для произносящих. Для того чтобы эти песнопения и формулы считались действенными, достаточно, чтобы они передавались преданием на священном языке» (С.142).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|